Русская деревня в зеркале советского кино

Вражьи тропы
Вражьи тропы

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – эти слова классика в свое время висели в каждом кинотеатре. И он был прав. По массовости и эффективности воздействия на людей кино было вне конкуренции. Чтобы смотреть кино не нужно даже быть грамотным, как в случае книг или газет. Воздействие идет одновременно на зрение и на слух. Театр есть далеко не в каждом городе, и он дает один, ну два спектакля и не каждый день. Кинотеатр и не один, был в каждом районе городов, райцентрах. Несколько сеансов ежедневно. Кино «крутили» в клубах, домах культуры, работали «кинопередвижки».

Не будем забывать, что цена билета в кино была в разы ниже цены билета в театр. Добавим сюда получившее распространение во второй половине ХХ века телевидение, когда при трансляции «17 мгновений весны», «Тени исчезают в полдень», «Место встречи изменить нельзя» улицы пустели. Что получается: По массовости, доступности, доходчивости кино оставляло далеко позади все виды искусств и средств массовой информации. Добавим сюда еще один любопытный эффект: Показанное на экране воспринимается как некое обобщение, что везде по стране так, а И естественно, в кино нашло свое отражение село с его проблемами и государственными установками.

Начало 1930-х. Только-только завершилась коллективизация. Как она проходила – предмет особого разговора, но государству было необходимо показать успехи коллективизации, популярность колхозов. Фильм «Вражьи тропы» режиссеров Преображенской и Правова, вышедший на экраны в 1935-м году как раз показывает успехи колхозного строя, борьбу с вражескими элементами и массовое вступление крестьян в колхоз. Но самое главное, показанное в фильме – это трансформация сознания середняка от единоличного к общественному. Эту трансформацию переживало огромное количество крестьян по всей нашей тогда в основном крестьянской стране.

Трактористы
Трактористы

Третье десятилетие прошлого века было временем горячим. Строилась страна, строились заводы, сельское хозяйство насыщалось техникой, но дело шло к войне и руководство страны это понимало. И вот в начале 1939-го на экраны выходит фильм «Трактористы» режиссера Ивана Пырьева. Это одна из визитных карточек советского кинематографа. Песни из неё стали народными. Многие слова и поговорки вроде «а я и растерялси …» ушли в разговорную речь. На экране тяжелые гусеничные тракторы ЧТЗ, что недавно стали поступать в народное хозяйство, перевыполняют нормы.

А еще идут мобилизационные мероприятия общесоюзного масштаба: готовится резерв механиков-водителей танков, готовятся женские тракторные бригады для замены ушедших в армию мужчин. Ну и думаю, у многих мальчишек замирало сердце при виде как танк БТ-5 преодолевает препятствия, форсирует водные преграды. «Танк – это мощно, танк – это красиво!» – практически открыто говорят нам с экрана.
Грянула война. Миллионы ушли на фронт. Тысячи ушли в партизаны. И здесь кино не осталось в стороне. Фильмы «Секретарь райкома» Ивана Пырьева, «Она защищает Родину» Фридриха Эрмлера мобилизовывали, завали в бой, к отмщению; вселяли надежду, веру в Победу.

Она защищает Родину
Она защищает Родину

В наше гуманное время слова Константина Симонова кому-то могут «резануть слух»:

«Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.»

Но в то время вопрос стоял именно так: Или мы их, или они нас. Третьего не дано.
И это был девиз не только поэзии и кинематографа, но и всего советского искусства Великой Отечественной войны.
Отгремели бои, наступил мир. Пришло время восстанавливать и отстраивать.
И на экран вышли другие картины. От них веяло оптимизмом, изобилием, достатком, мирным трудом. Первое, что приходит на ум, это конечно же «Кубанские казаки». В хрущевские и более поздние времена говорили, что это кино-сказка, смаковали муляжи овощей и фруктов на ярмарке. Однако сами создатели фильма утверждали, что когда снимали фильм в колхозе-миллионере «Кавказ», то действительность была приукрашена совсем немного.

С другой стороны, проблем и тревог людям и в жизни хватало. Зачем они еще и в кино? Справедливости ради отметим, что помимо «Кубанских казаков» были и другие фильмы. Может быть менее известные, но не менее яркие и интересные. Например, фильм «Новый дом», снятый в 1947-м году на студии «Беларусьфильм» и где блеснули своим талантом Николай Черкасов, Лидия Смирнова, Евгений Самойлов.

Кубанские казаки
Кубанские казаки

Вторая половина 1960-х прошла в нашей стране под знаком ХХ съезда и связанными с ними потрясениями в нашем обществе. В первую очередь в сознании людей. И это отразилось в кинематографе. На экране стали поднимать темы, которые до этого официально или неофициально считались запретными. Как жилось людям на оккупированной гитлеровцами территории жестко поднято в фильме «Бабье царство» режиссера Алексея Салтыкова, снятом в 1961-м году. Как выживала и жила потом изнасилованная, в том числе буквально, российская деревня? Как потом жили люди со всем произошедшим? Как относились друг к другу? Другая тема, приподнятая в фильме – предательство. Возможно ли из-за личной обиды пойти на службу к врагам Родины?

Жизнь побеждает всегда. Эти слова можно смело считать девизом фильма «Председатель», также снятым Алексеем Салтыковым. Однорукий инвалид Егор Трубников поднимает колхоз. Да что там Егор Трубников. Вся страна была таким инвалидом и поднялась. Однако и там были подняты темы, волновавшие умы людей. Оказывается, достижения могут быть «дутыми», НКВД может быть неправым, а в тюрьме сидеть не только преступники. Там же, правда несколько вскользь, приподнимается тема жизни под оккупацией.

В семидесятые был пройден важный рубеж. Городское население превысило сельское. Деревни начали пустеть. Что делать? И последовал заказ на привлечение людей в деревню. Фильм «Здравствуйте, доктор.», снятый в 1974-м году режиссером Василием Левиным, буквально напрямую это говорит. А еще в нем столичный перспективный хирург в исполнении одного из ярчайших актеров советского кинематографа Василия Ланового принимает решение переехать на работу в сельскую больницу. Привлекает его сердечность сельских нравов и действительная нужность людям.

Здравствуйте, доктор!
Здравствуйте, доктор!

Тоже о сельском враче рассказывает картина «Жил был доктор» (1984-й год, режиссер Вячеслав Сироткин). Это уже сельский врач 80-х. Замотанный, задерганный, с семейными неурядицами, низкой зарплатой. Это уже отражение предперестроечных веяний, когда советские люди начали размышлять над окружающей действительностью и не всегда оптимистично. В том же духе, но еще жестче, снят в 1986-м году фильм «Первый парень». Там остро ставится проблема разваливающегося сельского хозяйства.

Несколько особняком стоят многосерийные фильмы – колхозные саги «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», оба снятые по одноименным романам Анатолия Иванова. Они дают целый срез советской эпохи. Выводят на экран интереснейшие образы самых различных людей – наших соотечественников, переживших вместе со страной революцию, коллективизацию, Войну и послевоенное восстановление. Сейчас можно спорить об их идеологическом содержании, но бесспорно главное: оптимизм и любовь к Земле. Не зря в свое время они собирали миллионы перед экранами телевизоров.

В ХХ веке наша страна пережила много всего: радостного, трагического, смешного. Вместе со страной жила деревня, вместе со всеми делила радости и горести. И всё это нашло отражение в «важнейшем из искусств». Стоит посмотреть советские фильмы о селе. Вместе с героями поразмыслить о жизни. Жизнь-то ведь продолжается.

Андрей БОЛДЫРЕВ,
эксперт Изборского клуба «Урал»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.