ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА – САМООТДАЧА

Ночью было за двадцать,
А к полудню сугробы осели.
Я люблю этот месяц –
Полузимний и полувесенний…

Так признавалась в своих чувствах к февралю прекрасный поэт, фронтовичка Юлия Друнина. Вот в такой «полузимний» день 10 февраля, отмеченный в календаре как день памяти Александра Сергеевича Пушкина, в Москве, на Большой Никитской, 53, широко распахнулись двери Центрального дома литераторов, радушно принимая делегатов и гостей (которых, к слову, оказалось в два раза больше, чем посланцев с мандатами) ХVI съезда Союза писателей России.
Какие великие люди входили в эти массивные двери! Шолохов, Леонов, Фадеев, Платонов, Федин, Эренбург, Михалков… Дрожь по телу. И думалось: неужели это я, мальчишка с пролетарской окраины провинциального городка, хорошо познавший, что такое послевоенный голод и холод, бедность и нищета, вырос, вы­учился, преодолел, сумел и стою теперь здесь… Наверное!
183 делегата из 80 регионов страны были избраны на форум, который проходит один раз в пять лет. Прибыло 155 человек, скажем сразу, на финальной стадии съезда единодушно проголосовавших за избрание на повторный срок председателя правления СП Николая Фёдоровича Иванова и принятие обновлённого в особо значимых пунктах, тщательно выверенного юристами-профессионалами и опытными экспертами Устава Союза писателей. Коль уж речь зашла об аналитике, позвольте ещё несколько цифр, с которых, собственно, Николай Иванов и начал отчётный доклад.
По отношению к предыдущему пятилетию в писательской армии страны, насчитывающей около восьми тысяч «штыков», заметно прибавилось число женщин: 38 процентов против прежних 32. Увеличилось количество писателей, живущих в центре (68 процентов против 61 в 2018 г.), и снизилось их региональное представительство: соответственно 32 и 39 процентов. Меньше стало прозаиков (в процентах было 42, осталось 37), зато возрос «удельный вес» поэтов и публицистов. Возрастной состав практически не изменился: в основном это люди, которым далеко «за», но… пощадим статистику. В то же время отрадное явление: существенно возрос приток свежих, молодых сил. Цифры не сенсационные, но обнадёживающие.


С добрыми словами приветствия к участникам съезда обратились президент Российского книжного союза Сергей Степашин, начальник Департамента Управления Президента РФ по общественным проектам Николай Синцов, тёплые поздравления прислали первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко и министр иностранных дел Сергей Лавров. В каждом адресе с удовле­творением подчёркивалось, что писатели России никогда не были оторваны от жизни страны, её радостей и болей. Лишним подтверждением тому стало вручение медалей Министерства обороны известным прозаикам Сергею Котькало и Сергею Бережному за их участие в рискованных событиях на Донбассе, «на передке». А писатели Захар Прилепин и Алексей Шорохов вызвались идти добровольцами на фронт, участвуя в специальной военной операции на Украине, в ДНР и ЛНР.
Издательство «Вече» выпустило несколько «горячих» поэтических сборников (об этом рассказал главный редактор Сергей Дмитриев), названия которых говорят сами за себя: «Порохом пропахшие слова», «Стихи из огня», «Честь имею, Россия!», «ПоZыVнOй – Победа!», и даже антологию современной патриотической поэзии. Свою лепту в общее дело вносят практически все литературно-художественные и исторические журналы, в числе наиболее активных Н. Ф. Иванов отметил и наш журнал «Александръ». В помощь братьям по литературному цеху выезжали многие члены правления вместе с председателем. В города и районы Донбасской, Луганской народных республик, Запорожскую и Херсонскую области переданы тысячи книг российских авторов для библиотек, тысячи учебников для школ, и такие контакты в дальнейшем будут только продолжаться и крепнуть. А о том, как нашим донецким товарищам нелегко, поведал руководитель Донецкой региональной организации писатель Фёдор Березин: 15 человек входят в её состав, а собраться вместе, обсудить насущные дела не представляется возможным: тут же может угодить снаряд с вражеской стороны. Тем не менее шахтёрский литературный «забой» служит Слову, борется, выступает перед бойцами и населением, сплачивается, издаётся с помощью России, живёт!


За отчётный период, как сообщил докладчик, было рассмотрено 527 дел по приёму в члены Союза писателей. 425 соискателей получили положительные отзывы приёмной комиссии и приняты в Союз, 102 заявления отклонено. Пожелание на будущее – подходить в регионах к творческому активу доброжелательно, но без снисхождения, требовательно, руководствуясь критериями даровитости кандидата и характеристикой его личностных качеств. Ещё из области предстоящих задач – расширение выхода в свет произведений представителей малых народностей, подготовка и привлечение к работе профессиональных литературных критиков и мастеров художественного перевода. Хороший пример в работе для всех регио­нальных писательских организаций – опыт Ярославской, признанной лучшей по итогам обширной деятельности.
18 делегатов выступили на съезде. Призыв председательствующего: поменьше общих, всем известных суждений, рассуждений и самоотчётов – был услышан, только, к сожалению, не всеми принят к действию. По-человечески понятно: кто откажет себе в удовольствии похвалиться успехами, пусть и на территориальном уровне? Но трибуна федерального масштаба, наверное, требовала чего-то посущественнее. Чего именно? Оценок текущего литературного процесса, пристального анализа писательского жития-бытия, внимательного отношения государственных структур к профессиональным писателям, их нуждам и заботам, опыта работы с одарённой молодёжью. Литература вечна, как сама жизнь, она не знает финишной ленточки, и потому всё, что происходит в стране и в мире, должно становиться предметом зоркого писательского взгляда. Весьма симптоматичными в этом отношении были выступления широко известных прозаиков и публицистов: Александра Андреевича Проханова – главного редактора газеты «Завтра» – и председателя Национальной ассоциации драматургов, многолетнего главного редактора «Литературной газеты» Юрия Михайловича Полякова. На них остановимся подробнее.
Поддерживая и продолжая мысль о том, что Россия – страна слова и со «Слова о полку Игореве» во многом зачиналась отечественная «словолитня», Александр Проханов предложил задуматься над образом будущего любимой нашей России. Литература периода СССР знала два течения: городскую прозу, представленную замечательным правофланговым Юрием Трифоновым, и прозу деревенскую, осиянную именами Валентина Распутина, Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Василия Белова. С распадом Союза исчезли и оба этих течения. А каковы теперь модели и направления литературной реки от истоков до устья? Ведь между прежними братскими странами идёт ожесточённая война, появилась новая неожиданная проблематика, и появились новые герои современности. Следовательно, образовался необозримый простор для творчества молодых художников, способных быстрее других улавливать сейсмичность проблем, острее воспринимающих действительность. Только не надо без надобности засорять великий и могучий русский язык жаргонными словечками, сленгом, англицизмами, склоняться к гуттаперчевой, целлулоидной журналистике с её поверхностным взглядом на реалии, а глубоко думать, осмысливать события, без страха и упрёка обнажать изъяны в государственной машине, не лакировать и не приукрашивать действительность. Нам пример и наука – героизм и отвага великих русских писателей – офицеров, участников прямых боевых действий Михаила Юрьевича Лермонтова и Льва Николаевича Толстого, не понаслышке знавших, что такое война. Отечественная словесность подарила нам образы Рахметова, Печорина, Базарова. А сколько замечательных имён открыли нам в годы Великой Отечественной войны писатели-фронтовики! Яркое одушевление современников ХХI века – непреходящая задача для всего писательского сообщества.


Позволю себе вслед за Александром Прохановым продолжить славный ряд представителей городской прозы, добавив имена Даниила Гранина, Владимира Маканина, Андрея Битова, Юрия Нагибина, Юрия Казакова, Виктории Токаревой, Ильи Штемлера, а к «деревенщикам» – Владимира Солоухина, Василия Шукшина, Бориса Екимова, Владимира Крупина (к счастью, делегата съезда, жаль, выступившего лишь с краткой репликой). А насчёт молодых художников – вот уж действительно проблема проблем.
Председатель Союза молодых литераторов Андрей Тимофеев не скрывал: несмотря на то, что его ровесниками за последнее время издано 12 книг, обративших на себя внимание, молодым людям постоянно нужны мудрые редакторы-наставники, опытные учителя, готовые служить не за страх, а за совесть своим ученикам, радуясь их успехам и огорчаясь их неудачам… Где они, такие дядьки Черноморы? Отзовитесь! Нельзя допустить, чтобы племя молодое с пылающими в азарте глазами оказалось невостребованным, никому не нужным, от которого все отмахиваются, как от докуки. Хотелось бы заметить, что положение отнюдь не безвыходное и тем паче не катастрофическое: в целом ряде географически близких мне журналов, в коллективных сборниках молодёжь представлена довольно широко и интересно. Только чтобы процесс не прерывался, напротив, развивался и ширился, больше полномочий нужно дать секции, совету, комиссии (дело не в названии), действующим при правлении Союза писателей, для привлечения новых творческих сил, проведения с ними обучающих семинаров и, наконец, изыскания возможностей для выхода в свет произведений талантливого «подроста». Да будет благоуханно и благословенно слово молодых!
И – о выступлении Юрия Полякова. Сказать о том, что драматургия есть авангард любой литературы, равносильно повтору известных аксиом: Волга впадает в Каспийское море, а лошади едят овёс. Говорить о том, что у нас на отечественной сцене в ходу пьесы давно почивших в бозе классиков со всеми атрибутами далёкой эпохи, а из современных – разве что пьесы Александра Вампилова, которым тоже добрых полвека, – значит вызвать опять же сетование по очевидному. Вопрос в ином: что делать?

Юрий Михайлович сообщил: добротные, острые, интересные пьесы различными драматургами России созданы, выбрано из них беспристрастным жюри 10 наилучших, авторы получили не только почётные дипломы, а и по одному миллиону рублей на постановку своих творений. Но. Театры эти пьесы не берут. По мнению Юрия Полякова, виной тому разлад в обществе, продолжающийся последние 30 лет, когда происходило не сплочение, а разъединение сил. И чутко реагирующие на всё происходящее театры предпочитают беспроигрышный вариант: ставить проверенную временем классику, русскую и зарубежную, за которую никто ругать и укорять не будет.
«Напишите нам в Ассоциацию, – обратился к делегатам Юрий Михайлович, – какие пьесы идут у вас в городских и областных театрах, мы всё обобщим, подготовим аналитическую записку и отправим на имя президента. Театры страны получают солидную финансовую поддержку из государственного бюджета, и властным структурам не должно быть всё равно, на что тратятся эти деньги, помогают ли зрелищные учреждения воспитанию патриотизма, высокого общественного сознания, гражданского долга».
Корпоративная писательская этика, да и аргументация такого мастера своего дела, как уважаемый Юрий Поляков, требуют признать безоговорочной его правоту. Но, простите меня тысячу раз, в данном случае я – на стороне театров. Поверить не могу, чтобы именитые столичные режиссёры отвергли по-настоящему талантливую пьесу, не ухватились бы за её постановку, хотя бы из конкурентных побуждений («…И чтоб, между прочим, был фитиль всем прочим…»), не говоря уже о ярком содержании, когда есть что играть. Неужели я окажусь не прав?


Конечно, писательский съезд сумел добиться главного – подзарядить творческие батарейки и аккумуляторы каждому присутствующему. Все поняли, что предосудительно замыкаться в собственном мирке, не вслушиваясь в гулкий пульс Отечества. Как это у Евтушенко, в его поэме «Зима» (цитирую по памяти): «Наш долг – не прятаться во фразы, как будто в иглы дикобразы, и что-то там кропать в тиши, а в ночь лететь, как эти «МАЗы», на социальные заказы – приказы собственной души…»
Все участники съезда согласились, что проблем на интеллектуальном фронте много: мы давно уже не самая читающая страна в мире, у нас непомерное бремя – НДС на продаваемые книги, и съезд принял решение обратиться в правительство с просьбой положительно решить этот вопрос, что позволит сделать книгу более доступной массам. Нет ещё желаемой смычки между писателями, библиотеками, книжными магазинами в деле пропаганды и распространения качественной литературы. Жизненно необходимы государственные дотации писательским организациям, потому что мастера слова – ТАКИЕ ЖЕ державники, государственники, отстаивающие интересы Родины, а значит, нуждающиеся в поддержке, дружеском расположении, внимательном участии ВЛАСТИ в решении проблем.
За пять «ивановских» лет Николаю Фёдоровичу Иванову, его команде удалось стереть пыль с полированных столов, в смысле очиститься от людей случайных, тем более – вносящих смуту, раздрай, разлад в деятельность региональных писательских организаций. Но почему же тогда такие деятели культуры, как писатели, в «Табели о рангах» проходят не по ведомству родного им Министерства культуры, а у «отчима» – Министерства цифрового развития? Мы что, айтишники, связисты, специалисты по коммуникациям? Нет, нет и нет. Соединяя воедино идеалы нравственности и эстетики, идентифицируя себя со своим народом, литература, писатели служат делу гуманитарного просвещения, одухотворённому искусству, но не механике, не цифре, как бы впечатляюще они ни выглядели.


Мы начали разговор о писательском съезде с дня памяти Александра Сергеевича Пушкина. По звёздному совпадению этот же день – 10 февраля – был днём рождения замечательного русского, советского поэта, лауреата Нобелевской премии с очень трудной, можно сказать, трагической судьбой – Бориса Леонидовича Пастернака. И это его вещие слова, его выстраданный наказ потомкам:
ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА – САМООТДАЧА,
А НЕ ШУМИХА, НЕ УСПЕХ.
ПОЗОРНО, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧА,
БЫТЬ ПРИТЧЕЙ НА УСТАХ У ВСЕХ…


Мои заметки о писательском съезде не стенографический отчёт с дотошным упоминанием всех действующих лиц и дословным цитированием слов каждого. Задача поставлена куда как скромнее: по горячим следам поделиться с аудиторией своими наблюдениями, своими мыслями на основе всего увиденного, услышанного, наболевшего. Буду рад, если мои оценки хотя бы в главном совпадут с мнением других участников писательского форума, хотя не зря же сказано: сколько голов, столько умов. А мне нравится одна мудрая цыганская присказка, которой и хотел бы закончить свой «обзорный ряд»: «Як рэйдела, то рэйдела, абы добре мэйнела!» Перевести? «Как сказал, так сказал, лишь бы правильно поняли!»

Валерий АРШАНСКИЙ,
член Союза писателей России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.