ОБ ИСТОКАХ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИИ И ГОСУДАРСТВА

Виктор ЕРМОЛОВИЧ 

Писатель, историк, юрист. Член Союза писателей Беларуси и Союза писателей Союзного государства. Кандидат исторических наук, доцент. Автор 17 книг, в их числе – «Огнём и мечом: хроника польского националистического подполья в Белоруссии (1939–1953 гг.)» – Минск, 1994 (в соавторстве с С. В. Жумарем); «Право средневековой Сербии (XII–XV вв.)» – Минск, 2003; «Необјављени рат: деловање римокатоличко-пољске илегале у Белорусији 1939–1953 године» – Шабац ­(Србије), 2003; «Государство и право средневековой Чехии (IX–XVI вв.)» – Saarbücken (Deutschland), 2015; «Беларусь у гады Другой сусветнай вайны (1939–1945 гг.)» – Мiнск, 2015; «Беларусь. Шлях да Вялiкай Перамогi» – Мiнск, 2019 – и др.
Награждён медалью Союза писателей Беларуси «Максiм Багдановiч», лауреат премии министра обороны Республики Беларусь в области литературы и искусства (2019 г.).


Светлой памяти моего преподавателя истории Беларуси доцента Н. Г. Гневка посвящаю

Предки современных белорусов, как и всех восточных славян, уже тысячу лет назад составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства – Киевской Руси. Этот факт сохраняется в исторической памяти не только белорусского, но и русского народов. У большинства современных исследователей истории не вызывает сомнений, что все славяне на территории Восточной Европы составляли единый народ, и это находит своё отражение в «Повести временных лет» – древнейшем источнике по истории восточных славян. Из этого следует, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни и восходит к истокам древнерусской государственности. Именно данный факт позволяет понять приверженность современных белорусов идее общерусского единства в форме создания Союзного государства Беларуси и России.
Белорусская народность начала формироваться в эпоху Средневековья на основе четырёх славянских племён: кривичей, радимичей, дреговичей и бужан. Эти племена проживали на значительной территории современной Беларуси. На северо-западе Беларуси (Значительная часть территории Гродненской области. – Прим. автора) проживали ятвяги – представители балтских племён.
Наиболее многочисленным и сильным в военно-политическом отношении был племенной союз кривичей. Они и стали основателями Полоцкого княжества, которое известно из письменных источников с IX века. Анализ летописных и археологических источников по истории Полоцкого княжества позволяет сделать вывод, что г. Полоцк в землях восточных славян по своим размерам и численности населения несколько уступал только Киеву и Новгороду. Важную роль в его развитии сыграл тот факт, что Полоцкое княжество находилось на территории, где проходил важнейший транспортный и торговый путь эпохи раннего Средневековья «из варяг в греки», который связывал народы северной и южной Европы. Это была серьёзная предпосылка для становления и развития нового государственного образования – Полоцкого княжества, которая была обусловлена его геополитическим положением. По имеющимся историческим сведениям, Полоцкое княжество вошло в состав государства восточных славян – Киевской Руси – одновременно с Новгородским и Киевским княжествами. В древнерусских летописях нет упоминаний о военных конфликтах в связи с указанным историческим событием. Вероятно, между Полоцком и Новгородом уже в те далёкие времена правления князя Олега существовали союзные отношения. При этом достоверным является тот исторический факт, что в начале X века на территории современной Беларуси применялся «Закон Русский» – источник права восточных славян, нормы которого нашли своё отражение в договоре Киевской Руси с Восточно-Римской империей 911 года. Это даёт нам серьёзные основания считать, что нормы «Закона Русского» уже на протяжении всего Х века имели правоприменение на белорусских землях. В пользу этого свидетельствует и содержание договора Киевской Руси с Восточно-Римской империей 907 года, где были юридически закреплены требования великого князя киевского Олега в отношении Восточно-Римской империи: «И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка (курсив автора), Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья» [Памятники российского права. В 35 т. – Т.1: Памятники права Древней Руси / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатурова. – М., 2013. – С. 406]. В договоре великого князя Олега с Восточно-Римской империей 907 года среди других русских городов, имевших право на дань, Полоцк назван не случайно. В походе русичей 907 года на Константинополь принимали участие племена, проживавшие на территории современной Беларуси, – кривичи и радимичи.
Под 980 годом в летописи упомянуты два княжества, которые существовали на территории Беларуси, – Полоцкое и Туровское. В Полоцке княжил Рогволод, а в Турове – Тур, от него, сообщает летописец, пошло название населения края – туровцы. В результате гибели великого князя Святослава на киевский престол сел его сын Ярополк. Другой сын, Владимир, обосновался в Новгороде. Между братьями началась борьба за власть. Полоцкий князь Рогволод готовился выступить на стороне Ярополка. Однако князь Владимир нанёс упреждающий удар. Он двинулся на Полоцк, захватил его, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его Рогнеду взял в жёны.
Воспользовавшись распрями между великими князьями, радимичи предприняли попытку отказаться платить дань Киеву. Однако, утвердившись на киевском престоле и укрепив свою власть, князь Владимир в 984 году направил свою дружину в земли радимичей. Воевода по имени Волчий Хвост разбил радимичей на реке Пищане (недалеко от современного г. Славгорода) и заставил их снова платить дань. В 983 году Владимир совершил успешный поход против ятвягов и присоединил часть их земель к Древнерусскому государству. Окончательное вхождение современных белорусских земель в состав Киевской Руси произошло в 1019 году, когда на западных рубежах государства был основан г. Брест.
Древнерусские летописи дают нам представление о возникновении городов на территории Беларуси. Наиболее древний г. Полоцк  – первое упоминание в летописи приходится на 862 год, хотя он намного древнее, т. к. города в один год не появляются! Первое упоминание о г. Турове приходится на 980 год. Излагая события XI века, летописи сообщают нам уже о наличии 12 городов, в их числе Брест (1019 г.), Витебск (1021 г.), Браслав (1065 г.), Минск (1067 г.), Друцк (1078 г.), Пинск (1097 г.) и другие. В основном эти города были резиденциями местных удельных князей. Многие из них возникли как пограничные крепости или феодальные замки. Например, столица современной Беларуси город Минск, которому уже 952 года от первого упоминания в летописи, возник как город-крепость на южных рубежах Полоцкого княжества. Археологические раскопки показали, что Минский замок в XI веке занимал территорию в 3 га и имел мощные укрепления. Земляной вал Минска имел ширину у основания 25 м, высоту – 10–12 м. По валу шли двухъярусные деревянные стены. Въезд в замок защищали мощные деревянные башни. Некоторые крепости в этот период дополнительно укреплялись глубоким рвом. В XII веке на территории Беларуси начали появляться каменные крепости. Одним из таких укреплений был замок города Гродно.
Полоцкое княжество одним из первых вошло в состав Древнерусского государства. Однако в период феодальной раздробленности Полоцкое княжество в числе первых обрело и фактическую независимость от Киева уже в первой половине XI века. Ещё в конце Х века великий князь Владимир передал владение Полоцком своему сыну от Рогнеды, Изяславу. С этого времени в городе и княжестве прочно утвердилась династия Изяславичей. Уже сын Изяслава, Брачислав (1003–1044 гг.), не желал признавать власть своего дяди, киевского князя Ярослава Мудрого, и, по словам летописца, «вся дни живота своего» воевал с ним. Дело дошло до того, что в 1021 году он напал на Новгород и разграбил его, захватив большую добычу. На обратном пути он был настигнут войсками Ярослава и разбит на реке Судомири. Однако, не желая обострять отношения с сильным полоцким князем, Ярослав уступил ему города Витебск и Усвят. Таким образом, полоцкий князь приобрёл два важных пункта на волоке между Днепром и Западной Двиной, что позволило ему установить контроль над стратегической магистралью Средневековья «из варяг в греки». Позже на северных границах княжества был построен г. Брячиславль (теперь г. Браслав).
В 1044 году полоцким князем стал Всеслав Брячиславич (1044–1101 гг.), который прожил долгую и полную приключений жизнь. Его также звали Всеслав-Чародей. Автор «Слова о полку Игореве» с симпатией к князю изложил легенды о том, что Всеслав был чародеем и оборотнем, способным перевоплощаться в зверей и птиц и за ночь доскакать от Киева до Чёрного моря. В 1065 году князь Всеслав осадил Псков, а в следующем году взял Великий Новгород, забрав в качестве военной добычи церковную утварь из Софийского собора. В ответ три брата, сыновья умершего Ярослава Мудрого Изяслав, Святослав и Всеволод, объединились и выступили против полоцкого князя. Первым городом-крепостью на их пути оказался Минск. Город был осаждён, взят приступом и разрушен. 3 марта 1067 года объединённая армия русских князей встретилась на реке Немиге с войсками полоцкого князя. Это была одна из самых кровопролитных битв времён русских междоусобиц. Полоцкий князь был разгромлен и бежал. С горечью о тех событиях писал автор «Слова о полку Игореве», осуждая междоусобную борьбу князей, которая ослабляла силы земли Русской.
Летом 1067 года стоявшие под Оршей лагерем братья Ярославичи пригласили к себе для переговоров Всеслава, гарантировав ему безопасность, но обещание нарушили. Они пленили его, отвезли в Киев и посадили в темницу. В 1068 году киевляне свергли своего князя Изяслава. Они освободили Всеслава и провозгласили его великим князем киевским. Но княжил в Киеве он недолго. Вскоре князь Изяслав при поддержке польских дружин вернул себе киевский престол.
Противоборство полоцких и киевских князей продолжалось ещё целое столетие, до середины XII века. В это время роль киевского престола становится уже номинальной. Одновременно произошло и ослабление Полоцкого княжества. Оно также начинает дробиться на мелкие удельные княжества. Достаточно сказать, что на рубеже XII–XIII веков на территории Беларуси было 20 удельных княжеств. Это был объективный процесс, характерный для эпохи Средневековья, который мешал созданию централизованного государства.
В начале XIII века в результате феодальной раздробленности и нашествия монголо-татар Древнерусское государство фактически и юридически прекратило своё существование. Оно распалось на отдельные княжества. В северо-западной его части, т. е. на территории современной Беларуси, во второй половине XIII века возникло государство, которое до середины XV века официально называлось Великим княжеством Литовским и Русским, а позже начало именоваться Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и других земель (далее – ВКЛ). Само название государственного образования отражает сложный процесс его становления и даёт ответ о структуре этнического состава населения этого государства. При этом следует отметить, что и до наших дней продолжается дискуссия об этническом составе населения ВКЛ. Спектр взглядов на эту проблему очень широк – от трактовки ВКЛ в качестве Литовской державы до провозглашения Белорусской империи. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элемент. При этом существенным фактом является то, что в рамках ВКЛ шёл процесс формирования белорусского этноса.
В настоящее время достоверным научным фактом является то, что термин «Литва» в рассматриваемый исторический период относился к территории верхнего и среднего Принеманья, а Русью считали территории верхнего течения Западной Двины и Днепра. Территория современной Литвы, за исключением восточной её части, была захвачена немецкими рыцарями-крестоносцами. Она вошла в состав Тевтонского ордена. Восточная Литва, т. е. этнические литовские земли, сохраняла свою независимость, но именовалась Жемойтским краем. Эти земли вошли в состав ВКЛ только в первой половине XV века.
Возникает вопрос, почему созданное на территории Беларуси в 40-е годы XIII века централизованное государство стало официально именоваться Великим княжеством Литовским и Русским?!
Исторические источники не дают нам достоверных сведений о появлении литовских князей на территории западнорусских земель, как тогда называлась Беларусь. Однако известно, что появились они там в начале 40-х годов XIII века, т. е. после захвата монголо-татарами г. Киева. В пользу нашего довода свидетельствует булла римского папы Иннокентия IV, направленная «новокрещенному князю Полоцка» в 1248 году [Пашуто В. Т. Образование Литовского государства / В. Т. Пашуто. – М., 1959. – С. 378]. Примерно в это же время князем новогрудским становится правитель Литвы Миндовг. О его крещении по православному обряду в 1246 году сообщает нам поздняя Густынская летопись [Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). – Т. 40: Густынская летопись. – СПб., 2003. – С. 121]. В Ипатьевской летописи в записи за 1252 год мы находим информацию, что Миндовг послал своих племянников к Смоленску, а сам воспользовался их отсутствием для захвата личной власти в Литве. В это время его власть уже распространялась на города Новогрудок, Волковыск, Слоним и Здитов, на который совершил нападение Даниил Романович Галицкий [ПСРЛ. – Т. 2: Ипатьевская летопись. – М., 2001. – С. 408]. Действительно, Миндовг в это время г. Новогрудок сделал столицей провозглашённого им государства, где он и короновался в 1253 году с благословения папы римского Иннокентия IV. На вопрос, почему Новогрудок стал столицей молодого государства, ответить нетрудно  – этот город в условии военного противостояния с крестоносцами и монголо-татарами был относительно безопасной территорией.
Почему русское государство, возникшее на территории современной Беларуси, возглавил литовский князь?
Захват монголо-татарами основных центров политической и экономической жизни на Руси привёл к установлению завоевателями полного контроля над этими землями. Не случайно, что с середины XIII века монголо-татары наложили дань даже на те земли, куда их орды не дошли (Великий Новгород и Смоленск). Попытки отстоять суверенитет, опираясь на свои силы и моральную поддержку католического Запада, которые предпринял галицко-волынский князь Даниил Романович, также к успеху не привели. Следовательно, княжества, которые находились на территории современной Беларуси, ждала аналогичная судьба. Процесс политической раздробленности к началу XIII века здесь был ещё сильнее. Если, например, владимиро-суздальская, галицко-волынская и черниговская земли имели по одной-две самостоятельных ветви Рюриковичей, то в Полоцком княжестве уже сформировались свои ветви витебских, друцких, минских и, возможно, свислочских князей; в Туровском – дубровицкие, пинские, туровские, клецкие и слуцкие. Каждое удельное княжество средневековой Беларуси состояло из одного-двух городов и прилегающей сельской местности. Самым сильным было Новогрудское княжество, поскольку в его состав входили города Гродно, Волковыск и Слоним, однако и его князь Изяслав упоминается в летописи за 1235 год только как союзник Даниила Романовича [ПСРЛ. – Т. 2: Ипатьевская летопись. – М., 2001. – С. 388]. Следовательно, рассчитывать на самостоятельное сопротивление татарам в создавшихся условиях не приходилось, поскольку даже более сильные княжества не смогли им дать отпор и отстоять свой суверенитет. Русские князья погрязли в роскоши. В большинстве своём они были не готовы к самоотверженной борьбе с захватчиками. Единственным выходом в создавшихся условиях был разрыв с политической системой, сложившейся в средневековой Руси, который выражался в смене правящей династии. При этом новый князь должен был быть сильным, способным оказать ­вооружённое ­сопротивление завоевателям и с востока, и с запада. Этим условиям отвечали литовские князья, которые постоянно воевали с соседями, т. е. крестоносцами из Европы, и ­делали ­нередко набеги на западнорусские земли. Литовские набеги вызывали не только вражду и ответные военные действия, но и интерес – врага надо знать. В результате князья западной Руси не только установили с литовской знатью дружеские контакты, но и известны случаи брачных союзов. Не исключено, что князь Миндовг или его родственники были также связаны родственными отношениями с русской знатью.
И не случайно, что из балтийских племенных союзов только Литва не была покорена крестоносцами, а Новогрудское и Полоцкое русские княжества избежали выплат дани татарам. Это случилось потому, что они смогли создать полиэтническое государство, которое было необходимо как русским, так и литовцам. Союзная армия, состоящая из русских и литовских дружин, смогла защитить не только Новогрудское княжество, но и земли Белой Руси от татарских орд и рыцарей-крестоносцев. Боевое крещение объединённые силы ВКЛ выдержали в сражении с 50-тысячной татарской ордой под предводительством хана Койдана в 1249 году у деревни Крутогорье (ныне Дзержинский район Минской области). Татар поддерживали дружины галицко-волынских князей Даниила и Василька численностью в 20 тысяч воинов. Несмотря на численный перевес татар, войска ВКЛ одержали убедительную победу. Пятидесятитысячная орда и её предводитель были уничтожены. Руководил войсками ВКЛ князь Миндовг.
Это сражение усилило авторитет Миндовга, что позволило ему вскоре короноваться великим князем ВКЛ и начать активное объединение белорусских и литовских земель в единое государство. Однако путь становления молодого государства был тернистым. В 1263 году в результате заговора знати великий князь Миндовг был убит, его политику продолжили последователи – сын Миндовга Войшалк, князь Тройнята, которые также были убиты в результате заговоров. Но процесс формирования централизованного государства остановить уже было невозможно. Это не смогли сделать феодалы-сепаратисты ВКЛ и внешние враги государства. Во время правления великого князя Витеня (1293–1316 гг.) в состав ВКЛ вошло Полоцкое княжество. Это случилось в 1307 году. Несколько лет спустя Минское княжество также вошло в состав ВКЛ. Во время правления Гедимина (1316–1341 гг.) почти вся территория современной Беларуси вошла в состав Великого княжества Литовского и Русского. Гедимин стал также основателем правящей династии в ВКЛ. В стране наряду с русской феодальной знатью, Рюриковичами, сформировалась новая литовская знать – Гедиминовичи. И те, и другие стали вассалами великого князя Литовского («господаря»). Крупные феодалы владели вотчинами, пожалованными или купленными землями. Они имели своих вассалов. Как и все феодалы, они несли общегосударственную военную службу. Некоторые из них («паны хоруговные») во время сбора войска выставляли собственные хоругви, не входившие в состав территориальных ополчений, т. е. имели свои вооружённые силы. Основу армии ВКЛ составляли мелкие феодалы, военно-служилые люди – бояре.
Верховная власть в ВКЛ принадлежала великому князю литовского происхождения. В его подчинении находились крупные феодалы, которые управляли отдельными землями. В XIV веке в ВКЛ складывается система административно-политических учреждений, направленных на укрепление верховной власти. Высшим органом государственной власти являлась господарская рада – «паны-рада». В неё входили лица, занимавшие высшие государственные должности (канцлер, маршалок, подскарбий, гетман, воеводы, наместники и кастеляны), католические епископы и крупные феодалы. С возрастанием экономической и политической роли феодальной знати рада становится главнейшим государственным органом, вместе с великим князем осуществляющим законодательную, исполнительную и судебную власть.
С XV века в ВКЛ начал созываться вальный (общий) сейм. Его учреждение стало результатом, с одной стороны, расширения великокняжеской власти в Беларуси и на Украине, а с другой – усиления влияния в жизни страны белорусских и украинских феодалов. Сначала на вальный сейм собирались лишь «паны-рады» и приглашённые крупные феодалы. Позже его состав был расширен за счет военно-служилого сословия бояр – шляхты, приобретавшей большое значение в государстве. С середины XVI века вальный сейм становится высшим законодательным и контролирующим органом в стране. Этот сейм избирал великого князя, принимал законы, ведал финансами, решал вопросы войны и мира, ведал вопросами внешней политики государства. Заседания вального сейма проходили в столице государства – г. Вильно, а также в ряде белорусских городов (Бресте, Гродно, Минске и Новогрудке).
Функции исполнительной власти в государственном управлении осуществляла государственная канцелярия.
Местное государственное управление на территории Беларуси было разнообразным. Ещё в конце XIV века великий князь Витовт, стремясь усилить верховную власть в стране, ликвидировал крупные областные княжения. В 1413 году территория Беларуси вошла в состав созданных по польскому образцу Виленского и Трокского воеводств. Большинство находившихся в их пределах удельных княжеств были преобразованы в наместничества с поветами (уездами) и волостями.
До определённого времени верховная власть сохраняла некоторую автономию за теми белорусскими землями, в которых были ещё сильны вечевые традиции. На правах автономии находились полоцкая и витебская земли. Здесь собирались местные сеймы, принимавшие участие даже в назначении воевод и наместников. Например, Полоцк самостоятельно договаривался о торговле с Ригой. Сохраняли автономию и несколько удельных княжеств с князьями династии Рюриковичей (Мстиславское, Слуцкое, Клецкое, Кобринское и др.). Удельные князья подчинялись воеводам только в военных вопросах.
К середине XVI века политико-административная система ВКЛ в основном сформировалась. Удельные княжества были ликвидированы. Они стали или крупными феодальными вотчинами, или отошли к государству. Административно-территориальная реформа 1564–1566 годов закрепила деление ВКЛ на 13 воеводств, 8 из которых были белорусские. Во всех воеводствах и поветах собирались сеймы (сеймики) как органы феодального правления.
Города Беларуси с XIV века начали обретать «магдебургское право», т. е. право на самоуправление. Первым в 1387 году грамоту на «магдебургское право» получил г. Вильно – столица государства, затем Брест (1390 г.), Гродно (1391 г.), Слуцк (1442 г.), Полоцк (1498 г.), Минск (1499 г.) и др.
Судебные органы ВКЛ защищали интересы господствующего класса. Дела феодалов рассматривались господарским судом, местными сеймами и другими феодально-сословными органами – подкоморским, земским, гродским (замковым) судами. Крепостных крестьян судили сами феодалы и должностные лица местной великокняжеской администрации – врадники. Тяжбы между крестьянами, как и раньше, разбирал копный суд. В городах с «магдебургским правом» были свои войтовские и бурмистро-радецкие суды.
Долгое время в ВКЛ не было единого законодательства. Привилегии, предоставляемые великими князьями отдельным землям и сословиям, основывались на «Русской Правде» и местных обычаях.
Попытки кодификации права начали предприниматься ВКЛ с XV века, в результате чего появился Судебник 1468 года, известный под названием Судебника короля Казимира IV. Написан он был на белорусском языке, в нём имелось только 25 статей, содержащих главным образом нормы уголовного и процессуального права. Естественно, что он не мог урегулировать все многообразные вопросы суда и управления государством. После его издания продолжало появляться много новых законов. Фундаментальная кодификация права ВКЛ была осуществлена при великом князе Сигизмунде I (1506–1548 гг.), который в 1522 году на Виленском сейме издал эдикт о даровании общего для всего государства единого писаного права. Первый статут ВКЛ был утверждён и обнародован в 1529 году. Статут представлял собой обширный закон, состоящий из 13 разделов, делившихся на артикулы (статьи), и содержащий нормы публичного, частного, уголовного и процессуального права, судоустройства [Первый Литовский Статут (1529 г.) / Авторы-сост.: С. Лазутка, И. Валиконите, Э. Гудавичюс. – Вильнюс, 2004. – С. 129–254]. Таким образом, Статут 1529 года, который был принят 490 лет назад, был сформирован на основе норм отечественного белорусского права, а также древнерусского, польского и римского частного права.
В первой половине XIV века татарские орды под мощными ударами войск ВКЛ прекратили свои вторжения на территорию Беларуси. В 1362 году в битве на реке Синие Воды – притоке реки Южный Буг – войска великого князя Ольгерда разгромили татарских князей Кутлубуга и Хачебоя. В результате украинские земли – Киевщина и Подолье – были присоединены к ВКЛ.
Не остались в стороне многие белорусские воины от участия в освободительной борьбе русского народа против татарского ига. Несколько тысяч православных воинов ВКЛ приняли участие в Куликовской битве 1380 года. Например, князь Андрей Полоцкий, брат Ягайло, привёл на поле Куликово около 2 тысяч полоцких и псковских воинов. Во время битвы с Мамаем он по поручению великого князя московского Дмитрия командовал полком правой руки. Полк отбил все атаки врага и заставил его отступить. Вместе с Андреем сражался и его родной младший брат Дмитрий Ольгердович. Засадным полком, который решил судьбу Куликовской битвы в пользу русских войск, командовал их двоюродный брат Дмитрий Боброк-Волынский. Не случайно автор известной «Задонщины» прославлял этих героев Куликовской битвы: «Те бо суть сынове храбрии… ведоми полководцы, под трубами и под шеломы возлелеяны, конец копия вскормлены».
Несмотря на то, что татары уже не представляли смертельной угрозы для ВКЛ, государство продолжало находиться в сложном военно-политическом положении. Во второй половине XIV века Тевтонский орден достиг наибольшего могущества и вместе с Ливонским орденом представлял серьёзную угрозу для ВКЛ. В период с 1345 по 1392 год немецкие рыцари 96 раз нападали на литовские и белорусские земли. Напряжёнными были отношения ВКЛ и с Польским королевством.
В этих условиях великим князем литовским становится Ягайло Ольгердович ­(­1377–1392 гг.). Он начал искать союзников. В те времена одним из наиболее распространённых способов обретения союзников был династический брак. В середине 80-х годов XIV века великий князь ВКЛ Ягайло сделал предложение о брачном союзе дочке великого князя московского Дмитрия Донского. Однако согласия на брак он не получил. Ему предварительно был предъявлен ряд неприемлемых требований, в том числе о признании вассальной зависимости от московского государя. Естественно, что жених отказался от желания заключать такой брак. Это, на наш взгляд, была крупнейшая внешнеполитическая ошибка правительства Московского государства и лично великого князя Дмитрия. При определённом стечении обстоятельств благодаря этому браку и его последствиям уже в XV веке могло произойти объединение двух государств. Этот брак, вернее, его последствия могли изменить геополитическое положение не только двух государств, но и всей Европы на длительный период. Однако сослагательное наклонение для истории неприемлемо, поскольку данному браку было не суждено свершиться.
Жених «горевал» недолго. Он вскоре принял предложение польской стороны о браке с королевой Ядвигой. Этот брак был заключён на основе Кревской унии 1385 года. Важнейшей целью брачного союза великого князя Ягайло и королевы Ядвиги была организация совместной борьбы Польши и ВКЛ против Тевтонского ордена. Однако каждая из сторон преследовала ещё и свои собственные цели. Польские феодалы посредством унии рассчитывали усилить своё влияние на украинских землях. К этому времени они уже захватили Галицию, на очереди были волынские земли. Сторонники Ягайло надеялись на то, что союз с Польшей поможет им подавить нарастающее недовольство православной русской знати на белорусских и украинских землях, которые ориентировались в отличие от литовской знати не на католический Запад, а на православное Московское государство. К концу XIV века новая литовская знать – Гедиминовичи – существенно оттеснила на задний план потомков местных князей – Рюриковичей.
Текст унии полностью не сохранился, но действительное её содержание сводилось к инкорпорации ВКЛ в состав Польши. Подписавшие унию Ягайло и его четыре брата обещали «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские к короне польской». Они обязались принять католичество и обратить в католическую веру всех своих подданных, не только литовцев, которые в основном оставались язычниками, но и православное население. Содержание унии позволяет сделать вывод, что истинными архитекторами соглашения была не польская и не литовская знать, а дирижировали пьесой советники из Ватикана, которые и рассчитывали получить максимальную выгоду из унии – расширить влияние католической церкви на всю территорию ВКЛ.
Акт унии юридически был закреплён в 1386 году на Люблинском сейме избранием великого князя литовского Ягайло одновременно и польским королём. К этому времени он принял католичество под именем Владислава и вступил в брак с королевой Ядвигой, младшей дочерью умершего в 1382 году польского короля Людовика Анжуйского.
Условия унии фактически означали ликвидацию государственной самостоятельности ВКЛ. Это вскоре поняли не только русские, но и литовские феодалы. Против унии назрела оппозиция.
Первым против унии выступил родной брат новоиспечённого короля Польши – герой Куликовской битвы полоцкий князь Андрей – в союзе со смоленским князем Святославом Ивановичем. Уже в 1386 году они начали военные действия против Ягайло и его сторонников. Наибольшего напряжения борьба достигла в 1389–1392 годах, когда оппозицию возглавил двоюродный брат Ягайло, гродненский князь Витовт Кейстутович. Эта напряжённая и кровопролитная борьба завершилась в 1392 году заключением в Острово (близ г. Лиды) соглашения. По Островскому соглашению польские феодалы были вынуждены отказаться от инкорпорации ВКЛ в состав Польши. За ним сохранилась автономия под эгидой польского короля. Великим князем литовским пожизненно стал Витовт (1392–1430 гг.). Однако вопрос об уравнивании феодалов – католиков и православных – в правах так и остался нерешённым. Более того, 2 октября 1413 года на Городельском сейме было принято постановление «О возобновлении Кревской унии – новых привилегиях феодалам, принявшим католичество». В соответствии с данным постановлением православная, главным образом русская, знать ВКЛ оказалась в дискриминационном, бесправном состоянии. Так, параграф 3 этого постановления закрепил положение, что только «католики и Римской церкви подвластные, и кому гербы пожалованы, наслаждаются, владеют и пользуются, как паны и шляхта Королевства Польского своими владениями» [Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. В 3 т. – Т. 1: С древнейших времён до середины XVII века / Сост.: З. Ю. Копысский, М. Ф. Залога. – Минск, 1959. – С. 115–118]. Параграф 9 того же постановления гласил: «…Достоинства, места и должности, как они установлены в Королевстве Польском, будут учреждены и установлены… только католической веры поклонникам и подвластным святой Римской церкви». Кроме того, параграфы 11 и 12 данного постановления лишали православных феодалов права выбирать великого князя, которым могли пользоваться только «паны и шляхтичи земли Литовской… которым оружие и гербы шляхтичей Королевства Польского ­пожалованы, и почитатели христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие неверующие» [Там же]. Это стало главной причиной того, что ВКЛ в течение столетия пережило три гражданские войны в 1430–1432, 1440 и 1508 годах. Эти войны сопровождались политическим ослаблением страны и значительной миграцией белорусской знати из ВКЛ в Московское государство. Например, после поражения восстания князя Михаила Глинского в 1508 году он и многие его сторонники переехали в московские земли. В числе их была и его сестра, которая стала женой великого князя московского. В эти времена перебрался на жительство в Московское государство и боярин Кобыла, который стал родоначальником будущей царствующей русской династии – Романовых.
Городельское постановление 1413 года было отменено в ВКЛ только в 1563 году, в течение 150 лет существенно ослабляло государство и способствовало его политическому кризису в середине XVI века.
Вместе с тем Кревская уния положительно сказалась на исходе совместной кровопролитной борьбы Польши и ВКЛ с Тевтонским орденом. В 1409 году началась Великая война союзников против Тевтонского ордена. 15 июля 1410 года произошло решающее, судьбоносное сражение – Грюнвальдская битва. В составе войск ВКЛ кроме литовцев находились Берестейская, Витебская, Волковысская, Гродненская, Лидская, Мстиславская, Новогрудская, Оршанская, Пинская, Полоцкая, Шкловская и другие белорусские хоругви. На стороне ВКЛ и Польши сражались русские, украинские, чешские отряды и татарская конница, которая была на службе у великого князя Витовта. Армия союзников уступала рыцарям-крестоносцам, на стороне которых сражалось много рыцарей-добровольцев из стран Западной Европы, в вооружении, но они сражались за родину, за её лучшее будущее. Поэтому выстояли! Потери войск ВКЛ были огромны. В числе павших в этой битве был и далёкий предок автора этих строк.
Битва закончилась полным разгромом Тевтонского ордена. Её результатом была ликвидация опасности насильственного порабощения народов Польши, Литвы и Беларуси немецкими захватчиками. А планы у них были далеко идущие! После битвы в захваченном тыловом обозе Тевтонского ордена было найдено свыше 10 повозок с цепями и кандалами, которые предназначались для пленных воинов Польши и ВКЛ. Эта битва остановила немецкую агрессию на земли восточных славян на 500 лет.
В настоящее время российские историки считают ВКЛ русско-литовским государством, наша точка зрения сводится к тому, что в процессе развития этого государства всё более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а позднее, в XV–XVI веках, начал доминировать белорусский фактор. В этот исторический период шёл процесс формирования белорусской народности. Формирование её (как и русской, и украинской) проходило в два этапа. Вначале на основе консолидации восточнославянских племён сложилась древнерусская народность, а затем, вследствие политического разъединения Древнерусского государства, сформировались три родственные народности – русская, украинская и белорусская. Этнической основой белорусской народности явились потомки дреговичей, днепро-двинских кривичей, радимичей, бужан и частично литовские элементы.
Впервые термин «Белая Русь» стал упо­требляться с XIV века, вначале применительно к полоцким землям, а затем и ко всей территории Беларуси. Происхождение термина пока окончательно не выяснено. Наиболее вероятно, что так стали называть ту часть территории западных земель Руси, которая в отличие от земель, именуемых Чёрной Русью и включённых в состав ВКЛ при Миндовге, некоторое время оставалась свободной.
В результате вхождения всех западных земель Руси в состав ВКЛ установившиеся в период Древнерусского государства хозяйственные, социально-политические и культурные связи этих земель с иными землями Руси оказались нарушенными. С другой стороны, постепенное отделение ремесла от сельского хозяйства и связанное с ним развитие товарно-денежных отношений, рост городов укрепляли экономическую общность как регионов ВКЛ, так и в целом этнической Беларуси. В пределах Беларуси всё более нивелировалась материальная культура, система земледелия, ремесленное производство, быт (пища, одежда, жилище), обряды, обычаи. Экономические и культурные связи в значительной мере закреплялись теми мерами, которые с XV века начали предпринимать великие литовские князья по упрочению верховной власти. Консолидации белорусского народа способствовали активизация общественно-политической деятельности горожан, борьба белорусского народа против социального угнетения и польско-католической экспансии, препятствовавшей этой консолидации, а также борьба с иноземными захватчиками. Огромное влияние на процесс формирования белорусской народности оказали усиливающиеся связи с русским народом.
В условиях становления социально-экономической и культурной общности белорусского народа формировался белорусский язык. Сближались сложившиеся в предыдущий исторический период диалекты древнерусского языка западных земель Руси. Сказывалось также влияние языков соседних славянских народов  – русских, украинцев, поляков. В белорусском языке сложились отличительные от других восточнославянских языков признаки, как дзеканье, цеканье, аканье, твёрдое произношение «р» и пр. Эти особенности получили своё закрепление в устном народном творчестве, литературных памятниках и в официальных государственных документах.
Формирование белорусской народности весьма ярко проявилось в её духовной культуре. Развиваясь на основе древнерусской культуры и взаимодействия с культурой соседей, в первую очередь русской и украинской, впитывая гуманистические идеи эпохи Возрождения, белорусская культура приобрела оригинальные и неповторимые черты. Её оригинальность проявилась во всём: народном творчестве, литературе, философии, книгопечатании, архитектуре и искусстве. Об указанных процессах свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры Беларуси, которые имеют всемирное историческое значение. Ряд из них, например Каложская (Борисоглебская) церковь XII века в г. Гродно, Мирский замок XV века, дворцово-парковый ансамбль XVI века в г. Несвеже, церковь оборонительного типа конца XV – начала XVI века в деревне Сынковичи Слонимского района Гродненской области и др., включены в Список всемирного наследия. Данный список формируется ЮНЕСКО и насчитывает в настоящее время 814 культурных объектов в 165 странах мира.
Летописные произведения XIV–XV веков создавались в традициях древнерусского летописания. Однако в условиях хозяйственного, политического и этнического единения белорусских земель в пределах ВКЛ белорусские летописи отходят от древнерусских литературных приёмов. Погодичное изложение событий заменяется отдельными связными рассказами. Их содержание приобретает общегосударственное значение. Поэтому летописи, хотя и писались на белорусском языке, по праву называются белорусско-литовскими. К ним относятся «Летописец великих князей литовских», написанный в 20-е годы XV века, Супральская летопись, «Хроника Великого княжества Литовского и Жомойтского», написанная в 20-е годы XVI века, и Летопись Быховца (середина XVI века).
Особое место в белорусской литературе занимает гимн белорусской земле и её народу – «Песня о зубре». Её автор – крупнейший поэт эпохи Возрождения Николай Гусовский (1480–1533 гг.). В этом произведении Н. Гусовский описывает природу Беларуси, занятия и обычаи населения, выступает против феодальных войн, от которых страдает народ.
Важнейшую роль в создании белорусской оригинальной литературы, развитии просвещения, общественно-политической мысли и белорусской культуры вообще сыграло книгопечатание, начало которому положил Франциск (Георгий) Скорина (1490–1551 гг.). Он получил глубокое и разностороннее образование в университетах Европы. В 1506 году окончил Краковский университет, затем продолжил обучение в Падуанском университете (Италия). В 1512 году он уже был доктором «свободных искусств». В 1517 году в Праге он начал осваивать главное дело своей жизни – книгопечатание. Перевёл на церковнославянский язык и издал «Псалтырь», перевёл на белорусский язык и издал Библию – 22 книги Ветхого завета. В 1522 году он основал первую типографию на территории нашей страны, в г. Вильно, где издал книги на белорусском языке. Продолжил дело Ф. Скорины просветитель Симон Будный (1530–1593 гг.). В 1562 году он издал в г. Несвеже «Катехизис» на белорусском языке. С 1574 года он продолжал издавать книги в созданной им типографии в местечке Лоске. С середины XVI века на территории Беларуси были открыты типографии в г. Несвеже, Бресте и местечке Лоске (ныне Воложинский район).
Однако в конце XVI века была написана и трагическая страница истории Беларуси, которая ассоциируется с Люблинской унией 1569 года. В соответствии с указанной унией ВКЛ вошло в состав Польского государства – I Речи Посполитой – с последующей утратой своего государственного суверенитета.
Следует признать, что вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой имело исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, осознания его общерусского происхождения и политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство не было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, правительство Речи Посполитой делало всё, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Достаточно привести только один пример: в 1697 году Сейм Польши издал закон, запретивший использование белорусского языка в качестве средства общения. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.
Воссоединение Беларуси с Россией в составе единого государства – Российской империи – в конце XVIII века подавляющее большинство населения (белорусы) встретили лояльно, без сожаления об исчезнувшей с политической карты мира I Речи Посполитой. Об этом уже свидетельствуют события войны Российской империи с наполеоновской Францией 1812 года, которая для большинства населения Беларуси стала Оте­чественной войной. 12 июня 1812 года армия Наполеона, которая почти в три раза превосходила по численности русскую армию, перешла реку Неман и без объявления войны напала на Россию. Беларусь превратилась в основной театр военных действий. Жестокие бои русская армия летом 1812 года вела в районе местечка Мира, г. Кобрина, Островно, Полоцка и деревни Солтановки. Уже к августу 1812 года большая часть Беларуси была оккупирована французами и их союзниками почти на пять месяцев. 1-я и 2-я русские армии покинули Беларусь, но разгромить их, как задумывалось изначально, Наполеону не удалось. Не удалось оккупантам овладеть и крепостью в г. Бобруйске. Несмотря на то, что цитадель была ещё не достроена, её защитники на протяжении пяти месяцев отбивали все атаки польского корпуса генерала Я. Домбровского, который был в составе французской армии. Защищало крепость 5 тысяч солдат и офицеров русской армии, а численность осаждающего противника составляла 25 тысяч человек.
Оккупационная политика захватчиков вызвала массовое партизанское движение в Минской, Могилёвской и Витебской губерниях, где французское командование вынуждено было держать для «поддержания порядка» 30 тысяч солдат и офицеров. Например, партизанский отряд, состоящий из крестьян деревни Жарцы Полоцкого уезда, в составе Петербургского ополчения сражался за освобождение г. Полоцка. Генерал Барклай-де-Толли писал о партизанах этой деревни: «В 1812 г., когда окружающие деревни были заняты врагом, они деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при взятии штурмом г. Полоцка». Командовал партизанами их односельчанин Максим Марков. В Игуменском уезде Минской губернии действовал партизанский отряд из числа жителей деревни Тростянки, которым руководил крестьянин Тарас. В Борисовском уезде той же Минской губернии активно действовал большой партизанский отряд из жителей деревень Староселье, Можаны, Есьмоны и Клевки. И таких примеров было много.
В борьбе за освобождение г. Витебска активно участвовали многие жители города. Они обезоружили французских солдат и офицеров гарнизона и передали пленных русскому командованию. Житель г. Витебска Сергей Борунов вступил в бой с 30 французскими солдатами и заставил их бежать.
Оккупанты пытались создать иллюзию местного самоуправления. С этой целью из числа польских и литовских помещиков 19 июня (1 июля) 1812 года Наполеон создал в г. Вильно Комиссию Временного правительства ВКЛ во главе с её председателем С. Солтаном. Власть Временного правительства распространялась на Виленскую, Гродненскую и Минскую губернии. Главной её задачей был сбор налогов и организация вооружённых сил ВКЛ как союзной армии Франции. Планировалось создать 15-тысячную армию. Однако мобилизацию провести в полном объёме не удалось. Белорусские крестьяне и горожане не желали служить во вражеской армии, которая с первых дней оккупации начала грабить, заниматься мародёрством и убивать. И всё же к декабрю 1812 года армия ВКЛ насчитывала 20 тысяч человек. Парадокса здесь нет! Литовские и польские магнаты (католики) И. Манюшко, Л. Пац, Д. Радзивил, Р. Тызенгауз и др. на собственные средства сформировали из своих вассалов – ополяченной шляхты – кавалерийский егерский полк, два уланских полка, конно-артиллерийскую роту и другие подразделения.
Однако подавляющее большинство белорусского народа свои симпатии отдали новому отечеству – Российской империи. Десять дивизий русской армии, которая насмерть стояла у д. Бородино, были сформированы из рекрутов белорусских губерний – это треть русской армии, которая тогда сражалась под Москвой. Например, в Бородинской битве участвовала и прославилась 3-я пехотная дивизия, которая была сформирована на территории Витебской губернии. Четыре её полка защищали на Бородинском поле знаменитые Багратионовы флеши. 24-я дивизия русской армии состояла из крестьян Минской губернии. Она героически защищала батарею Раевского.
Об остроте борьбы белорусского народа с иноземными завоевателями в войне 1812 года свидетельствует следующий факт. За пять месяцев французской оккупации население Беларуси сократилось на 20%, т. е. погиб каждый пятый житель.
В границах Российского государства белорусы возродили свои национальные традиции, культуру и литературный язык. На рубеже XIX–XX веков начала формироваться белорусская нация, зародилось белорусское общественно-политическое движение, в рамках которого и получила своё развитие идея строительства национального государства.
С падением самодержавия в России в феврале 1917 года, а затем в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси был уже поставлен вопрос о практической реализации строительства белорусской национальной государственности. Данный вопрос был реализован на практике 1 января 1919 года, когда была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). С её провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусского советского государственного строя.
Провозглашённая в 1919 году БССР представляла собой целую эпоху в истории становления новой белорусской государственности. Это был первый реальный опыт строительства и функционирования национального белорусского государства. Даже в условиях ограниченного суверенитета Советская Беларусь являла собой пример успешного государственного строительства. Полученный за годы существования БССР опыт стал фундаментальной основой для строительства современного национального белорусского государства. На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета молодой державы важное значение имело принятие Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года Конституции, которая 25 лет, как путеводная звезда, является ориентиром социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Виктор Ермолович

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.