Елизавета Павловна Сатина и её частная гимназия

Долгие годы получение образования в России было прерогативой мужской половины. В городе Козлове, как, впрочем, и в целом в России, к женскому образованию изначально относились крайне отрицательно, так как считалось, что основной удел женщины – хранение домашнего очага, забота о детях и посещение церкви, и в связи с этим грамотность ей ни к чему. В основном женщины получали домашнее образование.

Тем не менее наряду с мужскими существовали и женские училища: городские и образцовое железнодорожное, прогимназия, а впоследствии и гимназия. Первоначально они были строго сословные: дворянские, духовные и для низшего сословия. Но все эти учебные заведения, начальные и средние, не могли выполнить в полном объёме существующий в то время запрос общества на женское образование. И на помощь городским и земским, ведомственным и министерским училищам пришли училища частные.

Знаток городской истории не без труда назовёт несколько козловских частных женских и смешанных училищ и гимназий, где могли получить образование наши бабушки и прабабушки. Это гимназии Трацевской, Архангельской, Гневышевой и др. Но каждый житель города непременно вспомнит и имя Елизаветы Павловны Сатиной, и её частную женскую гимназию, без труда показав здание Социально-педагогического института, где она находилась.

8-й класс вместе с Е. П. Сатиной
8-й класс вместе с Е. П. Сатиной

История частного учебного заведения началась в 1904 году, когда в городе Козлове Елизавета Павловна Сатина открыла новое двухклассное частное училище 3-го разряда. С этого времени основанное ею частное учебное заведение стало делом её жизни. Е. П. Сатина была неизменной начальницей и содержательницей сначала училища, а затем и гимназии.

Передо мною небольшой послужной список частного училища Е. П. Сатиной. Из него мы узнаём, что Елизавета Павловна Сатина, урождённая Эберман, родилась 12 (24) сентября 1867 года. Вероисповедания православного. 10 (22) октября 1884 года окончила 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью. Позднее получила свидетельство на звание домашней учительницы из Московского учебного округа за № 5820. С 20 августа (2 сентября) 1903 года – в должности учительницы. В училище преподавала французский и русский языки.

Педагогический коллектив училища
Педагогический коллектив училища

Вместе с ней в училище преподавал её муж – Иван Аркадьевич Сатин. Был он не намного старше своей жены (родился в 1866 г.) и принадлежал к дворянскому сословию. В 1883 году И. А. Сатин окончил курс (семь классов) в Пажеском Его Величества корпусе. Кроме того, он имел свидетельство на звание учителя начального училища, в должности которого находился с 21 августа (3 сентября) 1905 года. Согласно разрешению директора народных училищ Тамбовской губернии от 14 (27) июля 1905 года за № 1801, И. А. Сатин преподавал в училище естествоведение и историю.

Разрешение попечителя Харьковского учебного округа на открытие частного училища 3-го разряда Е. П. Сатиной было выдано 20 августа (2 сентября) 1903 года (№ 12159), но ввиду позднего времени получения разрешения заведение было открыто только в августе 1904 года в составе двух классов при двадцати учащихся.

Как сообщала «Козловская газета» в конце августа 1905 года: «Учебное заведение и пансион Е. П. Сатиной приготовляет детей во все средне-учебные заведения. Практика иностранных языков, танцы и музыка по желанию. Г. Козлов, Монастырская улица, дом Телелюевой». («Козловская газета» № 210. Пятница 26 августа 1905 г.)

Первоначально педагогический состав училища был небольшой. Священник Боголюбской церкви г. Козлова Василий Иванович Румянцев преподавал Закон Божий, Иван Аркадьевич Сатин – естествоведение и историю, Александра Николаевна Богомолова – арифметику, Елена Николаевна Маслова – русский язык в первом, втором, третьем классах, Мария (Оттилия) Фритдриховна Рамман – географию и немецкий язык. Мария Петровна Скржинская заведовала приготовительным классом. Сама Елизавета Павловна преподавала русский и французский языки.

Постепенно количество учениц в училище росло, и к 1 (14) января 1906 года число их достигло сорока шести.
18 (31) августа 1906 года постановлением Совета при попечителе Харьковского учебного округа (№ 11559) Е. П. Сатиной разрешено было преобразовать училище 3-го разряда в учебное заведение 1-го разряда с приготовительным классом при нём. Чем отличались эти учебные заведения друг от друга? Главным критерием разделения на разряды была программа обучения. Чем выше был разряд, тем больше внимания уделялось изучению наук. В заведениях низших разрядов в основном преподавались предметы, необходимые для бедных детей. Кроме того, в двух первых разрядах учебных заведений много времени отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам. В последних разрядах учебных заведений – рукоделию и хозяйственным работам.

23 августа (5 сентября) того же 1906 года Министерство народного просвещения разрешило предоставить учащимся в учебном заведении г-жи Сатиной права, которыми пользуются воспитанницы женских гимназий по Положению от 24 мая (5 июня) 1870 года, с присвоением училищу названия частной женской гимназии.
17 (30) октября 1906 года попечителем Харьковского учебного округа С. Раевским был утверждён «Учебный план частного учебного заведения 1-го разряда, содержимого в г. Козлове домашней учительницей Е. П. Сатиной, урождённой Эберман».

Согласно этому плану:
1. Училище имело целью давать детям среднее образование в объёме курса женских гимназий Министерства народного просвещения;
2. Учебное заведение в тот момент состояло из семи классов и приготовительного к ним с годичным курсом в каждом;
3. Учебное заведение, состоя под непосредственным руководством и наблюдением содержательницы, находилось в ведении директора народных училищ Тамбовской губернии и подчинялось правилам о частных учебных заведениях;
4. Учебное заведение предназначалось только для приходящих учениц;
5. В училище преподавались предметы, поименованные в таблице числа недельных уроков, приложенной к ст. XIX Высочайше утверждённого Положения о женских гимназиях и прогимназиях от 24 мая (5 июня) 1870 года;
6. Все предметы в учебном заведении преподавались по программам, составляемым применительно к учебному плану для соответствующих классов женских гимназий и прогимназий, и по руководствам и пособиям, допущенным Учёным комитетом Министерства народного просвещения и духовным ведомством по принадлежности. Учебный курс женских гимназий включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, французский язык, немецкий язык, историю, географию, естествоведение, арифметику и геометрию, начало педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцы;
7. Число уроков по каждому предмету соответствовало числу уроков в соответствующих классах женских гимназий и прогимназий;
8. Учебные занятия в училище происходили в течение всего учебного года за исключением летних и зимних каникул, Страстной недели, недели Святой Пасхи и воскресных, праздничных и высокоторжественных дней;
9. Учебные пособия для классного преподавания (карты, глобусы и пр.) приобретались на средства содержательницы, книги же, тетради и пр. – на средства учащихся;
10. К преподаванию учебных предметов в училище допускались лица, имеющие на то законное право, по представлению директора народных училищ попечителем учебного округа;
11. В приготовительный класс принимались дети не моложе восьми лет, в первый – девяти лет, а в остальные – имеющие соответствующий возраст;
12. Количество учениц в каждом классе не должно было превышать сорока человек;
13. Плата за учение взималась по 50 рублей в год за обязательные предметы, за не­обязательные же предметы – по 10 рублей в год;
14. Учебное заведение помещалось в здании, удовлетворяющем требованиям школьной гигиены;
15. Преподавателям в училище не присваивалось право носить форменную одежду;
16. В случае же несоблюдения содержательницей указанных выше правил по представлению директора народных училищ Тамбовской губернии училище должно было быть закрыто;
17. Содержательница училища предоставляла директору народных училищ Тамбовской губернии годовую и полугодовую ведомости о его состоянии по установленной форме;
18. Курс училища не должен был быть ниже курса соответствующих классов правительственных гимназий (предложение Министерства народного просвещения от 26 августа (8 сентября) 1906 года № 17021);
19. Переводные и выпускные испытания в училище производились в присутствии депутата от учебного округа.

Достигнув желаемого перевода училища в высший разряд, Елизавета Павловна лишилась своего помощника и мужа в качестве преподавателя училища. Как сообщал инспектору народных училищ 6-го участка директор народных училищ Тамбовской губернии в своём письме от 10 (23) ноября 1906 года (№ 3220), «имеющий звание учителя начального училища И. А. Сатин на основании статьи 3726 Свода законов тома XI изд. 1893 г. не имеет права преподавания в училищах 1-го разряда, а потому и не может быть представляем в дирекцию к допущению его к преподаванию в женской гимназии г-жи Сатиной».

Частное училище 1-го разряда Е. П. Сатиной с правами правительственных женских гимназий для учащихся в 1906 году помещалось в наёмном доме Телелюевой на Монастырской (Филиппова) улице, где предоставлялись совершенно достаточные удобства для учебного заведения и соблюдались требования школьной гигиены. Училище в 1906 году насчитывало девяносто семь девочек и состояло из пяти классов: приготовительного и четырёх основных.

Вместе с училищем Е. П. Сатиной в этом же доме Телелюевой размещалось Второе приходское училище. Однако в августе 1907 года оно вынуждено было переехать на новую квартиру, так как домовладелица сдала помещение училищу Е. П. Сатиной, которая с этого времени арендовала весь дом. Потребность сатинского училища в расширении объяснялась, во-первых, приливом учениц, а во-вторых, прибавлением с начала учебного года двух классов. Современник писал: «Пример г-жи Сатиной, взявшей на себя нелёгкую задачу организовать вторую гимназию в уездном городе, прекрасно иллюстрирует ту жажду просвещения, которая далеко не удовлетворялась одною казённою женскою гимназиею. Мы не знаем, как поставлено дело в частной гимназии, но родители учащихся, кажется, очень довольны, что их дочери учатся именно в этой гимназии».

Хочется отметить, что в упомянутом доме Телелюевой на Монастырской улице до переезда на Московскую улицу располагалась женская казённая гимназия. 5 (18) ноября 1907 года, как сообщала «Козловская газета», в училище давался «вечер». «Ставились живые картины, читали небольшие литературные вещицы, разыграли маленькую сценку и в заключение танцевали. Главными действующими лицами всех этих ­разнообразных развлечений были, конечно, ученицы. Публика состояла из родных и знакомых учениц. Веселье на вечере царило самое непринуждённое и неподдельное».

Так как частное женское учебное заведение 1-го разряда Е. П. Сатиной имело разрешение именоваться женской гимназией и обладало правами правительственных гимназий для учащихся, то оно в городе и называлось гимназией.

В 1908 году гимназия Е. П. Сатиной переехала в новое помещение в доме Курьянова, расположенном на углу Московской (Советской) и Питейной (Гоголевской) улиц. С переходом в новое здание, первоначально не совсем приспособленное для гимназии, были приняты во внимание все самые современные требования к планировке помещений. Образцом для устройства классной комнаты во многих гимназиях была книга Эриксона. По мнению автора: «Качество классных комнат зависело, главным образом, от следующих факторов: от её размеров, в связи с установкой классной мебели. От величины и положения окон. От устройства пола и стен. От способа искусственного освещения. От системы отопления и вентиляции. Параметры образцовой классной комнаты должны были быть следующими: длина – 9–10 метров, глубина – 7 метров, высота – 4 метра (в более высоких комнатах легко является неприятный и затрудняющий преподавание резонанс). Полы классной комнаты должны состоять из плохого проводника тепла и не развивать много пыли. Наиболее целесообразный и идеальный пол для классной комнаты – хороший дубовый паркет. Стены должны быть проходимы для воздуха. Покрытие масляной краской допускается до известной высоты (2 аршина), остальная часть стен, а равно и потолок, следует покрыть обыкновенной клеевой краской. Панель может быть окрашена в тёмно-серый цвет, верхняя часть в светлый серый, с весьма слабым голубым оттенком. Потолок должен быть белый, матовый. Все углы комнаты, а также и карниз округляются во избежание застоя в них воздуха и для удобства чистки». Все эти параметры учитывались в частной гимназии Е. П. Сатиной. Арендная плата за здание составляла 2000 рублей в год.

В архивных документах того времени можно найти прошения начальницы гимназии Е. П. Сатиной об ассигновании средств на устройство гимназии. В них было указано, что ассигнования требовались на оборудование физического и химического кабинетов, рисовального и рукодельного классов, приёмной для родителей, на комплектование библиотеки. Для многих помещений требовались иконы и портреты Императорского Дома. Кроме того, деньги были нужны на новые шторы, так как окон в новом здании было намного больше и они большего размера, чем прежние. Обновлялась старая мебель, были позолочены иконы и рамы у портретов, закупалось новое школьное оборудование и учебные пособия.

Хор воспитанниц гимназии
Хор воспитанниц гимназии

Частная гимназия Е. П. Сатиной пользовалась популярностью не только в Козлове, но и в соседних губерниях. Число учащихся в ней ежегодно возрастало: если к 1 (14) января 1907 года оно равнялось девяноста пяти, то в 1908-м – ста сорока девяти, в 1909-м насчитывалось сто девяносто пять девочек. В 1909/10 учебном году в гимназии было шесть классов (кроме приготовительного), в 1910/11-м количество классов увеличилось до семи.

Педагогический персонал гимназии Е.  П. Сатиной к 1 (14) января 1909 года состоял из шестнадцати лиц: содержательницы Елизаветы Павловны Сатиной, двух законоучителей – Василия Ивановича Румянцева и Гавриила Иосифовича Саввинского, двух воспитательниц: Лидии Ивановны Ребиковой, урождённой Терновской, и Елены Васильевны Миакович – и одиннадцати преподавателей, трое из которых имели высшее образование. Русский язык и словесность преподавали Елена Сергеевна Баршева и Александра Николаевна Богомолова, математику – Ефросинья Григорьевна Постриганева и Евдокия Ивановна Майорова, естествоведение – Елена Ивановна Шевченко, немецкий язык – Мария Фридриховна Рамман, французский язык – Наталья Викторовна Ткачук, гигиену – Василий Алексеевич Ляпустин, рисование и чистописание – Анатолий Георгиевич Барабанов, пение – Козьма Андреевич Леонов. В приготовительном классе преподавали Клавдия Гавриловна Попова и Анна Михайловна Благушина.

Шестой параллельный класс на уроке рисования
Шестой параллельный класс на уроке рисования

В частной гимназии Е.  П. Сатиной большое внимание уделялось гигиене и эстетике преподавания. Ученицы находились под постоянным наблюдением врача. Сверх того, врачом гимназии проводились систематические исследования здоровья учениц два раза в год. В хорошую погоду устраивались игры на свежем воздухе. Приняты были меры к тому, чтобы усвоение программы не приводило к переутомлению учащихся и чтобы обязательные занятия соответствовали силам и способностям отдельных учениц. Руководящим принципом преподавания являлось развитие интереса к знанию и самостоятельной критической мысли. Так как обучение должно индивидуализироваться согласно способностям и склонностям отдельных учениц, то принято за основное правило, что количество учениц в каждом классе не должно превышать сорока человек.

В гимназии была введена определённая форма для девочек, очень похожая на школьную форму советского времени. Это тёмное платье с белым воротничком и фартуком: чёрным – для повседневной носки, а белым – для торжественных дней. Единственным видимым отличием гимназической формы была длина платья. Примером служили преподаватели гимназии во главе со своей начальницей, которые всегда были одеты очень строго.

Устав женских гимназий призывал к строгости не только в отношении внешнего вида воспитанниц, но и в поведении. Предписывалось строго выполнять правила, установленные гимназией. Воспитанницам надлежало в воскресенье и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, ­дружелюбными, опрятными. По выходным дням ученицы гимназии могли устраивать вечера, на которых проходило совместное чтение или беседы на исторические и литературные темы. Также воспитанницы могли посещать театр или бал, но только в сопровождении родителей или классной наставницы.

Воспитательной частью заведовала сама содержательница при помощи двух воспитательниц и всех учительниц.

Первый класс на уроке лепки
Первый класс на уроке лепки

Большое внимание в гимназии уделяли предметам эстетического цикла – занятиям музыкой и танцами, пением, рисованием, лепкой.

Из учениц старших классов был составлен хор. Учителем пения первоначально состоял специально для этого приглашённый, имеющий аттестат от Русского хорового общества в Москве на право преподавания регент приютской церкви Тихон Аристархович Калачов.

В первые годы существования гимназии рисование в ней преподавал окончивший Московское Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества преподаватель Козловского Пушкинского училища Николай Иванович Вебер. А после его смерти, произошедшей 7 февраля 1908 года, – Анатолий Георгиевич Барабанов. Позже А. Г. Барабанова сменила Вера Александровна Павлова.

Как уже отмечалось, учебный курс частной гимназии Сатиной был глубже курса женских гимназий. Сверх обязательных предметов преподавались два новых языка (обязательно), природоведение применительно к программам реальных училищ, гигиена, пение, танцы, рукоделие.

Плата за обучение обязательным предметам составляла 60 рублей в год, за обучение языкам платили отдельно 10 рублей за каждый.

Общая сумма, получаемая содержательницей от сбора платы за обучение, равнялась 12–13 тысячам рублей в год. На эти деньги гимназия и содержалась.

Для спортивных занятий с 1 (14) октября 1909 года на должность учителя гимнастики был принят преподаватель Козловского коммерческого училища Владимир Дмитриевич Бауэр, имеющий удостоверение Тифлисского гимнастического общества «Сокол».

На уроке физкультуры
На уроке физкультуры

Елизаветой Павловной неоднократно ставился вопрос о преобразовании учебного заведения в полноправную гимназию, что было необходимо, как отмечали современники, и для г. Козлова, нужды которого в женском образовании не удовлетворялись и наполовину существующей казённой гимназией. Частное заведение Е. П. Сатиной отчасти восполняло недостаток мест в общественной гимназии, но необходимость оплачивать переводные и выпускные испытания в присутствии депутата от учебного округа, а также сдавать приёмные испытания в случае перехода в общественную гимназию при переводах в другие города заставляли родителей избегать помещения своих детей именно в гимназию Сатиной.

Нужное преобразование в скором времени произошло. На заседании Козловской городской Думы 16 февраля (1 марта) 1910 года было прочитано заявление Е. П. Сатиной, которая сообщала, что по распоряжению Его превосходительства попечителя Харьковского Учебного округа женской гимназии Е. П.  Сатиной предоставлены все права и преимущества министерской гимназии. В связи с чем она просила согласно пожеланию, выраженному гласными на заседании 7 (20) апреля 1909 года, назначить от города трёх членов в попечительный совет гимназии. Избранными стали Д. И. Умрихин, А. И. Калабин, В. П. Калмыков.

Попечительные советы, наделённые широкими полномочиями, имели большое значение в деятельности женских училищ. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о стремлении педагогов училищ и попечительных советов помочь нуждающимся ученицам. Содержательница гимназии ежегодно обращалась в Козловскую городскую Думу, к земскому собранию с просьбой о выделении пособий неимущим ученицам. И местные депутаты охотно откликались на её просьбы.

Физический кабинет
Физический кабинет

Одновременно произошли перемены и в управлении гимназией: избран и утверждён округом попечительный совет, состоящий из председателя М. М. Осипова и четырёх членов: В.  П. Калмыкова, А. М. Каменева, М. Т. Кашкова и А. П. Фингерхут. Утверждена в звании начальницы гимназии и председательницы педагогического совета Е. П. Сатина.

В 1910 году было положено основание физическому и химическому кабинетам и обеспечено подписной суммой родителей дальнейшее оборудование и развитие их.

9 (22) июня 1910 года состоялся первый выпуск женской гимназии Е. П. Сатиной. Открылся он молебствием, совершённым священником Боголюбской церкви Румянцевым. В присутствии преподавателей, родителей и посторонних посетителей начальница гимназии произнесла небольшую речь, указав на то, что первый выпуск учениц всегда самый памятный. «Что бы с вами ни случилось в жизни, – продолжала начальница, – вы всегда найдёте в гимназии и материальную, и нравственную поддержку». Эта речь до слёз тронула всех окончивших курс семи классов.

Аттестат № 1 получила дочь мещанина Туйба-Фейга Янкелевна Блюмштейн, № 2 – дочь крестьянина Евгения Михайловна Васильева, № 3 – Анна Николаевна Коноплясова, № 4 – дочь священника Любовь Феодоровна Красивская, № 5 – дочь полковника Варвара Николаевна Микучевская, № 6  – Ольга Ивановна Пилякова, № 7 – Александра Емилиевна Соколова, № 8 – дочь псаломщика Софья Касьяновна Уварова, № 9 – Лея Цуковна Хинская, № 10 – Малка Аврамовна Цехер, № 11 – дочь купца Евгения Альфредовна Фингерхут.

16 февраля (1 марта) 1911 года на заседании Козловской городской Думы была зачитана докладная записка члена попечительного совета женской сатинской гимназии доктора Ляпустина о постройке для неё здания. Автор записки отмечал рост учащихся в гимназии, вызывавший тесноту, которая в будущем должна была дать знать о себе весьма чувствительно. Подходящих же помещений для квартиры гимназии не было, кроме того дома Курьянова, в котором она находилась. Таким образом, потребность в сооружении здания вполне объяснилась. Он предлагал просить город уступить 1000 кв. сажен. Эта земля должна была остаться собственностью города, заложить её гимназия могла лишь в земельном банке.

Обсуждение этого вопроса происходило следующим образом: «Гласные Умрихин и Калабин как выборные от города говорят, что проект постройки они не подписывали.

Гласный Новиков: Для чего и обсуждать проект, если наши представители не подписывали его.
Председатель: Дайте докончить чтение сметы (читает).
Председатель (говорит тоже как представитель города в совете гимназии): Меня смущает несколько то, что в гимназии есть учредительница, г-жа Сатина, и у неё есть некоторые права, например, назначение членов попечительного совета от себя.
Инспектор народных училищ: Если гимназия будет содержаться общественными учреждениями, то от них зависит определить и число членов совета.
Гласный Умрихин: Учредительница г-жа Сатина уже имела от города ссуду 3000 рублей, за которую до сих пор не разочлась. Дела гимназии в таком виде: прошлым годом Владимир Петрович (гор. голова) учитывал векселя на расплату с преподавателями. Есть и ещё долги, сделанные на приобретение имущества и пр., хотя без нашего разрешения. Я было протестовал, но затем отказался от своего протеста. И вот теперь, когда гимназия не расплатилась со своими долгами, у нас просят уже серьёзной помощи землёю. Не рискуем ли мы, уступив её?
Инспектор народных училищ: Сатина предлагает передать гимназию городу хоть сейчас.
Гласный Умрихин: Вот этого ещё не доставало! Мы и все другие-то учебные заведения готовы перевести в ведение министерства народного просвещения, а вы нам подкидываете новое училище!
Инспектор народных училищ: Долгов у гимназии всего около 1500 рублей. Это пустяки. Обратите внимание, что через 27 лет у города, без всяких с его стороны затрат, будет здание в 100 тысяч рублей.
Гласный Умрихин: А если ничего не будет, кроме этой заложенной городской земли?
Гласный Попов: Смета, которую мы выслушали, раздута. Если мы примем гимназию на счёт города, то нам прежде всего укажут на высокую плату с учениц в 75 и 100 рублей.
Голоса: Правильно!
Инспектор народных училищ: Не избрать ли комиссию для разработки проекта? Ведь вы не теряете буквально ничего.
Председатель: Если г-жа Сатина откажется от своих прав, то город примет содержание гимназии.
Гласный Попов: Не надо нам этого!
Председатель: Предложение о постройке здания всё-таки очень симпатичное. Но в какой форме его принять, это надо обсудить. Баллотирую вопрос об избрании комиссии. За комиссию встают 10 человек, сидят 14. Вопрос не прошёл».

19 февраля (4 марта) 1911 года праздновалось 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости. В честь этого события устраивались вечера, а в гимназии проводились утренники с участием детской самодеятельности.

4 (17) июня 1911 года состоялся второй выпуск учениц седьмого класса Козловской женской гимназии Е. П. Сатиной.

Согласно установленным правилам, ученицы, окончившие полный курс в женской гимназии, удостаивались звания учительниц начальных училищ с правом заниматься обучением и на дому.

7 (20) мая 1911 года Тамбовским губернатором утверждён Устав общества вспомоществования нуждающимся ученицам Козловской женской гимназии Е. П. Сатиной. Согласно постановлению Тамбовского губернского по делам об обществах присутствия, Устав внесён в реестр обществ и союзов по Тамбовской губернии под № 65.

К концу 1914 года Общество имело сто действительных членов, из которых пятнадцать состояли его членами со дня основания. Общим собранием членов, состоявшимся 5 (18) февраля 1914 года, в члены правления были избраны: А. С. Веллер, Н. Н. Истомин, Ф. Р. Калманок, М.  А. Кормилицина и Е. М. Прудская. Кроме означенных лиц в состав правления вошли согласно параграфу 17 устава начальница гимназии Е. П. Сатина и представитель попечительного совета Г. Д. Юдичев, кандидатами в члены правления были избраны А. Г.  Буницкая и Л.  К. Ляпустина. Члены правления избрали своей председательницей М. А. Кормилицину, товарищем председательницы – Е. М. Прудскую, казначеем – Г. Д. Юдичева и секретарём – Н. Н.  Истомина. Впоследствии вместо выбывшего из состава правления Н. Н.  Истомина в число членов правления вошла А. Г. Буницкая, обязанности же секретаря приняла на себя А.  С. Веллер. В члены ревизионной комиссии общим собранием были избраны Н.  Ф. Иванов, Л. Г. Лобачёв и священник Румянцев, кандидатами в члены ревизионной комиссии стали А.  А. Лаврова и Е. И. Майорова. Члены ревизионной комиссии избрали своим председателем Л. Г. Лобачёва.

Деятельность общества в отношении помощи нуждающимся ученицам состояла главным образом в уплате за право обучения. Пособиями на взнос платы за учение воспользовались в одном только 1914 году шестьдесят пять учениц, из которых тридцать получили по два пособия (по одному в каждом полугодии) и тридцать пять – по одному пособию; таким образом, всего было выдано девяносто пять пособий. Общая сумма пособий составила 1078 рублей, средний размер пособия – 11 рублей 35 копеек. Кроме уплаты за право учения наиболее нуждающимся ученицам Обществом предоставлялись завтраки в гимназическом буфете. Этими видами помощи воспользовались шестнадцать учениц, причём пять учениц получали завтрак в течение семи месяцев, две – пять месяцев, одна – четыре месяца, пять – три месяца, одна – два месяца и две – один месяц. За завтраки Обществом было уплачено 113 рублей 83 копейки, что составляло в среднем 1 рубль 67 копеек на одну ученицу в месяц. Сверх того одной ученице Обществом была приобретена обувь на 3 рубля 70 копеек.
Воспитанницы гимназии в каникулы совершали экскурсионные поездки. Как сообщалось в «Козловской газете»: «8 (21) января 1912 года из Москвы вернулась группа учениц Сатинской гимназии, где они посетили все музеи, Третьяковскую галерею, дворец и художественный театр. Билет по железной дороге стоил 1 рубль 40 копеек в один конец, обед в студенческой столовой 40 копеек, останавливались бесплатно в Сретенском городском училище. Каждой ученице поездка обошлась в 12 рублей».

В праздничные дни в гимназии устраивались танцевальные вечера. Как писала «Козловская газета»: «3 (16) февраля 1912 года в гимназии Е. П. Сатиной был устроен бесплатный танцевальный бал для учащихся. С 5 до 8 часов веселились младшие классы, а с 8 часов начали сходиться и старшие. Танцевали много и оживлённо до 1 часа ночи. По окончании бала молодёжь искренне благодарила распорядителей за доставленное ей удовольствие. Должно пожалеть лишь о том, что по случаю отказа коммерческого училища и первой казённой женской гимназии уступить свои залы под бал на нём могли присутствовать не более 150 человек, так как зал Сатинской гимназии более вместить не в состоянии. Между тем желающих быть на балу оказалось столько, что подъезд буквально осаждали, а улица перед ним была запружена учащимися».
Как писала «Козловская газета» в 1912 году: «Гимназия растёт с каждым годом и требует для себя всё большего помещения. В настоящее время в гимназии более 450 человек, к сентябрю будет до 500 учениц. Теперь уже дом Курьянова становится тесен, и будут сняты новые квартиры для классов. Осенью решено открыть 8-й класс с двумя специальностями: географией и русского языка. Насколько это открытие отвечает насущной потребности, доказывается хотя бы тем, что прошения о приёме уже стали присылаться. Дальнейшее расширение гимназии в значительной степени обусловливается разрешением «квартирного вопроса». Проектируемая постройка собственного здания, к сожалению, не может быть осуществлена в ближайшем будущем».

4 (17) июня 1912 года состоялся третий выпуск учениц седьмого класса Козловской женской гимназии Е. П. Сатиной. В этом году наряду с семнадцатью выпускницами аттестат об окончании гимназии получила и дочь Елизаветы Павловны Наталья Ивановна Сатина, затем успешно помогавшая матери в должности классной надзирательницы.

22 августа (4 сентября) 1912 года в 12 часов дня в гимназии Сатиной был отслужен торжественный молебен, после которого священник, обращаясь к ученицам, сказал приветственную речь. На следующий день, 23 августа (5 сентября), в гимназии начались занятия. Престиж гимназии был высок. В 1912 году желающими обучаться в гимназии было подано более 170 прошений: в младший приготовительный класс было подано 16 прошений, старший приготовительный – 25, первый – 38 (принято 35), второй – 19 (принято 15), третий – 24 (17), четвёртый – 22 (17), пятый – 2 (0), шестой – 3 (1), седьмой – 1 (1), восьмой – 28 (27). Всего было принято около 150 человек, причём принимали всех выдержавших экзамен, за небольшим исключением. Всего же в гимназии училось около 520 учениц.

Принимались в гимназию девочки разного вероисповедания, среди выпускниц были и православные, и иудеи, и лютеране. Для поступления на младшее отделение приготовительного класса требовалось знать несколько молитв, уметь читать крупный шрифт и списывать с книги отдельные слова и предложения, по арифметике – считать в пределах двадцати.

Для поступления на старшее отделение по Закону Божию требовалось знать основные молитвы и важнейшие события из жизни ­Иисуса Христа. По русскому языку – свободно и осмысленно читать, пересказывать прочитанное, знать несколько стихотворений и басен, правильно и аккуратно писать, по возможности прямым почерком по методу Гербача. Иметь понятия о звуке и букве, слогах, переносе, о прописной и строчной буквах, о простейших правилах правописания. Книгами для чтения служили «Новая народная школа» Борисова и Лаврова, «Практическая грамматика московских учителей», практический курс правописания Некрасова. По арифметике поступающие на старшее отделение девочки должны были знать счёт в пределах ста, приёмы вычисления, таблицу умножения. Пособием служил задачник московских учителей. По французскому языку необходимо было уметь читать по учебнику Коноф, уметь списывать французский текст, отвечать на вопросы, предложенные на французском языке, по простым картинкам.
К описываемому времени во всех классах (кроме шестого и старшего приготовительного) были открыты параллельные отделения, что разрешалось только в том случае, если количество учениц превышало сорок человек. Особое внимание было обращено на восьмой класс, в котором были введены такие новые предметы, как законоведение, психология и др. Администрация гимназии старалась, чтобы ученицы этого класса получили побольше практических и теоретических сведений. Здание гимназии заново отремонтировано, сняты соседние комнаты, в которых до этого помещалась контора Калманок, расширен зал. Однако несмотря на это, в гимназии чувствовался недостаток в помещениях: слишком тесны классы! Предполагалось приобретение гимназией своего помещения. Для этого требовалось содействие городской Думы, которого, как мы знаем, получено не было. До самого своего закрытия гимназия Е. П. Сатиной оставалась в том же здании.

21 февраля (6 марта) 1913 года праздновали 300-летие Дома Романовых. Московская (Советская) улица города Козлова в этот день была украшена по-особенному. У Покровского собора в специально приготовленной белой палатке были поставлены портреты государя и государыни. Недалеко от правительственной женской гимназии (ныне школа № 18) были поставлены два столба, между которыми подвешен трафарет с надписью «Да будет бессмертен твой царский род». У Московской заставы подвешен был другой трафарет с надписью «Многи лета, многи лета, православный русский царь». Московская улица была украшена флагами. С 9 часов утра по Московской улице было заметно большое движение к собору и Ильинской церкви, в которых в 9 часов началась обедня. Обе церкви были переполнены молящимися. В 11 часов кончилось богослужение, и духовенство с хоругвями и иконами вышло для служения молебна у собора, при громадном стечении народа. Были выстроены Томский полк, потешные, вольная пожарная дружина и ученики всех учебных заведений. Перед началом богослужения был прочтён манифест, потом отслужен торжественный молебен. По окончании молебна с колокольни собора раздалось три сильных выстрела. После выстрелов командир полка обошёл полк с поздравлением по случаю торжества. Музыка заиграла гимн, после которого начался парад.

Женская гимназия и коммерческое училище программу празднования разделили на две половины: утреннюю и вечернюю. Коммерческое училище для празднования соединилось с женской гимназией Е. П. Сатиной. Правительственная гимназия праздновала самостоятельно. Утром в женских гимназиях и коммерческом училище был исполнен хором, составленным из учащихся, гимн «Боже, царя храни!». Потом в коммерческом училище ученикам и гимназисткам Сатиной учителем П. Я. Коронатовым было прочтено о воцарении Дома Романовых и его царствовании с Михаила Фёдоровича до ныне царствующего государя Николая Александровича, затем были некоторыми учениками и ученицами продекламированы стихотворения и пропета большим хором учениц и учеников кантата о доме Романовых.

Вечер начался в 7 часов и открылся гимном «Боже, царя храни!». Потом были изображены сцены из оперы «Жизнь за царя»: 1) «улица села», 2) «птенчик», 3) «молитва», 4) «свадебный хор» и 5) «апофеоз». С четырёх часов вечера на Московской улице было гуляние, играл духовой оркестр Томского полка, а когда стемнело, пускали фейерверки, жгли бенгальские огни и показывали исторические картины из окон 1-го женского училища. На сцене клуба Общества приказчиков прозвучали отрывки из оперы «Жизнь за царя»: «В бурю, во грозу», «Сусанин в лесу», «Разгулялся, разливался», «Не о том скорблю, подруженьки», «Как мать убили», и усиленным оркестром под управлением Г. И. Кауфмана была исполнена музыкальная историческая панорама «Великая Русь».

7 (20) июня 1913 года в женской гимназии Е. П. Сатиной состоялся очередной выпуск. Седьмой класс окончили двадцать четыре ученицы.

Восьмой класс со званием домашней учительницы окончила двадцать одна ученица, со званием домашней наставницы – две ученицы.

15 (28) ноября 1913 года в женской гимназии Сатиной состоялось неожиданное торжество. Для Харьковской выставки ученицами был изготовлен художественно вышитый стяг с изображением герба Дома Романовых. Работа была выполнена настолько художественно, что попечителем учебного округа было предложено возбудить соответствующее ходатайство через Министерство народного просвещения о Высочайшем соизволении на поднесение этого стяга государю императору. 15 (28) ноября было получено извещение, что государю императору «благоугодно было принять стяг, вышитый ученицами Козловской женской гимназии Сатиной, приказав поместить его в Зимний Дворец, а гимназию Всемилостивейше приказать благодарить». Начальницей гимназии был зачитан ученицам текст о таковом монаршем благоволении, после чего был многократно исполнен народный гимн, покрытый криками «Ура!».

Педагогический персонал гимназии Е. П. Сатиной
Педагогический персонал гимназии Е. П. Сатиной

Педагогический персонал гимназии Е. П. Сатиной к 1 (14) января 1914 года состоял из следующих лиц: содержательницы Елизаветы Павловны Сатиной, двух законоучителей – Василия Ивановича Румянцева и Гавриила Иосифовича Саввинского, классных надзирательниц: Лидии Ивановны Ребиковой, Елены Васильевны Бутылиной, Марии Фёдоровны Лучаниновой, Натальи Ивановны Сатиной и Софии Касьяновны Уваровой. Русский язык преподавали Александра Алексеевна Лаврова и Александра Николаевна Богомолова, русский язык и географию – Варвара Сергеевна Калабина, математику – Клавдия Петровна Тиминцева и Евдокия Ивановна Майорова, географию – Леонид Григорьевич Лобачёв, историю – Александр Захарович Матвеев, физику, космографию и естествоведение – Елена Ивановна Лобачёва, немецкий язык – Ирма Евгеньевна Силарай и Алиса Ивановна Талон, французский язык – Надежда Афанасьевна Егорова, чистописание, рисование и лепку – Вера Александровна Павлова, гигиену и психологию – врач гимназии Василий Алексеевич Ляпустин, пение – Василий Фёдорович Беляев, гимнастику – Владимир Дмитриевич Бауэр, рукоделие – Александра Георгиевна Буницкая. В приготовительном классе преподавали Чеслава Антоновна Рохальская и Анна Михайловна Благушина.

Из воспоминаний выпускницы сатинской гимназии Л.  Г. Жижиной: «Методика преподавания в гимназии была хорошая. Работали квалифицированные учителя, со всей добросовестностью относившиеся к порученному делу и любившие детей. С тёплым чувством вспоминаю нашего учителя географии Леонида Григорьевича Лобачёва и жену его Елену Ивановну, преподававшую естествознание. Летом Леонид Григорьевич предпринимал пешие туристические походы по разным районам России. Например, пешком ходил до Финляндии. Осенью он собирал всех гимназисток в зале и увлекательно рассказывал о своих путешествиях. После его рассказов у многих из нас зародился интерес к географии и богатствам родной страны.

Прекрасным преподавателем русского языка и литературы была Александра Алексеевна Лаврова. Всячески стремилась она прививать ученикам любовь к книге и родной литературе. Часто устраивала утренники, где мы в лицах разыгрывали басни Крылова, отдельные сцены из «Бориса Годунова». А когда изучали «Евгения Онегина», то учительница приносила в гимназию граммофон, а девочки – пластинки из этой оперы, какие у кого были. В определённой последовательности с объяснениями учительницы мы «прослушали» в исполнении лучших певцов оперу «Евгений Онегин».

Александра Алексеевна давала некоторым девочкам книги, которых не было в гимназической библиотеке. Мы их читали, собираясь друг у друга на квартирах. Помню, прочитали мы тогда «Овод» Войнич и «Мать» Горького. В те времена читать гимназисткам такие книги не полагалось.

Гимназическое начальство поощряло посещение учащимися концертов и театра, но не на все пьесы. Существовал перечень пьес, на которые учащиеся не допускались, и нарушение запрета каралось строго, вплоть до исключения из гимназии».

8 (21) июня 1914 года в гимназии Е. П. Сатиной состоялся торжественный публичный акт, в котором приняли участие педагогический персонал гимназии и ученицы, окончившие седьмой и восьмой классы. Прекрасные отношения, установившиеся с самого основания гимназии между педагогическим персоналом и ученицами, придавали торжеству чисто семейный характер. Бывшие питомицы с грустью покидали гимназию. Оставить её им было так же тяжело, как родной дом. В ней они провели лучшие годы жизни и со стороны своих наставников кроме сердечного отношения к себе ничего не видели. В седьмом классе из сорока семи учениц курс окончила сорок одна, причём семь из них с медалями. В восьмом классе из двадцати четырёх учениц курс окончили все, из них три со званием домашней наставницы.

В 1916 году в сатинскую гимназию поступила и моя бабушка Гликерия Никитична Агапова, успевшая до революции окончить только два класса.

1917 год привнёс большие перемены в жизнь гимназии. По воспоминаниям выпускницы сатинской гимназии Л. Г. Жижиной: «Утром, когда свершилась февральская революция, город ликовал. Толпы народа заполнили улицы, люди обнимали друг друга. Почти у всех на груди алели красные банты. Появилось много красных флагов, слышались песни, которых до этого не пели: «Смело, товарищи, в ногу!», «Вставай, проклятьем заклеймённый весь мир голодных и рабов!..». Слышались крики: «Свобода! Свобода!» Состоялся митинг. Мне шёл пятнадцатый год. Понять и осмыслить происходившее я и мои сверстники в достаточной степени не могли, но, поддаваясь общему настроению, мы радовались и пели, как все. На другой день в гимназию пришли с красными бантами на груди. Никакой молитвы не было, уроки Закона Божьего были отменены. Вообще всё «божественное» быстро улетучилось, чему, безусловно, способствовал учительский коллектив. Вскоре состоялось общее собрание учащихся старших классов женских и мужских средних учебных заведений. Выступавшие учителя разъяснили нам значение произошедшей революции. Здесь же был организован союз учащихся. Было решено избрать в каждом классе редактора и выпускать классные газеты. В этот период шло много разговоров о подготовке к Учредительному собранию. На заборах были вывешены афишки с призывом голосовать за большевиков, эсеров, кадетов, меньшевиков, но наши учителя не объясняли разницы между этими партиями. Всё прояснилось после Октябрьской революции. К нам на собрание пришёл заведующий отделом народного образования Глушков. Он разъяснил, что такое советская власть, сказал, что образование теперь в нашей стране будет бесплатным и мы больше не должны вносить плату за обучение. «Гимназия отныне Сатиной не принадлежит, но она оставлена до конца года на должности директора», – сказал он. Весной 1918 года я окончила гимназию».

Последние экзамены прошли 16 мая 1918 года. Аттестаты подписывались комиссаром народного просвещения Г. Глушковым, председателем педагогического совета Е. П. Сатиной, председателем родительского комитета П. Киселёвым, а также членами педагогического совета: Т. Желтухиной, В. Крошицкой, А. Поздновой, П. Врочинской, А. Лавровой, А. Любавской, А. Кичатовой, В. Павловой, А. Буницкой, М. Калмыковой, Ч. Рохальской, А. Благушиной, Е. Вожаковой, секретарём совета Е. Тарасовой. В том же 1918 году частная женская гимназия Сатиной была закрыта. На протяжении всего времени существования гимназии аттестаты об окончании семи классов получили около трёхсот семнадцати учениц, свидетельства об окончании восьми классов – около ста пятидесяти четырёх учениц.

Олег Сазонов,
директор Мичуринского краеведческого музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.