«Бегущий день опережая»

Виктор Константинович Кострикин

Литературное творчество мичуринского писателя Виктора Кострикина начиналось со стихов. Теперь он известен не только как поэт, но и как прозаик, драматург, журналист.
Родился Виктор Константинович 23 января 1935 года в селе Заворонежском Мичуринского района. С детства интересовался литературой, любил читать и уже в школьные годы начал сочинять сам.

Первые стихи печатались в газетах, коллективных сборниках, альманахах. Но тамбовскому читателю этот автор известен прежде всего повестями, вошедшими в книги: «Димка с улицы Мост» (1979), «Рабочий переулок, 1» (1980), «Во дворе – трава» (1987). В них рассказывается о судьбе подростков, юношей, делающих первые, не всегда удачные, шаги во взрослую жизнь.
Работая в разных литературных жанрах, Виктор Кострикин имел успех и как драматург: в 1980-е годы Мичуринским драматическим театром были поставлены спектакли по его пьесам «Корни» и «Дурацкая история».
Не один десяток лет писатель серьёзно занимается краеведческой работой. Известна книга о Мичуринске «Город старый, город новый» (1980, 1987), написанная В. Кострикиным в соавторстве с В. Коробовым. Виктор Константинович не оставил эту тему и в дальнейшей работе: в 2005 году вышел сборник стихотворений и поэм «Город на холме», ­ставший своеобразной поэтической иллюстрацией к выпущенному в том же году сборнику избранных очерков «Мичуринск и мичуринцы». Богатая история старинного города, яркие портреты связанных с ним людей нашли художественное воплощение в произведениях поэта и прозаика Виктора Кострикина. Автор поэтическим языком рассказывает об учёных, художниках, актёрах, педагогах, врачах – о выдающихся людях, связанных с его родным городом. И как-то по-новому в его стихотворениях и поэмах предстают ­перед нами деятели прошлых веков. Сколько душевных слов нашёл Виктор Кострикин для того, чтобы мы, читатели двадцать первого века, увидели великого преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина и поняли, что жизнь таких людей не проходит бесследно:

Его мечта в кипенье белопенном
Дала России русский урожай.
И это не конец его служенью –
Нести добро отчизне и сердцам,
И вечному земли преображенью,
Которому не может быть конца.

«Можно только позавидовать тем читателям – и молодым, и пожилым, – кто впервые встретится со стихами Кострикина, – написал в предисловии к сборнику «Город на холме» член Союза писателей России Валерий Аршанский. – …Счастье поэта, что его не надо ни с кем сравнивать, не надо причислять ни к какой теоретический школе и ни к какому модному течению. У него свой неповторимый голос, свой проницательный взгляд. И свой литературный почерк…»
О Викторе Кострикине писал и мичуринский литературовед Владимир Андреев. В свою книгу «На Соборной площади» (Мичуринск, 2006) Владимир Евгеньевич включил очерк «За бегущим днём», в котором говорится о достижениях Кострикина в поэзии, прозе, драматургии. Отмечена глубина его лирики последних лет.
«Читаю я поздние стихи Виктора Кострикина, – пишет Владимир Андреев, – и не могу отделаться от чувства, что поэт сейчас испытывает настоящий прилив сил, он заговорил обо всём, что его волнует; личное, интимное, болевое становится необходимой почвой, на которой и вырастает поэтическое чудо…»
Да, в последние годы Виктор Кострикин работает в основном в жанре поэзии. В Санкт-Петербурге изданы сборники стихо­творений и поэм: «Проклятие Адама» (2000), «Храм на горе» (2002).
Рассказывая о связи великих людей с Козловом-Мичуринском, Виктор Кострикин вписал в историю краеведения (не только тамбовского, но и российского) яркие страницы о пребывании в нашем крае Державина, потомков Пушкина, о деятельности преобразователя природы Мичурина, о других масштабных личностях, которыми так богата тамбовская земля.
В стихотворении «По зову долга и души» Виктор Кострикин по-своему осмысливает то, что сделано Державиным за годы его наместничества («Как поправил губернатор, / Государства дел новатор, / Русской классики поэт, / Школьные дела в Козлове»), и сетует на то, что и ныне не очень-то гладко обстоят дела с просвещением и культурой в крае: «Не хватает нам Державина, ох как не хватает!» – так и слышится в каждой строке поэта:

Дух Державина, мираж
Нам пришлись бы кстати, впору,
Чтобы мой любимый город,
Вся губерния моя
Снова факту поразились,
Что в истории России
Лишь однажды в тыщу лет
Губернатор был – поэт…

Вот так получается: занимаясь краеведением, Виктор Кострикин находит новые имена, неизвестные широкому кругу читателей эпизоды из жизни великих людей, что становится темой его поэтических произведений. В этом отношении особенно показательна поэма «Визит доктора Чехова к писателю Лескову» – о встрече, во время которой они поставили диагноз друг другу. И «будут два диагноза верны…» Не случайно говорят, что все великие люди в какой-то мере – пророки:

…У Руси свой тайный гороскоп,
Знахари чужие ей – помеха.
Подскажи день завтрашний, Лесков,
И поставь диагноз, доктор Чехов!..

Заслуживает внимания изданная в Мичуринске в 2010 году книга Виктора Кострикина «Жизнь – имя женское. Лирический дневник 2007–2009 годов и другие ­стихо­творения». Всё, что пережил автор за обозначенный им отрезок времени, поэтически воплощено на страницах книги. Здесь – образ старого и нового города, в котором живёт поэт; здесь – его любовь, всё самое дорогое, что питало и питает его душу, вдохновляет на создание нежных строк, которые не могут не волновать читателя. Все лучшие чувства, мысли и слова – ей, любимой женщине:

Ты мнишься мне чудным виденьем,
То встретишь, грустя и смеясь.
В твоих я, княгиня, владеньях –
И раб добровольный, и князь…

Читая поэзию, прозу, публицистику Виктора Кострикина, открываешь богатый мир, в котором живёт и творит автор, узнаёшь много нового о, казалось бы, давно известном, вместе с писателем испытываешь чувство гордости за родную русскую землю, вскормившую непревзойдённые таланты во всех областях культуры, искусства, науки…
Виктор Кострикин живёт в Мичуринске, продолжает творчески работать. Пусть на радость читателям все его рукописи превратятся в книги!
Валентина Дорожкина


Творчество

Бывает, в творчестве иных лишь полоса
В газете чёрный труд, а дальше – чисто,
Стихи, романы…Я ж, чтоб ни писал –
Торчат над кепкой уши журналиста.

Мне б различать, где счастье, где просчёт,
Но всё сплелось в тугой единый узел.
Неразделённо в жилах кровь течёт,
И разнобоя нет в сердечном пульсе.

Однажды спросят: в чём осуществил
Себя, с пером ты вечно наготове?
Вот мой ответ: пускай по мере сил –
В негромком и неравнодушном слове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.