Отражение России

Мало кто задумывается, но цвет купола имеет очень большое значение в символике православия, и хотя требование это не обязательное, но всё же зачастую уже по цвету купола можно определить, в честь кого или какого события освящена церковь. Так, золотой цвет – в честь Самого Иисуса Христа или событий, связанных с Ним (Преображение, Вознесение и т.п.), голубой цвет – в честь ­Богородицы, зелёный – посвящён преподобному, а красный – в честь мученика.
Голубыми куполами с золотыми звездами издалека встречает нас храм Боголюбской иконы Божией Матери села Зимарово.

В советское время на территории Первомайского района действовало всего два храма, в сёлах Старосеславино и Староклёнское, и большинство верующих Первомайского района посещали, кроме этих двух храмов, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих радость» в городе Мичуринске и церковь Боголюбской иконы Божией Матери в с. Зимарово Новодеревенского района Липецкой области, на границе с Первомайским районом.

В церкви села Зимарово проходило таинство венчания моего крёстного Игоря Анатольевича Трубы, многие друзья и знакомые стараются принять таинство причастия именно в этом храме. И действительно, находясь в этих святых стенах, испытываешь чувство спокойствия, и даже самые длинные службы переносятся легко и воодушевлённо.

Интересна история возведения церкви Боголюбской иконы Божией Матери. Так, изначально в селе Зимарово существовала деревянная церковь, но сведения о том, когда она была построена, до нас не дошли. В 1781 году старый сельский храм настолько обветшал, что проводить службы в нём стало невозможно. И тогда сельчане попросили церковное начальство соорудить новую церковь во имя Архангела Михаила.

На согласование и строительство ушло несколько лет, и только в 1786 году новый деревянный храм был построен и в том же году освящён. Описи имущества храма, «Историко-статистическое описание церквей и монастырей» И. Добролюбова и другие свидетельства говорят о том, что в храме было несколько икон – копий с Боголюбской, одна из которых была поставлена над воротами церковной ограды, а две – в храмах, тёплом и холодном. Церковь простояла до середины XIX века.

В 1843 году жители обращались с просьбой о построении новой церкви в их селе, для чудотворной иконы. Однако вопрос долго не решался, пока не произошёл пожар. Интересно, что 18 января 1849 года чудотворная икона была перевезена в Скопинский уезд по просьбе одного из её почитателей, а на другой день, в полдень, по неизвестной причине случился пожар, уничтоживший до основания всю церковь со всем имуществом и документами.

Увидев в случившемся Божий промысел, священник Зимаровской Архангельской церкви обратился к гвардии полковнику Михаилу Николаевичу Семёнову с горячим письмом, чтобы тот выстроил в селе каменный храм, «усмотрев на опыте, как скоро и прочно со­орудили Вы храм во имя Архистратига Божия Михаила в Вашем селе Архангельском, и зная усердие Ваше и почитание к святой и чудо­творной иконе Боголюбския Божия Матери, каковая имеется в Вашей Архангельской церкви…».

Но это было в 1849 году, а до этого храмостроители прошли путь более чем в 5 лет, и только Божье провидение помогло им осуществить задуманное.
К строительству нового храма в с. Зимарово очень сочувственно отнёсся архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков). Он предписал учредить особый комитет для сооружения храма, членами которого были священнослужители и местные дворяне. Полковнику М. Н. Семёнову были выданы для сбора подаяния две книги с благословением преосвященного Гавриила (Городкова) «на сие святое предприятие». Архиепископ Рязанский и Зарайский писал: «…а благопосетит ему Господь соорудить в селе Зимарово каменное здание храма во имя Боголюбския Богоматери о трех престолах… 1844 г.».

31 августа 1844 года комитет был учреждён. Активное участие в нём принимали, кроме вышеупомянутого М. Н. Семёнова, князь Сергей Волконский, дворянин Николай Семёнович Батурин, помещик Дубовицкий, священник Михаил Топкин и многие другие. Так, Н. С. Батурин писал архиепископу Гавриилу (Городкову): «…полагая, что такое благое пожелание в дворянах – сопомещиках моих – возродилось по произволению и благости Божией, и освящено уже Вашим, Высокопреосвященный Владыко, Архипастырским благословением… Я почитаю необходимым средством усилить возможность в настоящем деле помощью доброхотных людей чрез подписку, в чем, находясь по службе моей на жительстве в С. Петербурге и имея довольное знакомство, я при помощи Господней надеюсь иметь немалый успех… 1846 г. 22 июня».

И вот 18 июня 1846 года, в день празднования в честь иконы Боголюбской Божией Матери, было положено начало строительству нового храма. На этот праздник собралось множество народа, как говорят документы, «кроме черни, мещан и купечества, было много благородных особ, пришедших пешком на богомолье». После литургии икону Боголюбской Божией Матери самые почтенные и почётные граждане несли на руках, а самые усердные несли всю дорогу до места, где должен был быть заложен новый храм, сделанный ими помост. Молебен по поводу закладки нового храма совершил строитель Раненбургской Петропавловской пустыни Иоанн. Как отмечалось в донесении по этому поводу, погода была совершенно благоприятной для столь радостного события.

В 1847 году Михаил Семёнов докладывал владыке Гавриилу (Городкову): «Благости Пресвятой Божией Матери по усердию к чтимой иконе ЕЕ собрано от подаяния при молебнах с сентября по март месяц около 1000 рублей серебром, да прислано из Санкт-Петербурга в Комитет от сборщика Г-на Батурина по март же месяц триста шестьдесят рублей серебром, так что сумма, собранная на храмоздание в нынешнее зимнее время, равняется почти сумме всего сбора, от начала храма здания по сентябрь 1847 г.».

Кроме того, священники села Зимарово Топкин и села Солнцево Иоанн Дмитров в течение нескольких лет отправлялись с иконой в места, где свирепствовала эпидемия, по первому требованию, без всякого опасения. Благодарные люди давали на строительство храма для своей Целительницы всё, что имели.

Наш архипастырь Гавриил (Городков), обозревая в 1849 году епархию, по возвращении в своём предложении Рязанской духовной консистории писал: «О чудотворной иконе Богоматери Боголюбской, находящейся Раненбургскаго уезда в селе Зимарово, дознано, что к ней с давнего времени православныя христиане оказывают особенную преданность и прибегают с молитвами, берут оную в другия не только окрестныя, но и отдаленныя селения и города, особенно в постигших каких-либо общественных бедствиях, так что непрерывное ей молебствие и шествие с нею из одного места в другое, сопровождаемое тысячами народа, продолжается иногда несколько месяцев. Вера и усердныя молитвы прибегающих к ней нередко ознаменовывались явными милостями Божиими. Так, во время эпидемической болезни холеры во многих селениях зараженных оною по принесении пред сею иконою молитв, болезнь начинала ослабевать и вскоре прекращалась. Такое милосердие Божие, подаваемое ходатайством Богоматери, весьма много способствует к утверждению в тамошнем краю православных в вере и благочестии. По сгорении в том селе деревянной церкви ныне успешно сооружается пожертвованиями усердствующих и кошельковою суммою пространная и благовидная в архитектурном отношении каменная церковь под наблюдением учрежденнаго строительнаго комитета, член которого гвардии полковник Семенов особенную оказывает заботливость и усердие к построению оной». Пока строилась церковь в Зимарове, чудотворная икона находилась в селе Ярославка, а владыка всё время интересовался, как идёт строительство.

Благодаря людской бескорыстной помощи уже 15 мая 1850 года преосвященный Гавриил (Городков) утвердил план иконостаса нового храма, присланный ему строителем М. Н Семёновым, а в сентябре того же года он писал, что «храм в с. Зимарово приходит постройкою к окончанию, остались не сделанными одни главы и крыльца…», а также просил перелить расколовшийся во время пожара колокол.

Новопостроенный храм украшался, как и строился, всем миром. Много сделали для этого помещики окрестных сёл и деревень. Господин Дубовицкий закупил на свои средства «всех образов, как иконостаса главного, так и приделов, с прибавлением еще двух больших образов по обе стороны иконостаса и огромной картины за престолом».

3 ноября, в день праздника Михаила Архангела, был освящён придельный храм во имя Архистратига Божия Михаила, а позднее – во имя Боголюбской иконы Божией Матери и святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

По ходатайству архиепископа Рязанского и Зарайского Гавриила (Городкова), Святейший Синод наградил гвардии полковника М. Н. Семёнова, князя С. В. Волконского, священника Михаила Топкина, действительного статского советника Петра Дубовицкого, надворного советника Николая Батурина за усердные действия по строительству храма, им было преподано через архиепископа Рязанского и Зарайского благословение Святейшего Синода. А сколько людей получили другую награду – видеть в новом храме образ столь почитаемой Богоматери!

Икона Божией Матери «Боголюбская-Зимаровская»
Икона Божией Матери «Боголюбская-Зимаровская»

И сейчас стоит этот храм, выстроенный на народные средства по проекту архитектора Воронихина для иконы Боголюбской Божией Матери, только нет уже в храме той чудесной чудотворной иконы, хотя память о ней жила в сердцах людей всегда, даже в 50-е годы ушедшего столетия.

2 июля 1951 года благочинный протоиерей А. Хватов писал епископу Рязанскому и Касимовскому Николаю (Чуфаровскому) о праздновании в честь Боголюбской иконы в с. Зимарово. На празднике этом присутствовало около 5 000 человек, исповедовались и причастились более 3 000 человек. «Такое скопление народа объясняется тем, что в Зимарове до революции была чудотворная икона Божией Матери, чтимая не только в Рязанской епархии, но и находящаяся в перечне чудотворных икон всей православной церкви. Большинство молящихся были пришлые из ближайших благочиний Рязанской епархии: Сапожковской, Скопинской, Рязанской, Ряжского района, Милославского и Данковского…»
Торжественное освящение Боголюбской церкви состоялось 18 июня 1852 года. Вокруг храма в 1866 году была сделана каменная ограда с воротами длиной в 200 сажен.
Для церкви выделено земли: церковной и кладбищенской – 2 десятины, усадебной – 1 десятина и пахотной – 41 десятина. Недалеко от здания храма расположена часовня князей Волконских. Рядом находился двухэтажный каменный дом, где с 1866 года размещалась школа.

В сельском приходе числилось 100 дворов. Помимо Зимарова, в приход входили деревни Рясы, Лихорево, Чернево, Берёзовый Ржавец, Батурки, Угрино, Самовыселки, Урусово, Озерки, Хлопотный хутор. Всего населения – 1 595 мужиков и 1 696 женщин. Из них грамотных 436 человек. По штату в церкви сначала полагался один священник и один псаломщик, а с 1885 года уже служили три священника и три псаломщика. В разное время Боголюбскую церковь материально поддерживали князь Меншиков, императрица Анна Иоанновна и другие крупные сановные лица. В настенной живописи сохранились фрески работы итальянских мастеров. Как и по всей России, в советское время церковь постигла участь большинства храмов, она была закрыта и некоторое время использовалась в качестве склада сельхозпродукции, зернохранилища. Из церковного имущества многое было утрачено и уничтожено.

Открылся храм раньше других православных церквей. Сегодня в Боголюбской церкви проходят богослужения, но реставрационные работы ещё полностью не завершены.

Анатолий Труба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.