Максим Богданович – выпускник Ярославской мужской гимназии
Совсем недавно сотрудники Литературного музея Максима Богдановича, который располагается в центре белорусской столицы, получили электронные копии документов из Центрального исторического архива Москвы. Наиболее интересные материалы хранятся в деле «Отчеты, копии протоколов испытательных комиссий, списки учеников, допущенных к испытанию зрелости Шуйской и Ярославской мужских гимназий в 1911 году» (фонд 459, опись 3, ед. хр. 6223). Они подробно освещают последние дни учёбы Максима Богдановича и его одноклассников в Ярославской мужской гимназии.
Давно известно, какие отметки гимназист Богданович получал во время учёбы в Нижегородской и Ярославской мужских гимназиях, как и окончательные баллы, выставленные в его аттестате. Кстати, оригинал документа пока не выявлен, сохранилась копия, которая сначала была подшита в дело «Ярославская мужская гимназия им. Александра І. Аттестаты зрелости учеников за 1911 год» и хранилась в архиве учебного заведения. Сейчас, вместе с другими копиями аттестатов зрелости одноклассников Максима, хранится в Государственном архиве Ярославской области (фонд 557, опись 1, дело 90).
Вот о чём рассказали архивные документы. Сначала преподаватели выставили окончательные отметки по предметам гимназического курса. Согласно документу, у М. Богдановича отметки распределены следующим образом: 5 – законоведение и природоведение, 4 – русский язык с церковнославянским и словесность, философская пропедевтика, физика, история, география, 3 – Закон Божий, латинский, немецкий и французский языки, математика и математическая география. На основании этих отметок педагогический совет гимназии принял решение допустить Максима Богдановича к испытаниям (экзаменам).
Выпускников ожидали письменные и устные испытания, причём математику, русский язык нужно было сдавать и письменно, и устно. Ещё пять предметов необходимо было сдать устно: Закон Божий, латинский, немецкий и французский языки, историю. На экзаменах Максиму удалось повысить балл по русскому языку (письменно и устно), по латинскому и французскому языкам. Но это помогло только частично, общий итог окончательных и экзаменационных отметок Богдановича: русский язык с церковнославянским и словесность – 5, по латинскому и французскому языку – 3. Не совсем понятно, почему педагогический совет принял такое решение. Таким образом, у гимназиста Богдановича в аттестате – две пятёрки (отметка по природоведению в аттестат не вошла), четыре четвёрки, шесть троек. Общий балл аттестата – 3,7 (если точно, то – 3,666667). И это не самый худший результат.
В деле, хранящемся в Центральном историческом архиве Москвы, имеется ещё один интересный документ – «Ведомость подвергавшихся испытанию и удостоенных аттестата или свидетельства зрелости». Статистика по Ярославской мужской гимназии свидетельствует, что в 1911 году сдавали экзамены гимназисты из двух параллельных классов – 77 человек, «посторонние» – 13 человек, всего – 90. Выданы аттестаты или свидетельства зрелости только семидесяти гимназистам и шести «посторонним». Семь гимназистов в 1911 году не получили по разным причинам документов об окончании учебного учреждения, как, например, Яков-Вениамин Залманович Брайнин. Он родился в 1893 году в Ярославле, учился в Ярославской мужской гимназии с августа 1902 года, оставлен на повторительный курс из-за болезни.
Конечно, были в Ярославской мужской гимназии ученики с хорошими отметками и даже медалисты. В 1911 году три человека получили золотые медали – Евгений Васильев, Николай Постников, Сергей Соболев, десять человек – серебряные медали, в их числе и друг Максима Тихон Годнев. После окончания гимназии он поступил в Московский императорский университет, позже стал известным учёным-биологом, академиком Академии наук БССР. В аттестатах отдельных «медалистов» были примечательные записи об «отличных успехах во всех науках», а у «серебряных медалистов» – в отдельных науках, например, в математике.
Судьбы выпускников Ярославской мужской гимназии 1911 года складывались по-разному. У кого-то, как, например, у Максима Богдановича, жизненный путь был ярким и насыщенным, но коротким. Многие выпускники погибли в годы Первой или Второй мировых войн, многие пережили сталинские репрессии, как Диодор Дебольский, одноклассник и лучший друг Максима Богдановича.
Сотрудники Литературного музея Максима Богдановича продолжают изучение гимназического периода жизни поэта. Сделано многое – изучен фонд «Нижегородская мужская гимназия» в Центральном архиве Нижегородской области, получены электронные копии из архивов Нижнего Новгорода, Ярославля, Москвы. В московском архиве хранятся личные дела студентов Московского императорского университета, бывших ярославских гимназистов. Музейные сотрудники искренне благодарят Наталию Доронину за помощь в получении электронных копий этих дел, благодаря этому есть возможность ближе познакомиться с бывшими одноклассниками М. Богдановича, с учёбой в университете младшего брата Льва Богдановича, двоюродной сестры Анны Гапанович.
На протяжении многих лет Музей М. Богдановича дружит с потомками гимназистов – Диодора Дебольского, Тихона Годнева, Николая Кокуева. За последние пять лет наша «гимназическая» компания значительно расширилась, тёплые отношения связывают нас с потомками Бориса Петражицкого, Валериана Крылова, Сергея Орлеанского. Поиск информации о Богдановиче и его одноклассниках продолжается, при возможности – лично, во время творческих и научных командировок, или с помощью друзей музея. Очень помогает глобальная сеть Интернет с её неограниченными возможностями, поисковыми системами, тематическими страницами в социальных сетях. Сотрудники Литературного музея Максима Богдановича уверены, что впереди нас ожидает немало сюрпризов, мы надеемся на открытие новых фактов из жизни обычного гимназиста и гениального поэта!
Ирина МЫШКОВЕЦ,
научный сотрудник Литературного музея Максима Богдановича