«И бегут зелёные бегунки…»

О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ ШИЛИНА

Член Союза писателей России прозаик Алексей Емельянович Шилин родился в селе Дмитриевка Покрово-Марфинского уезда Тамбовской губернии. В 1960–1970-е годы возглавлял Бюро пропаганды художественной литературы при областной писательской организации, был заместителем ответственного секретаря.

Окончив семилетку, Алексей Шилин работал почтальоном, заведовал сельской избой-читальней. Участник Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, связал жизнь с железной дорогой. Был машинистом паровозного депо. Первый рассказ «Загадка» напечатан в газете «Комсомольское знамя» в 1953 году, потом появились книги рассказов и повестей «Две минуты» (1959), «Доброе утро» (1962), «Журавлиная гора» (1956), роман «Четвёртый патрон» (1970). В последнее десятилетие – книги «До жены – кукла», «Петух с красными ушами», «Луговые одуванчики», «Краснотал».
А. Е. Шилин во многом «вышел» из своей маленькой книжки «Две минуты», включившей четырнадцать рассказов. Хотя потом будут написаны объёмистые повести и романы, основные конфликты, привлекающие внимание писателя, останутся прежними. Причина такого постоянства – в непосредственном автобиографизме творчества А. Шилина – рабочего, вышедшего из крестьян, прошедшего школу тяжёлого детства, участника Великой Отечественной войны. Известно, что высоко оценивал подобного рода книги М. Горький за их поучительный смысл, особенно в воспитании подрастающего поколения.
Герои Шилина – представители трудолюбивого и жизнерадостного, талантливого русского народа. В депо у Ромки Тростникова, новатора производства из повести «Журавлиная гора», – слава неисправимого балагура. Ему прибауток хватает на все случаи жизни. А отца Серёжки Родничкова из рассказа «Доброе утро», вернувшегося с фронта контуженным, а теперь работающего каменщиком на строительстве, все, в том числе и сам Серёжка, любят за его весёлый характер. И мама Светка в «Зелёных бегунках», в детстве предотвратившая крушение поезда пионерским галстуком, поднятым в руке, кажется Андрейке самым весёлым человеком. Даже когда она сердится на папу, «глаза у неё ласковые, с веселинками-смешинками».
Весёлые люди, населяющие произведения Алексея Емельяновича Шилина, – хранители лучших дедовских традиций. Они чтут память о своих предшественниках в доме и на производстве. Поэтому равноправным «героем» в его прозе становится будёновка дедушки Акима из повести «Зелёные бегунки». Он и свой красный сигнальный флажок обходчика «положил в карман рубашки… и на передовую». Его солдатская гимнастёрка с орденами и медалями «в шифоньере висит». Красные флажки, с которыми железнодорожники ходили на первые революционные маёвки, пионерские галстуки, боевые патроны – свидетели славных дел и подвигов отцов. Всё хранят живущие ныне. Мальчишкам предстоит узнать много интересного в связи с атрибутами героического прошлого их родителей и дедов.
В добром, уютном мире взрослых живут маленькие герои А. Шилина. Детям отведены лучшие страницы его книг. Даже в романе «Четвёртый патрон», где события начинаются до революционного Октября и завершаются в наши дни, наиболее удачны в идейно-художественном отношении главы, повествующие о детстве Алексея Иванникова и его сверстников. Собственно, без участия детей нет ни одного произведения писателя. Они действуют и в его рассказах, и в повестях «Доброе утро», «Зелёные бегунки», «Журавлиная гора».
Алексей Шилин сам пережил голодное детство. В романе «Четвёртый патрон» воссозданы страшные эпизоды прошлого, от голода умирает младшая сестрёнка Иванникова – Мотя, на гроб у родителей не нашлось досок, и её хоронят в мешковине. Писатель знает цену воздействия на формирование детской личности примера старших, знает, как рано в деревенских ребятишках появлялась жажда трудиться, помогать взрослым, как рано созревали их характеры. Сама жизнь требовала от молодого человека полного раскрытия его природных качеств, характера, воли.
В биографии Шилина есть одна красноречивая деталь. По решению военкомата и с согласия автора, на третий день Великой Отечественной войны районная газета опубликовала заявление молодого колхозника Алексея Шилина о добровольной отправке на фронт. Писатель шутит: «Это было моё первое «литературное» произведение: впервые я увидел свою фамилию в газете». Саморазвитие человека, постоянная работа над собой, упрямая жизненная поступь – качества этого поколения, и они очень важны сегодня, нужны современной молодёжи, формирующейся в совершенно иных жизненных условиях и обстоятельствах.
Впрочем, не так уж уютен мир взрослых, окружающих Андрейку из повести «Зелёные бегунки». Что-то непонятное происходит между мамой Светкой и папой Федей, которого весёлая мама зовёт «Федя-полмедведя». В доме всё время вспоминается машинист Овсов – мама у него работает кондуктором. Как может быть плохим человек, хорошо работающий, влюблённый в голубей и в маму? Как помочь папе? Для шестилетнего Андрейки это непростые вопросы. И решить их он должен сам. Не быть же ему похожим на ту каплю – самую последнюю трусиху: «Любила весну, тянулась по трубочке к солнцу, а замахнётся на неё утром или вечером мороз – она и присела».
«Бегунками» называет бабушка Андрейку и его друзей – таких же, как он, мальчишек. Говорят, здоровье мира узнают по детям, по их играм и мечтам. Детская психология подвержена сильным воздействиям извне, их непосредственная реакция всегда ярко выражена. Они, как бегунки у паровоза, бегут впереди, первые встречают опасность на неисправной линии. Нет опасности, горит весёлый свет семафора – весело бегут бегунки. Встретился поломанный рельс, как на участке у папы Андрейки, первыми отскочили передние паровозные колёса – бегунки – и укатились за Брусничный родничок.
Дети в произведениях Шилина всегда на виду у взрослых. О них думают, с ними считаются.
Память писателя хранит много жизненных сюжетов. И особенно ценны для него, для формирования его как писателя те, что помогали бороться с литературными штампами. Об одном таком событии в жизни Шилина, молодого тогда литератора, писала «Литературная газета».
«Будучи автором сборника рассказов “Две минуты”, – вспоминает писатель, – я продолжал водить поезда. И в то же время работал над повестью о железнодорожниках. Был в ней такой эпизод: путевой обходчик, заметив лопнувший рельс, предотвратил крушение. Пассажирский поезд остановился, из вагонов выбежали пассажиры. Было раннее весеннее утро… С обеих сторон железнодорожного полотна – зелёные посадки, на полях одуванчики, синие, алые цветы… В знак благодарности девушка-пассажирка преподнесла путевому обходчику букет цветов, ещё одна расцеловала его за спасение… Так я писал в рукописи. Но вот как меня поправила жизнь, – продолжает Шилин. – Поезд, который я вёл, на одной из станций формировал вагоны на путях. Был поздний вечер. Темно. По сигналу стрелочника я выехал с паровозом и несколькими вагонами на главный – пассажирский путь, занял его. И вдруг тот же стрелочник открыл семафор, то есть дал разрешение другому поезду проследовать по этому же пути. Семафор зелёный, а на перегоне уже виден огромный сноп света – это прожектор пассажирского поезда. Через считаные минуты случится непоправимое: пассажирский поезд врежется в товарный… Я схватил факел… Соскользнул по перилам лесенки и побежал, размахивая пылающим факелом, навстречу приближающемуся поезду. Метрах в пяти от беды поезд остановился. Ко мне подошёл машинист паровоза пассажирского поезда. «Шилин? – вгляделся. – Ничего, сейчас поедем дальше».
Ни цветов, ни поцелуев благодарности не было. О случившемся пассажиры узнали только из сообщения “Литературной газеты”. Так меня, писателя, поправила сама жизнь».
Считаные минуты… Они могут круто повернуть судьбу человека. Поэтому герои Шилина умеют ценить время. Если бы маленький Серёжа из рассказа «Две минуты» знал, что на двухминутной стоянке поезда он видел «настоящего» папу, он бы рассмотрел его тогда получше и запомнил бы. И Виктор из рассказа «Загадка» не бросил бы столь категорично своей любимой девушке Сашеньке: «Только вдвоём! – на размышление даю две минуты». А Сашенька-то уже была не его…
Творческий путь Алексея Емельяновича Шилина отмечен своими, ровными ритмами. Первая книга рассказов, особенно рассказ «Благодатный закат», в герое которого, отце мальчика Володи, уже узнавался будущий Варежкин из повести «Доброе утро»; рассказы «Две минуты», «Рассказ про Альку», миниатюра «Известное дело», «Волшебный сундучок», впервые поставившие главную проблему прозы Шилина о характере современного рабочего, наиболее полно раскрытую в повести «Журавлиная гора»; рассказ «Условный рефлекс» – всё говорило о том, что в литературу пришёл одарённый, как раньше говорили, «самоучка».
Самыми значительными в творчестве Шилина, видимо, остаются роман «Четвёртый патрон» и повесть «Зелёные бегунки». Укрупнились масштабы конфликтов, писатель осмысливает сложный жизненный материал, требующий не только знания психологии человека, но и освоения отечественной истории в её социальных, политических, этнографических, бытовых подробностях.

Лариса Полякова

Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России, автор многочисленных монографий, работ по литературному краеведению; инициатор создания Международного научного центра изучения творческого наследия Е. И. Замятина и проведения международных Замятинских чтений в Тамбове. Первый лауреат Всероссийской литературной премии имени С. Н. Сергеева-Ценского и областной литературной премии имени А. К. Воронского. Живёт в Тамбове, работает в ТГУ имени Г. Р. Державина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.