В фермеры – с пелёнок

Ни для кого не секрет, что систему непрерывного агробизнес-образования на территории Тамбовской области начали внедрять еще в 2011 году. Тогда в виде эксперимента Мичуринский государственный аграрный университет при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области наладил тесный контакт с несколькими сельскими детскими садами и школами в надежде улучшить показатели профориентационной работы. Никто в то время и предположить не мог, что реализация данного проекта сможет выйти за рамки своих целей и стать основой инновационного образовательного кластера в регионе.

Напомним, что система непрерывного агробизнес-образования — инновационный образовательный проект в региональной системе образования, призванный к интеграции дошкольного, общего и профессионального аграрного образования. В рамках проекта выстроена вертикаль подготовки кадров для отечественного агропрома: от детского сада до послевузовского образования. Другими словами, воспитатели начинают прививать детям любовь к работе на земле еще в дошкольных заведениях, затем учителя школ в профильных университетских классах сельских школ работают с молодежью, уча их разрабатывать и организовать бизнес-проекты собственного дела на селе, параллельно обучая школьников основам землепользования, аграрного менеджмента и др. После окончания таких классов, выпускники мотивированы продолжить обучение в Мичуринском ГЛУ. либо в центре-колледже прикладных квалификаций, либо в институтах по востребованным на селе направлениям: от «Садоводства» до «Педагогического образования». Получив профессиональное образование, молодые люди участвуют в областных программах по поддержке малого бизнеса, открывают свое дело или трудоустраиваются на производстве; наиболее творческие поступаю! в аспирантуру и пробуют себя в аграрной науке, внося свой вклад в исследовательскую копилку рег иона.

simbЕлена Симбирских,
проректор по непрерывному образованию Мичуринского государственного аграрного университета, куратор проекта по созданию системы непрерывного агробизнес-образования:

– Актуальность и значимость создаваемой в регионе системы непрерывного агробизнес-образования продиктованы сегодня реализацией Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года, модели «Российское образование-2020» и стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года». В этой связи наши действия направлены на развитие единой инновационной образовательной среды в регионе, адаптированной под его сельскохозяйственную направленность. Это позволит нам в скором времени создать ресурсную кадровую базу для дальнейшего эффективного функционирования всего агропромышленного комплекса региона.
Руководство Тамбовской области изначально активно и всесторонне поддерживало реализацию проекта по развитию непрерывного агробизнес-образования в регионе в надежде, что сложившийся в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций инновационный образовательный кластер в ближайшее время сможет дать серьезный приток качественной рабочей силы на сельскохозяйственные предприятия области. Благодаря сплоченности и единству власти, науки, образования и производства в решении кадровой проблемы на селе, проект достиг значимых результатов: и в 2014 году в университете был значительный конкурс на сельскохозяйственные направления. В действительности идея интеграции на базе мичуринского вуза интеллектуального потенциала сельских территорий региона не нова, она была инициирована в 1931 году еще Иваном Владимировичем Мичуриным, основателем Мичуринского государственного аграрного университета, великим селекционером-практиком, заслуженным деятелем науки и техники, почетным членом Академии наук СССР, академиком ВАСХНИЛ. Его стремления сводились к тому, чтобы данное высшее учебное заведение стало эпицентром и локомотивом прорывных идей и проектов в садоводстве России, благодаря объединению на базе вуза в форме научных кружков известных ученых (профессоров, доцентов, научных сотрудников), мичуринской молодежи (школьников, учащихся СПО, студентов). первоклассных производственников. Единственное, что он тогда не учел, — это дошкольные учебные заведения, то. что формирование основ профессиональной культуры начинается с трудового воспитания детей, как говорится, «пока дитя лежит поперек кровати, а не вдоль». Его задумка намного опередила свое время, ее воплощение в жизнь стало возможным только спустя полвека, в наши дни, когда технические информационные условия позволили создать единую агрообразовательную среду на территории всей Тамбовщины, что несомненно не только утвердит славу Мичуринска-наукограда как центра садоводства и нашего региона как центра продовольственной безопасности, но и придаст ей значимый образовательный контекст.
Необходимо отметить, что научно-методические основы системы непрерывного агробизнес-образования были тщательно изучены, апробированы и подтверждены в рамках нескольких педагогических диссертационных исследований, проведенных на базе Мичуринского государственного аграрного университета. Рабочей группой педагогов и учителей разработан и внедрен в образовательный процесс школ и детских садов уникальный учебно-методический инструментарий, позволяющий последовательно и системно сформировать мотивацию детей к успешной профессиональной самореализации в условиях села.

kutukovaТатьяна Кутукова,
начальник центра обучении рабочим профессиям Института дополнительного профессионального образования Мичуринского ГА У, исполнитель проекта по созданию системы непрерывного агробизнес-образования:

– В последнее время школьные реформы объединяет общая цель: ориентация на более эффективную подготовку молодежи к жизнедеятельности в современном высокотехнологическом обществе. Изменения касаются и содержания программ, которые специалисты в области образования пытаются максимально приблизить к реалиям современной экономики с целью наибольшей адаптации детей к профессиональной деятельности. Огромное значение в данном аспекте имеет ориентация на производственную сферу региона. Подготовку школьников к труду, особенно к сельскохозяйственному. надо рассматривать как важнейшую социально-педагогическую проблему, от решения которой зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российского села».

Тем результатам, которые сегодня получены в рамках реализации проекта по созданию системы непрерывного агробизнес-образования на территории Гамбовской области, предшествовала большая и кропотливая работа. Удивительно, но сопротивление в трудовоспи гании детей на земле оргкомитет проекта встретил не только со стороны самих детей, но и их родителей, и даже некоторых учителей. Только собственным примером, закладкой на приусадебных участках сельских школ-и детских садов ягодников, огородов и плодовых садов, проведением экскурсий по современным инновационным предприятиям АПК и фермерским хозяйствам они смогли в корне изменить отношение к сельскому хозяйству.

На первоначальном этапе сотрудники и студенты Мичуринского ГАУ начали работу по закладке приусадебных участков на территории дошкольных заведений, а затем вместе с воспитателями и детьми на них сажали и ухаживали за цветами и другими насаждениями во время весенне-летне-осенних прогулок. Воспитанники вполне активно из детских леек поливали растения и рыхлили детскими лопатками землю. Более того, для самых маленьких на приусадебных учасч ках были созданы экологические маршруты, по которым воспитатели вместе с детьми проходили и рассказывали о том, что за растения там произрастают, в чем их отличительные черты, какие плоды с них можно собрать и как правильно за ними ухаживать. 11о данным ученых университета, именно таким образом у подрастающего поколения прививается уважительное отношение к природе и закладывается любовь к работе па земле.

Следующая ступень в системе непрерывного агробизнес-образования — средняя общеобразовательная школа. Во многих сельских и городских учебных заведениях Мичуринский государственный аграрный университет открыл профильные классы, в которых молодежь изучает предметы аграрного цикла. Помимо этого, в регионе созданы две специализированные общеобразовательные организации: школа агробизнеса в селе Татаново и школа АгроЭкоТехнологий в Петровском районе.

Данные учебные заведения и классы являются уникальными в масштабах России, располагают хорошей инфраструктурой и включают современнейшие лаборатории по оценке земель и растений, а также приусадебные участки, на которых заложены экспериментальные делянки с сельскохозяйственными культурами. Здесь молодые люди даже занимаются серьезными научными исследованиями в области сельского хозяйства.

Основная цель создания таких классов и школ — дать сельским мальчишкам и девчонкам возможность получить качественное образование, позволяющее успешно самореализоваться в производственной и социальной сферах агропромышленного комплекса, сделать осознанный выбор профессии и трудовой деятельности на селе. Помимо стандартной программы обучения, сделан уклон на сельское хозяйство, в основе которого — современные агротехнологии. Сегодня все актуальнее для сельского хозяйства становится идея отказа от применения минеральных удобрений и пестицидов в пользу целостности и взаимосвязи всего живого на земле. Этот принцип педагоги стараются пронести сквозь все этапы обучения в школе. Кстати, занимаются с учащимися учителя, которые прошли специализированные курсы в Мичуринском государственном аграрном университете.

Обучение в чудо-школах осуществляется в несколько этапов, с учетом возраста школьников и их психологической готовности воспринимать материал. Например, в программу подготовки учеников 1-4 классов включены модули по агробизнесу в учебные предметы «Окружающий мир» и «Технология», а с 5 по 9 классы — в рабочие программы по природоведению. ОЬЖ. обществознанию. биологии, экологии растений, химии, экологии человека, праву, экономике и др.

В 7-9 классах ведется этап предпрофильной подготовки: во время элективных курсов и факультативов педагоги дают школьникам знания по садоводству, биотехнологии, механизации в агропромышленном комплексе, сельскохозяйственному предпринимательству. А уже в 8-9 классах обучающиеся ведут бизнес-проектирование.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

er68-ruРаева Элли Атусьевна,
директор МБОУ Избердеевская средняя общеобразовательная школа агроэкотехнологического направления («Школа Агроэкотехнологии»):

– Подготовка в «Школе АгроЭкоТех» это первый этап агроэкотехнологического образования, задачи которого заключаются не только в выработке набора жизненно необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии агропромышленного комплекса.
В нашем учебном заведении обучение основам экологически безопасного сельского хозяйства представлено на всех ступенях общего образования через интегрирование модулей агроэкотехнологической направленности в традиционные учебные предметы, а также включением в вариативный компонент учебного плана школы элективных курсов, занятий в рамках дополнительного образования, представляющих особенности агроэкотехнологий и безопасных информационных технологий в АПК. В старшей школе осуществляется профильное обучение в классах агротехнологического и информационно-технологического профилей. К окончанию школы старшеклассники получают не только аттестат о среднем образовании но и знания в одной из следующих профессий: «лаборант-аналитик», «тракторист машинист сельскохозяйственного производства», «программирование в компьютерных системах».

В профильных классах педагоги учат школьников работать над аграрными бизнес-проектами в рамках направления «Индустрия здоровья». Оно предполагает совместную научно- исследовательскую работу со школьниками с использованием лабораторного потенциала Мичуринского ГАУ. Учащиеся под научным руководством профессорско-преподавательского состава агроуниверситета увлеченно работают над проектами по возделывание агрокультур, выращиванию овощей в защищенном грунте, разработке продукции функционального назначения, проведению анализа сельскохозяйственной продукции, разработке рецептуры фиточаев, прокладыванию уникальных туристических маршрутов, а также по экономике и биоэкономике, психологии и педагогике в сфере сбережения здоровья. Кстати, в университете ежегодно проводится конкурс по выявлению лучших бизнес-проектов школьников, а с лучшими из них может познакомиться каждый желающий. Они размещены на сайте образовательного учреждения (http://www. mgau.ru/327/805/).
В последствии знания и навыки, полученные во время обучения в спецклассах, пригодятся молодым людям во время обучения в Мичуринском государственном аграрном университете, куда большая часть из них и поступает после окончания школы.

Шальнев Илья,
ученик 11 класса «Школы Агроэкотехнологий»:

– Я рад, что в школе, в которой получаю образование, есть все возможности для реализации моих способностей в сфере агробизнес-образования. В оборудованных по последнему слову техники специализированных кабинетах и лабораториях под руководством опытных и мудрых наставников мы с одноклассниками проводим различные эксперименты, делаем опыты по биотехнологии, микробиологии, агрохимии, аналитической химии. Полученные знания применяем на пришкольных опытных участках, сажаем сады, собираем плоды, обрабатываем и получаем результаты своей деятельности. Для нас в школе организовано большое количество элективных курсов. Каждый ученик может выбрать то, что ему нравится в соответствии со своими потребностями. Не только в ходе дополнительного образования мы учимся работать на земле. Этому способствуют все учебные предметы. Ведь чувство Родины и любовь к ней начинается с любви к своему дому, селу, улице, к школе, где мы учимся познавать мир».

В высшем учебном заведении для таких молодых людей открыт целый спектр направлений подготовки бакалавров, из них каждый может выбрать себе по душе. Четыре года студенты обучаются в рамках той специализации, которая им приглянулась, получая профессиональные знания, а потом еще на протяжении двух лег обучения в магистратуре они углубляют свои познания в более узкой сфере деятельности. За эти шесть лет молодые люди многократно проходят практику и стажировку на ведущих сельскохозяйственных предприятиях региона, совмещая полученную за партой информацию с возможностями современного агропрома. Многие выпускники после защиты выпускной квалификационной работы остаются работать на тех предприятиях, где проходили практику, а если их что-то не устраивает, то сотрудники университетского центра прогнозирования рынка труда и содействия трудоустройству помогают им найти другую компанию и устроится работать в нее по специальности.
Студенты, которые во время учебы увлеченно занимались научной работой, участвовали в грантовых программах и выигрывали финансирование на воплощение в жизнь своих инновационных задумок, после выпуска могут продолжить обучение в аспирантуре и пополнить ряды профессорско-преподавательского состава Мичуринского ГАУ.
В региональную систему непрерывного агробизнес-образования также включена профессиональная переподготовка кадров по целому ряду направлений. Жители сельской местности, которые на данный момент имеют специальность, невостребованную в Тамбовской области, могут в быстрые сроки перепрофилироваться, пройдя обучение в Мичуринском ГАУ.
Сегодня информация о непрерывном агробизнес-образовании получила широкий общественный резонанс, в этой связи в Мичуринск для изучения опыта нашего региона, получить рекомендации и учебно-методические комплексы по предметам приезжают из разных уголков нашей России и зарубежья: Липецка, Рязани, Воронежа, Краснодара, Якутии, Дальнего Востока, Армении и даже Германии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.