ТОРПИЛЬЕРЫ
И. ВИНОГРАДСКОГО

Море грохочет и бьётся о борт.
Отряд миноносок уходит в поход.
Флагман ведёт за собой корабли,
И берег родной остался вдали.

К началу Русско-­японской вой­ны 1904–1905 годов корабли Сибирской флотилии обеспечивали выполнение задач по морской обороне Владивостока. Владивостокский отряд миноносцев совершал смелые рейды с целью нарушения морских перевозок у берегов Японии. За время с начала вой­ны до Цусимского сражения миноносцы Сибирской флотилии захватили и уничтожили до сорока японских торговых и рыболовецких судов. Эти потери явились весьма ощутимыми для каботажного флота Японии, вызывая раздражение и головную боль у морского министерства.

Ранним туманным утром японская рыболовная шхуна наконец достигла родных берегов, проведя двое беспокойных суток в напряжённом рискованном плавании к острову Хоккайдо. Находившиеся на её борту рыбаки всё ещё испытывали нервное потрясение после встречи с неизвестным русским миноносцем, который уже потопил две японские шхуны, экипаж ещё одной – большой «Орангута Мару» – был пересажен на пришедшее сейчас в порт Хакодате отпущенное русскими судно.
Японский унтер-­офицер запаса Китахара, разделивший с рыбаками этот печальный рейс, ступив на берег, срочно направился в форт Горикаку крепости Хакодате. Прослуживший в армии не один год, он с присущей японским офицерам дисциплинированностью спешил исполнить просьбу командира русского миноносца – передать небольшой конверт коменданту крепости генералу Марумацу.
Вот вдали показались мощные укрепления форта в виде пятиконечной звезды, его орудия прикрывали город Хакодате – морские ворота Японии. Город располагался на юго-западной оконечности острова, южнее находился Сангарский залив (Цугару), а на востоке – Тихий океан.

Проведя несколько томительных минут в ожидании коменданта крепости и предполагая, что содержимое передаваемого конверта сулит одни неприятности, Китахара усилием воли подготовил себя к этой встрече.
– Господин Марумацу-доно , мне велено передать вам это, – бывший унтер-­офицер склонил голову и передал генералу конверт.
Марумацу брезгливо взял его и с удивлением посмотрел на Китахару. Уже по форме обращения к нему генерал понял, что этот запасник хочет сообщить плохие новости.
В конверте оказалась только небольшая визитка с вензелями, изготовленная из хорошей плотной бумаги, а на ней красивой славянской вязью было написано:

Капитан 2‑го ранга Виноградский Илья Александрович
Командир отряда миноносцев Сибирской флотилии

– Что это такое, чёрт побери?! Откуда? – содрогнулся от ярости генерал Марумацу.

Переждав немного, когда комендант успокоится, Китахара, стараясь говорить спокойно, начал свой рассказ:
– Мы шли без груза из порта Онисика в Сасебо, как вдруг были остановлены внезапно появившимся русским миноносцем. Миноносец буксировал другую большую шхуну, насколько я помню, «Орангута Мару», очевидно, захваченную ранее. Нам приказали принять на борт весь её экипаж и следовать дальше. Командир русского эсминца, узнав, что я бывший офицер, вручил мне этот конверт и наказал передать его вам.
– Это возмутительно! Что делает наш блистательный Императорский флот, позволяя русским свободно совершать рейдерские захваты у наших берегов? Адмирал Камимура, наверное, забыл о храбрости полководца Кимуры Сигэнари , он должен наказать наглых русских! – снова повысил свой голос комендант.

Несколько ранее, загрузившись углём в бухте Ольга, преодолев морскую непогоду с прибрежными туманами, частыми в этих краях в летнее время, возвратился во Владивосток флагманский миноносец № 203 под командой капитана 2‑го ранга И. Виноградского, буксируя захваченный в ходе рейда знатный «приз»  – большую шхуну «Орангута Мару». Другие миноносцы, № 205 и № 206, совершавшие вместе с флагманом 15 июня 1904 года поход к берегам Японии, благополучно вернулись на базу.
Собрав командиров двух других миноносок, капитан 2‑го ранга И. Виноградский обратился к ним:
– Ну что, господа! Благодарю вас за успешный поход, принёсший нам ещё и добычу. Помимо рыбьего жира, риса и рыбы у нас сейчас есть хорошая шхуна, которая пойдёт, я уверяю вас, по немалой цене. Как деньги будем делить? А, командиры? Не кажется ли вам, это напоминает далёкие пиратские времена? Наши успешные набеги произвели настоящий переполох у японских каботажников, отрадно, господа! Если дело пойдёт так и дальше, оставим без снабжения всё западное побережье Японии.

Эти слова, произнесённые командиром отряда миноносцев не без бравады, действительно отражали сложившуюся ситуацию, хотя основные битвы Русско-­японской вой­ны были ещё впереди.

Каждый выход миноносцев, называемых торпильерами (от фр. torpilleur – «миноносец», поскольку строились они во Франции ещё в 1886 году по чертежам известного французского кораблестроителя Огюста Нормана ) и имевших слабое вооружение – торпедные аппараты и 47‑мм пушку Гочкиса, мог стать роковым в случае встречи с более сильным противником. Матросы, служившие на них, называли эти корабли «собачками». Трудно было справляться торпильерам с высокой океанской волной, хотя при спокойной воде они развивали приличную скорость. Одно хорошее свой­ство у миноносцев всё‑таки нашлось – особо прочный корпус: подобно ледоколу могли колоть лёд, а при таране – разрезать пополам вражеское судно (транспорт либо другое), соизмеримое по величине.
Ходить в море на таких кораблях – дело опасное и рискованное, недаром офицеры торпильеров постоянно носили на руке браслеты с надписью «Минный отряд. Погибаю, но не сдаюсь!».

Мужества капитану 2‑го ранга Илье Александровичу Виноградскому было не занимать. На Дальний Восток его перевели с Балтийского флота в связи со сложной обстановкой перед началом Русско-­японской вой­ны. Он успел уже поучаствовать в китайских событиях 1900–1901 годов, за что получил золотую саблю «За храбрость» и медаль. В сентябре 1904 года отличился в Корейском заливе, сражаясь с японцами, награждён орденом Св. Георгия 4‑й степени. В 1909 году произведён в капитаны 1‑го ранга. Однако жизнь этого мужественного морского офицера оказалась слишком короткой: ещё на службе он тяжело заболел и вскоре умер (1910). Многочисленные награды смельчака (а среди них – кавалерский крест ордена Почётного легиона, японский орден Восходящего солнца и другие ордена и медали), возможно, сохранили его бессарабские потомки, но уже навечно именем офицера назван мыс в устье Уссурийского залива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.