Благодатная святость старинной Коломны

Духовное и культурное наследие прошлого привлекает внимание современного человека, создаёт потенциал для его внутреннего обогащения. Приобщаясь к духовной культуре, мы не должны забывать о подрастающем поколении, ведь во многом от нас зависит создание условий для формирования духовного мира ребёнка. Любознательность, пытливость ума детей способствуют непосредственному восприятию красоты и величия храмового зодчества, исторических памятников, предметов прикладного искусства и т. д. Через беседы, экскурсии, паломнические поездки дети могут познакомиться с историей края, прикоснуться к святыням этих мест.
В ноябре по благословению епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена воспитанники старших групп и преподаватели воскресной школы во главе с её директором протоиереем Димитрием Малюкиным совершили паломническую поездку в г. Коломну.


Коломна по праву считается одним из духовных центров Подмосковья, её культурное наследие тесно связано с именами Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского, митрополита Филарета (Дроздова) и других подвижников. На слиянии трёх рек – Москвы-реки, Оки и Коломенки – расположился древний город, в котором удивительным образом переплетаются современность и патриархальность, где шпили колоколен и купола храмов соседствуют с промышленными строениями. История Коломны уходит корнями в глубь веков. Условной датой основания города считается 1177 год. В Лаврентьевской летописи именно в этом году он упоминается как торгово-ремесленный центр и пограничный пост Рязанского княжества. Слияние рек Оки и Москвы было важным торговым перекрёстком, что способствовало экономическому росту и процветанию города. Его стратегическое значение возросло во время борьбы Руси с монголо-татарским игом. В 1300 году московский князь Даниил Александрович присоединил Коломну к Московскому княжеству, отвоевав её у рязанского князя. Вплоть до XVII века Коломна сохраняла важное стратегическое значение для Московского государства. В 1531 году на месте прежнего деревянного был построен каменный Коломенский кремль по образцу Московского Кремля (на данный момент сохранился лишь частично). Помимо этого Коломна становится и духовным центром. Именно здесь в XIV веке была создана первая епархия Московской митрополии. Это способствовало активизации каменного храмового строительства. До революции 1917 года в Коломне, в географических границах того времени, насчитывался 31 храм и четыре монастыря. В настоящее время на территории Коломны и Коломенского района действует 60 храмов вместе с монастырским (27 в городе и 33 – в районе). На территории Коломенского благочиния расположены четыре монастыря (три в городе и один в районе).

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь

Благополучно переправившись по понтонному мосту через Москву-реку, мы въехали в этот старинный город. Наш путь лежал в исторический центр города – Коломенский кремль. Именно там, на территории кремля, расположились две женские обители: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь и Успенский Брусенский женский монастырь. Женские обители небольшие, но отличаются своеобразной архитектурой. В них соседствуют храмы и строения разных исторических периодов. Первым монастырём, с которым познакомились паломники, был Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, имеющий выход на соборную площадь Коломенского кремля. Во главе обители – игуменья Ксения, стоявшая у истоков возрождения монастыря. При обители были созданы ткацкая, вышивальная, керамическая и столярная мастерские, а также медицинский центр. Это самый молодой из кремлёвских монастырей, ведущий своё летоисчисление с 1799 года. Многие его здания гораздо древнее, так как он был основан на месте архиерейского дома, упомянутого в писцовых книгах 1577–1578 годов. На его территории сохранились Троицкая и Покровская церкви, колокольня и каменные палаты.
Насельницами обители для воспитанников воскресной школы была проведена беседа и экскурсия по Троицкому храму, экскурсия по музею керамики при Покровском храме. Троицкая церковь имеет два этажа, где при непосредственном участии сестёр монастыря создаётся внутреннее убранство храма. В верхнем расписываются своды, в нижнем, освящённом в честь Блаженной Ксении Петербуржской, своды и стены украшаются мозаикой. В нижнем храме в монастырской керамической мастерской был создан уникальный керамический иконостас, паникадила и светильники с керамическими деталями. Музейная экспозиция была представлена изящными керамическими предметами: иконами с житийными клеймами, исполненными в технике объёмной керамики, а также пасхальными яйцами, вазами, чайными принадлежностями и т.д. В монастыре мы видели значительное количество икон, вышитых умелыми руками насельниц монастыря. В 2001 году на средства благотворителей была возведена деревянная часовня, освящённая в феврале 2002 года в честь равноапостольного князя Владимира и св. великомученицы Анастасии Узорешительницы. Внутреннее убранство часовни создано трудами сестёр монастыря: мозаичные водосвятные чаши с крестом, вышитые иконы, керамические лампады. Здесь из освящённого источника нам довелось набрать воды.

Свято-Троицкий храм

После Ново-Голутвина монастыря наше паломничество продолжилось в Успенском Брусенском монастыре, расположенном также на территории Коломенского кремля. Основан он в 1552 году в память о победоносном походе войска Иоанна Грозного на Казань. В этот период была заложена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, относящаяся к памятникам раннего шатрового зодчества. Именно с неё и начал свою историю Брусенский монастырь. Позже у Успенского храма появилась пристройка, получившая название трапезной Успенской церкви.
Главной святыней монастыря была Казанская чудотворная икона Божией Матери, первый список с того образа, который был явлен в 1579 году в городе Казани, однако этот список иконы был утрачен. Уже в наше время монахинями обители был обретён новый список Казанской иконы Божией Матери, который также почитается как чудотворный. В Успенском храме есть особо чтимые иконы с частицами мощей святителя Филарета, митрополита Московского (он был родом из Коломны), и святителя Димитрия Ростовского. Также особо почитаемой является икона «Святые мученицы и исповедницы Брусенского монастыря».
В XIX веке на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм. Его архитектурный облик сочетает в себе элементы классицизма и псевдорусского стиля. Величественный алый собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря, но и всего Коломенского кремля. Одной из достопримечательностей кремля является соборная площадь, где возвышается несколько храмов в различных архитектурных стилях. Особое место занимает Успенский кафедральный собор, заложенный в 1379 году великим князем Дмитрием Донским, первоначально трёхкупольный. В XVII веке из-за ветхости был разобран, и сооружён пятикупольный, сохранившийся до наших дней. Неповторимой фундаментальностью отличается шатровая звонница XVII века, расположенная рядом с Успенским кафедральным собором.

Успенский Брусенский монастырь

Коломна отличается обилием музеев и музейных экспозиций, кроме того, в ней стремятся возродить ремесленно-торговые традиции. Исторически она считалась городом ремёсел и торговли. Некогда в экономическом отношении Коломна занимала второе место после Москвы.
Особой популярностью пользуются магазинчики-лавочки с традиционными коломенскими угощениями: калачная, магазин коломенской пастилы. Отведав калачей, накупив сладкой пастилы, мы продолжили свой путь по святым местам Коломны. На этот раз отправились на окраину города, где уже несколько веков стоит Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Основан он в 1385 году по благословению преподобного Сергия Радонежского. С высоты птичьего полёта монастырь имеет очертания корабля. Обитель стала символом примирения двух князей: великого князя Московского Дмитрия Донского и князя Олега Рязанского. Дмитрий Донской дал обет построить монастырь в тех местах, где происходило примирение. Оно осуществилось при прямом содействии преподобного Сергия Радонежского. Он же выбрал место для монастыря и рекомендовал поставить настоятелем одного из своих учеников – Григория (впоследствии – преподобного Григория Голутвинского). Первыми насельниками обители стали бывшие разбойники, орудовавшие в этих местах, которых преподобный Григорий убедил оставить пагубное дело и обратиться к Богу.

В подклете Богоявленского собора у ступеней Преподобного Сергия Радонежского

В Старо-Голутвин монастырь мы приехали уже вечером, расположились в монастырской гостинице. Полные эмоций от увиденного, ребята делились впечатлениями, и слышен был их лёгкий гомон. Утром все отправились в Сергиевский храм, где в этот день совершалась литургия в честь Дмитриевской родительской субботы. По окончании службы прихожанам вынесли два мощевика в виде ангелов, в одном из которых часть Честного Животворящего Креста Спасителя, в другом – часть Тернового Венца. Приложившись к святыням, паломники продолжили экскурсию по монастырю, проводил её послушник этой обители. На территории расположены два храма: в честь преподобного Сергия Радонежского и Богоявленский. Богоявленский собор стал первым храмом монастыря и был заложен под руководством преподобного Сергия. В XVII веке над ним был возведён новый храм с галереей. В подклете Богоявленского собора можно увидеть остатки первоначального храма, называемые «камушки преподобного». В обители до её закрытия в 1929 году хранились святыни, связанные с именем преподобного Сергия: его игуменский посох, подаренный им своему ученику, будущему преподобному Григорию Голутвинскому, наперсный крест, ризы. На данный момент в храме хранятся мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского. Каждую неделю служится молебен у иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», по молитвам которой совершаются чудеса исцеления страждущих и больных.
В XV веке на территории монастыря был построен Сергиевский храм, затем в XIX веке расширен и надстроен второй этаж, поэтому нижний храм отличается по своей архитектуре: в нём более толстые стены и небольшие оконные проёмы с каменным обрамлением, характерным для того времени. В XVIII веке обитель посетила императрица Екатерина II, и по её указу архитектор Ф. М. Казаков спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.
Далее экскурсия проходила по Коломенской семинарии, расположенной рядом со Старо-Голутвиным монастырём. Семинарист Глеб рассказал о храме в честь Трёх Святителей, а также о возрождении семинарии, начавшемся в 90-х годах XX века. В одной из аудиторий для воспитанников воскресной школы была проведена беседа, в которой затронуты учебные и бытовые вопросы жизни семинаристов.
Отобедав в трапезной монастыря и немного отдохнув в гостинице, паломники отправились в обратный путь. Прикоснувшись к святыням Коломны, мы увозили в мыслях её яркие образы, а в своих сердцах – частицу той духовности, которая ощущается в её храмах и монастырях.
Главным приобретением юных паломников стали не только приятные впечатления и сувениры, но и навык в молитвенном делании. Паломничество верующему человеку, несомненно, принесёт пользу и откроет новые границы в служении Господу.

Анна ГОРЯЧЕВА

Благодатная святость старинной Коломны: 1 комментарий

  • 06.03.2019 в 00:26
    Permalink

    Спасибо за интересный рассказ о моём родном городе. Кстати, он славен не только историей, но и литераторами. Как классическими (Лажечников, Пильняк), так и современными (Калабухин, Квашнин и другие).

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *