ПОЧЁТНАЯ САБЛЯ ЛИНКОРА
Командир дивизиона миноносцев Черноморского флота Владимир Васильевич Трубецкой 29 марта 1915 года был назначен командиром на новый линейный корабль «Императрица Мария». Известие это не очень‑то обрадовало капитана 1‑го ранга: жаль было расставаться с боевыми друзьями по дивизиону, с которыми он смело ходил в море, совершал захваты и уничтожение турецких транспортов, став в скором времени настоящей легендой среди врагов и сослуживцев. Управление лёгкими и маневренными миноносцами больше прельщало душу Владимира Васильевича, чем командование новым тяжёлым линкором, хотя и носил он то же название, что и синопский корабль-флагман адмирала П. Нахимова. С грустью вспоминал Трубецкой, как тепло прощался с друзьями, отчаливая на вельботе, гребцами которого, в знак особого к нему уважения, вызвались быть только офицеры.
Новый линкор стал первым в серии из трёх новейших кораблей – за ним последовали «Императрица Екатерина» и «Александр III». Перед мощью и величиной «Императрицы Марии» старые линкоры Черноморского флота: «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон» – казались ветхими и неказистыми коробками. От залпа орудий «Марии» деформировалось даже тонкое железо надстроек, содрогались, сгибаясь, коечные стойки в кубриках. Линкор не раз выходил к Босфору, испытывал всю мощь своей артиллерии, гонял немецкий крейсер «Бреслау», но ни разу не встретил в открытом бою флагман немецко-турецкого флота «Гебен».
Разговор Трубецкого со старшим офицером линкора капитаном 2‑го ранга А. В. Городысским тоже не добавил оптимизма:
– Вот, только посмотрите, Владимир Васильевич, у меня на столе уже несколько рапортов молодых офицеров о переводе на миноносцы, в авиацию, в подводники. Куда угодно. Не по нраву нашей молодёжи монотонность походов корабля, отсутствие достойного врага, однообразие службы, им подавай приключения, опасности, их влечёт жажда кипучей деятельности и веселья, – жаловался Городысский.
– Да, действительно, это вполне серьёзно и требует обоснованного решения, которое должно заинтересовать молодых офицеров линкора, – отвечал Трубецкой. – Я подумаю.
– Вот останутся на новом линкоре только такие, как зачисленный недавно в штат корабля герой Синопа – 90‑летний матрос 2‑й статьи Александр Марков Абакумов , который ещё с адмиралом П. Нахимовым на старой «Марии» ходил, тогда что делать будем? – шутливо произнёс кавторанг.
– Да, но этот старикан – настоящий службист, настырный такой. Он, кажется, проверяющим на сходне. Осматривает всех с пристрастием и дотошно. Молодец!
Как и чем заинтересовать молодёжь остаться служить на линкоре? Эта мысль не давала покоя новому командиру. И тут его осенило: стимулом может послужить специально изготовленная для этой цели почётная сабля, выдаваемая каждому офицеру, прослужившему на корабле без перерыва, например, двухлетний срок. Это будет включено в специальное положение о ней.
Свою мысль Трубецкой высказал старшему офицеру, тот поддержал её.
Решено было срочно изготовить саблю. Это был прекрасный клинок работы златоустовских мастеров, на одной стороне лезвия которого гравировалось имя того, кому она предназначена, на другой – надпись «Линкор “Императрица Мария”». Эфес украшала миниатюра с образом Николая Чудотворца (копия с образа нахимовской «Марии»). Для начала, чтобы утвердить положение о сабле, придумали на предстоящем смотре вручить её самому государю, если он примет почётную саблю, значит, и положение утвердится.
Торжественный смотр состоялся 12 мая 1916 года. На мачте линкора взвился государев штандарт. Фалрепные выстроились по всему правому трапу. Государь и свита поднялись на палубу. После осмотра корабля наступил долгожданный момент, когда почётную саблю поднесли государю. Он сказал:
– Но ведь я не плавал два года на «Марии»!
– Ваше императорское величество, для вас это не обязательно.
– Тогда с большим удовольствием! – государь взял саблю и передал дежурному флигель-адъютанту. Все облегчённо вздохнули.
В. Трубецкой прослужил на «Императрице Марии» недолго: уже в августе 1916 года он был назначен наминбригом (начальником минной бригады), а линкор принял капитан 1‑го ранга И. С. Кузнецов. Однако за столь короткий срок Владимир Васильевич проявил себя как думающий и заботящийся о корабле командир.
Только вот почётную саблю, кроме государя, больше никто не получил. 6 октября 1916 года «Императрица Мария» вышла в море в последний раз, а 7 октября погибла на рейде Севастополя от мощных взрывов.