Матушка Матронушка, сердечко успокой…

Паломник. В этом необычайно красиво звучащем слове, истоком исходящим из глубокой древности, таится некая тайна, которая зовёт в дорогу в поисках себя, смысла жизни, в поисках Истины.

Кто мы, вяло плывущие по течению и жадно цепляющиеся за зыбкие берега мнимых материальных ценностей? Зачем мы? Какой длины нам отмерен путь и у какого берега навсегда остановится время?

Покровский женский монастырь. Москва. Здесь не ощущается время, вернее, оно сжимается в точку, чтобы затем распахнуться до широты Вселенной со всей её нетленной историей.

Святая блаженная Матрона Московская. Нескончаемой вереницей со скромными букетами живых цветов, которые блаженная очень любила при жизни, медленно передвигаются по вымощенной булыжниками тропке на поклонение её нетленным мощам жаждущие и страждущие, несущие в сердце боль и смятение, за духовной помощью и надеждой на исцеление от скорбей и тяжких недугов. Шаг за шагом, всё глубже погружаясь в размышления и медленно прокручивая свою собственную жизнь. Рождаются робкие мысли о сущности земного бытия, и все личные проблемы кажутся ничтожно маленькими. Стучит, трепещет сердечко, дрожит, словно лист на ветру…

Cлово «паломник» возникло от слова «палома» – пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.

Рождённая слепой в конце XIX столетия в бедной семье и ничего не имеющая, Матронушка на самом деле обладала и сейчас обладает несметным богатством – духовным зрением и колоссальной духовной энергией… Святой Иоанн Кронштадтский увидел в ней некогда большое будущее. А что может быть большей наградой, чем служение своему народу, своему Отечеству? Ещё будучи совсем ребёнком, в восьмилетнем возрасте, стала она помогать людям, лечить безнадёжно больных, устраивать житейские проблемы. Из принесённых в знак благодарности даров самую малость оставляла себе, а большую часть раздавала нищим. Не зная порой, где голову приклонить, никому не отказывала Матронушка в помощи, не отказывает и сейчас. Перед своей смертью она завещала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать и помогать вам».
В лёгком платочке из белого ситца и скромном тёмном платьице, с наглухо закрытыми глазами – такой увековечили её для нас иконописцы…

И вспомнились слова одного из святителей древности: «Поверните глаза зрачками в душу…» Смотрят невидимые глаза святой Матроны в душу каждого обращающегося к ней со своей просьбой. И невольно перехватывает дыхание от мысли, какими увидит она нас под маской физического тела. Насколько чисты наши помыслы, просьбы и желания?..
…Но с успокоенным сердечком возвращаются паломники обратно в суетный мир духовно насыщенными и умиротворёнными, с надеждой, что донесёт матушка Матронушка чаяния людские до Господа и испросит у Него для всех помощи и прощения.

Ангел над Оптиной

Пресытясь издержками цивилизации в усложнённом условностями современном мире, мы хотим самую малость, элементарно простого: чистого свежего воздуха, хрустальной обжигающе холодной родниковой воды, не нарушаемой шумом моторов и мирской суетой тишины девственного леса. Остановить хотя бы на время мысль, полную повсе­дневных проблем и тягот земного бытия. Где она, далёкая неведомая страна, затерявшаяся среди бесконечных просторов необъятной Родины, страна, в которой духовное выше материального, в которой находят утешение искалеченные ложными ценностями души?

…Неустанно днём и ночью трубит ангел на одной из башен Оптиной пустыни, указывая путь в искомую обитель, расположенную на высоком живописном берегу реки Жиздры среди деревьев векового леса (Калужская область, недалеко от города Козельска). Обитель была основана в ХV веке раскаявшимся атаманом разбойников Оптой, который жизнью аскета и подвижника – многодневным голоданием, усердной молитвой, непрестанной внутренней работой – искупил свою вину, превратив впоследствии обитель в знаменитый духовный центр России. Каждый сантиметр этой благодатной земли насыщен духом Истины – многовековым молитвенным трудом монашествующей братии. Здесь находится неистощимый родник, питающий дух жизни русского народа. Отсюда черпали силы видные философы и мыслители прошлого, государственные деятели, писатели и художники, чтобы потом в бессмертных творениях отра­зить открывшийся истинный смысл жизни.

«Духовной санаторией израненных душ» назвал Оптину пустынь Павел Флоренский. Сюда устремлялись за словом утешения из разных уголков многострадальной Руси измученные тяжкими болезнями, семейными неурядицами, существующим строем…

Рассветным утром под колокольный звон четырнадцать оптинских старцев с фресок под сводом каменных ворот Свято-Введенского Оптинского мужского монастыря встречают и приглашают к богослужению каждого отыскавшего сюда путь. В руках у старцев кресты и свитки, на которых запечатлены простые истины. Здесь же святой Амвросий поучает, как надо жить: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Тихо постоим и помолимся в Введенском храме, в котором находятся чудотворные мощи преподобного старца, и единым дыханием утвердим: «Верую…»

Наш земляк отец Амвросий (Александр Гренков, уроженец села Большая Липовица Тамбовской губернии) был самым известным, третьим по счёту после Льва и Макария, старцем Оптиной пустыни и её духовником в середине ХIХ века. Быть может, в лёгком, едва уловимом благоухании ощущалось живое присутствие святого старца среди молящихся. Вместе с мелким моросящим осенним дождём пропитывались духом и целебным воздухом Оптиной искавшие глубокий смысл страждущие души и наполнялись миром и покоем.
Сколько раз пытались уничтожить Оптину, но каждый раз она возрождалась из пепла, оставаясь истинным духовным сердцем России. В начале ХХ века её преобразовали в сельхозартель, а затем и вовсе разгромили: обезглавили церкви, сровняли с землёй могилы старцев. От содеянных бесчинств выступили слёзы на образах Богоматери и Младенца и застыли до нашего времени на иконе Матери Божией «Одигитрия» («Путеводительница»), которая сейчас находится в Преображенском храме. И только от нас, наших мыслей и поступков зависит, исчезнут ли слёзы со святых ликов. Особо поглумились сатанисты в дни Святой Пасхи 1993 года, убив трёх монахов, раки с мощами которых находятся в скромной часовенке на территории монастыря и обладают целительной силой.

…Высоко поднял трубу ангел на одной из башен Оптиной пустыни, далеко окрест разносит эхо призывной набат и отголоски иной жизни. Задумайтесь, люди, сегодня, поднимите глаза на небо, и, быть может, в наступающем завтра нам откроется подлинный смысл нашего пребывания на земле.

«Накорми голодного, обогрей холодного, батюшка Серафим…»

(Из церковного песнопения)

«Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче…»

Разносятся ветром в тишине раннего утра по Дивеевской обители эти благодарственные слова из акафиста преподобному Серафиму Саровскому, звучащие из Свято-Троицкого собора, в котором нашли последний приют мощи великого старца. Журчит студёная водица, впитывающая в себя ежедневно драгоценные глаголы молитовки в беседочке рядом с собором, утоляет жажду страждущих. Поклониться тебе, батюшка, выстроились в длинную очередь паломники из разных уголков страны. Спустя долгие годы сбылась и моя детская мечта побывать в Дивеево. Бабушка мне много рассказывала о великом подвижнике духа – саровском чудотворце, а старенькая, почерневшая от времени икона Серафима Саровского досталась мне от неё в наследство. Хорошо-то как у тебя в гостях, батюшка Серафим. Вся суета проблемной мирской жизни осталась далеко за воротами обители.

Есть места на земле, где материальное соединяется с духовным. Четвёртым Уделом Богородицы считается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (село Дивеево Нижегородской области), находящийся под Её особым покровительством. Обещала она ежедневно навещать каждый из Уделов.

Аккуратно стриженные газоны с яркими цветниками – шедеврами ландшафтного дизайна, заботливыми руками выращенные яблоневые сады и земляничные поляны – всё это гармонично сочетается с величавыми соборами монастыря, куполами уходящими в небо.

«Братья и сестры, не хотите ли потрудиться во славу Божию? Сам батюшка Серафим благословляет вас на труды», – обращаются к паломникам монахини монастыря. Стыдливо отворачиваются головы. Да и как бы всё успеть, очень ограничены мы во времени. Но как-то неудобно стало: слишком уж потребительски получается – ищем утешения и благодати, ничего не отдавая взамен. После очередной просьбы не выдерживаю – идём с небольшой группой паломников исполнять послушание. А дел в обители на всех хватит – и на кухне, и в садово-огородном хозяйстве. Вот и мы сначала укроп перебирали, а потом сорняки в земляничных грядках пололи.

Отблагодарил нас батюшка Серафим – всех, кто потрудился, провели на поклонение мощам без очереди.

Преподобный Ефрем Сирин пояснял верующим, что «мёртвые святые действуют, как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа». Слышит наши чаяния, знает наши нужды батюшка Серафим, в горнем мире молится за нас, грешных. Здесь же вещицы дивного старца и лапотки его, в которых он ходил, как бы спускают его к нам на землю, указывая, что он также был человеком. Рядом чудотворная икона Божией Матери «Умиление» – список с оригинала, написанный дивеевскими сёстрами. Этот образ был любимой келейной иконой батюшки, перед которой в молитве он и отошёл ко Господу.

Вокруг монастыря – Канавка, вырытая по указу Царицы Небесной. Батюшка Серафим говорил, что Сама Матерь Божия каждый день обходит по Канавке свой Удел. Он же и наставлял: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Вот и идёт непрерывным потоком по Канавке православный люд по завету батюшки по следам Царицы Небесной. «Богородица, Дево, радуйся…» – неспешно перебираются чётки, босыми ногами отмеряется путь. Лёгкий трепет и неизмеримая радость наполняют душу. Для телесного лечения – целебная глина в конце Канавки и сухарики от батюшки Серафима, освящённые в чугунке, в котором он варил себе скудную пищу.

А ещё обязательно надо окунуться в Серафимово озеро, температура воды в котором даже в самый знойный день – два градуса. В годы богоборчества несколько раз пытались засыпать озеро, но безрезультатно. Так и стоит оно по сей день. А водица его обжигает тела, изгоняет хвори, исцеляет души. И подцепленная мной вирусная инфекция и её последствия остались только в воспоминаниях. Батюшка Серафим помог. Так уж он распорядился, что многое мы успели за эту короткую поездку. Приложились к чудотворным мощам дивеевских стариц в Казанском соборе, поклонились упокоенным служителям Бога в монастырском некрополе, опустились в многочисленные купели, набрали из целебных источников чистой родниковой воды, благодатным спокойствием и умиротворением наполнили души…

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас…

Р.S. У стен Казанского собора раскинула зелёные ветви многовековая берёза, наросты на стволе которой напоминают ушки, глазки и носик похожего на медведя животного. По преданию, таким образом запечатлелась в дереве страница из жития саровского старца, когда он кормил медведя. Пытались неверные спилить православную реликвию, да так и застрял в стволе кусок металла…

Островок надежды

Во времена наших бабушек и прабабушек неугасимый огонёк веры, освещавший их духовную жизнь, открывал путь к святым местам. И отправлялись они в дальнюю дорогу, не страшась расстояний и усталости, не существовало для них непреодолимых препятствий.

Маленькая икона с изображением слегка согнувшегося, в чёрном одеянии, с посохом в руке саровского старца святого Серафима украшала скромное жилище бабы Любы. Особо бережно относилась она к этой иконе, приобретённой в Саровской пустыни, в которую ещё до революции совершала паломничество вместе с подругами-богомолками. С любовью и трепетом рассказывала она своим родным о житии Саровского чудотворца и его подвиге. Гражданская война отняла у бабы Любы мужа, а Великая Отечественная – единственного сына. Тихо помолится, поплачет она перед иконой святого старца, и утихнет сердце, отступит боль. А мы, тогда ещё дошколята, затаив дыхание, слушали её рассказы о том, как молился, стоя коленями на камне, святой Серафим тысячу дней и ночей (это же целая Вечность!) Богоматери, страдал от разбойников и общался с медведем, как помогал простым советом и словом всем, ищущим у него духовной помощи. Давно уже нет в живых бабы Любы, но осталась светлая память о ней и та самая, но слегка отреставрированная икона Серафима Саровского…

«Радость моя, Христос Воскресе», – звучат сквозь время слова батюшки Серафима, обращённые к каждому приходящему к нему в обитель. В 1995 году недалеко от Воронежа началось строительство Свято-Серафимо-Саровского мужского монастыря – малой дивеевской копии. Среди бесконечных полей, опоясанных узкими лентами посадок, находится островок векового леса, напоминающего дремучий Саровский бор, в котором зажглась лампада новой обители под Покровом Божией Матери. Островок надежды на просветление духовной немощи людей. Духовный оазис в искажённом грехами мире. Нескончаем людской поток в это благодатное место, особенно в дни памяти святого. 1 августа – обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Особые чувства испытываешь, преклонив колени на скошенную траву, бережно уложенную вокруг храма в честь великого подвижника русской церкви, с изрядным волнением и дрожью прикоснувшись к проносимым над головами паломников святыням, побывав в скромной келье старца (малом подобии дивеевской), до краёв наполненной благодатью, испив чистой родниковой водицы из святого источника. Во имя Отца. И Сына. И Святого Духа. Аминь. Ожог, ожог, ожог… от ключевой воды в купели в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»…

Святой преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас, направь на путь Истины и помоги не сбиться с пути…

По следам блаженной Ксении

Каждый город прославлен своими святыми, которые творили его историю подвижничеством и добрыми делами.
С Санкт-Петербургом тесно связано имя блаженной Ксении.

Неисповедимые пути привели меня этим летом в Северную столицу. За короткий период времени хотелось как можно больше узнать о культуре и изящной архитектуре строений среди каналов и мостов города на Неве и о тех местах, которые наполняли его душу. После экскурсии по исторической части города мы планировали добраться до часовенки Ксении Петербургской. Однако экскурсия затянулась, всё время то лил, то немного стихал дождь, а мы, как оказалось, дома забыли адрес святыни. Конечно, растерялись и расстроились: приближался вечер, а, как известно, к питерской святой всегда большие очереди. И тогда подумалось: всё в твоих руках, Ксения, как ты захочешь, так и будет. Укажешь ли дорогу к себе?..

Нам помогали все и всё: и местные жители, и водитель с кондуктором троллейбуса, и закачанная в планшет обзорная карта города. Время имело способность то сжиматься, то растягиваться.

А вот и Васильевский остров. Из-за туч показалось солнышко, и замерли капельки дождя. Ещё есть немного времени до закрытия Смоленского кладбища. Аккуратные ухоженные могилки, старинные надгробия и памятники. Казалось, сердце или сама святая Ксения нам указывают дорогу. И вот уже за поворотом показалась небольшая часовенка. Она построена на том месте, где некогда сидящей под деревом отошла ко Господу великая подвижница духа. Людей на удивление оказалось немного. Можно было спокойно обойти часовенку, прикасаясь к тёплой каменной стене, и направить свои мысли к святой. Где-то шумел многомиллионный мегаполис, а здесь, в глубине Смоленского кладбища, – тишина и умиротворение. У мраморного надгробия блаженной – тонкий аромат засушенных цветов, которые можно было взять с собой на память…

Двадцати шести лет от роду после смерти горячо любимого супруга приняла на себя Ксения подвиг юродства Христа ради. Отдав дом и всё своё имущество бедным, целыми днями бродила блаженная Ксения – вечная странница – по петербургским улицам. Мальчишки считали её сумасшедшей и закидывали камнями и грязью. На ночь она уходила в поле и проводила время в коленопреклонённой молитве. За подвиги сподобил её Господь дара видения сердец и прозорливости будущего. Многие пытались услужить Ксенюшке, потому что знали, что несёт она с собой благополучие и счастье…

Рядом с часовенкой – подставочка с зажжёнными свечами. Не гаснет пламя, устремляются просьбы людские к блаженной.

Покидая это благодатное место, мы постоянно оглядывались назад, что-то не отпускало нас и заставило вернуться. Взгляд упал на торчащий под подставочкой уголок истрёпанной книжицы. Это был акафист святой блаженной Ксении Петербургской. Как же мы могли уйти, не поблагодарив святую! И только прочитав акафист, мы смогли спокойно продолжить свой путь. А он привёл нас в Смоленскую церковь – самую намоленную на Васильевском острове, единственную действующую в богоборческие времена. В украшенном душистой травой и берёзовыми ветками храме подходила к концу служба в честь праздника Пресвятой Троицы. И здесь сразу привлекла внимание чудотворная икона святой Ксении. Когда эта церковь строилась, по ночам блаженная заносила в неё кирпичи, которые с удивлением обнаруживали утром рабочие…

Архитектурной изюминкой Санкт-Петербурга из гранита, самоцветов и драгоценных камней является храм Спаса-на-Крови, чем-то напоминающий малахитовую шкатулку с сокровищами внутри. Он возведён на месте, где был смертельно ранен царь-Освободитель Александр II. В храме сохранился фрагмент булыжной мостовой, где произошло покушение на императора. Мозаичное убранство стен на тему библейских сюжетов выполнено по оригиналам Рябушкина, Нестерова, Васнецова и других известных художников-сказочников. Здесь свой мир и тёплая возвышенная атмо­сфера, где хочется задержаться подольше.

На поклон к великому полководцу Александру Невскому, спасшему Русь от уничтожения и духовного порабощения, мы отправляемся от храма Спаса-на-Крови мимо канала Грибоедова по Невскому проспекту пешком. Этот путь хотелось прочувствовать и пройти осмысленно, неторопливо. И когда уже почти иссякли силы и стали ныть разбитые ноги, невдалеке показалась Александро-Невская лавра. Крутые каменные ступени Троицкого собора привели нас к мощам святого. Поклонившись им, осмотрелись по сторонам.
И вдруг неожиданно среди множества ликов святых взгляд застыл на иконе нашей путеводительницы – Ксении блаженной…

Прогуливаясь по тихим улочкам в последний день нашего пребывания на питерской земле, мы невзначай наталкиваемся на книжную лавочку, и бросается в глаза книга с изображением женщины в скромной зелёно-красной одежде с посохом в руке – акафисты и жития Ксении Петербургской и святых русских жён.
Спасибо тебе, милая Ксенюшка, что сопровождала нас на всём пути! Моли Господа о нас, грешных…

Сотворите святую милостыню…

Необычайно богата духовно тамбовская земля, хранит она память о Феофане Затворнике, Амвросии Оптинском, Севастиане Карагандинском, архиепископе Луке, митрополите Питириме (Нечаеве)…

…Она нашла упокоение на территории монастыря Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково Калужской области. Многие чудеса и исцеления происходят на могилке. Схимонахиня Сепфора, в миру Дарья Сенякина, родилась 19 марта 1896 года в селе Глухово Гавриловского района Тамбовской губернии. С молоком матери впитала она любовь к Богу. Монахини, жившие при храме Покрова Божией Матери, который с детских лет вместе с родителями посещала Дарья, поучали её любую работу выполнять с Иисусовой молитвой. Этого правила она и придерживалась всю жизнь и других наставляла. Поэтому и трапеза в монастыре Спаса Нерукотворного, состоящая из супа рассольника и гороховой каши, оказалась для нынешних паломников безмерно вкусной. Помнили монахи главное правило матушки – сначала молитва Иисусова, а потом и любое дело будет спориться.
Много испытаний выпало на долю Дарьи: революция, войны, жестокое раскулачивание, убийство родных, голод и нищета, ранняя смерть мужа. И только вера в спасительный промысел Божий помогла ей смиренно перенести все тяготы земной жизни. В возрасте 70 лет её постригли в мантию с именем Досифея, а в 93 – в схиму с именем Сепфора.
В переводе «Сепфора» означает «птичка». Её и называли птичкой небесной.

Очень переживала матушка, что придётся умереть в миру, но в вещем сне ей было откровение Божией Матери, что умрёт она в монастыре. Чуть больше года прожила схимонахиня в монастыре Спаса Нерукотворного пустынь, в специально построенном для неё доме. На первом этаже – крохотная келья, в красном углу – святые образа, из нехитрой мебели – тумбочка да жёсткая кровать.

По словам настоятеля монастыря о. Михаила, рядом с ней казалось, «что между Небом и землёй вообще нет никакой дистанции, настолько помощь её была очевидна». А она никому и не отказывала в помощи, даже когда настолько уставал язык, что трудно было разобрать слова, спала самую малость, всё время пребывая в молитве, отодвинув заботы о бренном своём бытии. Как-то обратились к ней монахи из строящейся соседней обители и посетовали, что полученных средств из свечных ящиков с надписью «Пожертвуйте на храм» катастрофически не хватает на элементарные нужды. Изменила схимонахиня ситуацию, предложив заменить надпись словами «Сотворите Святую милостыню во славу Божию»…

В последние годы жизни с палочкой передвигалась матушка, опухали ноги от долгого стояния на службе, но безропотно исполняла она волю Божию. Постучит по ногам палочкой, боль и притупится. И сейчас постукивает одна из келейниц матушки палочкой по хворым местам паломников, усмиряя боль. А потом предлагает конфетки-карамельки, которыми так любила угощать матушка при жизни. В келье бережно хранится последняя фотография схимонахини Сепфоры, замироточившая после её смерти. Пройдя долгий и трудный путь длиной в 101 год, мирно отошла схимонахиня Сепфора ко Господу 13 мая 1997 года.

Когда святые становятся ближе

«Собираешься в дорогу – помолись Николаю Угоднику, – давала назидание бабушка. – Он всё наилучшим образом устроит».

Многие из нас неоднократно, отправляясь в путь или в сложных житейских ситуациях, обращаются за помощью к святителю Николаю, Мир Ликийских чудотворцу, и рано или поздно помощь приходит. К нему чаще всего летят просьбы людские, заказываются молебны, читаются молитвы. В народе его с любовью называют скорым помощником Божиим. Поклониться его святым мощам отправлялись тысячи паломников в итальянский город Бари.

Этим летом представилась уникальная возможность приложиться к чудодейственным мощам святителя Николая, доставленным из Италии, в столице нашей родины, в храме Христа Спасителя. Впервые почти за тысячу лет святые мощи на время покинули итальянский город.

Николай Чудотворец родился в третьем веке и своей благочестивой жизнью и многочисленными подвигами во славу Божию снискал любовь людскую. Сменяются века, а слава его неугасима и помощь действенна, и почитает его весь православный мир…

Несколько раз поездка срывалась, появлялись какие-то непредвиденные обстоятельства. Да и у нас в городе хранятся частицы мощей святого, в Троицком монастыре и в храме «Всех скорбящих Радость», куда можно попасть без особой суеты. Но, видимо, вспоминая мудрость святителей древности, свой путь надо всё же выстрадать и принести, как малую жертву Богу…

«…Проповедует весь мир тебе, преблаженне Николае, скорого в бедах заступника: яко многожды во едином часе, по земли путешествующим и по морю плавающим, предваряя, пособствуеши, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к Богу: Аллилуиа…» – обращались словами акафиста к святому перед поездкой.

Гидрометцентр обещал грозы и холодные ливневые дожди, но идущих к цели эти погодные условия нисколько не смутили: дождевики, зонты, тёплая одежда – всё преду­смотрено и взято с собой в дорогу. Ранним утром холодный ветер гонял по небу свинцовые тучи. Вдоль канала Москвы-реки терпеливо выстроилась длинная очередь, несмотря на то, что до открытия храма оставалось несколько часов. Паломники из разных городов страны жаждали поклониться святыне. Повсюду читали акафист Николаю Угоднику. Наша группа разбилась по несколько человек и тоже читала акафист святителю – драгоценной книжицей делились со всеми желающими. Страждущие переминались с ноги на ногу, сказывалась усталость от почти бессонной ночи, и ёжились от утренней прохлады. Кто-то пытался дремать, прислонившись к плечу соседа. Одни несли свои нужды и чаяния в надежде быть услышанными святым угодником, другие спешили, поклонившись чудодейственным мощам, поблагодарить святителя Николая, молитвами которого преображается их жизнь.

Нам повезло – прогноз не оправдался: тучи рассеялись, и через пять часов (а некоторым пришлось ждать встречи до десяти часов) томительного ожидания мы подступили к ступеням храма Христа Спасителя. Людская волна, движимая одним чувством – верой в силу православных святынь, – постоянно нарастала. На какое-то мгновение перехватило дыхание, и радости не было предела – пришло осознание, что совсем скоро ты сможешь прикоснуться к чуду, и тогда святой, с иконописным ликом которого ты встречаешься каждый день, станет для тебя неизмеримо ближе и как человек, некогда живший на земле, а сейчас сплотивший около себя православную Русь…

Спасибо тебе за всё, святой отче Николае, моли Бога о нас…

С него начинался Козлов

«В Иерусалим бы хотелось, да средств нет. Когда нет средств, и нужды нет. Поминай чаще, а то и всяк день, мысленно все места, где бывал Господь, и мысленно поклоняйся Ему на каждом месте. И довольно с тебя, если не лучше того».

Святитель Феофан,
затворник Вышенский

В Иерусалим бы хотелось. Очень. Да средств нет…

Вот и вспомнилась знакомая с детства реликтовая дубовая роща в мичуринской ЦГЛ, куда мы частенько добирались с подругой на автобусе и подолгу бродили среди исполинов. Чем-то притягивала она к себе, чем-то наполняла наши юные души. Спустившись по очень крутому склону по выпирающим корням вековых деревьев, мы оказывались у источника с целебной святой водой. Терпеливо отстояв очередь, подставляли трёхлитровые банки под тоненькую струечку воды. Детская цепкая память сохранила вкус обжигающе-ледяной хрустально-чистой водицы. Это были 70-е годы прошлого столетия…

…Метёт снег. Резкий ветер ухитряется закидывать горсточку за горсточкой ледышки за воротник осеннего пальто, постукивают каблучки тоненьких ботинок в ожидании автобуса, которого почему-то долго нет. Ну и погодка. Только вчера ещё шелестела опавшая листва, ласково пригревало солнышко…

«Господь всё управит», – любила повторять моя бабушка.
Свято-Троицкий мужской монастырь. Успенская церковь. По территории ЦГЛ сквозь дубраву и яблоневые сады разносится нежный колокольный звон, призывая на утреннее богослужение. По узкому коридорчику, образованному прихожанами через весь храм, торопится к началу службы игумен Софроний, ласково, по-отечески благословляя каждого.
На оконное стекло налипают снежинки.

А в храме становится всё теплее, горят лампады, заполняются подсвечники. «Величаем, величаем тя, преподобный старче Иосифе…»  – бережно хранят в монастыре память его основателя без малого четыре века. В 1627 году поселился в глухом лесу на берегу реки Лесной Воронеж старец Иосиф и впоследствии образовал обитель для спасения душ будущих жителей Козлова. Часть кирпичной постройки сохранилась до нашего времени. Жаль, что камни не умеют говорить, они лишь берегут память и тепло рук своих первостроителей. Особо почитают здесь и икону Живоначальной Троицы, в честь которой был основан монастырь.

Поклонюсь и припаду к иконе священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, более полугода управлявшего нашим монастырём в 1866 году, первого епископа, убиенного большевиками за веру Христову в 1918 году у стен Киево-Печерской лавры.

Украшены золотыми цепочками, кольцами и крестиками чудотворные образы Казанской и Тихвинской икон Божией Матери в знак благодарности от получивших исцеление и утешение прихожан. Помоги и нам, Пресвятая Богородица, открыть для Господа сердца наши.

Более ста святынь и частиц святых находятся в этих древних, требующих восстановления и обновления стенах храма и доступны для паломников. Среди них – частицы мощей святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Амвросия Оптинского, великомученицы Варвары, блаженной Матроны Московской, священномученика Владимира Богоявленского и многие-многие другие. Целебным бальзамом питают они наши души.

История монастыря свидетельствует, что в 1667 году царь Алексей Михайлович переслал в монастырь многочисленные подарки, среди которых была святыня от Гроба Господня…
Получается, что и у нас своих святынь немало. А Иерусалим? Надеюсь, когда-нибудь тоже сподобит Господь…

Частичка Оптиной

Не хлебом единым жив человек… Богата земля тамбовская людьми, для которых смысл жизни заключается в служении Богу и людям.

За кружево осенних паутинок зацепилось бабье лето, повисло на готовящихся к прощальному полёту желтеющих листьях. Сентябринки гордо подняли головы, готовые вот-вот распушиться разноцветными комочками. Маленький чёрный котёнок на остатках каменной надгробной плиты чьей-то заброшенной могилки забавно щурится на солнце и протирает лапкой пушистую мордочку. Тишина и умиротворение на Скорбященском кладбище…

У схимонахини Серафимы – людно. Намоленная, омытая слезами дорожка ведёт к скромной часовенке – месту последнего приюта усердной молитвенницы. Рядом с часовенкой преклонных лет женщина смиренно несёт послушание: кто-то да опустит денежку в ящик для пожертвования на ремонт храма «Всех скорбящих Радость» (Мичуринск). Горят и не гаснут свечечки, с огоньком чьей-то души принесённые схимонахине. Скромные букеты неброских осенних цветов – в знак благодарности и поклонения старице. Целебный песочек с могилки – в помощь по вере нашей…

Часто бывала матушка Серафима в Оптиной пустыни и многому научилась у оптинских старцев. Духовным отцом её был великий старец оптинский Анатолий. Вот и выходит, что и у нас здесь маленькая частичка Оптиной.

Последними словами матушки были «мир и любовь». Никого не оставляла она в своих святых молитвах, живя в миру, помогает и сейчас всем с верой к ней притекающим.

Мичуринская старица известна и за пределами области, её любят и почитают. Ведь сколько лет не зарастает травой путь к часовенке у Скорбященского храма и слышатся людские восклицания: «Помогает матушка, ещё как помогает!»

Каждый год, в осенний день 5 октября, собирает у себя схимонахиня Серафима много людей, которые хотят почтить её память…

Марина Шеремета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.