«Седьмое небо»,
где оно? Портал куда?

ИРОНИЧЕСКИЙ ФЭНТЕЗИ-РАССКАЗ ПРО ТЕЛЕБАШНЮ
ИЗ ЦИКЛА «СОВЕТСКАЯ МОСКВА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА-ПРОВИНЦИАЛА».
МВТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА, 4-Й КУРС, 1979 Г.

Евгений ТАТАРНИКОВ

В Москве три главные достопримечательности: Царь-пушка, которая не стреляла, Царь-колокол, который не звонил, и Останкинская телебашня, которая работает, но Мишка никогда в ней не был. Но он её видел каждый день в ясную погоду, когда шёл из лефортовской общаги на занятия в МВТУ или с Госпитальной площади, где стоит госпиталь Бурденко, и там где-то вдали она маячила перед его глазами. Но он на эту каланчу не обращал никакого внимания. Мишка учился уже на 4-м курсе и считал себя «прожжённым» во всех отношениях пацаном, который прошёл стройотряды, практики, сдал сопромат, но не женился ещё пока, забыл начерталку с её теоремой Монжи и утопил свой тубус в Яузе, а зря, черчение-то ещё не закончилось. Он облазил всю Москву, был везде, но не был на Останкинской телебашне, а зря. Почему не был? А он забыл, что существует телевизор, а в стране есть телевидение, ведь его он не смотрел практически четыре года, как поступил в МВТУ. Откуда он черпал информацию? Из газет, журналов, cлушал радиоточку, но «не вражеские голоса», в радиоточке были только наши – советские.
Когда надоедало чертить курсовик, Мишка брал свой любимый журнал «Наука и жизнь», включал радиоточку, ложился на кровать и начинал со всех источников собирать в голову информацию. Левое полушарие – из журнала, правое – от радиоточки.
Вот как-то он лежит на кровати, читает журнал: «Вселенная вовсе не напоминает некий застывший мир – карту галактик, приклеенную к небесной сфере. Нет, всё здесь проникнуто движением. «Большой взрыв» на самом деле был «Чёрной дырой», открывающейся в другой Вселенной, что позволило материи, которая извергалась из этого портала, создать наш собственный портал. Более того, то, что было извергнуто в течение 13,8 миллиарда лет, также может объяснить, почему наша Вселенная постоянно расширяется. Однако можно прийти к выводу, что теория «Большого взрыва» ошибочна. И вот почему. Обнаружена звезда, которая старше Вселенной. Анализ звезды показал, что в ней очень мало железа, что позволяет предположить, что она образовалась в период, когда такого элемента не было во Вселенной. Это, в свою очередь, привело к открытию звезды возрастом в 14,5 миллиарда лет, примерно на 0,7 миллиарда лет старше Вселенной…» И одновременно слушает радиоточку, что висела на стене у самой его головы и тарахтела ему в ухо: «Деревенька, стоявшая некогда на месте Останкинской телебашни, называлась прежде Останково, по одной из версий, от слова «останки». Старожилы всегда называли Останкино местом гиблым и проклятым, рассказывали о странной старухе-горбунье, что появляется в туманные и ночные часы возле телебашни и бродит….»
Разморило Мишутку, и он уснул, а радио всё вещало: «Явилась горбунья в XVI веке к первому владельцу Останкова Алексею Сатину и грозно предупредила: «Не распахивай, не тревожь сию землицу! На костях стоит она, на останках». Не послушал старуху боярин и через несколько дней был схвачен и казнён опричниками. Новым хозяином стал немец Орн – и пошли при нём буйные сборища, пьяные гулянки и оргии, пляски нагишом при луне. Место это стали считать сатанинским. И тут снова видение – старуха в чёрном прокляла Орна, и он сгинул в останкинских болотах. Все последующие владельцы этой земли либо умирали безвременно, либо исчезали бесследно вплоть до графа Шереметева, выстроившего Останкинский дворец-театр. В знаменитом дворце бывали русские цари – Павел I и его сын Александр I. Остались рассказы, будто видели они горбунью-вещунью, и всем она предсказала неестественную смерть. После её исчезновения Павел с грустью сказал: «Теперь я знаю, когда буду убит, и вряд ли доживу до весны».
Здесь, на месте котлована башни, находилось кладбище самоубийц, смертных грешников, а также волхвов и колдунов, что дало ему репутацию заведомо проклятого места. Считалось, что те, кто умер не своей смертью – утопленники и самоубийцы, – не исчерпали свою жизненную силу и вынуждены доживать положенный век в виде ходячих мертвецов. Их хоронили за кладбищенской оградой или на перекрёстках, называя пренебрежительно мертвяками. Согласно поверьям, черти их использовали как тягловую силу. Отсюда и пословица «На обиженных (то есть жертвах насилия) воду возят». Именно они становятся русалками, лешими и кикиморами, несущими болезни, невзгоды и смерть. Умершие колдуны и нераскаявшиеся грешники считались самыми страшными мертвецами. Очевидцы утверждали, что на останкинском кладбище в полнолуние над могилами можно было увидеть зеленоватое свечение и молочно-белый туман. В воздухе явственно ощущался запах ладана. Именно на таком проклятом Богом месте и началось в 1962 году возведение гигантской телебашни, которая рвалась ввысь мощными скачками, словно неведомая сила выдавливала её из проклятой земли. Ещё одна легенда есть. Якобы в районе башни существует портал в иные миры…»
Мишкин мозг, как на лекции, переварил страшную информацию радиоточки, и ему стало сниться, как он гуляет по коридорам Останкинской телебашни, заглядывает в разные телестудии и вдруг какой-то неведомой силой переносится сквозь чёрный туннель в аудиторию МВТУ им. Баумана и попадает на лекцию, где к нему подходит горбунья и спрашивает:
– Ну что, Миша, хочешь опять вернуться в Останкинскую телебашню и посмотреть на землю с высоты 334 метра? И отправиться потом в континуум?
Испугался Мишка высоты, а ещё больше неизвестного ему слова «континуум» и закричал:
– Прочь, уходи, горбунья! Я не хочу в континуум!
А горбунья шептала ему в ухо:
– А на седьмое небо?
Мишка вспомнил выражение «Я на седьмом небе от счастья». И знал, откуда это выражение взялось. Аристотель, когда объяснял устройство небесного свода, говорил, что есть семь сфер неба, на каждой из которых своя жизнь. А на седьмой находится рай. Поэтому Мишка прокричал:
– Хочу-у-у-у!

– Миша, Миша, проснись, скоро на лекцию надо идти, – дёргая его за рукав, повторял Жорик, его сосед по комнате.
Мишка проснулся и закричал:
– А-а-а-а, что это было?! Я вроде уже был только что на лекции в МВТУ.
Он не мог понять, где он был до этого, пока окончательно не проснулся. Радиоточка молчала, журнал «Наука и жизнь» валялся на полу, лоб был в поту.
– Жорик, я что, долго спал, да?
– Нет, Миша, всего минут 20 проспал. Ты во сне страшно кричал: «Прочь, уходи, горбунья! Я не хочу в континуум!» – а потом: «Хочу-у-у!» Мишка, что тебе снилось? Не крейсер ведь «Аврора»? – спросил Жорик.
– Я и сам плохо понимаю. Мне снилось, что я брожу по Останкинской телебашне, но я там никогда не был, а за мной ходит горбунья и хочет мне показать какой-то портал, через который я попаду в какой-то континуум. А потом спрашивает: «А на седьмое небо хочешь?» Блин, чертовщина какая-то приснилась. – И Мишка три раза плюнул через левое плечо со словами: «Сон, уйди прочь, голову мою не морочь!» Успокоившись, он спросил: – Слушай, Жорик, а ты в Останкинской телебашне был?
– Да, Миша, был один раз, когда ресторан «Седьмое небо» посетил, это после первого стройотряда было. Хорошо так посидел, на 10 рублей. А горбунья, что тебе приснилась, видимо, спрашивала тебя про ресторан «Седьмое небо», мол, хочешь ли туда сходить. Миша, это знак сверху, поэтому на «Седьмое небо» тебе обязательно надо сходить.
– Жорик, предрассудки это всё. Мы ведь комсомольцы, атеисты и в эту чертовщину не верим, да?! Ну а про континуум расскажи, что-то интересно мне стало.
– Ладно, Мишка, в трёх словах скажу. С понятием пространственно-временного континуума сталкивается каждый человек, который изучает физику. В соответствии с теорией относительности, Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение, и все четыре измерения органически связаны в единое целое, являясь почти равноправными и в определённых рамках способными переходить друг в друга при смене наблюдателем системы отсчёта. Понял – нет, Миша?
– Ни черта я, Жорик, не понял. Ладно, после лекции объяснишь.
Лекция прошла быстро, Мишка был невнимателен, и все мысли лектора, которыми он делился со студентами, улетели мимо Мишкиного мозга, а его мозг сложнее даже Вселенной, но намного меньше.
Жорик, наоборот, был сосредоточен, внимательно слушал и записывал за профессором каждое слово. После лекции Мишка с Жориком сидели за партой в аудитории, которая и служила сейчас им порталом в мир знаний…

«Седьмое небо»,
но не рай, а ресторан

Никита Хрущёв хотел сделать из новостройки Останкинской телебашни «витрину социализма». Приехав на стройку 1 июля 1964 года, он весело спросил: «Ну что, товарищи, воткнём капиталистам иголочку?» Веселье скоро закончилось, Хрущёв был смещён со своего поста, и «воткнули» башню уже при дорогом Леониде Ильиче Брежневе как раз на сорокалетие советской власти, то есть в 1967 году. Ресторан открылся летом 1968 года. Как раз к Всемирному Московскому кинофестивалю. Верхний зал ресторана на высоте 334 метра отделали в тёплой цветовой гамме. Карниз облицевали кованой красной медью, на пол положили тёмно-красное ковровое покрытие. Внутреннюю стену украсили серым мрамором. Это был «Бронзовый» зал. В зале среднего этажа потолок и карниз облицевали алюминием с золотым напылением. Ковровое покрытие на полу сделали золотисто-коричневым. Этот зал получил название «Золотой». И, наконец, нижний – самый спокойный по цветовой гамме. Зал расположился на отметке 328 метров. Его потолок и карниз украсили алюминием, а пол – тёмно-серым ковровым покрытием. Внутреннюю стену облицевали белым мрамором. Этот зал стал именоваться «Серебряным». Между собой все помещения связала полукруглая металлическая лестница с мраморными ступеньками. Стена на всём промежутке была облицована художественной мозаикой из цветного мрамора и алюминиевых вставок. Оттенок панно менялся в зависимости от высоты с чёрных на зеленовато-фиолетовые тона. А потом превращался в розовый. По задумке, это символизировало северное сияние. Меню было везде одинаковым. Хотя форма официантов выглядела по-разному, в зависимости от этажа. А вот блюда особой оригинальностью не радовали. Подавали, например, круглые волованы из слоёного теста с красной и чёрной икрой, рыбное или мясное ассорти, а также жюльен с курицей и грибами в кокотницах. Кроме того, можно было испробовать салат «Столичный» и некоторые другие блюда, например котлеты по-дикторски, состоящие из мяса курицы, фаршированного консервированными шампиньонами и луком. Обеды были комплексные, и пускали туда, как в кино, сеансами, вроде бы так и называли – сеанс. Например, сеанс в 14:00 или 15:00. Внизу ждали, пока уйдёт народ с предыдущего сеанса, а потом все сразу заходили.
– Ладно, Миша, слушай сначала про «Седьмое небо», – начал свой рассказ Жорик. – Здесь всё просто как дважды два четыре. Ресторан имеет три зала на трёх уровнях и является одним из самых дорогих ресторанов СССР. Если у тебя, Миша, в кармане нет чирика (10 рублей), лучше туда и не суйся, а сходи лучше в столовую «Три коня», что у метро «Бауманская». Ну ты знаешь. Когда мы приехали в Останкино, то узнали, что на телебашню организованы экскурсии. И что посещение ресторана – это заключительный этап экскурсии, а последняя экскурсия вот только полчаса назад как пошла на маршрут. Но нас пожалели и разрешили в ресторан подняться без экскурсии и без дополнительной платы. Зашли в лифт. Лифты эти скоростные, скажу я тебе. Всё какое-то полированное, блестящее. Я даже не понял, это дерево лакированное или пластик. Едем, а движение лифта даже не чувствуется. Ни звуков никаких, ни тряски. Только уши закладывает. Вроде как всего на девятый этаж лифт поднялся, если судить по времени, а на самом деле на 320 метров поднялись. «Седьмое небо» находится на высоте 334 метра (примерно уровень 112-го этажа жилого дома) непосредственно под смотровой площадкой и занимает три этажа, каждый из которых совершает круговые движения вокруг своей оси. Заходим в нижний ресторан. Любуемся панорамами Москвы, вращаемся на все 360 градусов. Сеанс для посетителей длился 60 минут. За это время наш столик успел один раз «проехаться по полному кругу».
– Жорик, а у тебя голова не кружилась там?
– Нет, вокруг меня кружилась вся Москва, а я как будто был её осью. Так вот, Миша, я продолжаю свой рассказ. За те деньги, что мы заплатили за «Седьмое небо», мы получили: тарелочку с круглыми волованчиками из слоёного теста, начинёнными чёрной и красной икрой, тарелочку со скромным мясным ассорти, кокотницу с жюльеном из курицы с грибами на горячее. Конечно, не считая хлеба и одного на весь столик кувшина с «фирменным напитком», представлявшим собой кисло-сладкий морс, в котором наиболее отчётливо ощущались клюква и мелисса. Более крепкие напитки заказывались за отдельную плату. Пива там не держали. Не держали там и шампанского – вроде бы боялись, что откупоривание в чуточку разреженной атмосфере на высоте примерно трёхсот метров будет «чревато». Но это, по-моему, полнейший бред. Кончался «сеанс», и вращение прекращалось. Когда в каком-нибудь из залов набирался очередной «полный комплект новой смены гостей», то круг со столиками снова начинал вращение. Стеклянные стены ресторанных залов, движущийся стеклянный пол – всё это делало возможным круговой обзор Москвы за время обеда. Это было самое обычное «белое» стекло в алюминиевых рамах. Но земля где-то там, далеко внизу, была и через стекло очень хорошо видна. И ступать на это стекло было действительно страшно. Хотя вроде понимаешь, что до тебя на него тысячи уже ног ступали, и ничего. Но всё равно страшно. Ну что, Миша, пойдёшь в Останкинскую телебашню на землю с высоты 334 метра смотреть?
Мишку опять пробил испуг, ведь этот вопрос он уже недавно слышал непонятно от кого. Вернее, от той горбуньи из его сна. Он с опаской покосился на Жорика и спросил:
– Жора, а как насчёт континуума? Расскажешь, да?

Гипотеза Эйнштейна

– Миша, около 14 миллиардов назад не было ни пространства, ни времени, а вся масса была сосредоточена в одной маленькой точке с большой плотностью – в сингулярности. А может, наша Вселенная появилась из другой, более взрослой Вселенной. И уж точно, что Вселенная трёхмерна. Эйнштейн выдвинул гениальную гипотезу: пространство и время увязаны в единый пластичный континуум. Как пространство, так и время могут деформироваться, иногда весьма существенно. Путешествие во времени не требует ничего, кроме использования этих деформаций.
– Жорик, я уже сегодня, как мне кажется, совершил во сне путешествие в прошлое, я имею в виду деревеньку, что стояла некогда на месте Останкинской телебашни. И это путешествие меня напугало. Как я попал в прошлое, я не понимаю до сих пор. Наверное, моё сознание во сне частично деформировалось. Вовремя ты меня, Жорка, разбудил.
– Миша, закрой глаза и представь себе пространство – время в виде туго натянутого резинового листа, который лежит у тебя на полу. Лист остаётся неизменным и плоским до того момента, пока что-то тяжёлое, например твоя пудовая гиря, не упадёт в его середину. Гиря заставит участки листа, наиболее близко упавшие к ней, деформироваться. Так как пространство вокруг твоей гири, а в нашей модели это звезда, деформировалось, к листу будут притягиваться другие объекты, ну, например, рядом валялась двухкопеечная монета, и она притянулась к гире. Этот эффект называется гравитацией. При этом следует помнить, что звезда, а в нашем случае твоя гиря, прогибает не только пространство, а в нашем случае резиновый лист, но и время. Эта деформация является краеугольным камнем всех физически возможных сценариев путешествия во времени. Время тоже деформируется, если ты перемещаешься в пространстве со скоростью, приближающейся к скорости света. Это и есть феномен замедления времени в космосе. Замедление времени восходит к специальной теории относительности Эйнштейна, которая учит нас, что движение в пространстве на самом деле создаёт изменения в потоке времени. Чем быстрее вы движетесь сквозь три измерения, которые определяют физическое пространство, тем медленнее вы движетесь через четвёртое измерение, которое, по сути, представляет собой время. Ну что, понял?
– Я не понял, почему ты, Жорик, поступил в МВТУ. У тебя прямая была дорога в МГУ или физтех.
Жорик молчал, видимо, на это у него были свои причины. Мишка после лекции всю дорогу от МВТУ до лефортовской общаги шёл и размышлял о континууме. А потом решил:
– Всё, свою гирю я выкину к чертям собачьим, чтобы она не деформировала моё сознание и чтобы я больше не летал ни в какое прошлое и тем более в будущее, а то ещё свихнусь, а Бауманку-то закончить надо. И в Останкинскую телебашню не поеду, потому что в гиблом месте её построили.
Проходя мимо госпиталя Бурденко, он обернулся назад, там вдали маячила телебашня, опять наводя на Мишку страх. Мишка, чтобы никто не видел, тихо перекрестился, благо рядом, на Солдатке, был храм Петра и Павла, и уверенной походкой пошёл дальше своей дорогой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.