Раз словечко, два словечко…

Нередко семьи, в которых воспитываются особенные дети, замыкаются внутри себя. Поэтому поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей – одна из важнейших задач современного общества. Жизнь – это длинная и иногда очень крутая лестница, взбираться по которой непросто. Особенно тяжело дается этот путь людям, имеющим проблемы со здоровьем. Порой им суждено преодолевать препятствия с малых лет. В нашем районе делать первые шаги по ступеням жизни таким детям помогают педагоги лекотеки филиала «Дружба» Первомайского детского сада. У воспитанника лекотеки, четырехлетнего Арсения из райцентра, эти самые шаги становятся более уверенными.

Лекотека – в помощь особенным детям

Для обеспечения комплексного подхода в создании благоприятных условий, направленных на улучшение жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, в области разработана программа «Право быть равным». Возможность стать равным появилась и у первомайских малышей, имеющих проблемы со здоровьем. В рамках программы в «Дружбе» была создана лекотека, в которой проводятся занятия с особенными детьми.
– В нашем районе это направление действует третий год, – рассказывает заведующая филиалом Л. Козлова. – Занятия с ребятами проводят социальный педагог Е. Алехина, педагог-психолог М. Антипова и дефектолог Н. Лепихова. Гибкий график позволяет работающим родителям посещать занятия в удобное время, расписание каждого малыша разрабатывается индивидуально. Регулярно проводятся праздничные мероприятия, в которых участвуют все воспитанники и их родители.
Лекотека – это своего рода служба психологической и педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями здоровья. Бесплатные индивидуальные коррекционные занятия направлены на развитие сенсорных навыков и речи детей, их интеллектуальных способностей. Большинство занятий проходит в игровой форме. Малышам нравится заниматься индивидуально, но групповые занятия им особенно интересны.

В царстве осени

Недавно для воспитанников лекотеки прошел праздник осени. Ребятишек приветствовали ведущая – педагог-психолог М. Антипова, сказочные герои, лесные зверушки и, конечно, сама Осень. На празднике звучали стихи, песни об осени, звуки ветра и дождя. Дети с удовольствием прятались от дождя под большим волшебным зонтиком, отбирали вещи на осеннюю прогулку, танцевали, играли, сортировали по корзинкам дары осени на борщ и компот, рассказывали стихи, а в заключение украсили разноцветными листочками коллективную поделку – осенний клен. Белочка же и Осень порадовали ребят урожаем наливных яблок. Трогательно было смотреть, как четырехлетний Арсений, взяв угощение из корзинки, одно из двух яблок сразу же с добродушной улыбкой протянул маме, крепко ее обняв.

Тянулся к людям еще… до рождения

С виду Арсений такой же, как и остальные ребята. Он внимательно слушает и выполняет задания педагогов, улыбчив, добродушен, отзывчив и открыт. Иногда может проявить присущую мальчишкам непоседливость и шкодливость. Арсений достиг немалых успехов: он знает алфавит, цифры, справляется с заданиями на логику, память, мышление, речь. Даже не верится, что полгода назад он отставал в развитии от сверстников.
– Все началось с родовой травмы, – рассказывает мама мальчика Наталья. – Сначала всё было нормально, беременность протекала без серьезных отклонений. Но неожиданно Арсюша решил появиться на свет на несколько недель раньше запланированного срока. Сложные преждевременные роды, реанимация, несколько недель в больнице.
Сказались и осложнения: гипоксия плода «ударила» по речевому центру малыша. Но это выяснилось позже. По основным же показателям здоровья и развития Арсений соответствовал нормам. В три года он был включен в группу детского сада «Колокольчик».

«Так же, как все, как все, как все…»

Вместе с другими ребятами Арсений посещал детский сад, участвовал в праздниках, любил играть в машинки и рисовать красками. Одна беда: разговаривать у Арсения не получалось, мальчик не мог нормально контактировать, играть с ребятами. Обследование в областной больнице выявило задержку развития речи. Диагноз невропатолога расстроил, но не сломил. Наталья не считает, что ее сын чем-то хуже, чем другие дети, он имеет право, он может и должен жить полноценно. Да, есть проблема. Но это не приговор, всё можно исправить. Вместе они стали бороться за нормальную жизнь.
С апреля Арсения включили в группу лекотеки. Наталья к тому времени вышла из декретного отпуска на работу. Сначала было непросто – приходилось балансировать между работой, детским садом и лекотекой, расположенными в разных микрорайонах поселка. Помощь предложила заведующая «Дружбой» Л. Козлова: Арсения включили в основную группу. Кроме этого, два раза в неделю мальчик посещает занятия в лекотеке.

По крупиночке

– Когда Арсений пришел к нам весной, он совсем не разговаривал, – рассказывает дефектолог Н. Лепихова. – С малого, по крупиночке, начали работать. Проводили занятия на развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики, делали артикуляционную гимнастику, специальный массаж. Раньше, когда у Арсения что-то не получалось, он мог расстроиться, даже расплакаться. Помню, как в первые дни сидел обиженный после неполучившегося задания, вытирал слезы, настроения заниматься не было, а я тем временем делала ему специальный массаж ручек и говорила, что всё получится, мы будем стараться и добьемся результата. Надеюсь, что к школе Арсений будет готов, мы устраним задержки речи.
Всего спустя полгода занятий результаты есть, они очевидны. Мальчик проговаривает слова, звуки, отвечает на вопросы, обращается к педагогам и родителям.
– У Арсения уже получается довольно четко говорить целыми предложениями, – радуется достижениям сына мама. – Он даже иногда подшучивает над нами. К примеру, когда папа пошел мыть руки после работы, Арсенька ему четко и ясно сказал: «Там опасно! Там Водяной!»
По мнению Е. Алехиной и М. Антиповой, Арсений и его мама – большие молодцы, они регулярно приходят на занятия, стремятся выполнить все задания и преодолеть препятствия.
– Арсению очень нравится заниматься индивидуально, – рассказывает М. Антипова. – У него отличная память, мальчик спешит многому научиться. Он старается, стараемся и мы, педагоги. Видя плоды общих усилий, когда Арсений разговаривает с нами и окружающими, просто не нарадуемся.

Арсений с мамой, педагогами детского сада и группы лекотеки продолжают общий путь преодоления трудностей. Все верят, что вместе они смогут побороть недуг и помочь Арсению полноценно жить в обществе, хорошо учиться в школе, проявлять таланты. Ведь у мальчика для этого есть всё – способности, любящие родители, внимательные педагоги.

Ирина ПАРИНОВА,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.