Донское казачество. Донбасс.

Основные мысли о судьбах Донбасса, Слобожанщины и Донского края в этой статье были изложены мною ещё в 2005 году, когда прозвенел первый звоночек зарождающейся гражданской бойни в Донбассе в результате так называемой «оранжевой революции». Уже тогда прослеживались тенденции глобального раскола Украины, направленного на ослабление России в неуклонном, извечном желании Запада уничтожить великого восточного соседа. Так было во все времена начиная с крестоносцев, великой смуты, нашествия шведов и французов, двух мировых войн в двадцатом веке. Всё течёт, всё меняется, но не уходит патологическое желание раскроить русский мир, частью которого является и Украина, о чём забыли наши братья, из их сознания враги всего русского нагло выбивают это понятие. И это настоящая трагедия!

С незапамятных времён между Волгой, Доном и Днепром жили люди. Эта территория всегда была связующим звеном, своеобразным торговым перекрёстком и перекрёстком ожесточённых битв между Западом и Востоком. Здесь сталкивались племена, которые приходили с разных сторон света. Донецкие степи вынесли «на своих плечах» великое переселение народов. Знавали ковыльные просторы топот огромных орд гуннов и готов, скрип кибиток скифов и сарматов. Много тайн и свидетельств хранит донская земля. Но пустить корни, освоить Дикое поле суждено было только сильному и свободному народу, освоение этих земель происходило в трагическом противостоянии различных народов и культур.

Начиная с Х века северное Приазовье и донские степи становятся зоной влияния Киевской Руси, здесь происходят постоянные стычки с различными кочевыми племенами. В периоды затишья донской край становился благодатным торговым центром, пересечением торговых путей, идущих во все концы света.
Влияние восточных славян на кочевые, более отсталые народы было огромным, и это влияние ещё больше усилилось с принятием христианства. Некоторые племена кочевников начинают вести оседлый образ жизни, они, как правило, селятся на границах русской земли, занимаются земледелием, становятся подданными древнерусских князей. В свою очередь, русское население интенсивно проникает в степи, где создаёт свои поселения.

Хотелось бы более подробно остановиться на направлениях движения восточно-славянских племён, начиная с самых ранних источников, которые дошли до нас. Основываясь на фундаментальном историческом труде великого русского историка Сергея Михайловича Соловьёва, давайте проследим движение славянских племён. Вот что пишет С. М. Соловьёв:
«Славянское племя не помнит о своём приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своём первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении оттуда на север и потом о вторичном движении на север и восток вследствие натиска какого-то сильного врага. Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению: древнее пребывание славян в придунайских странах оставило ясные следы. Сильных врагов у славян на Дунае было много: с запада – кельты, с севера – германцы, с юга – римляне, с востока – бесчисленные азиатские орды; только на северо-восток открыт был свободный путь, только на северо-востоке славянское племя могло найти себе убежище, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков и влияния Запада, до тех пор пока оно, собравши силы, могло уже без опаски за свою независимость выступить на поприще и обнаружить со своей стороны влияние и на восток, и на запад».

Мы видим, что движение восточных славян на северо-восток было исторически предрешённым в результате натиска врагов. В эти века формировался характер славянских народов. Они не были кочевниками, только под угрозой самому своему существованию им приходилось уходить с насиженных мест, осваивая дремучие просторы Русской равнины. Закаляясь, обретая уверенность в своих силах, восточные славяне выстояли, а в результате этого огромного напряжения сил, мудрости и воли была создана Киевская Русь.


Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.

Зеленеет степь родная,
Золотятся волны нив
И, с простора долетая,
Вольный слышится призыв.

Дон сынов своих сзывает
В Круг державный Войсковой,
Атамана выбирает
Всенародною душой.

В боевое грозно время,
В память дедов и отцов,
Вновь свободно стало племя
Возродившихся донцов.

Славься, Дон! И в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды честь свободы
Отстоят твои сыны!

Реестровый казак конной сотни
Реестровый казак конной сотни

* * *

Вся наша земля, земля Донбасса, земля наших предков, пропитана кровью и потом многих и многих поколений. И как бы ни хотелось врагам нашим, живущим по соседству либо где-то далеко за океаном, оторвать нас от своей земли, перевернуть наше сознание, запугать или подкупить, разрезать по живому, как это произошло в 1991 году, ничего у них не выйдет. Ибо внутренняя, генетическая связь, которая уходит в глубь тысячелетней Руси, настолько сильна, что разорвать её невозможно. Она живёт в душах миллионов, усиливается и возрастает в своей мощи в дни испытаний. Эту загадку русской души не разгадать никому.
Это даёт надежду и уверенность, что и в этой глобальной битве, которая продолжалась практически весь кровавый двадцатый век, которая продолжается, но уже другими методами, и теперь, в двадцать первом веке, мы в итоге одержим победу, потому что с нами Бог и помыслы наши чисты.

* * *

В войне 2014–2016 годов на Донбассе донские казаки, воины, оказались в центре противостояния с украинскими карателями и сыграли немалую роль в отражении атак националистов. Донбасс стал новым ратным полем в борьбе за русский мир.

Мы нередко слышим из уст украинских так называемых «освободителей» от российской агрессии такое выражение: «Цэ наша земля». Смешно! Но они в это верят!

* * *

История донского казачества неразрывно связана с тысячелетней историей нашей великой Русской земли, хотя и принято официально относить образование Всевеликого Войска Донского к временам правления Ивана Грозного, именно Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками.

В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу, к стенам Казани, под началом атамана Сусара Фёдорова. Спустя четыре года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.

Именно с XVI века начинается интенсивное расширение казачьего влияния на окраинах Руси – это связано прежде всего с упадком и полным крахом татарских государств на юге и востоке, создаются условия для казацкой экспансии. К примеру, в 1557 году атаман Андрей Шадра с несколькими сотнями донцов уходит на Терек, где они положили начало терскому казачеству.

В дальнейшем казачество распространяется на Урал и в Сибирь, это прежде всего связано с именем Ермака Тимофеевича.

Но кто такие казаки? Об этом не утихают споры историков, исследователей казачества, писателей.

* * *

Если говорить о предыстории возникновения казачества на Дону, по одной из версий, история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за своё кавказское происхождение получили название черкасов). В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда ещё не существовало.

Вторая версия исходит из идеи совершенного обезлюдевания донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами «с чистого листа». Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества.

Никаких украинцев в этом крае на Дону, Диком поле, не было и в помине, да и самого понятия «украинец» в то время просто не существовало.

* * *

Следующее, о чём мне хотелось бы сказать: территория Всевеликого Войска Донского, частью которого являются земли Донбасса, граничит с благодатным краем, который называется Слобожанщина. Слободская Украина (окраина Руси) (Слобожанщина) включает территорию Харьковской, части Донецкой, Луганской и Сумской областей, выходя за пределы границ современной Украины в сторону Белгорода и Воронежа.

Слобожанская Украина-Окраина, Слобожанщина и в конце концов слобода… Что это такое? Давайте посмотрим, во-первых, что означает само слово «слобода». Обратимся к нашему великому земляку Казаку Луганскому – Владимиру Ивановичу Далю, вот как трактует он это слово: «Слобода – славянское слово «свобода»; слободный, слободить, то есть свободный, свободить. Отсюда слобода – село, поселение свободных людей. Слободской народ – свободный народ».

Как видим, выстраивая обратную цепочку в этих понятиях, Слобожанщина – это обширная территория, заселённая слободскими, свободными людьми. Слобожанский край, окраина, краина – край земли Русской.
Здесь прослеживается своеобразный исторический и геополитический казус, нельзя обмануть искусственными политическими инсинуациями генетическую природу нашего края, земли нашей. Мы были и остаёмся слобожанами, свободными людьми и в помыслах, и в делах. И в какую сторону бы ни повернулось то или иное государственное образование, мы всё равно останемся Слобожанщиной, свободным краем, вольными донскими казаками.

Ещё до открытия Григорием Капустиным в районе Лисичьей балки угля в наших краях селились вольные люди, а затем и бег­лый крепостной народ. Кстати, сюда бежал угнетённый люд как с севера, так и с запада и востока. Здесь прекрасно уживались рядом и донские, и запорожские вольные казаки. Если проследить топонимику нашего края, мы найдём множество примеров, сходных топонимов, но об этом необходимо говорить отдельно и основательно.

Приведу только один пример. Возьмём город Ровеньки нынешней Луганской Народной Республики. Это не что иное, как Ровенецкая слобода. Мы знаем, что Ровеньки есть и в Белгородской области России. Если сопоставить названия ряда сёл и посёлков обоих Ровенецких районов, то мы без особого труда найдём много общего. Это свидетельствует о том, что разрасталась Слобожанщина с севера, от центральных областей России, на юг, в степи, вплоть до побережья Азовского моря. И это не случайно: в XVI–XVII веках шло интенсивное заселение территории юга Российского государства. Слобожанщина становилась передовым постом Руси перед неослабевающей угрозой татар и турок. И так сталось, что и в двадцать первом веке наш край стал форпостом Руси в борьбе с глобальным западным, либеральным мракобесием.
Наш край неразрывно связан с Россией, мы и есть Россия, мы и есть русские.

* * *

Наш край удивителен и своеобразен, особенно Донбасс. В Донбассе живут сильные и мужественные люди. И, наверное, не случайно в нашем краю самой природой определены огромные залежи каменного угля, который после открытия Григорием Капустиным в 1721 году Донецкого бассейна стал притягивать к себе переселенцев с разных земель Российского государства, чаще всего, конечно же, насильственным методом. Но после того как разработка полезных ископаемых в Донбассе приобрела промышленный характер, для обеспечения рудников и заводов рабочим людом в донецкие земли направлялись и сами двигались крестьяне из центральных областей России.

Донбасс кормил и давал приют всем, кто хотел и мог работать, а работать в шахте или у мартена было дано не каждому, так как это адский, каторжный труд. Но уголь и металл всегда были и будут необходимы государству, это основа безопасности страны.

Всё повторилось, как и в прошлые века. Донецкая земля соединяла различные народы, выковывая, кристаллизуя донбасский характер, гордый и свободолюбивый. Вот как сказал о людях, живущих в нашем краю, донбасский поэт Павел Беспощадный: «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!..»

Вспомним героев шахтёрских дивизий, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. У фашистов был приказ: шахтёров в плен не брать. Шахтёров немцы называли «чёрной смертью», шахтёрские дивизии наводили ужас на врага – вот он, донбасский характер!
Золотой век Донбасса и угольной промышленности в целом был в 60–70-е годы прошлого века, но нашим врагам бельмом в глазу маячат сильные славянские государства. Они готовы идти на любые жертвы, чтобы ослабить нас, обескровить, опустошить духовно и в итоге уничтожить.

Теперь можно с уверенностью сказать о девяностых годах прошлого века, после развала Советского Союза, что вся политика правящей элиты девяностых была разрушительным бедствием для Украины и России, а для Донбасса вдвойне! Сколько изломанных судеб, сколько страданий принесла эта политика простым труженикам! Преступная правящая элита, поставив всё на карту Запада, Международного валютного фонда, разворовывала то, что создавалось поколениями, и мы получили умирающие шахтёрские города и посёлки, затопленные шахты, разрушенные заводы, обнищание и уничтожение населения, и всё это на руку нашим врагам! И вот теперь война!

Война на Донбассе, а по сути своей война на исконных русских землях Всевеликого Войска Донского, связана с государственным переворотом, который организовали кураторы из Америки и Европы, вскормившие украинский фашистский национализм, разорвали территорию, разделили на части Украину, собранную советской властью из осколков рухнувших империй в двадцатом веке. Эти события всколыхнули практически весь мир. Всем очевидно, что грамотно продуманная, чётко спланированная глобальная акция направляется и финансируется нашими врагами, врагами всей русской цивилизации.

Враг сидит за океаном, а щупальца его в виде всевозможных так называемых доморощенных либералов, демократов, националистов и откровенных фашистов впиваются в тело народное, им не нужна сильная и свободная Украина, и в конечном итоге им не нужна могучая мировая держава Россия. Это продолжение долговременной американской политики мирового господства, это продолжение событий 1991 года, которые привели к развалу Советского Союза.

Необходимо отчётливо понимать, что нашим врагам не нужна украинская дешёвая рабочая сила, им не нужны новые рынки сбыта своей промышленной продукции, им не нужны наши сырьевые ресурсы; нашим врагам нужна Украина как стратегический плац­дарм для развала и уничтожения Великой России, а всё вышеперечисленное у них будет, если падёт последний оплот на пути мировой глобализации, если Россия останется один на один с Западом.

Да, последние события на Украине всколыхнули общество, по сути, большая часть народа была обманута и зомбирована наглым вмешательством и давлением Запада. В майданный путч были вложены миллионы, миллиарды долларов, захвачены и подкуплены средства массовой информации, брошены все силы на развязывание войны.

* * *

И теперь мы подошли к главному вопросу: в какую сторону должен быть направлен вектор тяготения Донбасса, Слобожанщины, юго-востока Украины в целом? Важными для решения этого вопроса являются два основных аспекта жизни народов, проживающих на этой территории, – духовный (языковой, религиозный) и материальный (экономический, хозяйственный). И ответ на этот вопрос очевиден и однозначен: всеми историческими, культурными и хозяйственными корнями и самой верой православной наш край связан с Россией. Мы едины! Стоит ли развивать эту мысль? Пожалуй, нет. Ибо тот, кто не хочет слышать, и не услышит. Но всё же я верю, что с Божьей помощью скоро настанет время, когда уйдёт в небытие эта смута, которая продолжается вот уже столетье, и Великая Россия займёт в этом мире своё предначертанное Божьим провидением достойное место. С нами Бог, и в этом сила!

Владимир Казмин
г. Луганск, 2005–2017 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.