Учебные заведения войска донского

Зарождение и развитие образования на Дону является одной из основ истории донского казачества. Сложившиеся в конце XVIII – начале XIX века исторические, этнографические и экономические традиции накладывали отпечаток на развитие народного образования.

Донской край играл особую роль в истории Российской империи, и процессы просвещения области Войска Донского оставили чёткий след в системе образования России.
Область Войска Донкого отличалась военизированной культурой, из-за чего уровень образования в регионе был очень низким. Среди жителей станиц очень немногие умели читать и писать, постоянных учебных заведений не было. Грамоте детей обучали в монастырях, станичных храмах, у полковых писарей и редких «письменных людей», живших в донских станицах, а также в немногочисленных «домашних школах», существовавших преимущественно в Черкасске.

Знания и грамотность приобретались в основном лично, с жизненным опытом, что почиталось среди казаков. Способствовала этому постоянная служба по всей России и за границей – долгие походы вводили служилых в круг новых знаний, явлений жизни и быта, получаемая информация расширяла кругозор.

Государственная программа обучения на Дону началась с появления первой навигацкой школы, которая была учреждена в 1698 году в Азовской крепости по инициативе Петра I. В указе от 21 января 1698 года было сказано: «…для учения корабельному морскому ходу, и карте, и компасом выбрать из иноземцев 10 человек добрых и человечных, грамоте умеющих». А с 1 апреля в Азовскую навигацкую школу впервые принимаются и русские дети, и к концу года морскому делу в школе обучалось уже более 100 учеников.

Азов, занимая важное положение как в южном Приазовье, так и во всём Донском крае, оказывает влияние на развитие региона в целом и в частности системы образования. Открытие учебных заведений способствует развитию образовательной системы области Войска Донского, и посему в 1770 году в Азовской крепости открывается гарнизонная школа для детей военнослужащих, просуществовавшая до 1810 года.

В донской столице одним из первых учебных заведений стала войсковая латинская семинария, открытая по указу императрицы Елизаветы Петровны от 14 августа 1746 года и просуществовавшая до 1758 года. И именно в столице, согласно обнародованному приказу Войскового правительства от 5 февраля 1790 года «Об открытии народного училища в г. Черкасске», народное образование на Дону делает один из первых и главных шагов в своей истории. Эту дату можно считать началом первого этапа развития образования на Дону, который охватывает период с 1790 по 1864 год.

В самом начале, в 1790 году, в училище обучалось 80 человек (только мальчики), к 1795 году в Черкасском народном училище курс обучения прошли 289 учеников. Согласно сохранившимся учебным планам, в первых народных училищах проходили: в двух первых классах (малое училище): чтение, письмо, арифметику, катехизис (изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов), священную историю, русскую грамматику, чтение и комментирование «Книги о должностях человека и гражданина», чистописание. В двух старших классах преподавались: катехизис, священная история (история христианства и православия), арифметика (часть математики о простейших свойствах чисел и действиях над ними), русская грамматика (система языковых форм и правил письменной речи), история, география, геометрия, механика, физика, естественная история (общие представления о природе и окружающей среде), гражданская архитектура. Впоследствии программу старших классов дополнили иностранные языки (немецкий и французский) и основы сельского хозяйства.

С 1864 года начинается второй период в истории образования на донской земле.Войсковой атаман получил право открывать училища на средства станичной казны. Это способствует появлению на Дону во второй половине XIX века целого ряда учебных заведений и повышению грамотности населения Донского края.

Но увеличение числа образовательных учреждений ставит перед войсковыми властями новые проблемы, в том числе нехватки квалифицированных кадров для обеспечения полноценного учебного процесса. Для решения этой проблемы при Новочеркасской войсковой гимназии открывается педагогическое отделение, готовившее учителей станичных училищ.

Открытая в 1863 году Усть-Медведицкая мужская гимназия решала проблему обучения жителей Верхнего Дона, поскольку обучение в столице было затратным. Но не все семьи могли позволить себе дать полноценное образование детям, даже недалеко от дома, посему усилиями организаторов народного образования на Дону открывались «общие квартиры» для бедных учеников на благотворительные стипендии. А желание казаков учиться грамоте способствовало образованию воскресных школ не только для детей, но и для взрослых, которые в большинстве случаев содержались благодаря «сочувствию и материальному содействию со стороны местных обществ, учреждений и частных лиц».

Освоить грамоту некоторым казакам удавалось и за пределами земли Войска Донского – по рекомендациям Г. А. Потёмкина войсковой канцелярией в 1776 году было решено отправить в Московский университет несколько «казачьих детей для обучения грамоте и наукам».

Отдельную страницу в книге образования Дона представляет собой развитие школ и училищ для женского образования. Зажиточные семьи давали дочерям домашнее воспитание, обучали в домашних частных школах, однако их число было незначительным. Так, по сохранившимся данным, в 1804 году из 259 детей, обучавшихся в частных домах, девочек было только 49. В различных учебных заведениях, формировавшихся на земле Войска Донского, среди учащихся меньшинство было именно девочек – вопрос о женском образовании решался тяжело.

В 1853 году важным шагом в истории образования девочек стало открытие Новочеркасского Мариинского института благородных девиц. Это было первое среднее учебное заведение для девочек. Доступ в него имели только девочки из дворянских семей и сироты из семей офицеров, для «низшего сословия» он был закрыт.

В 1856 году наказной атаман Войска Донского подаёт рапорт с просьбой утвердить проект устава училища первого разряда для девиц среднего сословия с указанной целью: «доставить лицам среднего сословия Войска Донского средства дать дочерям своим соответствующее образование». Рапорт подписан 5 августа 1856 года. И в 1860 году в Новочеркасске открывается женское училище первого разряда, сыгравшее значительную роль в становлении женского образования на Дону.
В училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и понятие об измерениях, география (всеобщая и российская), история (всеобщая и русская), обозрение трёх царств природы, чистописание, рисование и рукоделие. Иностранный язык и некоторые искусства велись за особую плату по соглашению с родителями.
Училище было открытым учебным заведением, без пансиона, находилось под особым покровительством наказного атамана, который избирал почётную попечительницу училища. Первой на эту должность была избрана супруга начальника штаба донского княгиня Надежда Андреевна Дондукова-Корсакова.

16 сентября 1867 года Новочеркасское девичье училище было преобразовано в Донскую женскую гимназию, которой было присвоено наименование «Мариинской», «в честь августейшего имени Её Императорского Высочества Государыни цесаревны».

С развитием образования в Донском крае растёт потребность в получении начального образования девочками школьного возраста. В 1861 году в станицах открываются женские училища 2-го и 3-го разрядов с двух-, трёхлетним сроком обучения; открытое в 1887 году в Новочеркасске 4-классное женское училище давало возможность получить первоначальное образование девочкам преимущественно из малообеспеченных семей. Ставится также вопрос об открытии сиротского отделения при Новочеркасском детском приюте, чтобы «дать приличное образование остающимся в беспомощном положении малолетним девицам и, обучив их рукоделиям и домашнему хозяйству, доставить им средства содержать себя впоследствии собственным трудом».

Решение вопроса о женском образовании, его развитии и становлении в обществе, вслед за образованием мальчиков, меняет мнение и представление о воспитании девочки. Наряду с домашним воспитанием, девочки стали получать начальное и среднее образование, что становилось ценностью в семье.

Одними из известных классических учебных заведений на Дону стали мужская и женская прогимназии в Азове. Мужская 4-классная прогимназия открывается в 1872 году, а в 1908 году переводится в статус мужской гимназии. За время существования гимназии в её стенах преподавало много известных и талантливых педагогов, к легендарным личностям можно отнести священника Алексея Васильевича Воздвиженского, долгие годы проработавшего в мужской гимназии в должности законоучителя.

Не менее известной является и Азовская женская прогимназия, основанная в начале 90-х годов XIX века. С первых дней существования ей покровительствовала Лариса Васильевна Тиммерман, известная дворянка и одна из первых меценатов городской системы образования и медицины. В 1897–1905 годах её имя постоянно появляется в «Памятных книжках Войска Донского» как председателя попечительного совета Азовской женской прогимназии, а с 1902 года – гимназии.

С развитием образовательного процесса возникает необходимость сохранения лучших боевых традиций предков, дабы передать потомкам через специальное военное образование опыт воспитания воина-казака. Эта задача нашла решение в открытии в Новочеркасске в 1883 году Донского императора Александра III кадетского корпуса, который за годы своего дореволюционного существования воспитал ряд талантливых офицеров, ставших национальной гордостью донского казачества.

В XX век Донской край юга России входил, не имея ни одного высшего учебного заведения. Но нужда в кадрах заставляла Войско выделять средства на обучение своих студентов в других вузах. Войсковая администрация, добиваясь открытия на Дону вуза, не только решала проблему кадрового дефицита, но и рассчитывала оградить казачью молодёжь от революционного влияния Москвы, Петербурга и других городов. Добиваясь выделения значительной суммы из войскового капитала на устройство вуза, донское казачество сыграло значительную роль в учреждении политехнического института в Новочеркасске.

Постановлением Совета министров России, принятым в январе 1907 года, предусматривалось «учредить в Новочеркасске политехнический институт, использовав для сей цели денежные средства и личный состав Варшавского политехникума». Последний был закрыт в связи со студенческими беспорядками 1905–1906 годов. В первые же годы своего существования Донской политехнический институт стал крупным научным центром на юге России. (На протяжении своего долгого существования Донской политехнический институт менял своё название несколько раз. 24 июня 2013 года приказом Министерства образования и науки РФ он переименован в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет имени М. И. Платова».)

Открытие во второй половине XIX века целого ряда учебных заведений обеспечило довольно высокую грамотность населения Донского края. В силу этих причин уровень грамотности земли Войска Донского был значительно выше, чем в целом по России. Казаки были развитее основной массы крестьянства России. По данным историков, к 1910 году на Дону 68,7% казаков (85,5% мужчин и 48,1% женщин) были грамотными, тогда как в целом по России грамотных было 21%.

Профессор В. В. Богачёв в 1919 году отмечал, что в европейской части России в среднем на тысячу человек населения приходилось 326 грамотных мужчин и 137 женщин, тогда как у донских казаков соответственно 732 и 434.

Вот так зарождавшаяся на земле Войска Донского сеть народного образования, развивающаяся вместе с особенностями казачьего быта, обеспечила в XX веке казачеству развитую культуру знаний, укреплённую лучшими народными традициями.

Екатерина Тенюкова,
председатель Межрегиональной общественной организации «Союз казачек Верхнего Дона»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.