Продовольственная программа в почтовой миниатюре

Почтовая марка не только реклама и визитная карточка страны, но и способ продвижения замыслов и идей. Она отражает и формирует определенную идеологию. Может натолкнуть на новые решения, получение новых результатов.

Современная реформа коснулась не только развала сельского хозяйства. Затронуты (развернуты) не в лучшую сторону многие сферы жизнедеятельности. Даже почтовая марка и та перестала быть своеобразным символом, мини-рекламой аграрной сферы экономики. В прежние годы (особенно в советский период) марка могла рассказать о многом: о конкретном событии, о состоянии отрасли и подотраслей, о новых достижениях, о стоящих задачах и приоритетных направлениях и т.п. Марка отражала проводимую аграрную политику, рассказывала о продовольственных проблемах.
Практически в каждой стране мира продовольственная безопасность тождественна национальной безопасности. В СССР аграрному сектору предавали исключительно важное социальное, экономическое и политическое значение. Среди приоритетных задач развития государства обеспечение населения продовольствием всегда занимало особое место, т.к. состояние агропродовольственной сферы экономики затрагивает жизненные интересы каждого человека.

Одобренная майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС Продовольственная программа имела особую практическую значимость и была призвана в возможно сжатые сроки обеспечить устойчивое снабжение населения всеми видами продовольствия, существенно улучшить структуру питания населения Советского Союза за счет увеличения потребления наиболее ценных продуктов.
В ту пору высокая калорийность суточного рациона (3400 ккал) в значительной мере обеспечивалась за счет хлеба, сахара и некоторых других продуктов с высоким содержанием углеводов. Академик А.А. Никонов неоднократно заявлял, что продовольственная проблема в СССР – проблема в первую очередь структурная: набора продуктов, их качества и повсеместной доступности.
Продовольственная программа предусматривала увеличение среднегодового объема производства мяса в 80-е годы на 5,2-5,7 млн. тонн против 3,2 млн. тонн прироста, достигнутого в 70-е годы. По молоку эти показатели должны были составить соответственно 14 и 12 млн. тонн; по овощам – 11-13 и 6,5 млн. тонн; по фруктам – 5,5-6,5 против 3,7 млн. тонн. Особенно высокий прирост намечался по производству зерна – 45-50 млн. тонн против 38 за 70-е годы.

Программа констатировала основные проблемы развития сельского хозяйства, и в её рамках был предложен комплекс мер, направленных на преодоление кризиса.
Производство пищевых продуктов предполагалось увеличить к 1990 году в 2,3-2,5 раза. Основное внимание при этом уделялось формированию и развитию агропромышленных комплексов (АПК), предусматривались меры по дальнейшей механизации, химизации, улучшению кормовой базы, использованию новых интенсивных технологий, также предлагалось всемерно внедрять материальное стимулирование колхозников. Было запланировано развитие и интенсификация земледелия и животноводства в Нечернозёмной полосе России, Поволжье и Урале. В значительной мере эффективность сельского хозяйства должны были повысить АПК. Продовольственная программа ориентировала на повсеместное улучшение условий труда и быта колхозников.
Советская филателия по-своему отреагировала на поставленные перед страной задачи и 10 октября 1983 г. в почтовое обращение поступила серия из трех марок – Продовольственная программа СССР. Кстати сказать, эти три знака почтовой оплаты украсили и конверты Первого дня (проиллюстрированные в данной статье ранее). Следует особо подчеркнуть, что за всю историю почтовых марок нашей страны впервые были выпущены миниатюры номиналом в 5 копеек каждая, посвященные реализации в народном хозяйстве конкретной государственной программы, нацеленной на решение продовольственной проблемы.
Все три марки выпущены под девизом: «Продовольственная программа – всенародное дело!». Они иллюстрируют, по замыслу их создателей, то чего больше всего не хватало в стране в части продовольствия. На каждой из трех почтовых миниатюр помимо девиза размещаются лозунги, призывающие к решению проблем продовольственного обеспечения населения СССР.

marki4Так, на марке с лозунгом «Рост производства зерна – ключевая проблема в сельском хозяйстве» в центре миниатюры изображен комбайнер, на котором одет огромный венок из золотистых колосьев с красными лентами, за его спиной также размещены колосья, но уже более крупные, наливные. В нижнем правом углу почтовой марки легко разглядеть на фоне огромного элеватора движущийся зерноуборочный комбайн «Колос», демонстрирующий технические возможности зернопродуктового подкомплекса страны. Марка в основном трехцветная: золотисто-желтый, красный и белый цвета.

marki5Вторая миниатюра под тем же девизом «Продовольственная программа – всенародное дело!» посвящена животноводству.
На ней лозунг в коммунистических традициях – «Животноводство – ударный фронт». На переднем плане почтовой марки изображена крепкого телосложения доярка вся в белом с доильным ведром в правой руке. Она представлена на фоне своих питомцев – молочных коров, часть из которых склонились к кормушкам и, по-видимому, потребляют комбикорм. Чтобы подчеркнуть, что многие процессы на ферме механизированы и автоматизированы, за спиной доярки вполоборота изображен, по-видимому, механик животноводческого комплекса.
Слева, на фоновой части общей композиции разместились кормовые культуры: горох, клевер. Справа: вверху – кормоуборочный комбайн, идущий по полю, а несколько ниже животноводческие фермы, движущиеся колесные тракторы и молоковоз. Марка трехцветная: сине-голубой, красный и белый цвета.

marki6Завершает серию почтовая марка с плактным лозунгом «Обеспечим рост производства плодов, овощей, картофеля».
На переднем плане, в центре миниатюры изображен водитель автопогрузчика груженого ящиками с яблоками, на голове кепка, одет в комбинезон, в светлой рубахе, руки на руле. Художнику удалось передать движение, кажется, что паренёк рулит, а погрузчик движется. В верхнем правом углу композиции показана сцена сбора с плодовых деревьев яблок и погрузка их в ящики, которые отправляются в хранилище в специальных тележках тракторами «Беларусь». Почти 1/3 миниатюры занимает художественное изображение процесса уборки овощей и картофеля механизированным способом. Марка четырёхцветная: светло-зеленый, зеленый, красный и белый цвета. Номинал и год выпуска с надписью СССР на всех марках этой серии размещены в левом нижнем углу миниатюры.
Напомним читателям, что Программа ставила задачу увеличить потребление мяса на душу населения с 58 кг в 1980 году до 70 кг в 1990-м, молока и молочных продуктов – с 314 до 330 кг, яиц – с 239 до 265 штук, овощей и бахчевых культур – с 97 до 127 кг, фруктов и ягод – с 38 до 68 кг.

К 1990 году (по данным официальной статистики), цели поставленные программой по ключевым показателям были достигнуты. Потребление основных пищевых продуктов на душу населения было следующим: по мясу и мясопродуктам – 75 кг в год; по молоку и молокопродуктам – 387 кг; по яйцам – 297 шт.; по овощам и бахчевым – 89 кг; по фруктам – 35 кг. Как видно из приведенного арсенала показателей ниже установленных рубежей были только результаты по фруктам, овощам и бахчевым.
С другой стороны, авторитетные экономисты ставят под сомнение данные результаты, упоминая экономический кризис, наступивший перед распадом СССР. Поставленные Продовольственной программой цели якобы не были достигнуты, а 11-й и 12-й пятилетние планы в части продовольственных товаров были совершенно нереалистичными.
Что касается советской филателии, то здесь нет ни каких сомнений, она со своей задачей успешно справилась, обеспечив население СССР новыми знаками почтовой оплаты, пополнив коллекции и украсив филателистические выставки.

А. Н. СЁМИН,
член Союза писателей России, член-корреспондент РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.