«НЕОЛИТ», или Новороссийская литература

1. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ

Нас слишком долго убеждали, что надо «читать между строк», «слушать между нот», а телевизор смотреть совсем вредно. Нам самим представлялось, что литература как составная часть «высокого искусства» «страшно далека от народа», что её влияние на процессы, происходящие в мире, крайне незначительно. Но где-то в глубине души мы надеялись, что вечные истины – «в Начале было Слово» и «Слово правит Миром» – работают со всей силой.
Отбросив разговоры об объединяющей роли искусства, мы верим, что пришло время прямых высказываний. Пора занимать определённую позицию!
У «неолита», или новороссийской литературы, есть исключительный шанс стать боевым оружием революции – словом и делом бороться за честь и достоинство восставшего народа и показать образ нового русского героя перед лицом реальной опасности. Надо говорить правду!

Настоящему читателю безразлично, какая эстетика торжествует в данный момент: левая или правая, радикальная или демократическая, национальная или буржуазная и т.п.
Народу нужна «живая» книга, которая преодолеет словоблудие дегенеративных политиков и агрессию мертворожденной идеологии.
Случайно ли, что различные слои русского общества называли сословиями? Умение договариваться было отличительной чертой жизни определённых групп населения.
Условия существования и уровень жизни коренным образом влияют на уклад речи и мышление народа. Жители Донбасса (Новороссии) имеют законное право общаться на своём языке и читать литературу на «живом великорусском языке» (смотрите словарь В.  И. Даля – Казака Луганского).

Разнообразие и инакомыслие должны стать основными понятиями «неолита». Родная речь имеет уникальную возможность развиться в явление, способное обновить весь строй русского языка. Создание «новояза» позволит «неолиту», используя всё многообразие стилей и жанров русской словесности и опираясь на могучую традицию великой русской литературы, оказать помощь в написании произведений настоящей, «живой» литературы.
К сожалению (так получается), что сегодня больше ценятся не творцы, а исполнители (о существовании творцов просто забывают), и тем не менее мы уверены, что в народе есть здоровые духовные силы, которые сумеют проявиться во всей красе и величии.

2. ЗАМЫСЕЛ НОВОГО ИСКУССТВА

«Неолит» – это явление подлинного народного творчества. Текст в «неолите» всегда сильнее суеверий и предрассудков. Народные авторы в определённой мере способны воздействовать на ход возможных событий, ибо между человеком и искусством стоят стихийные силы природы, соприкасаясь с которыми художник создаёт образную картину мира. Умение заглянуть в прошлое и предвидеть будущее – это оттуда, от знания истории родины и веры в великое предназначение народа.
«Умножая силы», авторы создают достойные произведения, а книги «неолита» в своей совокупности станут настоящим народным достоянием.
Несмотря на то, что общество потребления всё чаще говорит на языке денег (который доступнее), родной язык живёт своей жизнью и продолжает неумолимо развиваться.
«Неолит» – это свобода слова во всех смыслах.

«Неолит» – это реальная возможность доказать нашу творческую состоятельность, и здесь чрезвычайно важны результаты творчества – книги, журналы, встречи с читателями и т.д.
Интерес к Новороссии в огромной степени будет зависеть от того, насколько грамотно она сумеет доказать, что сам факт её создания является исторической необходимостью. Для того чтобы жители Донбасса стали новым народом – «новороссиянами»,  – необходима долгая и кропотливая работа «говорящих голов»: учёных, мыслителей, писателей, общественных деятелей и т.п. Нужна конкретная программа изучения истории и литературы родного края – от Геродота и «Слова о полку Игореве» до Владимира Даля и «Молодой гвардии». Эта программа поможет донести до населения объединяющие идеи и будет способствовать формированию модели новороссийского патриотизма.

3. ВРЕМЯ РОМАНТИКИ

Новая романтика возвращает человека к человеку. Благородство и героизм изначально присущи человеческой природе. Возвышенным понятиям нужна благодатная почва, на которой появятся высокохудожественные произведения, составляющие славу нового искусства. Народная культура формирует свои незыблемые идеалы. Необходимо в очередной раз вернуться к абсолютным понятиям, ибо справедливый мир невозможен без героизма, без чёткого разделения добра и зла! Возвышенные идеалы нуждаются в достойном воплощении.
До сих пор постсоветское пространство находится в состоянии неопределённости. Народы, оторванные от славного прошлого, лишены исторической перспективы.

НА ЗАРЕ «НЕОЛИТА»

С допотопных времён «человеку разумному» присуще стремление к изменению действительности (или к преображению окружающего мира – если не возражаете). Приобщение к искусству – одна из возможностей на этом пути.
Постоянное стремление человечества к саморазрушению (даже к самоуничтожению) само по себе указывает на то, что так называемый материальный прогресс невозможен (и не нужен), поскольку с развитием средств производства всё более совершенствуются средства уничтожения.
И только произведение искусства обладает тем универсальным языком, который (хотя и в разной мере) понятен людям с развитым эстетическим вкусом.

4. ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Мы называем новое движение в искусстве «неолитом» из-за его близости к первобытной культуре. С незапамятных времён человек использует в обиходе камень – тот природный материал, который наиболее доступен, который всегда под рукой. Поэтому новороссийская литература – «неолит» – использует только естественные средства и стремится определить своё место в природе.
Задача «неолита» – подготовить нового культурного героя, одним из подвигов которого станет создание нового образного языка  – «новояза». Произведения «неолита» напрочь лишены следов подражания и повторения. Творческая личность в «неолите» видится как боевая единица в борьбе за торжество созидательных идей.

«Новая книга» (или «Живая книга») откроет новую страницу в истории искусства. Мы ощущаем естественное единение с духовным миром нашего далёкого предка, одетого в звериную шкуру, и потому сознательно готовы отказаться от авторства (и от авторских прав), чтобы уравнять шансы создателей. Пусть приобщение к прекрасному станет общим делом для всего народа.
В первые дни Творения человек был наиболее близок к Богу и природе, ибо был сотворён «по образу и подобию».

А пока «неолит» – это «дикая» литература, чуждая идеологическому диктату, цензурным ограничениям и спекулятивному заигрыванию с публикой. «Неолит» стремится к уровню «священного текста» и одинаково далёк от показухи (ритуальности) и «заказухи» (капиталистического реализма).

Возможно, человек каменного века заблуждался, когда верил в колдовство и магию, но он жил в таком мире, где эти вещи реально работали, воздействуя на грозные стихии и судьбы людей.

Писатели «неолита» возвращаются к живому слову. Очевидно, что мы стоим на пороге великих открытий в области искусства. Сила нового языка проявится в создании сказок и легенд (новой мифологии) и уничтожит отжившую структуру старой цивилизации.
Новая литература близка к священнодействию и по содержанию, и по ответственности, ибо художник настолько усердно подбирает слова, что по своему воздействию они приближаются к заговорам и заклинаниям.
За свои слова надо отвечать!
Светлый образ словесности нуждается в очищении, а тайны мира и могучие силы природы обретут своё звучание в Живой книге Земли!

«Неолит» – это своеобразное сочетание науки и религии, искусства и ремесла.
В докультурном состоянии человекообразному существу не знакомы муки совести, оно не способно к состраданию, но творческий порыв не чужд и полузверю. Варварская культура – это естественная реакция на продажную политику и прогнившую культуру.

И начинают появляться рукописи. Надо работать с авторами на местах. Пришло время собирать сильных авторов. Возможно, необходимо создать Союз писателей Новороссии.
Русские писатели всех стран, объединяйтесь!

Писатели в долгу перед литературой; её журнально-критические традиции необходимо поддерживать ради развития процесса. Мы уверены, что рано или поздно Новая книга заявит о себе. Полноценный текст имеет определяющее значение в формировании художественного пространства.
Досадно, что никакие финансово-промышленные группы не собираются делиться с народом. Новоявленные буржуи – племя, не обременённое культурой, – не будут платить за произведения искусства, даже даром не возьмут. А между тем писатель – это народное достояние (а где-то и богатство), его беречь надо и приумножать. А у наших политиков и чиновников чистые руки от безделия и бессилия. Бюрократия всегда выигрывает, но мы стараемся наладить «культурное сопротивление». Кто победит?

5. ЧЕРЕЗ РЕЧЬ

Искусство – это магическая практика, и человек, участвующий в создании художественного произведения, приобретает бесценный мистический опыт. Творчество – это такая же реальность (или, если позволите, сверхреальность), как политическая борьба, социальные отношения, экологическая обстановка и т.д.
Духовная ситуация времени катастрофична. Все природные катаклизмы и общественные потрясения – следствие правления буржуазных политиков, которых поддерживает порочная промышленно-финансовая система.
В какой-то мере сохранением духовной традиции занимается церковь плюс какие-то учреждения образования и культуры. Но в общем и целом процесс продолжается только усилиями самоотверженных бескорыстных одиночек.
Творцы создают высокохудожественные произведения, однако общество потребления навязывает свои убогие жизненные стандарты.
Пространство культуры шире и выше государственных границ, идеологий и даже национальных интересов.

Человек без текста мне неинтересен.
(Одностишие живёт своей жизнью, у него сложные взаимоотношения с автором.)
Продажная мелкобуржуазная среда порождает литературу определённого рода: достаточно яркие детали в сочетании с явным безобразием приводят к реальной пошлости.
Наряду с этим продолжаются спекуляции, связанные с «европейским выбором», «глобальными ценностями» и прочей мультикультурой. Реальная литература лишена благородства. Достойное будущее ожидает только народное творчество.

Творчество – это образ жизни. Необходимо восстановить устную традицию. Каждое племя имеет право на легенду. Пересказать исторические события можно с точки зрения мифа, сказки, что не противоречит природе происходящих явлений.

Если мы заговорили о «литературной жизни», то, очевидно, надо сказать несколько слов о необходимости журнала. В своё время (в 2009 году) вышел один номер «Северского Донца», и всё заглохло…
Работа с авторами – дело неблагодарное. У каждого – амбиции. Каждый знает «своё место». То, что простительно увлечённому литератору, никак не красит признанных мастеров.

Впитав мелкобуржуазную эстетику и социалистический сюрреализм, так называемая актуальная культура ведёт себя капризно и пафосно (по-чёрному). Она требует к себе внимания, но замыкается сама на себе.
Маргинальная культура проникнута явным натурализмом (на грани), и в то же время она не избавилась от дешёвого псевдоромантизма и агрессивного псевдопатриотизма. Её пытаются приручить (и не без успеха).
Манипулирование массовым сознанием требует огромных капиталовложений.
Карнавальную культуру используют авторы, которые стараются влиться в ряды актуальной культуры. Они не лишены дарования и наделены определённым культурным кругозором, но, занимаясь гламурным украшательством с элементом очернительства (бытовухи), стремятся к популярности любой ценой (и кое-­чего добиваются…). В последнее время правящие структуры навязывают им культ нетерпимости и насилия, и они… соглашаются, ибо падки до наживы и позволяют себе…

Как жить, если не работает сама идея благородства?
Пока писалась эта книга (за 10 лет), ситуация изменилась. Анализ причин оставим кабинетным учёным, но очевидно, что мир разделился на «ваших» и «наших».
Как бы мы ни возражали, но «глобальные ценности», «евроатлантический шовинизм» и другие «евродушные ориентиры» существуют. Однако посаженные на «дикую» почву, они дают невероятные плоды. Кукловодам нужны марионетки, и легче всего ими управлять, используя образ врага. Это наглядно показали террористические атаки, «цветные революции», «экспорт демократии» и т.п.
Если помните, то «холодная война» закончилась «горячими точками» по всему миру. На данный момент понятия перевернулись – планету Земля нельзя назвать миром.
Колыбель человечества становится его гробницей…
Борьба за мир приобретает поистине планетарные масштабы. Будут ли при таком столкновении победившие и проигравшие?

Давно известно, что степень влияния одной культуры на другую определяется языковыми заимствованиями. Добровольное расширение словарного запаса полезно для развития разговорной речи. Все эти «биржи-брокеры» и прочие «украинизмы» и «полонизмы» – или приживутся, или нет.
Воздействие на литературный язык ощущается тогда, когда новые понятия используются в художественных произведениях: писал же Толстой по-французски – и ничего…
Выбор есть всегда: казино или игротека, лицей или училище, библиотека или читальня, вера или религия, поп-арт или искусство и т.д.
У нас есть возможность сказать проще или грамотнее.

6. ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Агрессивной саморекламой занимаются не только деятели шоу-бизнеса. Сегодня поп-индустрия объединяет торговлю и политику, культуру и СМИ и т.д. На службу нечеловеческим (виртуальным) отношениям пришли замечательные по своей сути изобретения. Через интернет и т.п. лжепророки всех мастей, используя достижения передовой науки «со скоростью тьмы», вещают о пороках и болезнях современного общества. В то же время на страницах газет и телеэкране царствует чудовищная ложь, что разумный выбор возможен в рамках буржуазной системы ценностей…
Так называемая евро-атлантическая цивилизация навязывает всему миру культ слепой силы, т.е. рекламирует путь достижения цели любой ценой.

7. ВОЗВРАЩЕНИЕ В КУЛЬТУРУ:

– народное творчество не предполагает общественного неравенства; народное искусство «не продаётся и не покупается»;
– социальное расслоение – признак формирования буржуазной нации; в свою очередь, буржуазное искусство изначально имеет рыночную стоимость, и коммерческий продукт предполагает возможность реализации (т.е. не имеет никакого отношения к народному творчеству);
– естественная основа народного творчества – это ход календарных праздников, которые неразрывно связаны с явлениями природы и годовым циклом сельскохозяйственных работ;
– народная культура универсальна (трудовой ритм, повторяемый во время праздника, становится ритмом обряда, а оба они неразрывно связаны с природными ритмами);
– игровое начало значительно расширяет возможности искусства, так как позволяет в самой доступной форме познакомиться с общинными знаниями и умениями (общество учится в атмосфере единения и радости, и тем самым формируются устойчивые связи и складывается цельное художественное сознание, все видят, что хорошо, а что плохо); весь строй народного праздника позволяет участникам буквально перевоплощаться в культурных героев;
– «дикие» маски народного гуляния – не более чем ожившие игрушки, призванные прогнать «злых духов»; лицедейство обеспечивает выход за рамки привычного существования, вовлекает участников-зрителей в некое символическое действо, направленное на вызывание «добрых духов».
Совместные песни и пляски, а также совместная трапеза – залог единения и доверия всех членов сообщества, что говорит об их готовности к совместной жизни и к совместному труду.

8. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ

Культурное самоопределение народа, населяющего Русь и Великую степь – украинско-российское порубежье, – предполагает свободу и самостоятельность. Оно зависит от взаимодействия двух основных тенденций: с одной стороны, идёт наступление глобализации и мультикультуры, а с другой – появляются новые региональные культурные центры, в которых развиваются все виды народного творчества и создаются новые движения в искусстве.

Действительно, в начале ХХI века культурная жизнь становится более доступной. Практически любые достижения современного искусства могут немедленно получить мировую известность (через СМИ и интернет). Однако этого не происходит. В ленте новостей культурные события занимают последнее место (в лучшем случае).
СМИ, принадлежащие олигархам, освещают только «правильные» новости.

Существует и другая опасность – идеология буржуазного национализма отличается острым неприятием народного творчества. В разных краях возникают новые творческие объединения и сообщества, но зависимые СМИ их не замечают, а поддерживают только те группировки, которые обслуживают интересы правящей верхушки.
Назрела насущная потребность в настоящем сплочении и взаимной поддержке всех творческих сил перед опасностью агрессивной идеологии.
Самоопределение новых «культурных центров» – явление закономерное и предсказуемое; никто не хочет жить под диктовку – идёт естественный процесс обновления общественного организма, который предполагает полезный и взаимовыгодный обмен достижениями культуры. Всем давным-давно «набрыдло» смотреть на вульгарный шоу-бизнес, навязываемый «сверху».

Сам по себе Луганский край – благодаря «Слову о полку Игореве», пушкинскому Лукоморью, В. И. Далю – Казаку Луганскому, краснодонской «Молодой гвардии» и т.д. и т.п. – служит для формирования вполне определённой модели патриотизма, которая обречена стать центром притяжения активных творческих сил.
«Луганскую художественную школу» (во всех видах искусства) отличает особое непосредственное отношение к природе, безмерное уважение к трудовому народу и беззаветная любовь к Родине. Люди ищут свою культурную почву и своё место в духовной традиции.
Природа – Родина народа.

Делегируя властные полномочия вооружённым людям, мы тем самым признаём, что мирная модель сосуществования не работает, что человеческие отношения зашли в тупик. Крах гуманизма (или нежелание искать общий язык) обусловлен бессилием простого человека перед лицом неминуемой опасности. Военная машина страшна и беспощадна.
Неумение жить напрямую связано с готовностью умереть (и как защищать себя в данном положении – непонятно). Народы, нации, племена и т.д. становятся пешками в глобальной политике. Мультикультурные ценности разрушающе действуют на государственные интересы, оправдывая «демократическое» вторжение. Слава богу, что ещё не забыт классовый интернационализм и тот кризис, к которому привело слияние всех наций и народностей.
Гражданское общество не контролирует гонку вооружений. Любая идеология лишена стремления к идеалу (слово «национальный» можно спокойно заменить на «советский», и ничего не изменится).

К сожалению, красота мира меркнет перед материальным изобилием. Нажива и насилие – вот те понятия, которые определяют состояние современного мира (мы всё ещё употребляем слово «мир», хотя на самом деле это что-то совсем иное). Уровень обеспеченности почти равен уровню агрессивности.
«Что нам делить?» – вопрос риторический. Это богатые нелюди стремятся к получению всё большей прибыли. Олигарх в любом случае бандит, ибо невозможно украсть миллион и быть порядочным человеком.
Народ имеет право на восстание.

Александр СИГИДА
Атамановка, 5–14 сентября 2014 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *