Путеводитель казака

Православие является путеводителем казака с самого начала его жизни. Православная вера определяла жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения и до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Сами казаки были глубоко верующими людьми. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность бытия и понимали, что только с Богом – вечность, и просили у него защиты и победы над супостатом. Значение православия для казачества трудно переоценить, дать какую-то оценку или сделать вывод. Христианство было и будет одним из важных факторов становления казачества в России.

Рассматривая историю становления казачества и формирования казачьих обычаев и традиций на первый план самоидентификации казачества вышло понятие «служение». Для некоторых казачья служба заключается только в несении охраны правопорядка, воинской службы, охранной деятельности или участия в мероприятиях, забывая о том, что есть «служение государево» и «Бого-служение». О государевом служении идут многочисленные споры, рассуждения и «спецпредложения» от представителей казачества.
А как же Бого-служение казака? Не надо забывать, что без Богослужения казака нет, т.к. самопознание своего духовного мира в единстве с верой в Господа нашего Иисуса Христа является важным составляющим в жизни казака. Молитва перед походом и благодарственный молебен после возвращения, молитва перед боем и после боя, обращение ко Господу и Пресвятой Богородице, святым и небесным покровителям являлись неотъемлемой частью воинской жизни казака. Православие стало важной частью семейной жизни, традиций и обрядов, праздничных торжеств и внутренней духовной основой для личного саморазвития. Православное христианство стало фундаментом казачьей жизни. С верой в Христа строилась вся жизнь казака, начиная от рождения и заканчивая погребением. «Православный» и «казак» являются тождественными понятиями уже не одно столетие в истории российского казачества и Православной Церкви. Казачество всегда было, есть и будет оплотом Православия.
2016-05-07-00-02-21На современном этапе многие казаки считают свое «Богослужение» как дежурство у храма и присутствие на службе для удовлетворения требований окормляющего священника или отписки для атамана. Такое положение дел приводит не только к профанации Православия со стороны казаков, но и к отрицательному отношению прихожан к самим казакам. Каждому казаку надо помнить, что он представляет казачество в целом и по его поведению, образу жизни, молитве и отношению к вере отцов и прадедов судят окружающие его люди, в том числе и подрастающее поколение. Не зря в последнее время появилась у прихожан православных приходов пословица «Вокруг ходят, да внутрь не заходят». Надо помнить, что казачество служит Отечеству, а Отечество – это народ, будущее которого зависит и от нас, казаков.
Представляя Тамбовское Отдельское казачье общество хочется написать и о нас, тамбовских казаках. Принимая присягу казак говорит о готовности служить Православной вере, Отечеству и казачеству. Исполнения слов присяги является важной составляющей, а точнее формулой жизни казака. Вид и метод служения казачеству и Отечеству каждый выбирает сам, в зависимости от его способностей и возможностей. Служение казака Вере Православной не выбирается и не может ограничиваться формой или методикой, как хотите называйте. Присутствие на Богослужении и присутствие на дежурстве у храмов не говорит о служении – это в большей части долг и обязанность. Служение или правильней «Богу-служение» является повседневным и ежеминутным памятованием сопричастности к христианскому миру, сохраняя в себе самом Божий мир. Начиная с утренней молитвы и заканчивая молитвой перед сном, казак просыпается с Богом и с Богом засыпает. Работа над своими страстями, привычками и характером должны стать повседневной задачей в самосовершенствовании и познании самого себя.
Окружающие люди воспринимают казака не только по форме одежды, наличия медалей и звездочек на погонах. В первую очередь казака воспринимают по его поведению и словам, его манере общения и отношения к окружающим. В казаке люди видят не только представителя воинского сословия, этнической группы или народа, а в первую очередь носителя особой культуры, которая может стать примером для всех, независимо от возраста и статуса. Вот почему духовное начало в казачьей душе имеет важное значение. Именно внутренний духовный мир формирует у казака его мировоззрение, мироощущение и конечно же взаимоотношение с окружающими людьми.

putevoditel-kazaka-3На территории всей России и так же на Тамбовщине казаки не только охраняют храмы или участвуют в крестных ходах, а также принимают участие в Богослужениях. Стать соучастником Богослужения не даётся каждому, так как это требует особой самоотдачи и стремления. Многие казаки, в том числе и тамбовский отдельский атаман, являются пономарями и чтецами в храмах, находясь в алтаре и совершая молитвы о благополучии казачества. Участие в таинствах Церкви, таких как исповедь и причастие, должны стать систематическими и важной частью личной и семейной жизни казака. Отрадно видеть, как тамбовские казаки стоят на исповеди и принимают таинство причастия во многих храмах Тамбовской области.

Особое место в жизни казака является паломничество по святым местам. Сама Тамбовская область имеет много святых мест, связанных с историей Православия и России, с жизнью святых подвижников благочестия. Посещение таких мест является для казака и членов его семьи своеобразным прикосновением к духовной истории Отечества. Святые источники и монастыри, мощи святых и старинные храмы являются безголосым свидетельством благодарности казакам в их служении по защите и сохранению того богатства, которое передано нашими предками своим потомкам. Переданы не только объекты исторического значения или история родного края или семьи, а в первую очередь «духовный закон» служения казачества.

putevoditel-kazaka-4Во время Азовского сидения казаки говорили: « Вот храм Божий, защитим его или умрём близ алтаря Господня, – смертью за веру покупают небо». Слова казаков прошлого должны стать для нас примером служения Церкви и казачеству, т.к. без духовного развития и воцерковления казаков не будет полного возрождения казачества на основе традиций и обычаев предков. Казаками, и в первую очередь атаманами, должно быть осознана важность воцерковления казаков на основе личного опыта церковного служения и жизнью по заповедям Божьим. Борьбой со страстями сердца своего и личным самосовершенствованием, развивая в себе «православного воина».

Возрождая казачество, мы должны понять, что только через возрождение казачьего духа возможно достичь поставленных целей и результата, а казачий дух – есть Православие. Выступая на Первом съезде казачьих духовников в Москве 5 декабря 2013 года Святейший Патриарх Кирилл сказал: «У казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Принадлежность к Церкви – это вопрос быть или не быть казачеству…».

Служение казачества заключается в том, чтобы исполнять слова присяги, данные на Евангелии и перед крестом, перед атаманом и братьями казаками. Для многих быть казаком – это значит одеть форму и ждать, когда тобой будут восхищаться окружающие. Нет, господа казаки, быть казаком – это значит иметь в своём сердце казачий дух, имеющий в себе силу и веру наших предков, память о своём Роде, любовь к традициям и обычаям казачьего рода. Казаки несут казачью службу не только согласно государственным и муниципальным документам и договорам. Служба казака заключается в следовании путями предков, в единении «службы государевой» и «Бого-служении» во благо казачества и во Славу великих подвигов наших предков-казаков.
Святейший Патриарх в одной из проповедей сказал о казачьей службе следующее: putevoditel-kazaka-2«Самое главное, что должны помнить и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа».

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского казачьего общества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.