Святая земля

На Светлой седмице по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа паломников Мичуринской епархии, возглавляемая епископом Мичуринским и Моршанским Гермогеном, совершила путешествие на Святую землю.
В этой группе посчастливилось быть и мне. Представляю вниманию читателей дневник паломника.

День первый

Добрались непросто. Представители Таможенного контроля отнеслись к нам очень внимательно, задавали много разнообразных вопросов. А вдруг мы шпионы?! Но, слава Богу, дорога позади.
Утром в день приезда посетили Греческую патриархию, где состоялся приём у Иерусалимского патриарха Феофила III.
Его Блаженство приветствовал паломников, поздравив всех прибывших на приём с Пасхой Христовой. Говорил он, как и ожидалось, на греческом языке, нам же переводчик излагал слова патриарха, однако открытость и простота Блаженнейшего Владыки поразили. Светящиеся добротой и любовью ко всему миру глаза удивительны. Среди постоянной суетности нашей жизни редко где можно встретить такое лицо.
В завершение встречи патриарх Феофил вручил всем паломникам подарки. Епископы получили перламутровые панагии и кресты, духовенство – подобные наперсные кресты, а остальные паломники в благословение от патриарха приняли иконы Иерусалимской Божией Матери.
Преосвященнейший Гермоген, возглавлявший нашу делегацию, в свою очередь, преподнёс Его Блаженству расписное пасхальное яйцо, на котором с двух сторон изображены кафедральные соборы Мичуринской епархии – Боголюбский Мичуринска и Троицкий Моршанска.
Получив благословение патриарха Феофила, мы отправились на пешую экскурсию по Иерусалиму.
Город уже по пути в патриархию показался шумным, бурлящим жизнью. Кажется, на какую улочку ни сверни, окажешься возле какой-нибудь торговой лавки. А продают здесь всё, начиная от крестов и икон, украшений и одежды и заканчивая камнями и землёй.
Но возвращаюсь к нашему паломничеству. Шествие по святому городу началось с «овчей купели» (Вифезды), где, как известно из Евангелия от Иоанна (Ин. 5: 1–16), Спаситель совершил исцеление расслабленного, носимого на одре. Вода из купальни Вифезды считалась чудодейственной: когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». В Евангелии говорится, что при купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью долгие годы и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Спаситель сказал ему: «возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошёл.

Затем мы поклонились месту Рождества Пресвятой Богородицы и посетили Преторию – темницу, где был заточён Иисус Христос. Темница – необыкновенный памятник изобретательности тюремщиков. Помещения, где содержались заключённые, ниже земли и полностью находятся в толще скалы. Делать подкоп или пытаться разрушить стену совершенно бесполезно. Бежать из такой темницы, не прибегая к заговору со стражей, практически невозможно.

Из Претории с пением молитвы «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» мы прошли по Крестному пути Спасителя. Вероятно, что обстановка вокруг и в те, евангельские, времена была похожей. Народ, собственно говоря, привыкший к регулярным казням, по большей части занимался своими делами. Спешили сделать покупки, разыскивали своих знакомых, искали дорогу, ведь к празднику Пасхи в Иерусалим стекалось множество неместного населения. Повели очередного заключённого. Но какое мне дело до него, если я, например, в чужом городе отбился от родных, с которыми мы прибыли отметить праздник? Конечно же, никакого! Или если мне плохо, я беден, меня все унижают, я не могу ответить обществу, но могу плюнуть или бросить камень в арестанта. За это меня никто не осудит, а может, даже и, наоборот, одобрительно похлопают по плечу.
Молитва отрешает нас от суеты мира, но мир всегда вокруг нас. И дорога по Крестному пути ярко показывает положение вещей. Народ снуёт, торопится, галдит. И до людей, идущих с крестами в руках, кажется, никому нет дела. Но это только кажется.
По узкой улочке навстречу нам шёл какой-то человек, в руках у него целая дюжина щёток и мётел. Заметив нас, он, кажется, специально перехватил одним движением щётки так, чтобы они растопырились как можно шире. При этом человек как шёл ровно посередине улочки, так и продолжал идти.
А оказавшись в центре нашей делегации, ещё и начал вертеться в разные стороны, делая вид, что он кого-то высматривает вокруг.
А чуть дальше другой мужчина оглушительно громко и протяжно запел что-то на арабском, чтобы заглушить наше тихое пение, которое, по-видимому, ему показалось оскорбительным.
Завершается Крестный путь Голгофой – горой, где был распят Иисус Христос. В евангельское время, конечно, это место находилось за чертой города, однако в наши дни это чуть ли не центр так называемого старого Иерусалима. Сегодня Голгофа находится под сводами храма Воскресения Христова (или как чаще его называют – храма Гроба Господня).
Затем мы спустились в часовню Адама, которая расположена на нижнем уровне храма Гроба Господня, непосредственно под алтарём Распятия. В ней за стеклом видна расщелина, идущая сверху от места Распятия. По преданию, здесь был погребён прародитель человеческого рода Адам. Когда кровь Иисуса Христа пролилась на скалу после удара копьём Лонгина-сотника, скала треснула, а кровь Спасителя, потёкшая по скале, попав на останки Адама, смыла с человечества грехи, открывая дорогу к вечной жизни.
Приложились мы и к Гробу Господню, и Камню помазания.
Камень помазания – древнейшая христианская святыня, лежит у подножия Голгофы, прямо напротив входа в храм Воскресения Господня. На этом Камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное тело Иисуса было подготовлено для погребения и помазано миром. Два последователя Христа – Иосиф Аримафейский, бывший членом Синедриона, и Никодим – сняв тело Иисуса Назарянина с Креста, положили Его и провели обряд миропомазания, перед тем как положить в гробницу, принадлежавшую Иосифу, известную теперь как Гроб Господень.


Гроб Господень – поистине главная святыня христианского мира. Гробница в скале. В этой гробнице, как мы знаем из Евангелия, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

День второй

Во второй день путешествия мы посетили Горненский женский монастырь Русской духовной миссии, где состоялось празднование Целования, то есть встречи Пречистой Девы Марии со святой праведной Елисаветой. В этот день в соборе Всех святых, в земле Русской просиявших, праздничную Божественную литургию совершил митрополит Капитолиадский Исихий, которому сослужили епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, духовенство нашей епархии и представители Русской духовной миссии. Богослужение завершилось пасхальным крестным ходом.

Далее паломничество продолжилось на горе Елеон. Здесь мы полюбовались панорамой Иерусалима, а затем помолились на месте Вознесения Спасителя.
Открыли для себя мы и Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Здесь духовенством была возглашена «Вечная память» на месте упокоения архимандрита Антонина (Капустина), много потрудившегося во славу Русской православной церкви и во благоустроение Русской духовной миссии на Святой земле. В одном из храмов обители мы поклонились месту Второго и Третьего обретения честной главы Иоанна Предтечи и поднялись на колокольню-свечу, которая считается самой высокой точкой Иерусалима. Вид с колокольни потрясает. Видны окрестности Иерусалима, холмы, города, пустыня. На вершине колокольни невольно понимаешь, насколько человек физически мелок.
У подножия западного склона Елеонской горы посетили Гефсиманию. Гефсиманский сад традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут очень древние оливы, возраст которых превышает 2000 лет.
Гефсимания также известна как место погребения Пресвятой Богородицы. В храме Успения паломники вознесли молитвы у Гробницы Божией Матери.
Затем мы смогли поклониться мощам великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в русском женском монастыре Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В завершение дня нас ждало путешествие на Сион. Здесь посетили место, где, по преданию, находилась горница Тайной Вечери.

День третий

В третий день мы отправились в Вифлеем, где посетили храм Рождества Христова и поклонились месту Рождества Спасителя и Его яслям.
Позже нами была посещена Иудейская пустыня. В монастыре Святого преподобного Феодосия Великого помолились у места его погребения, а также у мест погребения других святых угодников Божиих. А в лавре святого праведного Саввы Освященного мужчины приложились к мощам Саввы Освященного, а женщины, которых по благочестивой традиции в обитель не пускают, молились у стен монастыря.


Кроме святынь, Иудейская пустыня поразила нас своими «жаркими объятьями». В лавре Саввы Освященного мы в теневом углу увидели градусник. Он показывал +38 °C. И это ранняя весна! Летом здесь значительно «теплее».
Далее мы посетили подворье Русской духовной миссии в Хевроне, где поклонились Мамврийскому дубу, под которым, согласно библейской истории, Авраам принимал Святую Троицу.
Затем мы вернулись в Иерусалим, где молились за Всенощным бдением в Троицком соборе Русской духовной миссии. Богослужение возглавил епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген.

День четвёртый

В ночь с субботы на воскресенье мы приняли участие в ночной литургии, которая была совершена в храме Воскресения Христова на Голгофе. Большинство паломников сподобились святого причастия.
Утром мы отправились в Вифанию, где посетили гробницу святого праведного Лазаря Четверодневного.


Далее был посещён Иерихон, где увидели дерево Закхея, которое сегодня находится в монастыре Святого пророка Елисея. Считается, что именно на эту смоковницу залез мытарь (сборщик налогов) Закхей, чтобы увидеть Христа.
Затем нам предстоял подъём на Сорокадневную гору, где в память о посте Спасителя вознесли молитвы.
Позже мы побывали на месте Крещения Господня и погрузились в священные воды Иордана.


В завершение дня мы посетили подворье Русской духовной миссии во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в Иерихоне. В этой обители подвизался святой преподобный Герасим Иорданский. Сначала святой подвизался в пустыне Египта, позднее, около 450 года, пришёл на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь и стал его настоятелем.

День пятый

Пятый день паломничества открыл для нас Галилею.
Посетили мы православный храм над источником Пресвятой Богородицы в Назарете.

Затем увидели православный храм на месте дома святого апостола Симона Кананита в Кане Галилейской. Здесь на брачном пире Иисус Христос совершил своё первое чудо – претворение воды в вино. Этим первым чудом Спаситель предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Церковная традиция видит в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей. В храме, который мы посетили, сохранились каменные водоносы евангельских времён.


Далее нас ждало подворье Русской духовной миссии во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины в Магдале. Магдала во времена Иисуса была торговым шумным городом. Где-то на улицах пёстрого рыбачьего городка жила охваченная беснованием будущая равноапостольная Мария Магдалина. В Евангелии лишь отмечено кратко, что Господь «изгнал из неё семь бесов». И по слову Спасителя «иди и больше не греши» Мария Магдалина становится святой и самой ревностной последовательницей Христа.
Также в этот день мы поднялись на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Фавор возвышается над долиной на 588 м. Расположена гора уединённо, как «стог в поле», по выражению игумена Даниила. Склоны Фавора заросли вечнозелёными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический.

День шестой

Заключительный день паломничества по Святой земле начался в Лидде, где мы приложились к мощам и гробнице святого великомученика Георгия Победоносца. Удивительно, но этого святого почитают даже мусульмане, которым знакомы чудеса, исходящие от великомученика.
Затем мы посетили Яффу. Здесь в храме Апостола Петра и праведной Тавифы подворья Русской духовной миссии по случаю праздника Радоницы совершили панихиду по всем усопшим православным христианам, а также вознесли молитвы у гробницы праведной Тавифы. Житие праведницы связано с чудесами, творимыми апостолами, ведь первоверховный апостол Пётр горячей молитвой и словами: «Тавифа, встань!» воскресил её. Святая отличалась своим смирением и трудолюбием. Сегодня православные почитают её как покровительницу рукоделия.

Плотная насыщенная программа, с одной стороны, заставила потратить множество сил, а с другой – дала дивную возможность посетить столько святых мест и укрепиться духовно. Поистине усталость от паломничества благодатна. И не сразу можно осознать всю радость этого путешествия. Но воспоминания о Святой земле будут жить в сердце всю жизнь.

Роман ЛЕОНОВ,
председатель информационно-издательского отдела Мичуринской епархии,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.