История развития садоводства на почтовых миниатюрах

Анатолий ТРУБА

Идея организации садов в Санкт-­Петербурге, Москве и других городах Российской империи принадлежала Петру I. Дальнейшее развитие садоводство получило во время царствования Екатерины II, в этот период оно стало носить государственный характер.
В первой половине XIX века действовало Российское общество любителей садоводства, не имевшее статуса императорского. Президентом общества являлся князь С. И. Гагарин.
Летом 1857 года в Санкт-­Петербурге состоялось совещание, которое предшествовало образованию общества садоводства. Руководство страны понимало важность деятельности такого общества и постановило оказывать ему поддержку, а великий князь Николай Николаевич принял решение взять общество под своё покровительство. 25 марта 1858 года Устав общества получил высочайшее утверждение, и эта дата считается официальным началом деятельности Российского императорского общества садоводства.
Первым президентом общества садоводства был Н. И. Железнов. Президентом общества в 1894–1914 годах был С. И. Сперанский. Под его руководством общество провело более 80 выставок цветов и организовало 50 садовых питомников, что способствовало развитию садоводства в разных регионах Российской империи, где создавались как самостоятельные общества садоводства, так и отделы. Была организована библиотека общества, комиссия для работы на выставках, разработаны правила организации кассы общества и распределения премий. Весной 1900 года при обществе садоводства была образована комиссия для выработки правил организации народных праздников древонасаждения по всей России, и общество брало на себя субсидирование таких праздников. Издавались периодические печатные издания, как в Санкт-­Петербурге («Вѣстникъ Россійскаго Общества Садоводства въ С.‑ Петербургѣ», с 1870 г. – «Вѣстникъ Императорскаго Россійскаго Общества Садоводства»), так и в других российских городах.
В 1892 году, в период президентства М. Н. Раевского, из состава общества садоводства выделилось Российское общество плодоводства (в 1895 году оно получило статус императорского). В 1918 году работа Императорского Российского общества садоводства была приостановлена.
Весной 1858 года ИРОС провело в Санкт-­Петербурге первую выставку, разместившуюся в экзерциргаузе Гвардейского штаба на Миллионной улице. Художественное оформление экспозиции было выполнено по эскизам петербургских архитекторов Г. А. Боссе и А. Х. Пеля. В этом же помещении прошли выставки 1859, 1860, 1861 и 1862 годов. Начиная с 1865 года выставки стали проводиться в помещении Михайловского манежа, находившемся в ведении военного ведомства. Последняя выставка Императорского Российского общества садоводства состоялась в мае 1914 года под покровительством Николая II и располагалась в недостроенном здании ИРОС и в Таврическом саду.
Императорское Российское общество садоводства проводило в Санкт-­Петербурге и международные выставки, первая из которых состоялась в 1869 году. На открытии выставки присутствовали Александр II, члены императорской семьи и главы дипломатического корпуса. Эта выставка считается первой международной выставкой, проведённой в России.
К филателистическим материалам (почтовым маркам, почтовым карточкам, конвертам первого дня, почтовым блокам, малым листам, картмаксимумам) можно относиться по-разному. Кто‑то видит в них лишь коллекционный материал в виде красочных картинок («маленьких плакатиков»), окаймлённых мелкими зубчиками, кто‑то собирает почтовые марки ещё с детства и пытается до сих пор удивить своей коллекцией друзей и близких, а кто‑то, например, выстраивает почтовые марки в хронологическом порядке и пишет о них исторические статьи, связывая с выпуском почтовых материалов различные события политического и социально-­экономического характера в той или иной стране. Одним словом, подходы к использованию филателистических материалов весьма различны.
В отдельных странах мира (Испании, Португалии, КНР, США, Франции, Греции и др.), особенно в последние годы, исследователи всё чаще стали использовать филателистические средства в научных изысканиях. Здесь помимо учебных выпускных квалификационных работ активно защищаются магистерские и докторские диссертации.
В Российской Федерации филателистические исследования проводятся в МГУ им. М. В. Ломоносова, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, Государственном университете управления, Институте истории Санкт-­Петербургского государственного университета, Высшей школе приватизации и предпринимательства. В этих образовательных учреждениях подготовлены и защищены с использованием филателистических материалов бакалаврские и магистерские работы. Первая кандидатская диссертация в России была защищена в 2021 году на тему «Дизайн почтовых марок Сирийской Арабской Республики в ХХ веке».
Изучение различных источников позволило установить, что первая марка, впрямую посвящённая плодоводству, была выпущена в 1913 году. Речь идёт о марке, которая мало чем отличается от обычных почтовых (которые мы привыкли видеть), она имеет линейную перфорацию, традиционный размер, но не имеет значка номинальной стоимости.
Марка непочтовая, многоцветная, с перфорацией. Снабжена надписями: «1613–1913», «Состоящая под высочайшим покровительством Государя Императора юбилейная Всероссийская выставка плодоводства в Санкт-­Петербурге», «Императорское Российское общество плодоводства». Выставка приурочена к празднованию 300‑летия дома Романовых

Эта марка была посвящена юбилейной Всероссийской выставке плодоводства, проходившей в Санкт-­Петербурге под высочайшим покровительством государя императора Николая II. Выставка приурочена к празднованию 300‑летия дома Романовых. Согласно уставу Императорского Российского общества плодоводства (от 11.06.1891), основная цель создания общества – содействие развитию и усовершенствованию отечественного плодоводства.
Отделения общества более двадцати лет весьма активно пропагандировали необходимость и целесообразность развития российского плодоводства и огородничества, практически по всей стране устраивали показательные питомники и сады, читали лекции, издавали и распространяли специальную литературу, организовывали специализированные выставки.
Несмотря на то, что марки в России вошли в почтовое обращение в январе 1858 года, впервые тематика плодоводства была отражена на почтовой миниатюре в 1939 году. Ею стала марка Почты СССР из серии «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве», она была выпущена 1 августа 1939 года. Марка имеет линейную перфорацию, отпечатана способом фотогравюры, номинальной стоимостью 60 копеек. Почтовая миниатюра сине-фиолетового цвета, на её переднем плане художники (Н. Соколов и А. Любимов) разместили садоводов – женщину и мужчину с огромными корзинами, наполненными различными плодами: яблоками, грушами, виноградом и др.

Марка СССР. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве. № 598 (по каталогу В. Загорского). Дата выпуска: 1 августа 1939 г. Размер: 26 х 37 мм. Цвет: сине-фиолетовый. Перфорация: линейная 121/4. Печать: фотогравюра. Номинальная стоимость: 60 копеек. Художники: Н. Соколов, А. Любимов. Тираж: 2 000  000 экз.

Эта пара тружеников изображена на фоне герба Советского Союза и флагов союзных республик, под фигурками садоводов авторы марки разместили широкую ленту с надписью «Всесоюзная с.-х. выставка 1939». В верхней части марки идёт надпись «Почта СССР», она помещена между двумя одинаковыми числами, обозначающими номинальную стоимость, – «60 коп.». Марка органично вписывается в 10‑марочную серию «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве» и легко запоминается. Нельзя не сказать и том, что марка демонстрирует изобилие продукции садоводства.
Филателия периода СССР не обошла своим вниманием и такую тему, как возделывание цитрусовых культур. 17 апреля 1951 года в почтовое обращение вышла многоцветная марка «Сбор цитрусовых».
На переднем плане автор марки изобразил женщину в широкополой шляпе, снимающую плоды мандаринов с ветки, обильно ими усыпанной. Вдалеке просматриваются склоны гор, а по тропинке движутся три сборщицы цитрусовых с корзинами на плечах. В центре миниатюры изображена большая плетёная корзина, доверху наполненная мандаринами. «Оранжевый рай» – так в Грузии называют период созревания мандаринов (декабрь).

Марка Почты СССР. Сбор цитрусовых. Грузинская Советская Социалистическая Республика. № 1514 (по каталогу В. Загорского). Дата выпуска: 17 апреля 1951 г. Размер: 37 х 26 мм. Цвет: многоцветная. Перфорация: линейная 121/2. Печать: фототипия. Художник: В. Завьялов. Номинальная стоимость: 25 копеек. Тираж: 1 000 000 экз.

А в июне этого же года (25 июня 1951 г.) выходит ещё одна марка, связанная с данной тематикой, но заметно проигрывающая предыдущей по своей художественной выразительности. Марка вышла в почтовое обращение под призывом «Дадим стране больше лимонов, апельсинов и мандаринов!». Она изготовлена на тонированной бумаге, имеет жёлто-­коричневый цвет, номинал 1 руб­ль. На марке изображены сборщицы цитрусовых. Художник поместил их в центр композиции в специальный овал, по краям которого нарисованы плоды – лимоны, апельсины, мандарины. В верхней части почтовой миниатюры размещён лозунг, в нижней – название почтового ведомства «Почта СССР» и номинальная стоимость «1 руб­ль». Почтовая марка имеет линейную перфорацию 121/2, изготовлена тиражом в 1 миллион экземпляров.

Почтовая марка СССР № 1533 (по каталогу В. Загорского). Вышла в почтовое обращение 25 июня 1951 года. На марке размещён лозунг «Дадим стране больше лимонов, апельсинов и мандаринов!». Печать: глубокая. Бумага: тонированная. Перфорация: линейная 121/2. Тираж: 1 000 000 экз.
В декабре 1954 года под лозунгом-­призывом «Выращивайте больше овощей!» выходит в почтовое обращение многоцветная перфорированная марка, на которой изображены две труженицы в процессе работы над овощными культурами. Марка красочная, с изображением конкретных овощных культур (капусты, огурцов, помидоров и др.), которые и дополняют лозунг-­призыв почтовой миниатюры, связанный с увеличением в стране овощной продукции. Марка имеет линейную перфорацию (121/2), её номинальная стоимость 40 копеек. Она была отпечатана тиражом в 2 миллиона экземпляров. Марка красочная и запоминающаяся.

Марка СССР. «Выращивайте больше овощей!» № 1709 (по каталогу В. Загорского, Россия). Дата выпуска: 13 декабря 1954 г. Размер: 40 х 30 мм. Цвет: многоцветная. Перфорация: линейная 121/2. Печать: офсет. Номинальная стоимость: 40 копеек. Тираж: 2 000 000 экз.

Как же выполнялся такой призыв, обозначенный на почтовой миниатюре? Следует привести некоторые цифры. В тот период развития отрасли овощеводства население Советского Союза потребляло в среднем овощей и бахчевых культур по 66 килограммов в год на 1 человека. Картофеля потребляли гораздо больше – по 153 килограмма. В настоящее время обеспечение овощами и бахчевыми культурами заметно улучшилось, но вместе с тем следует отметить, что потребление этих культур не соответствует нормам Минздрава Российской Федерации (рекомендованная норма – 140 кг на душу населения в год, потребление составляет 109 кг).
«За изобилие плодов и ягод!» – под таким лозунгом в почтовое обращение 3 февраля 1961 года вышла марка Почты СССР. Почтовая миниатюра входит в серию марок, объединённых замыслом обеспечить в стране изобилие сельскохозяйственных продуктов. В каталоге В. Загорского марка номиналом в 10 коп. значится под номером 2453, изготовлена с применением способа глубокой печати, снабжена рамочной перфорацией 12:111/2. Тираж составил 10 миллионов экземпляров. Миниатюра выполнена художником А. Завьяловым.
На переднем плане миниатюры изображена симпатичная девушка в косынке и кофточке, расшитой национальным узором, собирающая яблоки в плетёную корзинку. Художнику удалось передать настроение героини сюжета – она улыбается, как бы позируя (можно сказать, рекламируя сорванные плоды), придерживая левой рукой переполненную корзинку с крупными сортовыми яблоками. Фон марки представляют зелёные деревья яблоневого сада. Такую почтовую миниатюру можно отнести к категории «миниатюрный плакат СССР».

Почтовая марка СССР. «За изобилие плодов и ягод!» Марка № 2453 (по каталогу В. Загорского) вышла в почтовое обращение в 1961 г. (3 февраля – 31 июля). Она входит в почтовую серию из четырёх марок «За изобилие сельскохозяйственных продуктов!». Печать: глубокая. Перфорация: рамочная 12 х 111/2. Тираж: 10 000 000 экз. Художник: А. Завьялов
В период выхода в почтовое обращение этой замечательной миниатюры общая площадь плодово-­ягодных насаждений (без цитрусовых) во всех категориях хозяйств СССР составляла около 3 миллионов гектаров, в том числе в плодоносящем возрасте – 1,2 миллиона гектаров. Валовой сбор плодов и ягод по итогам 1960 года составил 3 036 тыс. тонн при урожайности плодово-­ягодных насаждений 25,7 центнера с гектара. Государственные закупки плодов и ягод составили 836 тыс. тонн.
Через десять лет после выхода миниатюры, посвящённой овощным культурам, выходит серия из семи марок «Сельскохозяйственные культуры». Здесь для садоводов-­любителей и филателистов особый интерес представляют две марки с изображением картофеля и гороха.
Марки СССР. Картофель «Лорх». № 2973 (с гребенчатой перфорацией 111/2 х 12), № 2966 (без перфорации) по каталогу В. Загорского. Дата выпуска: 10.07.1964 – с перфорацией, 25.06.1964 – без перфорации. Размер: 26 х 37 мм. Цвет: многоцветные. Печать: фотогравюра. Номинальная стоимость: 4 копейки. Тираж: 3 000 000 экз. и 1 000 000 экз. (без перфорации)

Эти две замечательные миниатюры были выполнены профессиональными художниками Е. Анискиным и Н. Кругловым. Так, на марке с коричневым фоном номиналом 4 копейки представлена кустовая часть с бледно-­красно-фиолетовыми с белыми оконечностями цветками и округлые, слегка овальные клубни старейшего сорта картофеля «Лорх». Он внесён в Госреестр в 1931 году и является самым распространённым из отечественных сортов картофеля. Этот сорт назван именем выдающегося учёного Александра Георгиевича Лорха (1889–1980), одного из зачинателей селекции и сортоиспытания картофеля в стране.
Марки СССР. Горох «Рамонский‑77». № 2974 (с гребенчатой перфорацией 111/2 х 12), № 2967 (без перфорации) по каталогу В. Загорского. Дата выпуска: 10.07.1964 – с перфорацией, 25.06.1964 – без перфорации. Размер: 26 х 37 мм. Цвет: многоцветные. Печать: фотогравюра. Номинальная стоимость: 6 копеек. Тираж: 3 000 000 экз. и 1 000 000 экз. (без перфорации)

Весьма убедительно и правдоподобно художникам удалось изобразить на марках (с зубцовкой и без неё) номинальной стоимостью в 6 копеек стручки гороха. На почтовой марке № 2974 и № 2967 (по каталогу В. Загорского) на светло-­коричневом фоне изображены стручки гороха (зелёный и сухой) сорта «Рамонский‑77». Авторам марки удалось передать особенности этой культуры, нарисовав не только стручки, но и травянистый стебель с перистыми листьями, заканчивающимися ветвистыми усами, а также белые цветки с венчиками мотылькового типа. Этот сорт считается скороспелым, высоко­урожайным, устойчивым к болезням и вредителям, к неблагоприятным погодным условиям.
В том же году, но гораздо позднее – 25 декабря 1964 года – в почтовое обращение выходит яркая серия почтовых марок под общим лаконичным каталожным названием «Ягоды». В серию вошли марки с изображением клюквы (6 млн экз.), черники и рябины (по 5 млн. экз.), ежевики и брусники (по 4 млн экз.). Марки поступали в продажу листами – 10 х 5 шт. (50 экз. в листе).
Марки Почты СССР «Клюква», «Черника». № 3048, 3049 (по каталогу В. Загорского). Дата выпуска: 25 декабря 1964 г. Печать: глубокая. Перфорация: рамочная 111/2 х 12. Номинальная стоимость: 1 коп. и 3 коп. Тираж: 6 млн (№ 3048) и 5 млн (№ 3049) экз. Художник: В. Завьялов

В современной России уже давно научились не только культивировать дикорастущие ягоды в промышленных масштабах на ягодных плантациях Архангельска, Ханты-­Мансийска, Карелии, но и выращивать лесную ягоду на садовых участках (речь идёт о садовых сортах черники, клюквы, ежевики, брусники, сладкоплодной рябины). О целебных свой­ствах этих ягод известно с древних времён.
Марки Почты СССР «Рябина», «Ежевика», «Брусника». № 3050, 3051, 3052 (по каталогу В. Загорского). Дата выпуска: 25 декабря 1964 г. Печать: глубокая. Перфорация: рамочная 111/2 х 12. Номинальная стоимость: 4 коп., 10 коп. и 16 коп. соответственно. Тираж: № 3050 – 5 млн экз.; № 3051, 3052 – по 4 млн экз. Художник: В. Завьялов

Некоторые садоводы-­опытники и садоводы-­любители выращивают не только лесные ягоды, но и лекарственные растения. Почта СССР не оставила без внимания и это направление. Стоит напомнить читателям, что в сентябре 1973 года в почтовое обращение вышла серия марок «Лекарственные растения»: «Заманиха высокая», «Женьшень обыкновенный», «Ятрышник пятнистый», «Арника горная», «Ландыш майский» (художник Н. Шевцов). Тиражи этих марок составили от 4 200 000 до 5 700 000 экземпляров.
В 1980 году увидела свет ещё одна миниатюра, относящаяся к категории лекарственных, это «Облепиха крушиновидная» (художник А. Куртенко). Она изображена на марке № 5055 по каталогу В. Загорского, изданной тиражом 6 100 000 экземпляров.
1982 год был ознаменован серией «Ягоды». Миниатюры выполнены на чёрном фоне, замечательно изданы. В серии пять марок, посвящённых морошке, голубике, костянике, кизилу, землянике лесной. Это талантливая работа, выходящая далеко за рамки обычного знака почтовой оплаты. Удачное сочетание лаконичной композиции и контрастной расцветки марок принесло этой серии большую известность.
В 1983 году почтовое ведомство страны выпускает серию марок (из трёх миниатюр), посвящённую выполнению Продовольственной программы СССР. Одна из них, с плакатным лозунгом «Обеспечим рост производства плодов, овощей, картофеля», впрямую связана с тематикой настоящей статьи.
Рассматривая эту марку, следует отметить, что на переднем плане, в центре миниатюры, изображён водитель автопогрузчика, гружённого ящиками с яблоками. Художнику удалось передать движение, кажется, что паренёк рулит, а погрузчик движется.

Марка СССР. «Продовольственная программа – всенародное дело. Обеспечим рост производства плодов, овощей, картофеля». № 5374 (по каталогу В. Загорского, Россия). Дата выпуска: 10 октября 1983 г. Размер: 40 х 28 мм. Цвет: многоцветная. Перфорация: гребенчатая 111/2. Бумага: мелованная. Печать: фотогравюра. Номинальная стоимость: 5 копеек. Тираж: 3 600 000 экз.

В верхнем правом углу композиции показана сцена сбора с плодовых деревьев яблок и погрузка их в ящики, которые отправляются в хранилище в специальных тележках тракторами «Беларусь». Марка четырёхцветная: светло-­зелёный, зелёный, красный и белый цвета. Номинал и год выпуска с надписью «Почта СССР» на всех марках этой серии размещены в левом нижнем углу миниатюры.
Следует напомнить читателям, что в Программе была поставлена задача по увеличению потребления овощей и бахчевых культур на душу населения с 97 (в 1980 г.) до 127 кг (в 1990 г.), а фруктов и ягод – с 38 до 68 кг. К сожалению, как известно, установленные рубежи по данным видам продовольствия достигнуты не были.
Несомненный интерес у читателей вызовет и серия ароматизированных марок «Дары природы», вышедшая в почтовое обращение в августе 2003 года. В ней пять миниатюр: яблоки, земляника, груша, ананас, дыня. Небезынтересно, что марки пахнут так же, как и изображённые на них фрукты. Это стало возможным благодаря современным технологиям печати. Ещё одна особенность – впервые в стране выпущены марки круглой формы. Что касается почтовых марок, то следует заметить, что впервые ароматизированные марки были изданы в Королевстве Бутан в 1973 году (речь идёт о серии из шести марок, источающих нежный розовый запах).

Ароматизированная марка. Груша. № F 882 (по каталогу В. Загорского). Дата выпуска: 27 августа 2003 г. Размер: 44 х 44 мм. Цвет: многоцветная. Перфорация: гребенчатая 131/2. Печать: офсет. Номинальная стоимость: 5 руб­лей. Автор серии: художник-­марочник П. Жиличкин. Тираж: 630 000 экз.
Весьма богатым на почтовые миниатюры, посвящённые плодам и ягодам, стал и 2020 год. Благодаря знакам почтовой оплаты – маркам – и другим филателистическим материалам мы узнаём много нового, укрепляем свои ранее полученные знания, задумываемся о новых возможностях как в коллекционировании, так и в развитии садоводства и своего дачного участка.
Флора России. Ягоды (2020). № 2807–2810 (по каталогу Михель). Дата выпуска: 17 января 2020 г. Размер: 100 х 75 мм. Цвет: многоцветный. Перфорация марок: серпантинная 111/4. Печать: офсет. Клей на марках: самоклеящийся. Художник: В. Бельтюков. Номинальная стоимость: 50 руб. х 4 шт. Тираж: 60 000 экз.

Ценность марок и других филателистических материалов состоит в том, что они не только помогают оказать ту или иную услугу почтового ведомства, но и неподвластны времени, защищённые коллекционной логикой. Почтовые миниатюры – это и фиксация того или иного исторического события, и презентация конкретного вида деятельности, и реклама определённых потребительских товаров и продуктов питания (овощей, фруктов, ягод), информация о памятных датах в области экономики, культуры, искусства и др. Иными словами, прекрасный источник новых знаний, в том числе и в сфере садоводства и огородничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.