Заслуженный артист АЛЕКСАНДР Масленников: жить нужно только сегодня и сейчас
Вроде бы недавно, 16 апреля 2024 года, уроженец города Мичуринска, заслуженный артист России Александр Александрович Масленников отметил свой 71-й день рождения, но каждый день приходит в Волгоградский молодёжный театр, где работает заведующим труппой и часто по вечерам выходит в постановках на сцену.
Его пристрастие к сцене проявилось ещё со школьной скамьи. Когда мальчишка учился в младших классах мичуринской школы № 16 (эту школу много лет спустя окончил и я) у учительницы начальных классов Марии Фёдоровны Котовой, занимался в кукольном кружке. В нём почему-то хотели заниматься все мальчишки.
– А впервые на сцену я вышел в четвёртом классе в мичуринской школе № 16 в роли пожилого гражданина, учительница для солидности дала ещё свои очки, – улыбаясь, вспоминает Александр Александрович.
Потом играл медведя Василия Потапыча в «Двух клёнах» Е. Шварца. Был конферансье на школьных концертах и на летних дворовых площадках. А вот попав в единственный в городе театр, посмотрел в седьмом классе спектакль про Софью Перовскую.
– Меня поразила игра актёров: удивило и потрясло искусство переживания на сцене, – рассказывает Масленников.
Мальчишку заворожила игра, он не побоялся и пошёл на сцену, узнал, что главный режиссёр театра Герман Петрович Носатов ведёт театральную студию, и напросился к нему в кружок. Кстати, он потом и подготовил юное дарование к поступлению в Саратовское театральное училище. Тогда туда принимали после девятого класса. На курс Дмитрия Лядова конкурс был 36 человек на одно место: на 25 мест подало заявления 900 человек. А до конца доучились только шестнадцать. Но зато кто окончил… Например, народная артистка России Валентина Федотова, заслуженные артисты России Светлана Гузикова, Галина Авдонина, Владимир Таныгин, а также заслуженный артист России и Украины Владимир Конкин.
– Володя был заводным парнем на нашем курсе, интересно показывался на занятиях и экзаменах по мастерству актёра и сценической речи, – вспоминает Александр Масленников. – Помню, как перед выпускными экзаменами на наши дипломные спектакли – «Чудаки» по пьесе М. Горького, «Машенька» – А. Афиногенова и «Когда цветёт акация» – Н. Винникова – приезжали главные режиссёры разных театров страны. В их числе был и руководитель Харьковского ТЮЗа, который посмотрел вокально-танцевальный номер из оперетты «Вольный ветер», который с задором исполнили Галя Авдонина, Володя Конкин и я, после чего сразу пять однокурсников (в том числе и я с Володей) были приглашены в труппу этого театра. Однако сразу после зимних школьных каникул к нам в училище пришла телеграмма о том, что ТЮЗ в Харькове сгорел (ночью в фойе театра из-за замыкания электричества вспыхнула новогодняя ёлка). Получив диплом, Конкин отправился в Харьков, а мне, конечно, не захотелось начинать свою профессиональную карьеру в качестве «артиста погорелого театра». А тут как раз в училище приехал главный режиссёр Волгоградского ТЮЗа Вадим Иванович Давыдов, проработавший большую часть времени в Саратовском ТЮЗе, и пригласил работать в Волгоград.
Не удержался и спросил: а поддерживал ли Сан Саныч отношения со своим прославленным однокурсником. Оказывается, долгие годы они не виделись. А вот столкнулись волею случая.
– Я был приглашён на его юбилей на прямой эфир канала «Россия 1», – делится Александр Масленников. – Владимир Конкин был удивлён, когда увидел меня – своего однокурсника и старосту группы.
Уже позже, в 1985 году, Александр Масленников окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (курс народного артиста РСФСР К. К. Михайлова, заслуженного деятеля искусств РФ Д. Г. Ливнева и С. Л. Собиновой-Кассиль) по специальности «Актёр драматического театра и кино». С 1972 года в течение 30 лет – артист Волгоградского театра юного зрителя, где им сыграно более 100 ролей острохарактерного, комедийного и социального плана в спектаклях современного и классического репертуара.
Многие коллеги отмечают, что Масленников – разноплановый актёр: он может сыграть кого угодно: от Бабы Яги до Ленина. А если надо, то и записную книжку. Тем более Театр юного зрителя – универсальный театр, где актёр должен уметь перевоплощаться в кого угодно.
Но на некоторое время случился перерыв в актёрской деятельности: с 1990 по 1993 год Масленников был депутатом Волгоградского городского Совета, а потом шестнадцать лет работал в управлении (комитете) культуры администрации Волгограда. Сначала главным специалистом, а с 1999 года – десять лет заместителем председателя комитета.
– Главным для меня стало желание сделать так, чтобы в сфере культуры и искусства нашего города произошли положительные изменения, – делится Масленников. – Я рад тому, что во время своего депутатства имел прямое отношение к выделению отдельно стоящих помещений для детских школ искусств, к выделению помещений для областных учреждений культуры – краеведческого музея, музея изобразительных искусств, детской художественной галереи, был причастен к созданию оркестра «Комбо-джаз-бенд», ансамбля народных инструментов «Царицынъ», Детской духовно-певческой школы «Конкордия», Детской школы хореографического искусства. Работая в управлении культуры, участвовал в реорганизации театра музыкальной комедии в музыкальный театр, училища искусств имени П. А. Серебрякова – в институт искусств, в создании муниципальных учреждений культуры, в частности Молодёжного театра.
В 2013 году депутаты Волгоградской городской Думы наградили Масленникова почётным знаком города-героя Волгограда «За верность Отечеству».
А вот в 2012 году Владимир Бондаренко, основавший Молодёжный театр, пригласил к себе в труппу Масленникова.
– Я долго искал на одну роль актёра, – вспоминает заслуженный артист России Владимир Бондаренко. – Роль не главную, но основополагающую. От игры актёра зависело, как сложится весь спектакль. И тут я вспомнил об Александре Масленникове, с которым раньше играл вместе. У него был перерыв в работе, но с этой ролью у Александра Александровича открылось второе дыхание.
Режиссёр не пожалел о выборе. Пригласил потом участвовать во втором спектакле. Так Масленников попал в основной состав театра.
Кстати, многие коллеги Александра Александровича отмечают многогранность его таланта.
– В нём есть какая-то изюминка, фишка, которую он придумывает во время каждого спектакля, – делится солистка Волгоградского музыкального театра Лада Семёнова. – И этим всегда ставит в тупик напарника. Но мне из-за этого и нравится работать с Масленниковым. С ним можно импровизировать.
Кстати, для Александра Александровича нет проходных ролей, на каждой он выкладывается по полной. Актриса Волгоградского ТЮЗа Елена Ефимовская вспоминает, что Масленников получал неимоверное удовольствие от репетиций.
– Был у нас один режиссёр, который скрупулёзно относился к каждому движению, мог репетировать одну фразу два часа, – вспоминает Ефимовская. – Другого это разозлило бы, а вот Масленникову доставляло удовольствие…
При этом никто никогда не видел Александра в плохом настроении. Видимо, он чётко усвоил систему Станиславского: личное оставляй за стенами театра. А в храм искусства входи только в прекрасном настроении. И до сих пор актёр придерживается принципа: только сегодня и сейчас. То есть выкладываться нужно в каждой роли по полной, играть её сегодня, как в первый раз.
И вот за сорок лет сценической деятельности им сыграно более ста десяти ролей, из них около тридцати – главных. Но одной из самых любимых стала роль пана парикмахера Угрика в спектакле Волгоградского молодёжного театра «Прежде, чем пропоёт петух».
А с февраля 2020 года Масленников занят в роли Клинтона на репетициях спектакля «Скандал» по пьесе Дж. Б. Пристли «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун».
Бывали у него и не совсем обычные роли. Так, 20 ноября 2015 года в Волгограде прошла реконструкция фрагментов Нюрнбергского процесса, поставленная руководителем Волгоградского молодёжного театра, заслуженным артистом России Владимиром Бондаренко. Заслуженный артист России Александр Масленников исполнил роль Германа Геринга – наци № 2.
Актёр настолько глубоко вжился в образ героя, что зрители воспринимали показ как документальный слепок давно прошедших времён. Создателям реконструкции пришлось много потрудиться, перечитать много архивных документов, книг. И если учесть, что процесс длился один год, а реконструкция уложилась в сорок минут, понятно, что из богатого материала нужно было делать выжимки, брать самое необходимое, важное. И создателям реконструкции это удалось. У многих ветеранов навернулись слёзы. Постановку отметил глава администрации Волгоградской области Бочаров.
Кстати, Александр Масленников постоянно ведёт городские мероприятия. А его дикторская карьера начиналась с благословения Юрия Левитана.
С Волгоградом диктор Всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан был связан работой над записями фронтовых сводок для трансляции на Мамаевом кургане. В 1980 году на главной высоте России проходили торжественные мероприятия, посвящённые Дню Победы. Тогда ещё молодому артисту Волгоградского ТЮЗа Александру Александровичу Масленникову довелось вести часть этих мероприятий поочерёдно с Юрием Борисовичем.
– Я был в восторге от его высочайшего профессионализма и уникального голоса, – вспоминает Масленников. – И в этот же майский день мы вели с ним праздничный концерт во Дворце культуры «Химик» в Красноармейском районе. И после концерта великий диктор неожиданно для меня похвалил за достойное партнёрство, доброжелательно оценив и мой голос. «Вам, молодой человек, стоит продолжать заниматься в качестве ведущего мероприятий, концертов. У вас, несомненно, есть для этого хорошие способности». Так оно и случилось. Практически в дополнение к основной актёрской работе я долгие годы вёл торжественные церемонии и мероприятия, организуемые органами власти Волгограда и области, концерты на открытых площадках ко Дню города, а также в театрах и дворцах культуры.
А в центре города, на здании главпочтамта и областного радио, восемь лет назад был открыт барельеф диктора Юрия Левитана, личные средства на который выделили Председатель Правительства России В. С. Черномырдин и народная артистка СССР Л. Г. Зыкина.
А вот в новых, непредвиденных условиях – во время эпидемии коронавируса и самоизоляции – актёры Волгоградского молодёжного театра тоже не сидели без дела. Например, заслуженный артист Александр Масленников сделал запись рассказа Антона Павловича Чехова «Баран и барышня», который выложил на сайте родного театра. Также он записал отрывок «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и посвятил его 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Андрей ОБЪЕДКОВ,
член Союза театральных деятелей России


