Заповедный край тамбовский

Евгений МАТУШКИН:
Из доклада на Заседании совета законодателей ЦФО совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО

Сегодня перед федеральными и региональными органами законодательной власти совместно с природоохранным сообществом стоит задача совершенствования экологического законодательства. Этого требует экологическая обстановка в стране. Удовлетворительное состояние окружающей среды – важнейшая составляющая качества жизни. Обеспечить такое состояние может только поддержание оптимального баланса между ведением хозяйственной деятельности и сбережением природы. В этом и состоит цель экологической политики нашего государства.

Тамбовская область уже много лет системно работает над решением вопросов обеспечения экологической безопасности и повышения энергоэффективности. Мониторинг состояния окружающей среды, данные статистики свидетельствуют о положительных результатах природоохранной работы.
Так, на фоне роста производства, объёмы выбросов вредных веществ в атмосферу на 1 миллион рублей валового регионального продукта с 2007 года снижены в 3,5 раза.
Благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий за 10 лет объёмы водопотребления сокращены на 40%, объёмы водоотведения снижены на треть.
Доля обезвреживаемых и направляемых на переработку отходов в общей их массе увеличена почти в 7 раз. По итогам 2016 года она составляет 73% и в дальнейшем будет увеличиваться.
Стабильность экологической ситуации является результатом продуманной региональной экологической политики, направленной на привлечение инвестиций в модернизацию производства, внедрение природоохранных технологий, реализацию приоритетных экологических проектов.
Важнейшее направление – защита атмосферного воздуха. За последние годы в области многое сделано для снижения выбросов от стационарных и передвижных источников.
Проблемным вопросом остаются выбросы метана при ремонте проходящих по территории области магистральных газопроводов ОАО «Газпром трансгаз Москва» и ОАО «Газпром трансгаз Саратов». Их доля достигает 50% всех выбросов от стационарных источников. Решение проблемы выбросов метана при ремонте газопроводов – использование передвижных компрессорных установок.
В целях снижения общего объёма выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом в Тамбовской области реализуется пилотный проект перевода существующей транспортной техники на компримированный природный газ. Для этого планируется построить завод сжиженного природного газа, а к 2020 году создать развитую сеть из 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Начался перевод на газомоторное топливо пассажирского транспорта в городах Тамбове и Котовске. Кроме этого, определено около 300 автомобилей учреждений сфер здравоохранения, образования, дорожно-коммунального хозяйства для их переоборудования под использование газомоторного топлива.
Последние годы экономика Тамбовщины развивается темпами, опережающими среднероссийские показатели. В области заработали новые предприятия животноводства, птицеводства, перерабатывающей промышленности. В результате регион вошёл в число лидеров по производству зерна, сахарной свёклы, сахара, подсолнечника, развитию свиноводства и птицеводства. С ростом производства обостряется проблема крупнотоннажных отходов.
Так, ввод в эксплуатацию современного спиртового завода «Талвис» дал возможность ежегодно экономить до 5 миллионов кубометров свежей воды. 100% отходов спиртового производства в области перерабатывается в товарный продукт – сухую барду – и закупается животноводческими предприятиями области и соседних регионов.
В модернизацию сахарных заводов было вложено 500 миллионов рублей бюджетных средств, и за несколько лет долю перерабатываемых отходов удалось довести до 80%.
По итогам прошлого года Тамбовская область стала одним из главных производителей свинины в стране, заняв третье место в двадцатке регионов с самыми высокими объёмами производства. На животноводческих предприятиях области в 2016 году образовалось около 2 миллионов тонн навоза. Непереработанные отходы свиноводства обладают высокой степенью токсичности, в высоких концентрациях загрязняют почву и чернозём.
Необходимо широкое внедрение передовых технологий переработки и утилизации крупнотоннажных отходов животноводства и птицеводства.
В числе главных приоритетов природоохранной работы региона – модернизация системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, которая предусматривает значительное снижение нагрузки на окружающую среду и недопущение существенного увеличения тарифной нагрузки на население.
В 2017 году в области утверждена уже вторая территориальная схема обращения с отходами, разработана региональная программа. Проводится подготовка выборов регионального оператора.
На финансовое обеспечение разработанной региональной программы по обращению с отходами на период до 2026 года необходимо финансирование в объёме 1,5 миллиарда рублей. Взять на себя такие финансовые обязательства инвесторы не готовы. Включение этих средств в тарифную нагрузку на население повлечет её непомерный и неприемлемый рост. Поэтому в настоящее время программа предусматривает привлечение внебюджетных средств в объёме 640 миллионов, которые пойдут на создание новой инфраструктуры обращения с отходами: строительство заводов, мусоросортировочных линий, современных полигонов. На ликвидацию накопленного ущерба у области, тем более муниципалитетов, средств в необходимых объёмах нет.
Законодательство предусматривает расходование средств, поступивших в федеральный бюджет в счёт уплаты экологического сбора, на субсидирование реализации региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем. Средства регионам выделяются, но механизм вхождения в федеральную программу ликвидации ранее накопленного экологического ущерба, сроки и порядок предоставления субсидий чётко не прописаны. Невозможно спрогнозировать объёмы поступления средств из федерального бюджета в бюджет области и их распределение в региональной программе по обращению с отходами.
Слайд 13. В целях совершенствования системы обращения с отходами предлагаем:
1. Минприроды РФ рассмотреть вопрос выделения субсидий субъектам Центрального федерального округа на мероприятия по рекультивации полигонов твёрдых коммунальных отходов в рамках подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы.
2. Доработать федеральную программу ликвидации ранее накопленного экологического ущерба в части, касающейся уточнения механизма вхождения регионов в число её исполнителей, принципов распределения средств, а также сроков и порядка предоставления субсидий.
3. Рассмотреть вопрос создания законодательных механизмов стимулирования внедрения оборудования по переработке крупнотоннажных отходов агропромышленного комплекса (животноводства, птицеводства).
4. Внести в законодательные акты РФ изменения, предусматривающие целевое использование средств, поступающих в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нарушение экологического законодательства, на реализацию региональных программ по обращению с отходами.
Слайд 14. Ещё одним приоритетным направлением природоохранной работы в Тамбовской области, 80% территории которой антропогенно изменено, является развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Десять лет назад категории земель особо охраняемых природных территорий составляли всего 0,3% от общей площади территории области. За прошедшие годы была проделана значительная работа, и теперь особо охраняемые природные территории занимают 6% от территории Тамбовщины и представлены государственным природным заповедником «Воронинский», 4 заказниками, 105 памятниками природы, а также «зелёными» зонами вокруг населённых пунктов.
В 2013 году были внесены изменения в федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, которые уточняют критерии объявления природных объектов особо охраняемыми природными территориями. Принятие изменений во многих регионах послужило поводом для вынесения надзорными органами предписаний о пересмотре прежних решений органов власти о создании особо охраняемых природных территорий. Подготовка новых обоснований создания особо охраняемых природных территорий и отдельная постановка их на кадастровый учёт потребует существенных затрат.
Слайд 15. В связи с изложенным предлагаем рассмотреть вопрос о необходимости уточнения положения о том, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ, сохраняются в границах, определённых соответствующими органами государственной власти в порядке, установленном до дня вступления в силу данного закона.

«Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать её с законами биосферы, от которой человек неотделим».
В. И. Вернадский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.