Бессмертный

Имя Александра Сергеевича Пушкина в нашем городе (Екатеринбурге) не забыто. Его произведения постоянно звучат на разных сценических площадках. Особое место в пропаганде его творчества занимает «Театр Слова» народной артистки России Тамары Ворониной, в основе репертуара которого – классическая литература, в том числе поэзия и проза Пушкина. И это не случайно. Поэзия великого поэта в её концертных программах занимает одно из ведущих мест. Недаром же ещё в 1974 году она стала в нашем городе первым лауреатом Всероссийского конкурса чтецов «Пушкинские чтения» за программу «Гений добра», наряду с Сергеем Юрским, Василием Лановым, Александром Кутеповым, Владимиром Рецептором. Сейчас в её творческом багаже более 10 развёрнутых сольных пушкинских программ, каждая из которых – результат работы не только над творческим наследием Александра Сергеевича, но и над литературными источниками, архивными материалами, литературоведческими книгами современных авторов.
Актриса в постоянном поиске, это и привело её к идее создать «Театр Слова», а потом воплотить это в реальность. Она привлекла к участию артистов филармонии и солистов оперного театра. Они с удовольствием стали работать в программах, посвящённых пушкинской теме. В результате были прочитаны сцены из драмы «Борис Годунов», из трагедии «Скупой рыцарь» и других произведений Пушкина – «Мазепа», «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Египетские ночи», «Пиковая дама». Программы «Театра Слова» идут на самых разных площадках города и области: в Большом зале филармонии, большом актовом зале колледжа им. Ползунова, Доме актёра, камерных залах Патриаршего подворья и храма Спаса на Крови, в залах краеведческого музея и музеев Литературного квартала. Главная задача, которую ставит Тамара Никитична в своей практической деятельности, – донести искусство звучащего слова до разной аудитории, будь то взрослые, школьники или студенты. Она немало проводит плановых и внеплановых выступлений, считая, что общая речевая культура сегодня значительно упала, особенно в молодёжной среде. И наполненное, ёмкое слово мастера позволит молодёжи оценить всё богатство и великолепие русского литературного языка, а молодых актёров подвигнет к этому виду творчества, чтобы вновь возродить чтецкое искусство и таким образом поднять уровень культуры слова в наши дни.
Не забывает она и про свои сольные концерты. Вот и к 182-летию со дня гибели поэта у неё уже готова новая программа «И сердце вновь горит и любит». Литературный материал, который актриса подарила зрителю, бесценен: воспоминания, письма, документы, стихи, главы из романа «Евгений Онегин». Для слушателя стали откровением прочитанные фрагменты из книги Леонида Гроссмана «Дантес и Гончарова». Литературовед написал её в стиле мемуарного романа от лица секунданта д`Аршиака, родственника убийцы Пушкина. Прослеживая взаимоотношения Пушкина с Натальей Николаевной, он описывает трагические метания великого русского поэта в последний год его жизни.
– Какие новые коррективы вносит автор в эту тему? – спрашиваю я у актрисы.
– На основании книги выясняется, что Дантес и Пушкин в начале знакомства были, оказывается, большими друзьями. Дантес как тип мужчины был вполне в его вкусе: военный, красавец, весельчак, остроумец, кумир женщин – таким, видимо, мечтал быть и сам поэт. И этот красавиц был у ног его жены. Но вскоре Пушкин стал избегать Дантеса, и это потом перешло в открытый гнев. Почему? Увидев Дантеса на белом коне и в белоснежном мундире, он вспомнил предсказание гадалки: остерегаться белого человека на белом коне – и плюс сплетни, которые растравляли его сердце.
– А на основании чего д`Аршиак делает такие выводы?
– Осталось же 25 писем Дантеса Геккерну, где его откровенная влюблённость становится мотивом для светских сплетен. Он признаётся, что готов пойти на что угодно, чтобы добиться своего.
И надо отдать должное мемуаристу, он отнюдь не идеализирует образ Дантеса, а раскрывает подлинное лицо его, показывая, как тот в юности «за здорово живёшь» убил целую стаю невинных голубей, а уже дальше ему ничего не стоило убить ни в чём не повинного поэта, который сумел подняться над собственной драмой, защитив в лице Натальи Николаевны честь верной жены и прекрасной матери, глубоко убеждённой, что его имя принадлежит всей стране и оно должно оставаться незапятнанным везде, где его знают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.