ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ЧЕХОВ..

Премьерным спектаклем «Безотцовщина» (режиссёр-постановщик – Юлия Беляева, художник – Любовь Мелёхина, хореограф – Евгения Миляева, музыкальное решение – Николай Бабич) Мичуринский драматический театр под тёплое напутственное слово его директора, Галины Поповой, открыл свой 127-й сезон.
В режиссёрской среде бытует такое шутливое присловье: «Наше дело – ставить спектакли, а рецензенты потом расскажут, о чём они». Но вот вашего рецензента после просмотра первого действия самой ранней пьесы Чехова «Безотцовщина» (рождение драмы – 1870-е годы, когда её автор был всего лишь 18-летним гимназистом) взяла оторопь: что вообще происходит на подмостках, о чём персонажи ведут речь? Меняется калейдоскоп мизансцен, в ходе которых исполнители то и дело входят, выходят, курят до одурения, пьют до отупения, бесконечно смеются, кричат, бессвязно спорят… И всё это происходит в замкнутом пространстве – некоем просторном салоне, фронтон которого украшают ветвистые оленьи рога. Как намёк? Возможно.
Но если не знать, что авторский текст юного сочинителя пестрит ремарками: «хохочет», «рыдает», «наливает и пьёт», «машет кулаком», «вскрикивает», «устраивает скандал», «падает на колени», – можно было бы подумать о заоблачном взлёте творческой фантазии приглашённого режиссёра Юлии Беляевой. Тем более что картины позапрошлого (!) века дополняют вполне реальные в XXI веке мобильные телефоны в руках действующих лиц, их непритязательные костюмы – курортные женские брючки, шортики, спортивная обувь, даже танцы в стиле рэп. Вот такое сопряжение трёх сил: окружающей обстановки, времени и местоположения, хочешь – верь, не хочешь – не верь. По мере углубления в спектакль – верим.
И понимаем: в поместье вдовой генеральши Анны Петровны Войницевой (необыкновенно органична в этом неординарном, неоднозначном образе умной, образованной женщины актриса Ирина Попова!) происходит вовсе не заурядная пьянка-гулянка (стол, обильно уставленный алкоголем, лишь антураж), а пристально рассматривается, изучается, исследуется, если хотите, по-тургеневски сложная, запутанная, надломленная, но не сломленная до конца человеческая судьба. Речь – о школьном учителе Михаиле Васильевиче Платонове в исполнении опытного актёра Александра Прохорова, наиболее ярко и талантливо проявляющего себя в сугубо драматических моментах, тогда, когда жизнь героя висит на волоске и ценой даже одного его неосторожного слова является сама жизнь.
По передаваемым обиняками ощущениям, обрывочным фразам, особенно в нервных диалогах Платонова с юной Софьей, женой пасынка Анны Петровны Сергея (как же убедительны в образах этой безрадостной супружеской четы актёры Элеонора Морева и Андрей Присницкий!), можно понять многое. Михаил Платонов в юности грезил о чём-то светлом, высоком, благородном. В мечтах строил планы сделать жизнь людей лучше, чище, счастливее. Рождались в его сознании радужные дворцы, звонкий детский смех, улыбки красивых девушек. Но с годами перегорел и улетучился его юношеский пыл, максимализм уступил место унынию, разочарованию, осознанию своей неспособности что-то радикально поменять в этом бушующем разными – нередко низменными – страстями человеческом мире. И прямолинейный Михаил Платонов стал тем, кем стал, – колючим, неприятным, грубым, циничным, когда и о преставившемся родном отце говорит с нескрываемой желчью: «Я не люблю этого человека, не люблю за то, что он умер спокойно, этот подлец и негодяй». Но самое интересное то, что самого обличителя любят. И не одна, а целых четыре женщины! Прежде всего, это добрая, искренняя, честная жена Саша, готовая и простить, и вновь принять в свои объятия блудного мужа, пусть даже и насмешливого с ней до издевательства; затем – изнывающая от скуки и готовая на понятный роман с учителем генеральша; мятущаяся и не определившаяся до конца в своих романтических устремлениях молодая жена мямли-муженька Софья; а ещё некая Мария Ефимовна. И с каждой из поклонниц у Платонова путаные, странные, приносящие бедным дамам одни страдания «правдорубские» отношения, о которых если и есть что сказать, то лишь одно: это та простота, что хуже воровства! Но «не просыхающий» от вина Мишель все упрёки воспринимает с одинаковым равнодушием, безразличием, апатией, что называется, фиолетово… Видимо, лишь роковой выстрел и способен поставить точку в его неудалой судьбе.


Вот в такие обстоятельства счёл нужным поместить «несостоявшегося Дон Жуана» начинающий писатель Антоша Чехонте, впоследствии, с годами, после блистательных пьес «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», ставший всемирно признанным классиком драматургии. Поблагодарим режиссёра Юлию Беляеву, артистов Ксению Воеводину, Сергея Дубровского, Виталия Мещерякова, Эльдара Касумова, Павла Шутя и уже названных актёров за большую работу, желание в тончайших нюансах понять самим и донести до зрителя то главное, что всегда ставилось Антоном Павловичем Чеховым во главу угла: каким нужно быть настоящему Человеку?
«Безотцовщина», несмотря на все издержки (потому и «открыта» сцене она была только через 19 лет после смерти автора), привлекла внимание многих грандов театра и кинематографа. Пьесу экранизировал великолепный дуэт в лице Александра Адабашьяна и Никиты Михалкова. Страна увидела прекрасный фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» с превосходными актёрами Александром Калягиным и Еленой Соловей в главных ролях!
Картины по раннему, самому первому творению Чехова сняли также известные кинорежиссёры Испании, Венгрии, Португалии, Германии, Франции, Польши, Великобритании. Ореол чеховских шедевров неоспорим. Но в чём же секрет непреходящей современности его пьес, созданных более столетия назад? Каждый волен понимать по-своему. По мне, пусть он так и остаётся загадкой на все времена, этот великий и непостижимый наш современник – Антон Павлович Чехов!

Валерий АРШАНСКИЙ,
заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.