Наш «Евгений Онегин»
2004 год. Как это было давно и недавно… Мы ставили много удивительных спектаклей: «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Квадратура круга» В. Катаева, «Линия 1» – музыкальное ревю, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира – спектакль, все музыкальное оформление которого озвучивали голоса артистов(!), с творческим восторгом играли знаменитый «№ 13» и «Не тряси яблоко – само упадет» по пьесе Александра Островского. Мы жили взахлёб.
Не хватало времени, чтобы все задуманное поставить, сыграть, съездить на репетиции в Москву, успеть на фестиваль, еще надо было придумать такой капустник, чтобы зрители научились завидовать сами себе, какой у них замечательный театр! И в этом беспрерывном творческом движении большая заслуга директора театра Г.Н. Поповой. Она сама включалась в этот захватывающий водоворот событий, поездок, выпусков все новых спектаклей: сложных и затратных, при этом очень неожиданных и художественно талантливых. Все были увлечены общим творчеством. Равнодушных не было.
На сборе труппы перед открытием 108 театрального сезона узнали от главного режиссера Валерия Александровича Персикова, что первой премьерой станет музыкальный спектакль «Евгений Онегин». Вначале он назывался «Собранье пестрых глав». Первое знакомство с замыслом произошло еще перед отпуском. Но сразу после отпуска начались вокальные репетиции, тренинги по движению, занятия с хореографом Анной Кряжевой, репетиции с артистами, играющих на новых для себя музыкальных инструментах, занятия по речи и репетиции, репетиции с режиссером. Учились заново чтению стихотворного текста, это нам и позже пригодилось. Весь театр был наполнен музыкой поэзии Александра Пушкина и музыкой П. И. Чайковского, позже, стены театра услышали тревожную музыку С. Прокофьева и веселые напевы обрядовых песен. Артисты читали о Пушкине, учили стихи поэта, читали и перечитывали его произведения. Поэт «поселился» в театре, среди нас. Подобное мы переживали и раньше, и позднее, но сейчас речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине. Поставил этот необычный музыкальный спектакль «Евгений Онегин» – фантазию на тему романа Александра Сергеевича Пушкина режиссер-постановщик В. Персиков. В спектакле не было фонограмм, звучала музыка П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева в исполнении еще одного автора спектакля, музыкального руководителя Григория Слободкина. Не только звучала, но была действующим лицом незабываемого спектакля. Для драматического театра – это стало событием, а для Мичуринского театра «невероятным событием!» Как писал журналист и многолетний поклонник театра Виктор Кострикин: «Евгений Онегин» стал еще одним «безумным шагом» в творчестве мичуринского театра под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, режиссера-постановщика спектакля, точнее, его автора В. Персикова.
Из статьи В. Кострикина «Сквозь магический кристалл пушкинской музы»: «Безумие» театра (как можно понять и принять эту эмоциональную оценку зрителя) в том, что от художественного коллектива можно ждать всего, кроме скуки… Можно видеть и ждать те спектакли, что определили лицо и дух театра с появлением в нем современного художника сцены, как Валерий Персиков.» (Мичуринская правда.19.11.2004 год)
Блестящий триумвират, сочинивший эту чудесную фантазию на тему романа А.С. Пушкина, заслуживает того, чтобы написать о всех соавторах, создавших наш спектакль. Инициатором, конечно, был режиссер-филолог, постоянно придумывающий для нашей труппы трудные, но невероятно интересные замыслы, Валерий Персиков. Перво-наперво он вместе с соавтором Г. Слободкиным написали инсценировку романа в стихах. Потом сам режиссер сочинял воображаемый, будущий спектакль.Вариантов решения каждой сцены было множество. Все были интересные, выбирать всегда трудно, но необходимо. С ним работали бесконечно творческие, потрясающие профессионалы: соавтор и музыкант Григорий Миронович Слободкин, под его игру на фортепиано так профессионально был пропет весь наш «Евгений Онегин», благодаря ему драматические артисты запели довольно сложные вокальные партии. Блестящий педагог, пианист от бога, только с ним можно было работать над оперой для драматического театра. У него даже паузы были наполнены музыкой. Позже, за роялем была замечательный концертмейстер Любовь Толпегова… Художником – постановщиком спектакля была Ирина Балашевич. Она настолько вдохновилась замыслом будущего спектакля и волшебной поэзией Александра Пушкина, что придумала точный сценический образ спектакля – фантазии: кулисы и задник являли собой длинные, как бы пергаментные, почти бесконечные листы пушкинских черновиков и рукописей с текстами и рисунками поэта. Подобное оформление становилось тоже действующим лицом спектакля. На сцене все и вся дышало, звучало, было проникнуто обаянием Пушкинского творчества и художественным ароматом времени. В спектакле звучали и другие стихи Поэта, русские обрядовые и лирические песни, романсы А. Алябьева, К. Вильбоа, А. Дюбука, Т. Шиловской, чем и достигалась многомерность образа поэта и его судьбы. Образ времени.
Спектакль начинался в фойе. Участники спектакля предлагали зрителям бокалы шампанского, и звуки пробок, то тут, то там, выскакивающие из бутылок игристого напитка (в этом случае, так и хочется написать играющего напитка) звучали подобно оркестровой настройке оркестра, скрытого от зрителей до начала спектакля. Театр совсем недавно сыграл премьеру этого спектакля на фестивале Малых городов в Вышнем Волочке, привез Диплом «За творческий эксперимент», «За верность классике» и специальный приз. Главное – ощутили в полной мере любовь и признание фестивального зрителя. И вот – премьера на своей сцене, для своих зрителей. Казалось, что радостно – напряженная атмосфера, заполнившая все фойе театра, переполняла сердца гостей театра и наших зрителей. Они предвкушали встречу с искусством. Безумно волновались артисты и все соавторы необычной премьеры. Но прозвучали три звонка, зрители заполнили зал, сценическая фантазия на темы романа в 2х частях – началась! На сцену выбежал артист Сергей Дубровский, который должен от лица Поэта повести зрителей в мир Онегиных – Лариных – Ленских, в его руках – парик, он надевает его, спрашивает у зрителей о своем сходстве с Пушкиным, зрители вовлекаются в игру, одни говорили, что непохож, артист расстраивался, в это же время другие зрители говорили о сходстве артиста с Поэтом. Сергей Дубровский, подвижный как ртуть, начинает говорить отдельные слова, будто он ищет подбирает слова для будущего стихотворения, читает стихотворение и в это время откуда – то раздаются чарующие звуки увертюры к роману, на сцену вдруг выходят различные персонажи будущего действия, Поэт представляет их, но в это же время пытается увести со сцены. Но звучит другая часть увертюры и вновь на сцену выходят герои романа, Поэт не понимает, откуда музыка, почему действие не подчиняется его замыслу, почему им придуманные герои так своевольничают, все время норовят нарушить порядок… Поэт за занавесом «нашел» пианиста, попросил начать играть увертюру сначала. Вышли Ольга и Татьяна Ларины (артисты Екатерина Фоменко и Ирина Михеева) кружатся, шалят, мечтают… Вышел Онегин (арт. Игорь Чигасов), с ним Ленский (арт. Сергей Цаценко) – спектакль начался. Зрители с удивлением и радостью слушали пение наших артистов.
А. Тауберг: «Герои поют, но лишь тогда, когда необходимо заострить важность момента. На самом деле это спектакль, свободный от какой-либо оперной традиции, музыка льётся легко и естественно, в неё так же естественно вплетаются голоса актёров, которые переходят с разговора на пение и наоборот». [газета «Соборная площадь» № 3, стр. 7].
Эмоционально яркие диалоги героев, споры, откровения Татьяны, ее сцена с Няней (засл. арт. РФ В. Кошмина)… Было много аплодисментов, зал жил вместе с артистами: волновался, переживал, то смеялся, позже – даже дыхания не было слышно. От волнения за героев зрители замирали. Ну как не любить нашего зрителя! Он чутко реагировал на все перипетии романа. Нельзя сказать, что всеми зрителями была принята наша пушкинская премьера, но большинство принимали спектакль с большим интересом, и – восторгом! В спектакле было занято большое число артистов, но это был настоящий ансамблевый спектакль.
Конечно, действие спектакля не только об истории любви несчастной провинциальной девушки Татьяны к столичному гуляке, знатоку «науки страсти нежной». Спектакль многомернее, он – об отношении человека к жизни. Кто сам – ее хозяин, кто – подчиняется ее течению. Поэт сумел так написать о жизни и судьбах людей, что его роман в стихах навсегда стал «энциклопедией русской жизни» по точному определению Виссариона Белинского.
Я не буду заниматься реконструкцией спектакля, наши журналисты, работающие в то время в различных газетах города, подробно и с большим пониманием происходящего на сцене, написали рецензии, в которых сохранилась память о спектакле.
А. Тауберг: «Вообще, содержание сцен в психологическом плане исчерпано до конца, подобного эффекта режиссёр достигает в союзе с артистами. Понимание и согласие здесь абсолютно полное, что, наверное, возможно только в течение долголетнего сотрудничества. Не скажу, как они этого добились, но актёры С. Дубровский, И. Чигасов, С. Цаценко, И. Михеева, В. Кошмина, Т. Николаева и другие приняли из рук постановщиков эстетический ключ и умело им пользуются. Старшее и молодое поколения артистов, живущие вместе на сцене, прекрасно дополняют друг друга – темперамент и мудрость, горячность, так свойственная русскому театру, и техничность.» [«Соборная площадь». № 3, стр. 7] Спектакль был сложный и одновременно – воздушный. Он весь был пропитан духом творчества, эксперимента и – ПУШКИНА!
Прошло более 10 лет после премьеры пушкинского спектакля, поменялось творческое руководство театра, большинство артистов по-прежнему работают в нашем театре, но не все. Хорошо, что одухотворенная увлеченность творчеством, общей работой и театром продолжает жить в наших стенах. Можно вспомнить несколько спектаклей, которые приносят творческую радость сегодня:«Когда спящий проснется» (режиссер – О. Куртанидзе), «Гроза», «Женитьба Фигаро» (режиссер – Г. Галавинская),«Три мушкетера» (режиссер – А. Истомин).