Любить – служить – верить!

2019 год объявлен Годом театра. Наше 27 марта, День театра, будет длиться 365 дней. Неожиданно и красиво! Молодо, весело и учащённо забилось моё сердце – в мои-то восемьдесят. На мичуринской сцене из них я ровно половину.


Служебный вход. Часто не сразу вхожу, стою и любуюсь фасадом нашего театра: колонны, шикарные двери в центре (парадный вход), удивительные окна… рельефная лепка. Где-то прочла, над сценой была надпись: «Не для одной потехи ради…» Время стёрло… Красив наш театр! Не поскупились козловские купцы. Вот уже скоро как шестьдесят лет я служу Театру… «а время гонит лошадей…»

* * *

Г.К. Томилин

Воспоминания… Они наплывают и охватывают меня, как волной, но вдруг что-то прорывается радостью, и память воскрешает яркие события жития нашего театра – самые лучшие (даже если нелёгкие).

* * *

В 1977 году мы с Глебом Константиновичем Томилиным (тогда хорошо известным в театральном мире) приехали в небольшой, но не совсем заштатный городок Мичуринск… на очень короткий период. Невысокие дома, своеобразная архитектура… шпиль Ильинки… Поразило роскошное театральное здание: внутри партер, ложи, балкон, галёрка, прекрасная акустика, сцена с кругом на разных скоростях… Интересная крепкая труппа, доброжелательные милые лица… период продлился…

* * *

Томилин – воспитанник ЛГИТМиКа. Его учителя – Сушкевич, Мейерхольд. Работать с ним было интересно, но нелегко:

С талантом человеку не пропасть.
Соедините только в каждой роли
Воображенье, чувство, ум и страсть
И юмора достаточную долю.
А главное, гоните действий ход…
Гёте

Яркий талант и отличный организатор, он всю жизнь прожил в одном возрасте – молодым. Его авторы – Маяковский, Мольер, Брехт… За спектакль «Белый пожар» И. Гладких в 1981 году Томилин, его постановщик, получил Государственную премию РСФСР имени Станиславского. Спектакли его всегда были чётко и точно сделаны; любил высокопрофессиональных актёров нашего театра – Б. Леонова, П. Королёва, В. Ключанскую. А мне посчастливилось быть партнёром этих актёров.

* * *

Валентина Тихоновна Ключанская, заслуженная артистка РСФСР, – большого таланта актриса и в комедии, и в трагедии. В  «Материнском поле» она играла Толгонай, оставляли глубочайшее впечатление её боль, страдания, её диалог с Землёй. Это был ­масштабный спектакль, оценены высокой критикой режиссёрская работа Томилина и наш диалог Толгонай – Земля.

* * *

Нет уже незабываемого моего партнёра – Бориса Николаевича Леонова. Он ушёл… совсем ушёл. С ним мы играли – любовь! Леонов, заслуженный артист России, был особенный драматический актёр. Прекрасно двигался, пел (тембр Георга Отса). Он – Клеонт, я – Пенелопа. В «Ретро» он – Чмутин, я – Роза Александровна; в «Допросе» он – Следователь, я – Маша.

* * *

Пётр Викторович Королёв – актёр, щедро награждённый комедийным талантом. В поставленном Томилиным «Клопе» Маяковского Королёв – Присыпкин, в «Святом и грешном» Ворфоломеева – Тутышкин, в «Первом винокуре» – Мужик, в «Двух веронцах» Шекспира – Ланс. С ним играть было легко, весело и вдохновенно! Всегда и везде он – яркий и выразительный. За роли в «Первом винокуре» мы получили персональные грамоты от тульского музея «Лесная Поляна» (я даже горжусь этой грамотой). «Женитьба Бальзаминова» – лучший спектакль Татьяны Окорочковой, молодого режиссёра из Москвы. Пётр был признан лучшим Бальзаминовым профессорами – специалистами по Островскому. Я была Белотелова – нежно, искренне и смешно влюблённая в Мишу.
Как-то режиссёр С. Маковский сказал: «На периферии много хороших актрис – нет партнёров». Я была хорошей актрисой, мой успех был обеспечен великими партнёрами.

* * *

Т. Н. Солошек. Режиссёр-педагог

В 80-е годы на нашей сцене перебывало много столичных знаменитостей (по-нынешнему, звёзд) советского театра. Играли в наших спектаклях и выезжали на гастроли народные артисты Татьяна Пельтцер, Андрей Миронов, Александр Збруев, Олег Янковский и ещё многие… многие… У театра было много молодёжи. В труппе из 35 актёров три четверти молодых – Ирина Шеламова, Сергей Левандовский, Саша Минаев, Саша Огородов, Рая Андержанова и т.д. и т.д. и т.д. Все мы были шумные, непосредственные, открытые, весёлые. С середины мая по июль – гастроли по стране всем составом. Всю Россию исколесили – Воронеж, Сыктывкар, Воркута, Рязань… Астрахань… Возвращались с больших, начинались малые, по области: ночевали в клубах, угощались «хлебом-солью». Песня! Помогала молодость и в какой-то мере  – легкомысленность. «Но вновь, возвращаясь с тяжёлых гастролей, актёры мечтают о будущих ролях».

* * *

Татьяна Николаевна Солошек – мхатовка, режиссёр, более всех других занималась актёрами. Вынет из тебя всё, но зато будешь в своём лучшем виде, любимец публики.

Отдать, отдать, отдать
Всё до конца, до капельки, до края.
Дно пропасти, ой, кажется, взлетаю.

И ведь действительно, взлетали, и я – во французской пьесе Ива Жамиака «Месье Амилькар и его семья «по-французски»» в роли Элеоноры Дюрок, да и во всех других – «Воспитаннице» А. Н. Островского (Василиса Перегриновна), «Двух веронцах» Шекспира (Лючетта) и др. Её навсегда запомнят актёры, работавшие с ней, – Дубровские, Игорь Чигасов, Виталий Мещеряков… Любимая Татьяна Николаевна! Её уже нет…

* * *

В.А. Персиков

90-е годы не были лучшими. Глеб Константинович был болен, но никогда не жаловался, мой дорогой Глеб! Замечательные композиции были созданы им именно в эти годы. Это и «За меня потоки и потомки» (переписки Пастернак – Цветаева – Рильке), и «Но соразмерностей прекрасных в душе носил я идеал» (о Боратынском), и «Всю душу выплесну в словах» (о Есенине)…
Все они были услышаны: какие-то в Тамбове, какие-то в Москве, ну и, конечно, в Мичуринске. Последняя режиссёрская работа Глеба – «Роковые яйца» Булгакова. В роли профессора Ю. Логиновский – прекрасный глубокий актёр.

Г. Н. Попова

В 1995 году Глеб покинул нас навсегда. «…Если боль сдавила горло… будут слёзы облегчения!»
* * *

Закончился затянувшийся на семь лет ремонт театра точно к сроку, к 100-летию. Наш храм сиял! Великий праздник! Гости со всех волостей! «Табакерка» из Москвы, присвоение званий. Душа ликует, восклицает: «О радость! О любовь! О счастье!» Директор театра – Г. Н. Попова. Это Николай Михайлович Антонов, мэр города, разглядел в перспективном руководителе, Галине Николаевне, будущего театрального деятеля, поверил, доверил. Ждём главного режиссёра – нам бы хотелось… мы с ним знакомы… давно, с 1993 года. Так и получилось! В 2001 году Валерий Александрович Персиков принимает наш театр – и устанавливается наконец творческая атмосфера. Он наш «капитан корабля» – чтобы не сесть на мель, рассекать «девятый вал».
* * *

Идут спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «А чой-то ты во фраке?» по его же пьесе «Предложение», «Женитьба» Гоголя. Новые планы, ожидание ролей. Капустники, отмечаем дни рождения, читаем стихи, играем на гитаре, кокетничаем, подводим свои «Итоги сезона» внутри театра, ведём между собой разговоры «профи». Никогда не забуду «Ретро» – автор А. Галин, режиссёр В. Персиков. Когда в конце спектакля мы втроём выходили на поклон – три «невесты», Роза Александровна (Татьяна Николаева), Нина Ивановна (Валентина Кошмина), Диана (Виктория Дзидзан), – ком в горле, зал вставал, моё сердце разрывалось от любви ко всем в мире и каждому в отдельности: к режиссёру, художнику, звукооператору, осветителю, одевальщице – какая-то вселенская любовь. «Ах, если б навеки так было», – говорю я про себя.

* * *

Большая честь стать лауреатом премии имени народного артиста СССР И. Н. Марина. Я не знакома с ним лично, хотя и сидели за одним столом – давно, в большом зале СТД. Увидев его, я в одно мгновение вспомнила строчки Марка Соболя, советского поэта (в каждый свой юбилей он вставлял свою новую дату в одни стихи… Наверное, Марину было 70 лет, но он был хорош собой, даже красив):

Мне семьдесят, друзья-приятели, –
Такое время, что под стать
Солидным стать и обстоятельным –
Тюленьим жиром обрастать.
Чуть пошевеливая ластами,
Нести себя, как важный груз, –
А я иду, зубами хвастаюсь,
Глазами рыжими смеюсь…

Эта встреча мне запомнилась.
А в 2009 году я получила премию его имени. В разные годы эту премию получили Галина Николаевна Попова, Игорь Чигасов, Яков Волговской, Виктория Дзидзан, Валентина Кошмина, Стас Чигасов… Вклад в театральное русское искусство Ивана Никитовича Марина – неоценим.

* * *

В спектакле «Шутки в глухомани» я получила роль Лёльки. До чего же мне нравилась эта простая деревенская «воображуля»! Она была очень смешная и трогательная. И надо же было случиться, что после сдачи спектакля, возвращаясь домой, затуманенная от успеха, я, под собою ног не чуя, поскользнулась – и сломала ногу. Завтра премьера и аншлаг. Что придумывает Персиков? А надо сказать, что эта Лёлька – в ярком цветном пальто, в ярком берете, в бархатном платье с глубоким декольте. Вот такая она – деревенская модница. Так он придумывает мне огромные валенки (на гипс, это вместо лодочек-то на каблучках)… И всё в порядочке – вперёд! Успех обеспечен! Премьера состоялась!
* * *

Фестивали – конкурсы – гастроли – театральные встречи. Поездки в Германию. Знакомство, одно время даже дружба между нашими городами: Мичуринск – Мунстер. Особая страница в творческой жизни нашего театра – работа с Госвином Мониаком из Германии. Три пьесы были поставлены этим режиссёром: «Фауст» Гёте, «Коварство и любовь» Шиллера, «Трёхгрошовая опера» Брехта. Все шли с большим успехом. Во всех трёх я была занята. Марта в «Фаусте», Жена Миллера в «Коварстве и любови», госпожа Пичем в Брехте. Работалось с увлечением, притягивало ещё и знакомство с другой культурой.
* * *

A. И. Каневский

Александр Исаакович Каневский – москвич, работал в одном театре с Персиковым. Мне нравился больше всего его спектакль «Годы странствий» Арбузова, существование в нём актеров, особенно Алёны Соколовой (играла Люсю Ведерникову), хороши были актёры Игорь Чигасов, Геннадий Калинин, Сергей Дубровский – все они были настоящие мужчины, и все разные. Я играла бывшую опереточную актрису – тётю Тасю. С большим удовольствием, с упоением, да ещё и пела, подражая Любови Орловой: «Я вся горю, не пойму отчего». Это был отличный военный спектакль.
* * *

«Гроза» Островского была поставлена Гульнарой Галавинской. Я была странница Феклуша, выходила на сцену из зала, с котомкой за плечами, в мужском пиджаке. Не было ни одного города, т. е. театра («Грозу» провезли по многим городам), где бы меня не останавливала «дежурная» по залу. «Куда идёшь?» А в Москве, в центре Бабкиной, около сцены – полицейский. Уцелела… Очень забавно!

* * *

С большим удивлением, смущением и вместе с тем радостью я узнала о награждении самой престижной театральной наградой страны – Премией Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова. Это случилось в 2015 году на спектакле «Гроза». А до этого была, прямо скажем, голливудская церемония (по крайней мере, я представляла Голливуд именно так). Встреча на «мерседесе», диковинные цветы, красная дорожка. Ярославский театр сиял красотой, изысканной красотой. Несколько ярусов, дамы в туалетах, я на сцене читала Сумарокова – всё как во сне, вечером ужин, сижу рядом с главрежем – Марчелли… Меня удивляет, что я не волновалась, было какое-то особое духовно-душевное состояние, не волновалась даже на сцене ярославского театра, хотя всегда паникую перед выходом на сцену нашего. Загадка! Профессор Маргарита Ваняшова подарила мне книгу «Мельпомены ярославские сыны» с дарственной надписью. Обо всём мне напоминает бронзовая статуэт­ка великого актёра Фёдора Волкова на моей тумбочке. В правой руке у него театральная маска, а у ног – роза.

* * *

Все награды на Рыбаковском фестивале в Тамбове забрали «Три сестры» в постановке Гульнары Галавинской. На нём же наша юная актриса Элеонора Морева получила звание «Лучшая актриса России». Браво, Эля!

* * *

Самым молодым главрежем в нашем театре был Алексей Истомин из Петербурга. Его спектакль «Три мушкетёра» был официально признан… явлением.

* * *

Сейчас у нас главный режиссёр, наш творческий лидер – Николай Глебович Елесин, человек и режиссёр со светлой и лёгкой атмосферой. Только поставил спектакль «Тётки», как произошло чудное и необыкновенно замечательное событие для меня! Одним словом – пьеса «Кошки-мышки» венгерского писателя, драматурга Иштвана Эркеня. И надо же такому случиться, что у меня юбилей на носу и как специально для меня написана роль Эржбет Орбан. И надо же, чтоб режиссёр выбрал меня на эту роль. Но ведь пять лет назад, на прошлый юбилей, ­Николай Глебович дал мне роль Анни в пьесе «Леди на день». Загадка! Поверишь в мистику! Елесин – мой Юбилейный Режиссёр.


* * *

Тогда был чудесный вечер – танцы, застолье, остроумная молодёжь с капустником. Олег Амиранович Куртанидзе великолепно прочёл Зощенко.
* * *

А премьера спектакля «Кошки-мышки» уже состоялась 19 октября. И была премьера, и был успех, и были необыкновенные зрители, приехали Елена Петрова – организатор культпрограммы посольства Венгрии, Валерия Алексеевна Блок – председатель Общества венгерской музыки, Татьяна Иосифовна Воронкина – переводчик пьесы, Андраш Керекеш – журналист из Венгрии, Светлана Бутузова из Общества венгерской музыки.
Они были очень рады, восхищались, что мы точно «поймали» венгерскую натуру. Татьяна Иосифовна (в очень красивом национальном костюме) всем до единого артиста привезла подарки, она большая поклонница Эркеня (как и я). Я рассказала Андрашу Керекешу, что играю уже в третьей венгерской пьесе: «Лазейка» («Проснись и пой») Миклоша Дярфаша, «Безендорфер» Ф. Каринти, и вот теперь – «Кошки-мышки» Иштвана Эркеня.
* * *

Мне хотелось бы ещё о многом написать, но боюсь, что превращусь в летописца Пимена.
Всех поздравляю с наступающим Новым годом, Годом театра! Всем здоровья! Да, в первую очередь. Всем, особенно «людям театра».
Актёры! Будьте здоровы, живите долго в театре, и
…Если вы всё решили,
Любите, как юность, её,
Вашу сцену, где несколько
Метров по диагонали.

Татьяна Николаева,
заслуженная артистка России,
актриса Мичуринского театра

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.