«Пушкин есть у России!»

Говорить о Пушкине и трудно, и легко. Легко потому, что он – свой, родной и близкий с детства; трудно потому, что он велик и недосягаем. Сколько бы ни изучали жизнь и творчество Пушкина, сколько бы ни писали о нём, он никогда не будет познан до конца. Это – секрет творца. Он – неисчерпаемый источник.

Наверное, нет такого человека, который, читая произведения Пушкина, не задумывался бы о судьбе поэта. Слишком уж эта судьба необычна, не укладывается она в рамки многих судеб, тоже трагических. Максим Горький назвал А.С. Пушкина «началом всех начал».
О нём написаны горы книг – художественных, документальных, исторических. Но ни одна не раскрывает до конца тайны его жизни и смерти. Пушкин навсегда останется тайной – видимо, так предопределено свыше.

Родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского языка, писатель всех времён и народов Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец поэта, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, – внучка А.П. Ганнибала, «арапа Петра Великого». С раннего возраста у Александра Пушкина, по воспоминаниям его брата Льва, «проявилась страсть к поэзии». Первые стихи были написаны в Царскосельском лицее, в котором Пушкин учился в 1811–1817 годах. За это время им написано 120 стихотворений – баллады, оды, элегии, начаты поэмы «Монах» и «Бова». Это свидетельствует о том, что уже к 18 годам юноша Александр Пушкин сформировался как поэт, ставший впоследствии и оставшийся на века вершиной поэтического творчества, «солнцем русской поэзии».
Влияние А.С. Пушкина на литературу всех времён и народов огромно. Он вдохновлял и продолжает вдохновлять поэтов, музыкантов, художников, посвятивших ему лучшие свои творения.

Когда читаешь произведения Пушкина (не бегло, а глубоко вдумываясь в их содержание) и золотые строки о нём (их, может быть, не так уж и много в нашей литературе), невольно думаешь: поэт знал свою судьбу, и не потому, что был суеверен и всегда помнил, что ему нагадала цыганка. Он знал это глубже и сознательно шёл по тому пути, который сам себе внутренне определил. Как гений, он видел далеко. Отсюда – «Памятник». Общая идея стихотворения знакома из Горация и Державина. Но у Пушкина она приобретает бо´льшую глубину и закономерность.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Да, пока живы будут «пииты», Пушкин – бессмертен и славен. Осознавая значимость своего творческого труда, всей своей жизни, Пушкин был убеждён, что это – история и она не канет в Лету.
Мы не всегда обращаем внимание на даты. Читая «Памятник», многие не знают, когда создано стихотворение, просто не придают этому значения. «Памятник» написан 21 августа 1836 года – за пять месяцев до гибели поэта.
Нерукотворный памятник, воздвигнутый Пушкиным п о э т у, дороже и значительнее чугунных, бронзовых, даже золотых. Сказав о высочайшем предназначении творца, Александр Сергеевич пробудил и в других чувство достоинства и осознания роли поэта-гражданина в истории. Не от пушкинского ли «Памятника» пророческие строки Марины Цветаевой «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…» или ахматовское обращение к «мраморному двойнику»: «Холодный, белый, подожди – я тоже мраморною стану…»?
В 1921 году поэт Серебряного века Александр Александрович Блок (1880–1921) произнёс вдохновенную речь о поэте золотого века Александре Сергеевиче Пушкине: «Мы знаем Пушкина-человека… Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт… Пушкин-поэт вытеснялся Пушкиным-лицеистом, Пушкиным – светским щёголем, кутилой, забавником… Возникла очевидная необходимость вернуться к настоящему Пушкину, к его гению, к существу его дела, к его исторической миссии…»
У Пушкина каждый, читающий его, найдёт для себя близкое и родное. Но это близкое и родное надо искать, а значит, читать необходимо внимательно, как о себе. Кому-то покажутся «своими» вот эти строки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Кому-то эти:

Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твоё явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…

А кому-то и такое:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…

Пушкин дорог и близок нам простотой, доступностью, отзывчивостью на все явления жизни. Он в XIX веке написал стихи, а они и сейчас, в XXI, звучат весьма кстати:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя…

Очень точно подметил особенность общения с поэтом Александр Твардовский: «Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника и никогда не чувствует подавленности близостью гения. Таков светлый, человечнейший гений Пушкина, в этих чертах являющийся образом гармонической, ясной личности…»
Ясность и простота и есть одно из проявлений неисчерпаемости духовных сил поэта.

Исследованием жизни и творчества Пушкина занимались историки, критики, литературоведы. Из поэтов особенно глубоко и пристально – Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева. Ахматова, по её словам, «занималась Пушкиным всю жизнь». В 1930-е годы печатались её статьи о сказках Пушкина, о «Каменном госте». К сожалению, более фундаментальные работы – «Пушкин и Мицкевич», «Пушкин и Достоевский» – были уничтожены в трагические моменты жизни Ахматовой. Но до последних лет она не переставала изучать Пушкина и писать о нём. За год до кончины Анна Андреевна опубликовала работу «Пушкин и дети» (1965), рассказав в ней о мало кому известном эпизоде. В 1937 году, к 100-летию со дня гибели Пушкина, было решено «снять» неудачный, на чей-то взгляд, памятник поэту в темноватом сквере в Ленинграде. Прислали всю нужную технику. «Но затем, – пишет Ахматова, – произошло нечто беспримерное. Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: “Как быть?” Ответили: “Оставьте им памятник”. Грузовик уехал пустой…»

А.С. Пушкин стёр все возрастные понятия, он победил и время, и пространство. В «Слове о Пушкине», редчайшем по силе выражения своего отношения к поэту-эпохе, Ахматова,
с присущей ей убийственной иронией, доходящей до сарказма, говорит: «В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин…» И что самое страшное, продолжает Ахматова, они могли бы услышать от поэта:

За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила – право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.

«Они» у Ахматовой – это прямые и косвенные виновники гибели поэта. И как бы ни была велика их власть, она – ничто в сравнении с властью гения:

Но в мире нет власти грозней и страшней,
Чем вещее слово поэта…
(А. Ахматова)

Не менее пристально и глубоко изучала жизнь и творчество А.С. Пушкина Марина Цветаева. Цикл стихотворений о нём, очерки, статьи, исследования – «Мой Пушкин», «Поэт и царь», «Пушкин и Пугачёв» и многие другие – свидетельство огромной работы поэта о поэте…
Когда мы впервые встречаемся с Пушкиным? Конечно же, в детстве. Мы знаем его сказки, порой даже не подозревая, что их написал именно он. И если бы каждый из нас описал свою первую встречу с поэтом-гением, получилась бы разнообразная, но, уверена, красочная картина. Вот как восприняла свою первую встречу с Пушкиным трёхлетняя Марина Цветаева, описавшая её, естественно, уже в зрелом возрасте, – встречу с Пушкиным на картине «Дуэль», а потом встречу с памятником поэту, а потом, когда стала постарше, – и с его произведениями. Цветаева-ребёнок сердцем ощутила потерю Поэта. И мы ведь ощущаем эту потерю, не так ли?..

Если даже не знать биографии поэта, воспоминаний о нём доброжелателей и недоброжелателей, а прочитать всё, что он написал… Какой создаётся образ? Пушкин – образованнейший человек, Пушкин – великий поэт и гражданин, Пушкин – гений. Поэтому читать надо не только и не столько о поэте, сколько самого поэта…
Александру Сергеевичу Пушкину не довелось, к сожалению, побывать в Тамбовском крае, но тем не менее пушкинская тема по праву считается краеведческой: здесь жили предки и потомки поэта, здесь родилась его жена, здесь часто бывали его дети, внуки; с Тамбовщиной связаны имена литературных спутников Пушкина, адресатов его лирики. Тамбов и тамбовцы несколько раз упоминаются в произведениях А.С. Пушкина: в романе «Евгений Онегин» («Мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова…»); в основу сюжета повести «Дубровский» положены подлинные события, происходившие в Козловском уезде; история помещиков тамбовских имений Большое и Малое Гагарино использована Пушкиным в повести «Барышня-крестьянка». Об этом и о многом другом рассказано в книге краеведов Николая Михайловича Гордеева и Владимира Павловича Пешкова «Тамбовская тропинка к Пушкину», третье издание которой вышло в 1999 году – к 200-летию со дня рождения поэта. Оно дополнено и исправлено, так как в двух предыдущих (1969, 1978) были допущены некоторые неточности.

Прадед поэта по материнской линии Алексей Фёдорович Пушкин (1717–1777) был «тамбовским воеводою», как писал Александр Сергеевич в своей биографии. Однако авторы «Тамбовской тропинки к Пушкину» не могли найти документального подтверждения тамбовского воеводства именно этого предка поэта и посчитали, что он ошибся, перепутав Алексея Фёдоровича с Петром Михайловичем Пушкиным (?–1684), который в 1653–1656 годах был воеводой в городе Козлове (ныне Мичуринск). Так и осталась в первых двух изданиях книги глава «Об одной ошибке поэта». На самом деле Пушкин не ошибся. Уже после того, как Гордеева и Пешкова не стало, липецкий писатель и краевед Сергей Панюшкин нашёл документальное подтверждение тамбовского воеводства прадеда великого поэта. Вот что написал в предисловии к третьему изданию «Тамбовской тропинки к Пушкину» журналист Иван Овсянников: «Отставной капитан, участник «турских кампаний» Алексей Фёдорович Пушкин, владевший по наследству имением Коренёвщина (село Покровское, под Липецком), был в 1772 году воеводою небольшого городка Скольска, который являлся крепостцой Белгородской оборонительной черты. Территориально он (городок) подчинялся Тамбовскому наместничеству…

В Липецком краеведческом музее хранится чугунная плита, под которой в своё время и был похоронен «тамбовский воевода».
Интересна такая деталь: ещё один предок поэта – Никита Воинович Пушкин (?–1673) – был в 1651 году козловским воеводою, а двумя годами позже им был уже упомянутый Пётр Михайлович Пушкин.
Жена Алексея Фёдоровича Пушкина, Сарра Юрьевна, урождённая Ржевская ­
(? – после 1782), жила вместе с мужем в селе Покровском, там же и похоронена. Их дочь – Мария Алексеевна Пушкина-Ганнибал (1745–1818) – «тамбовская бабушка» поэта. Умная и образованная женщина, она первая пробудила у Пушкина интерес к русской старине и родной природе. В доме Пушкиных говорили по-французски, а Мария Алексеевна стала для маленького Саши первой учительницей родного русского языка. Её речь была красочной и образной. Впоследствии, читая письма бабушки к Пушкину-лицеисту, его друг Антон Дельвиг приходил от них в восторг.

Жизнь Марии Алексеевны Пушкиной была далеко не лёгкой. Родилась она в тамбовском имении родителей, под Липецком. Из книги Н. Гордеева и В. Пешкова мы узнаём, что в 1773 году на липецкие заводы приезжал «по казённым делам» сын арапа Петра Великого флотский офицер Осип Абрамович Ганнибал (1744–1806). Бывая с визитами у Алексея Фёдоровича Пушкина, он познакомился с его 28-летней дочерью Марией. Вскоре состоялась свадьба, но брак оказался неудачным, и супруги расстались, но неофициально. Осип Абрамович, не расторгая брака с Марией Алексеевной, женился вторично, что по тем временам считалось большим преступлением. Мария Алексеевна, жившая с дочерью Надеждой (будущей матерью Пушкина) в селе Покровском, обратилась в суд.
В 1779 году четверть владений Осипа Абрамовича, обвинённого в двоежёнстве, – село Кобрино Петербургской губернии – было «взято в опеку на содержание малолетней дочери Надежды».

После этого Мария Алексеевна жила то в Кобрино, то в Петербурге. Когда её дочь Надежда Осиповна Ганнибал (1775–1836) вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина (1770–1848), она продала Кобрино и поселилась с дочерью и зятем в Москве. Её стараниями и усердием, по воспоминаниям тех, кто бывал у них, держался весь дом. Умерла Мария Алексеевна в 1818 году, её прах покоится в Святогорском монастыре, где через 19 лет после кончины бабушки похоронили и её гениального внука.
У Марии Алексеевны было два брата, которые также родились в селе Покровском. Старший – Юрий Алексеевич Пушкин (1743–1793) – стал после смерти отца владельцем тамбовского имения. Это один из первых русских георгиевских кавалеров. Он был женат на родной сестре тамбовского просветителя и издателя Ивана Герасимовича Рахманинова (1753–1807). Юрий Алексеевич имел троих детей. Старший сын – Александр Юрьевич (1777–1854) – был крёстным отцом Пушкина; второй – Михаил Юрьевич (1787 или 1789–1827) – служил поручиком Тамбовского полка, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Человек передовых взглядов, он в 1818 году освободил принадлежавших ему крестьян от крепостной зависимости.

Говоря о тамбовских связях А.С. Пушкина, нельзя забывать и о его литературных и политических единомышленниках. Александр Сергеевич долгие годы дружил и вёл переписку с нашим земляком – поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским (1800–1844), высоко ценил его поэтическое дарование. Конечно, не случайно в 1828 году в Петербурге вышла в свет книга, в которой под одной обложкой были напечатаны поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина и «Бал» Е.А. Баратынского. Вот как отзывался Пушкин о «Бале»: «Сие блестящее произведение исполнено оригинальных красот и прелести необыкновенной. Поэт с удивительным искусством соединил в быстром рассказе тон шутливый и страстный, метафизику и поэзию…»

А.С. Пушкин живо интересовался творчеством собрата по перу и в одном из посвящений упрекал Баратынского: «Я жду обещанной тетради, / Что ж медлишь, милый трубадур!» В другом посвящении Пушкин даёт блестящую оценку творчеству Баратынского: «Стих каждый в повести твоей / Звучит и блещет, как червонец…»
Поэт, как известно, не состоял в тайных обществах, но он глубоко сочувствовал декабристам, со многими дружил. Среди них – наши земляки: М.С. Лунин, братья Вадковские, А.И. Сабуров, С.И. Кривцов.

С Тамбовским краем связаны и некоторые адресаты лирики Пушкина. Это прежде всего Екатерина Павловна Бакунина и Анна Петровна Керн.
«Катенька Бакунина» – первая юношеская любовь Пушкина. Она сестра лицейского друга Пушкина Александра Бакунина. Видимо, во время одного из её приездов к брату в 1815 году поэт и познакомился с очаровательной девушкой, нежные чувства к которой он сохранил на всю жизнь. Ей он посвятил более 20 стихотворений, в том числе «Слеза», «Окно», «Осеннее утро», «Разлука» («Когда пробил последний счастью час…»). В «Разлуке» особенно сильно звучат строки, в которых и любовь, и страдание, и предчувствие неминуемого расставания:

О, милая, повсюду ты со мною,
Но я уныл, и втайне я грущу.
Блеснёт ли день за синею горою,
Взойдёт ли ночь с осеннею луною –
Я всё тебя, прелестный друг, ищу…

 

В 1834 году Екатерина Павловна вышла замуж за одного из петербургских приятелей Пушкина, сына рассказовского помещика А.А. Полторацкого, и многие годы жила в селе Рассказово (ныне – город). Двоюродной сестрой Полторацкого была Анна Петровна Керн, приезжавшая к нему в гости со своим отцом в 1812 году.
С Анной Петровной Керн Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году. Но первая встреча, видимо, не произвела на него такого потрясающего, «глубокого и мучительного», по его признанию, впечатления, как вторая, которая произошла в 1825 году в Тригорском. Именно после этой встречи было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» («К***»), положенное на музыку композитором Михаилом Ивановичем Глинкой и ставшее едва ли не самым популярным классическим романсом.
А.П. Керн оставила «Воспоминания о Пушкине», изданные отдельной книгой в 1988 году в Москве.

В 1820 году произошло знакомство поэта Александра Сергеевича Пушкина и композитора Алексея Николаевича Верстовского. Верстовский родился на тамбовской земле – в селе Мезинец Козловского уезда (ныне – Староюрьевский район). В 1830-е годы встречи поэта и композитора были довольно частыми. Ещё при жизни Пушкина Верстовский написал несколько песен и романсов на его стихи. Особенно популярными и любимыми у слушателей были романсы «Чёрная шаль» и «Цыганская песня». И поэт, и композитор любили русские народные песни. Верстовский вспоминал, что Пушкин приходил в восторг, когда слышал песню «Как на матушке на Неве-реке…». Незадолго до смерти композитор создал симфоническую кантату на стихо­творение А.С. Пушкина «Пир Петра Первого», включив в неё полюбившуюся поэту русскую народную песню…
Мы не можем не гордиться такими обширными связями А.С. Пушкина с Тамбовским краем, где, помимо всего, родилась и жена поэта Наталья Николаевна Гончарова (1812–1863) – в селе Кариан-Загряжское (ныне – рабочий посёлок Знаменка). Здесь есть музей, в котором экспонируются документы, произведения, рассказывающие о поэте и его жене. Это о ней Пушкин в стихотворении «Мадонна» написал: «Чистейшей прелести чистейший образец».

Старший сын А.С. Пушкина – генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны Александр Александрович Пушкин (1833–1914) в 1878–1880 годах жил со своими детьми от первого брака в г. Козлове (ныне – Мичуринск): он командовал полком, который дислоцировался в этом городе. Сюда к нему приезжала его сестра – старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг (1832–1919), помогавшая брату воспитывать детей. Потомки великого поэта побывали за это время во многих местах Тамбовской губернии, где жили их родственники: в селе Арапово (ныне – село Красносвободное Тамбовского района), в деревне Николаевке под Тамбовом; посетили они и имение Мара – родину Е.А. Баратынского. Дочери Александра Александровича Пушкина – Надежда Александровна (1871–1915) и Вера Александровна (1872–1909) – каждое лето отдыхали в Арапово. В один из приездов, летом 1915 года, Надежда Александровна скоропостижно скончалась и была здесь похоронена. К сожалению, могила внучки великого поэта не сохранилась.
В Тамбове имя Александра Сергеевича Пушкина носит областная универсальная научная библиотека, где хранятся прижизненные издания произведений поэта…

Сколько бы лет ни прошло, мы всегда будем чувствовать боль от потери гения. И в то же время Пушкин никогда не воспринимается не живым. Уж он-то действительно живее всех живых.
В мире – миллионы сердец, в которых Пушкин живёт всегда. Вспомним, что написал о нём поэт Серебряного века Александр Блок:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе.

А вот строки советского поэта Николая Тихонова:

Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
И чьи-то вдруг тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!

Пушкин помогал и помогает нам жить. Из воспоминаний участников Великой Отечественной войны мы знаем, что некоторые солдаты и офицеры носили с собой томик стихов Пушкина: в минуту затишья стихи читали вслух. Поэт помогал, возвышал, напоминал о России. И нельзя равнодушно читать строки Глеба Горбовского:

Если выстоять нужно,
Как в окопе, в судьбе,
«У России есть Пушкин!» –
Говорю я себе.
Чуть подтаяли силы,
Не ропщу, не корю:
«Пушкин есть у России!» –
Как молитву творю.

Представить Россию без Пушкина невозможно. Без его поэзии, без его творчества и мировая литература была бы беднее. Беднее была бы сама жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.