«Мы гордимся своим кадровым составом»

Академик РАН Александр Сёмин:

Директор Института мировой экономики УГГУ академик РАН Александр Сёмин дал интервью члену Союза журналистов России Яну Хуторянскому.

Тяжела ли академическая шапочка?

Александръ: Александр Николаевич, каковы были Ваши первые ощущения в звании академика РАН, получившего почти 90% голосов?
Александр Сёмин: Не скрою, с одной стороны, – некое удовлетворение результатом, а с другой – понимание того, что я взвалил на себя ещё дополнительный груз ответственности.
А-ръ: А тяжела ли, образно говоря, академическая шапочка с кисточкой?
А.С.: Звание академика РАН обязывает ко многому. Он должен не «почивать на лаврах», а продолжать заниматься поиском новых неординарных решений в той отрасли науки, которую представляет; развивать научные школы; обогащать науку приращением нового знания; пропагандировать высокоэффективные научные достижения.
Хотя я и занимаюсь этим многие годы, но в настоящее время ощущаю какой-то новый душевный подъём и стремление к активной научной деятельности.
А-ръ: Перефразируя слова известной песни геологов, спрошу: далёк ли и долог был путь к званию академика?
А.С.: Как и у всякого геолога-исследователя, путь к вершине был и далёк, и долог. Хотя как об этом судить? В 39 лет – доктор экономических наук, в 46 – заслуженный экономист РФ, в 51 год – член-корреспондент, в 55 лет – заслуженный деятель науки РФ, в 61 – академик РАН.

Стратегическая необходимость

А-ръ: Мы беседуем с Вами в рамках Уральской горнопромышленной декады, которая уже на старте уверенно заявила о себе в образовательной сфере России. Старейший вуз региона – УГГУ – стал источником молодых перспективных идей и предложений. Это надёжный фундамент качественной подготовки специалистов, научных и педагогических кадров на уровне мировых квалификаций. С какими достижениями подошёл к декаде коллектив Института мировой экономики?
А.С.: Прежде, чем о них говорить, напомню, что это структурное подразделение университета создано всего четыре года назад. Открытие Института мировой экономики в нашем университете – это процесс объективный и закономерный. Горнодобывающая промышленность по-прежнему является одной из ведущих отраслей глобальной экономики.
А-ръ: Какое место в мире занимает эта отрасль по уровню капитализации?
А.С.: По данным зарубежных экспертов, теперь пятое, вслед за банковским сектором, нефтегазовой, фармацевтической и компьютерной промышленностью.
А-ръ: Впечатляет и подтверждает свое­временность открытия Института мировой экономики именно в горном университете. Это прямой ответ на вызов времени.
А.С.: И поэтому сегодня как никогда актуальными являются знания, умения и навыки взаимодействия специалистов с хозяйствующими субъектами стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере внешнеэкономической деятельности, международной торговли, обмена инновациями, образовательного бизнеса, маркетинговых коммуникаций, международного менеджмента и др.
А-ръ: В открытии Института мировой экономики видится и стратегическая необходимость.
А.С.: Это связано со вступлением России в ВТО. Стране и горнозаводскому Уралу не хватает специалистов, в полной мере способных к проведению адаптации отраслей и производств для работы в новых условиях. Подчеркну: в условиях жёсткой конкуренции и соблюдения норм и правил Всемирной торговой организации. Всё это, безусловно, актуализирует решение ректора нашего университета Николая Петровича Косарева о создании такого института.

Испытано временем

А-ръ: Вуз известен тесным сотрудничеством с промышленностью региона и страны. Как эта испытанная временем традиция продолжается в работе Института мировой экономики?
А.С.: Традиции не только сохраняются, но и приумножаются. Сегодня к нашим стратегическим партнёрам горнодобывающей и горно-металлургической промышленности следует добавить банки, торговые сети, страховые компании, предприятия агропромышленного комплекса, сервисные структуры, а также некоммерческие организации. Более конкретное перечисление заняло бы всё время интервью.
А-ръ: Каков, на Ваш взгляд, научный потенциал высшей школы?
А.С.: Если говорить о потенциале высшей школы на уровне страны, то он огромен. Известное высказывание «Кадры решают всё!» ещё рано относить к идеологическому антиквариату.
Педагоги и исследователи – основа научного потенциала высшей школы. Вот и наш Институт мировой экономики гордится своим кадровым составом: 20 докторов, 75 кандидатов наук, пять почётных работников высшего профессионального образования РФ.
В коллективе активно трудятся два заслуженных деятеля науки Российской Федерации и почётный работник науки и техники РФ. Свой научный и научно-педагогический опыт они передают молодым исследователям, аспирантам, магистрантам и студентам.
О профессионализме сотрудников института можно судить не только по успешным защитам диссертационных работ наших аспирантов и докторантов, но и что, особенно важно, по успехам наших студентов.
Судите сами, команда студентов и магистрантов «Наутилус» стала победителем Международного кейс-чемпионата Сase-In в лиге «Горное дело» в Москве. Капитан команды – магистрант, помощник директора Института мировой экономики Альберт Исмагилов.
Сравнительно недавно семь студентов института приняли активное участие в конкурсе «Бюджет для граждан», проводимом администрацией города Екатеринбурга. Лучшей в номинации «Популярный словарь бюджетных терминов» жюри признало работу студентки второго курса Екатерины Нелоговой. Список успехов можно было бы ещё долго продолжать.

Признанный экспортёр

А-ръ: Следующий вопрос адресую Вам как учёному с большим стажем руководящей работы в сфере образования. Какова роль высшей школы сегодня?
А.С.: В настоящее время она переживает не лучшие времена. Проводимая реформа пока не дала ожидаемых результатов, адаптация к нововведениям ещё не закончилась. Вместе с тем большинство выпускников высших учебных заведений востребованы в различных секторах экономики.
А-ръ: Сегодня мне как профессиональному журналисту бывает стыдно за коллег, которые не видят в нашей жизни ничего позитивного. «Гонят чернуху» о стране, где живут.
А.С.: И это в то время, когда Россия продолжает оставаться крупным экспортёром. Причём основу нашего экспорта в страны дальнего зарубежья составляют топливно-энергетические товары. Их удельный вес в структуре экспорта составляет более 70%. На 18,8% возросли физические объёмы поставок каменного угля, экспорта жидкого топлива – на 3,5%. Россия занимает первое место среди основных горнодобывающих стран по количеству видов добываемых минеральных продуктов (48 видов), опережая Китай, США, Австралию и Бразилию. Российская Федерация – всемирно признанный экспортёр каменного угля и железной руды.

Резонансное событие

А-ръ: Александр Николаевич, Уральская горнопромышленная декада – событие резонансное, привлекающее представителей разных регионов. Из уважения к ним представьте, пожалуйста, Институт мировой экономики поподробнее. Какова его структура?
А.С.: В состав института вошли два факультета: инженерно-экономический и мировой экономики и бизнеса. В этом, новом для университета, факультете функционируют кафедры мировой экономики, бухгалтерского учёта и аудита, стратегического и производственного менеджмента, финансов и кредита, антикризисного управления и оценочной деятельности, управления персоналом, а также кафедра теологии.
В качестве научных лабораторий и образовательных центров приступили к научным изысканиям центры стратегических исследований и мировой конъюнктуры; коммерциализации интеллектуальной собственности и внедрения инновационных технологий; международных проблем продовольственной безопасности и развития сельских территорий. Научную и образовательную деятельность в институте осуществляют 144 сотрудника.
А-ръ: По каким направлениям и профилям ведётся подготовка студентов на факультете мировой экономики и бизнеса?
А.С.: Факультет реализует образовательные программы по трём направлениям: экономика, менеджмент, управление персоналом. Учёным советом университета утверждены пять учебных планов, согласно которым ведётся подготовка по таким профилям, как бухгалтерский учёт, анализ и аудит; финансовый менеджмент; международный менеджмент; мировая экономика; антикризисное управление.
А-ръ: А правда, что решается вопрос о так называемых двойных дипломах?
А.С.: Речь идёт о том, что студенты, обучающиеся на инженерных специальностях, в дальнейшем смогут получить второе высшее образование в нашем Институте мировой экономики. Завершившему обучение присваивается квалификация (степень) бакалавра.

Интеллектуальные технологии

А-ръ: Изучение каких дисциплин преду­смотрено в программах?
А.С.: Студенты института изучают целый комплекс дисциплин, связанных с современной экономикой, эффективным менеджментом и международным маркетингом. Имеются в виду «интеллектуальные технологии в менеджменте», «учёт и анализ», «бизнес-планирование», «инвестиционный анализ», «финансовый менеджмент», «управление человеческими ресурсами».
Далее – «стратегический менеджмент», «деньги, кредит, банки», «мировая экономика и международные экономические отношения», «экономическая информатика», «корпоративные финансы», «управление финансовыми рисками»…
А-ръ: Ну прямо к сегодняшней ситуации…
А.С.: Стараемся. Продолжу этот ряд: «инвестирование», «аудит», «международные стандарты учёта и финансовой отчётности», «антикризисное управление предприятием», «управление предпринимательским проектом», «рынок ценных бумаг» и другие дисциплины. В среднем каждый профиль подготовки включает около 4000 часов аудиторных занятий.
А-ръ: Простите, в этом месте так и хочется съёрничать, перефразировать строку известной песни… «О бедном студенте замолвите слово…»
А.С.: Однако какой на них спрос! Наши выпускники востребованы на предприятиях горной, нефтегазовой и металлургической промышленности. В органах государственной и исполнительной власти. В банках, страховых компаниях, в таможенных и налоговых службах. На предприятиях оптовой и розничной торговли. В экономических и финансовых службах предприятий и организаций всех форм собственности.
А-ръ: А каковы перспективы быстрого перемещения выпускников по карьерной лестнице?
А.С.: Самые реальные. Стадии следующие: технический исполнитель, помощник менеджера, менеджер, руководитель, ведущий специалист, руководитель проекта, начальник отдела, руководитель департамента, вице-президент компании, президент компании.
Таковы возможности и перспективы наших питомцев. Уместно сказать, что по результатам 2016 года за особые заслуги в учебной и научной деятельности два студента института удостоены стипендии Президента РФ, два – Правительства РФ, шесть – губернатора Свердловской области.
А-ръ: Ваши пожелания коллегам, сверст­никам?
А.С.: Больше оптимизма, новых творческих удач и хорошего настроения!

Из жизни академика

1.
А-ръ: По-моему, сегодня о «звёздах» шоу-бизнеса известно больше, чем о жизни академиков.
А.С.: Я бы этого не сказал. После избрания в академию чиновников и детей ряда известных учёных в октябре 2016 года ситуация коренным образом изменилась. Сайты Интернета запестрели информацией, изложенной в различных жанрах, – открытое письмо, интервью, очерк, фоторепортаж. Только ленивый не ругал академию. А недавние «выборы» президента РАН (20 марта 2017 г.) просто взорвали Интернет!
А если говорить о том, широко ли известны научные достижения и творческая жизнь академиков, то с Вами нельзя не согласиться.

2.
А-ръ: Библиография Ваших научных работ занимает 155 страниц. Вспомните самую памятную историю, связанную с одной из них.
А.С.: В 1996 году вышла моя монография «Наука выживать», посвящённая проблемам адаптации предприятий и организаций реального сектора экономики к рыночным условиям хозяйствования. Наряду с теоретическими аспектами, в ней даны конкретные научно-практические рекомендации и предложена серия бизнес-проектов. В тот период моя позиция по ряду проблем, касающихся государственного регулирования и государственной поддержки малого и среднего бизнеса, была воспринята органами, курирующими высшую школу, отрицательно. Книгу хотели изъять из библиотек, но этого не произошло. Дальнейшее развитие экономики страны подтвердило правильность прогнозных расчётов и предложенного организационно-экономического механизма.
А-ръ: В Дни российской науки я не раз рассказывал на «Радио «Маяк» о Вас как о создателе научной школы. Ваши учебники знают в университетах Монголии, Венгрии, Германии, где читаются курсы лекций по экономике и менеджменту.
А.С.: Можно этот ряд продолжить. В трудах Токийского технического университета – материал о научных достижениях в области кооперации. Монография о проблемах мотивации и оплаты труда хранится в библиотеке Конгресса США.

3.
А-ръ: Когда Вы поняли, что состоялись в профессии?
А.С.: Когда осуществился первый выпуск студентов, которых я подготовил в «чине» старшего преподавателя.
А-ръ: Кого Вы считаете своим наставником?
А.С.: В студенческую и аспирантскую пору у меня были два наставника. Это профессор А.Ф. Новосёлов и профессор Н.Н. Филиппов. К сожалению, их уже нет на свете.

4.
А-ръ: О чём первая научная работа и та, над которой работаете сейчас?
А.С.: Первой научной работой (так считал мой классный руководитель) стал написанный мной ещё в 9-м классе и защищённый на многих конкурсах и олимпиадах реферат «СЭВ и экономическая интеграция социалистических стран». Гораздо позднее на темы интеграции под моим научным руководством уже защищались кандидатские диссертации. В настоящее время работаю над проблемами кластерной экономики.

5.
А-ръ: Каковы Ваши критерии подбора команды?
А.С.: Высокий профессионализм, чёткое представление об общекомандных целях и задачах, перспективах развития. Каждый член команды имеет личную заинтересованность в достижении командных целей. Информация внутри команды передаётся без затруднений и искажений. Чётко опредёленная сфера ответственности каждого члена команды.
А-ръ: Что труднее – делать самому или руководить?
А.С.: Считаю, что руководить сложнее.

6.
А-ръ: Чему самому главному научила Вас жизнь?
А.С.: Терпению и стойкости.
А-ръ: Какие детские впечатления оставили у Вас в душе неизгладимый след?
А.С.: Доброта моей бабушки Соломониды Фёдоровны Базаровой (1887 г.р.) по отношению к окружавшим её людям.

7.
А-ръ: Что для Вас главное в жизни?
А.С.: Крепкая семья и увлекательная работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.