Чехов. «Три сестры»

Этим спектаклем МДТ завершил свой 120-й театральный сезон. А официальные торжества по случаю юбилея, как заверила директор театра Галина Попова, состоятся в предстоящем ноябре.

Какой же шекспировской силой таланта надо было обладать Антону Павловичу Чехову, чтобы пьеса «Три сестры», написанная ещё в 1900 году, до сих пор – почти 120 лет! – не исчезала из репертуара не только театров России, но и ближнего, дальнего зарубежья, оставалась желанной, востребованной зрителями. Почему? Трудно сказать. Но, наверное, прежде всего потому, что сумел автор драмы дать ответ на многие наши сокровенные молчаливые вопросы, от житейских до философских. И больше века спустя побуждает замечательный русский писатель и драматург всецело доверяющего ему зрителя решать свои проблемы, не оставаясь с ними один на один, а сопереживая происходящему на сцене вместе со зрительным залом, где все равны, все замирают в ожидании чуда…
Как выяснила руководитель литературно-драматической части нашего МДТ Нина Андреева, эту пьесу – «Три сестры» – тогда ещё Театр братьев Полянских ставил на заре прошлого века, вскоре после её выхода, 24 января 1902 года. Спектакль не понравился «средней публике». Рецензент той поры приписывал неуспех всецело плохому исполнению ролей, когда «…не удалось воспроизвести оттенки страданий и недовольства жизнью каждого отдельного героя драмы».


Но, видимо, не в игре актёров было дело. Чехов, отказавшись от традиционной и для своей предшествующей драматургии борьбы персонажей по поводу какого-либо отдельно взятого события, создавал новую художественную структуру, структуру новаторскую, где зерно не в локальном конфликте, а в приглашении персонажей к сверхмощному микроскопу, сквозь линзы которого они могут укрупнённо рассмотреть и оценить себя, своих ближних, всё окружающее общество, за которым – страна, Россия…
«Пришло время, – говорит Тузенбах, – надвигается на всех громада, готовится здоровая сильная буря, которая идёт, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». В отличие от прежней драматургии (к примеру, «Дяди Вани») герои Чехова теперь уже порывают со старым миром не только духовно, а и практически, начиная искать пути к новой жизни. Не все. Но наиболее значимые.
Они совершенно разные, хотя и одинаково хорошо воспитанные, образованные дети покойного генерала Прозорова – сын, Андрей Сергеевич, и три дочери, три сестры – Ольга, Маша, Ирина. Достижение счастья в жизни и гармонии в себе каждая видит по-своему: для одной это неистовое желание «В Москву! В Москву!», когда побег как спасение от удушающего мещанства, бездуховности, бессмысленного существования. Для другой это благородный труд у себя в губернском городе, работа кем угодно – учительницей, почтовым служащим, строителем. Лишь бы получать удовлетворение от полезного дела и приносить радость людям. Для третьей символ счастья – устроенная семейная жизнь в доме с пышущим самоваром и плотно закрытыми форточками, благодаря чему не доносится в тихие покои недовольный шум и гам улицы…
Режиссёр-постановщик пьесы, она же и её музыкальный оформитель, давний друг Мичуринского театра москвичка Гульнара Галавинская в содружестве со столичными мастерами – сценографами, художником-постановщиком Евгением Шутиным, хореографом Артуром Ощепковым – сумела выстроить необыкновенно добротный спектакль, где игра каждого актёра – наслаждение для зрителя, а для самих артистов это несомненный профессиональный взлёт, творческое достижение, новая ступень роста.
Органичен Андрей Прозоров в исполнении артиста Павла Чистякова, персонаж, на который Чехов делал особую ставку, вкладывая в него свои нелёгкие, непростые размышления обо всей интеллигенции той поры. После женитьбы на вначале тихонькой невесте, ставшей затем визгливой, истеричной дамочкой (противные переливы её настроения классно передаёт актриса Евгения Воронова), Андрей Сергеевич полностью отчуждается не только от сестёр, но и от смелых своих юношеских мечтаний, порывов, идей и надежд… Нет, он вроде бы на словах ещё хочет что-то изменить, исправить, куда-то уехать. Но куда, если уже глубоко засосала праздная необременительная жизнь, ничегонеделание, разве что эпизодическое посещение земской управы, где он кем-то там числится, ещё карты и карточные долги, часто болеющий сын Бобик, самодурка-жёнушка…

По-иному видят окружающий мир, офицерское сословие, всю ту среду военных, в которой они выросли и состоялись как личности, Ольга (актриса Ольга Чернышова), Маша (Наталья Попова), Ирина (Элеонора Морева), одним словом, «ТРИСЕСТРЫ» как единое целое, что и подчёркивает слитным написанием в программке к спектаклю видящая их именно так режиссёр Гульнара Галавинская. Взаимоотношения молодых женщин, девушек с батарейным командиром Вершининым (филигранно выводит эту роль артист Иван Долгий), нежно любящим их и при жизни, и после смерти родителей доктором Иваном Романовичем Чебутыкиным (отметим мастерское исполнение отрешённого от реалий происходящего врача заслуженным артистом России Яковом Волговским), заносчивым бретёром, злым насмешником, дуэлянтом Солёным (без нажима, достоверно вырисовывает его гнилое нутро артист Эльдар Касумов), учителем гимназии, мужем Маши Фёдором Кулыгиным (как всегда, динамичен в показе мужского характера артист Сергей Дубровский) – это настойчивое стремление любой ценой порвать с пошлостью мещанства, жить светло и чисто… Но потери – моральные, нравственные, даже физические – на этом пути, пусть не у них, а у окружающих – неизбежны. Вот и гибнет на нелепой дуэли, затеянной штабс-капитаном Солёным, безумно влюблённый в одну из сестёр барон, поручик Николай Тузенбах, исполнение роли которого молодым актёром Андреем Зобовым – пластичным, неожиданно прекрасно танцующим, очень точно понимающим предложенные обстоятельства, – заслуживает самых высоких оценок! Втянут в кабалу безволия Андрей Прозоров, попавший под начало любовника своей жены… И всё же идущие достигнут цели!
«…Через двести-триста, наконец тысячу лет, – дело не в сроке, – настанет новая счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для неё живём теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим её – и в этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье», – произносит главный монолог спектакля настоящий русский офицер подполковник Александр Вершинин, для которого родное место отнюдь не обязательно Москва, а любая река, воздух, простор России, где можно дышать полной грудью. Жить – значит работать, творить. Вот ключ к счастью. Его передаёт нам через века мудрый человек – доктор Антон Павлович Чехов. Спасибо, доктор!

Валерий АРШАНСКИЙ,
заслуженный работник культуры РФ.
Фото Дарьи КУРАНОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.