Жизнь, отданная искусству

Жизнеутверждающий, солнечный талант нашего земляка, народного художника СССР А. М. Герасимова, получил всенародное признание. Его лучшие произведения экспонируются в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, в крупнейших музеях нашей страны и за рубежом. Самая большая коллекция А. М. Герасимова, состоящая из 141 произведения, принадлежит музею-усадьбе художника. Музей располагает наиболее ценными, ранними, произведениями Герасимова, выполненными им во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903–1915 гг.).


О художнике и его творчестве, его таланте написаны воспоминания, статьи, книги. Музей А. М. Герасимова к 130-летию со дня рождения художника в 2011 году выпустил третье издание книги «А. М. Герасимов в воспоминаниях современников». В книгу включено более ста чёрно-белых фотографий, которые рассказывают о жизни и творчестве знаменитого художника, начиная с года его поступления в училище и кончая последними годами жизни. Изданы буклет о музее к 35-летию со дня его основания и наборы открыток.
А. М. Герасимов родился 12 августа 1881 года в городе Козлове в семье прасола. Отец его, Михаил Софронович, занимался торговлей скотом. Он ездил на юг страны, скупал скот, пригонял его в Козлов и здесь продавал в живом или в убитом виде на Базарной площади.
После окончания церковно-приходской школы, а затем Козловского уездного училища юный Александр увлекается рисованием. Вначале это были копии с рисунков из журналов, потом он стал рисовать приказчиков в трактире, лошадей.
Свои первые рисунки Александр показал Сергею Ивановичу Криволуцкому, открывшему в Козлове в начале 1900-х годов художественную школу, первую на Тамбовщине. Сергей Иванович – академик живописи, окончивший Петербугскую академию художеств, – глядя на талантливые рисунки А. М. Герасимова, сказал ему: «Бросьте заниматься всякой ерундой, поезжайте в Москву поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества».
Отец не одобрил выбор сына и не рекомендовал ему учиться на художника: «Какие художники! Художники – это бедные люди, они голодают. Уж если хочешь учиться, то учись на инженера или на врача». Отец видел в своём сыне ближайшего помощника в торговом деле.
Совет С. И. Криволуцкого решил судьбу Герасимова. Невзирая на все возражения отца, летом 1903 года он уезжает в Москву. Из восемнадцати экзаменовавшихся в МУЖВЗ были приняты лишь двое, в том числе и Александр Герасимов. Двенадцать лет провёл он в стенах училища. Его учили известные педагоги и художники: А. Е. Архипов, А. Васнецов, А. Корин, В. Серов и К. Коровин. Каждый из них внёс свой вклад в воспитание Александра Герасимова, но более всего сказалось на его творчестве влияние Серова, Архипова, Коровина.
Наибольшее влияние французским импрессионизмом оказал на него Константин Коровин, месяцами живший в Париже, он взахлёб рассказывал своим студентам об этом течении в искусстве. Уже в годы ученичества А. Герасимов показал себя стойким и принципиальным последователем реалистического искусства.
После блестящего окончания живописного отделения училища А. Герасимову захотелось продолжить занятия в мастерской К. Коровина, который предложил ему поступить ещё на одно отделение училища. Александр выбрал архитектурный факультет и стал посещать мастерскую Коровина.
Во время обучения в училище он создаёт замечательные произведения: «Дворик в Козлове» (1910), «Тройка. Лай собак и звон бубенчиков» (1913), «Портрет искусствоведа В. М. Лобанова» (1913), «Портрет Н. Гиляровской» (1912), «Март в Козлове» (1914), «Обоз порожняком» (1913). Годы учёбы в Москве, в училище живописи, ваяния и зодчества, характеризуются созданием произведений пейзажного искусства: «Я исколесил все окрестные дороги Козлова и многим обязан этим поездкам. Они пробудили во мне любовь к природе и оставили незабываемые чарующие воспоминания», – вспоминал художник. Тема степной дороги, большака, стала характерной темой пейзажей Александра Михайловича. На юбилейной выставке представлена «Тройка» – собственность Музея-усадьбы А. М. Герасимова. В ней прослеживается сходство с композицией произведения учителя А. М. Герасимова А. Е Архипова «Обратным».
В «Тройке» у художника много безудержной экспрессии и смелого порыва, этому помогает жирный, пастозный, широкий мазок. В этом пейзаже много национальной русской красоты, чувствуется любовное отношение ко всему родному. Когда смотришь на «Тройку», то она ассоциируется с мотивами никитинской поэзии.

Мчится тройка, из упряжки рвётся.
Не смолкает бубенчиков звон…
А. М. Герасимов написал три варианта «Тройки», в музее находится первый вариант, второй – в Третьяковке, третий – в Русском музее.
«Мою любовь к живописи питал аромат родных полей и степей», – писал художник.
На выставке представлены работы из ГРМ «Обоз порожняком» и «Март в Козлове». От этих произведений веет суровой жизнью крестьянина той эпохи. Бесконечной кажется линия обоза, и будто конца и края нет этой грустной дороге. Художник прекрасно передаёт ритм движения крестьянского обоза, он связал его с ритмом уходящих телеграфных столбов и с летящими вдаль стаями грачей.
В одно и то же время, в 1913 году, А. М. Герасимов пишет два произведения: «Бобыль» (собственность историко-художественного музея г. Моршанска) и «Бобылиха» (собственность Мичуринского краеведческого музея). Эти произведения очень характерны как выражение темы обездоленности крестьянства. Бобыли были нищими, разорёнными крестьянами, не имеющими возможности содержать семью. Художник сумел создать яркие образы бобыля и бобылихи, напомнить об их горькой доле, о трагизме того времени, которое переживала страна.
Сколько горя и безысходности в произведении «Крайняя изба» 1914 года, принадлежащем Музею-усадьбе А. М. Герасимова. Все эти произведения написаны в одной колористической гамме и передают душевное состояние художника.
1915 год. А. М. Герасимов блестяще оканчивает училище, ему присваивается звание художника I степени. Его дипломной работой была картина «В. О. Ключевский на лекции по истории в Училище живописи»; на звание архитектора – проект мавзолея, посвящённый Отечественной войне 1812 года, – «Мавзолей на поле Бородинской битвы». Единственной работой А. М. Герасимова как архитектора является оформление в 1913 году козловского «Театра разумных развлечений» в стиле модернизированного ампира.
В 1915 году А. Герасимова забирают в армию, где он служит до 1918 года. Из армии он возвращается в свой родной город.
Первое, что он делает в Козлове, – создаёт Коммуну творчества козловских художников. В качестве пробы своих творческих сил художник вместе с членами коммуны оформляет Козлов к первой годовщине Октября. В это время он изваял бюст Карла Маркса из гипса и вместе с членами коммуны установил его на центральной Соборной площади. В 1919 году бюст был уничтожен во время налёта генерала Мамонтова. Удалось найти гипсовый эскиз бюста, с которого скульптор народный художник СССР А. П. Кибальников выполнил в 2,5 величины скульптурный портрет Карла Маркса в бронзе, который находится в мичуринской мастерской художника. Это единственная скульптурная работа А. М. Герасимова, которую высоко оценил А. П. Кибальников и только поэтому взялся за восстановление её. Члены коммуны устраивали художественные выставки в городе: «Русское творчество», «Первая выставка любителей графического искусства».
В конце 1919 года Александра Михайловича пригласили работать в театр штатным декоратором. Он создавал декорации для спектаклей не только нашей труппы, но и гастролировавших артистов. Благодарные зрители восторженно воспринимали декорации А. М. Герасимова. Когда открывался занавес, они рукоплескали декорациям художника, стоя его приветствуя.
С. Ф. Корнилов, тогдашний директор театра, так вспоминал о деятельности Герасимова как художника-декоратора: «Работы А. М. Герасимова уже в то время говорили о его замечательном таланте. Как сейчас помню, какое впечатление на зрителя произвело его художественное оформление пьесы «Савва» Л. Андреева. Едва открылся занавес, публика в зрительном зале была пленена, захвачена сценой творческого искусства». Много живописной изобретательности было вложено художником в оформление спектакля «Синяя птица». В декорациях А. М. Герасимова основной акцент делался на живопись, это он позаимствовал у своего учителя К. Коровина.
В музее имеется этюд к оформлению спектакля «Лес» Н. Островского. Совсем недавно художественный руководитель Малого театра Ю. Соломин, вспоминая о сохранившихся в театре декорациях, называл декорации А. М. Герасимова одними из лучших.
В 20-е годы театральная работа отнимала у художника много времени, и он не мог заниматься большими живописными композициями. В ту пору он создаёт два акварельных портрета. Это портреты С. С. Варсонофьева и С. Г. Архипова. Они мастерски написаны без предварительного рисунка карандашом, передают портретное сходство изображённых на них художников, раскрывают характер и душу людей, смотрящих на нас. Оба портрета находятся в собрании Музея-усадьбы А. М. Герасимова.
Искусствовед М. П. Сокольников в монографии о Герасимове отмечает, что эти произведения привлекают жизненностью и правдивостью выражения. Хороший анатомический рисунок, тонкая световая разработка подчинены внутреннему состоянию образа. Самое существенное в этих произведениях – передача глаз человека. Одна из самых больших трудностей портретного искусства. Такие глаза не забудешь – в них отражены и прожитая жизнь, и мечты человека. В глазах С. Варсонофьева чувствуешь надлом воли, тогда как лицо и глаза С. Архипова говорят о творческой страсти и об упорстве характера. В этих работах ярко раскрылось мастерство Александра Герасимова как акварелиста. В своих акварельных портретах художник идёт от реалистических традиций, заложенных К. Брюлловым, И. Репиным, В. Суриковым.
1925 год. В драматическом театре г. Козлова гастролировал Московский театр оперетты, который «соблазнил» художника-декоратора А. Герасимова перспективной работой и пригласил его с собой в Москву.
В Москве Александр Михайлович вступает в АХРР (Ассоциация художников революционной России), в которой состояли многие его сокурсники по училищу – в основном художники, доказавшие свою преданность реалистическому искусству. В Москве А. М. Герасимов с головой окунулся в художественную жизнь.
В 1926 году члены АХРР устроили грандиозную выставку «Жизнь и быт народов СССР». Художник представил на ней шесть работ, в том числе портрет И. В. Мичурина, пейзажи «Степь», «Степь цветёт», «Май», «Пионы». Далее художник принимает участие в девятой, десятой, одиннадцатой выставках АХРР.
В 1929 году А. М. Герасимов принимает активное участие в организации Всекохудожника, на первую выставку которого даёт свою работу «Ленин на трибуне». В первом томе «Истории советского искусства» отмечается: «Среди произведений 20-х и начала 30-х годов выделяется «Ленин на трибуне». Это произведение выдвинуло А. М. Герасимова в число крупных советских живописцев» и было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.
Творчество нашего земляка в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века очень разнообразно. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты. «Из всех цветов, – говорил художник, – я больше всего люблю розы, пионы и полевые цветы. Мои розы – могучие розы, они вобрали в себя всё плодородие нашей чернозёмной полосы».
На выставке представлены великолепные «Розы» (1940), являющиеся собственностью Третьяковской галереи. «Розы в хрустальной вазе» и «Розы в стеклянном кувшине» – собственность Музея-усадьбы А. М. Герасимова.
Украшением экспозиции являются «Полевые цветы» – собственность Музея-усадьбы А. М. Герасимова и «Букет (иван-да-марья)» из ГТГ.
В центре внимания выставки – «Женские портреты», принадлежащие Музею-усадьбе А. М. Герасимова. Кто изображён на этих портретах, до сих пор остаётся неизвестным. В одном портрете художник следует традициям испанского художника Веласкеса. Александр Михайлович изображает в зеркале своё отражение, видимо, выражая дань уважения этой красивой женщине. В интерьере три зеркала. Красавица сидит в гримёрной, видимо, это актриса. Как написаны её руки и глаза! Они являются самыми трудными элементами в написании портрета. «Если художник не умеет писать глаза и руки, он не должен браться за портрет», – говорил художник.
И другой портрет того же года. Красавица сидит в углу бревенчатой избы. Солнечный свет падает с одной стороны на её пышные волосы, лицо и полуобнаженные плечи. Слегка прикрыты веки, и это создаёт иллюзию того, что женщина смотрит на вас, а когда проходите мимо, кажется, что она поворачивает голову.
Женщина действительно красива во все времена, и в XX, и в XXI, и в XXII веках она будет красива.
В 1934 году по командировке Наркомпроса Герасимов едет в Германию, Францию, Италию, откуда привозит большое количество этюдов. Работы, сделанные во время зарубежной поездки, были показаны художником на персональной выставке в Москве и в родном Мичуринске.

12 августа 2011 года исполнилось 130 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося русского и советского художника, народного художника СССР, академика Александра Михайловича Герасимова.
Музей-усадьба А. М. Герасимова, несмотря на трудности, смог организовать в выставочном зале седьмой раз за 35 лет со дня основания музея юбилейную выставку из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Моршанского историко-художественного музея, Мичуринского краеведческого музея. Достойное место в экспозиции заняли лучшие произведения из фондов музея-усадьбы А. М. Герасимова.


Огромной радостью был факт экспонирования шедевра, созданного художником в 1935 году, «Мокрая терраса. После дождя», принадлежащего Третьяковской галерее. Более двадцати лет назад произведение экспонировалось на персональной выставке в музее. Шедевр объехал более семнадцати стран мира. Смотришь на него и думаешь: как художник мог за три часа создать такое живописное произведение? Оно написано на одном дыхании, когда от мягкости света, от свежести промытой дождём зелени, от бесчисленного многообразия рефлексов зелёного, голубого, розового на полу, на столе, на скамье буквально захватывает дух. Так писать «мир вещей», повседневное окружение мог только художник, восторженно влюблённый в жизнь.
Понимая значимость юбилея художника, главный хранитель Третьяковской галереи Т. С. Городкова дала согласие на экспонирование этого произведения на родине автора. Всего в юбилейной экспозиции представлено 23 произведения А. М. Герасимова, в числе которых 10 живописных работ и 13 графических произведений.
Русский музей представил одиннадцать произведений живописи из своих фондов. В их числе: «Обоз порожняком», «Полдень. Тёплый дождь», «Портрет скульптора Б. Яковлева», «Портрет А. К. Тарасовой» и др.
Юбилейная выставка стала возможна благодаря генеральному директору немецко-русского предприятия «Хазенкамп» П. В. Россо, доставившему тридцать восемь произведений в музей.
Государственная Третьяковская галерея предоставила на юбилейную выставку в музее-усадьбе А. М. Герасимова четыре французских этюда: «Париж. Монмартр», «Париж. Улица Гласьер», «Париж. Нотр-Дам», «Париж. Дворец правосудия». Государственный Русский музей – живописное произведение «Париж ночью».
В Италии А. М. Герасимов создаёт этюды: «Рим. Колизей», «Флоренция. Старый мост», «Венеция. Дворец Дожей». В пейзажах и путевых набросках художника ощущается не только восхищение великими памятниками прошлого, но и стремление передать ритмы больших европейских городов 30-х годов. В его произведениях показаны острейшие социальные контрасты. Ярко освещённые ночные кафе и кабаре Парижа, пёстрая толпа его завсегдатаев и редкие фигуры прохожих – рабочих, возвращающихся с ночной смены.
На юбилейной выставке в честь 130-летия со дня рождения художника представлены тринадцать произведений графики из собрания ГТГ. Большую часть из них составляют произведения, выполненные во Франции, Италии, Китае.
В конце 1930-х годов А. М. Герасимов много работает над портретом. «Портретный жанр я считаю одним из основных видов изобразительного искусства, выражающим всю мою сущность художника», – говорил он. «Портрет открывал передо мной огромные творческие возможности. В нём можно было подчеркнуть и выявить своё мастерство и, главное, умение постигнуть самое трудное, самое ответственное для всякого искусства – внутренний мир, внутреннее состояние, или, как говорят, душу человека, его мысли и желания», – писал художник.
В 1935 году А. М. Герасимов написал «Семейный портрет». На выставке представлен этюд к этому портрету. Все члены семьи художника написаны на фоне зелени сада, овальный красного дерева стол, розы в стеклянном кувшине и серебряный поднос с фарфоровой посудой. Краски портрета яркие. Портрет хорошо скомпонован.
На выставке представлен «Автопортрет» 1936 года, выполненный тушью и пером, из фондов ГТГ. Этот портрет интересен как пример лепки лица графическими, линейными приёмами, образец яркого реалистического искусства. В нём много света и чувствуется большое мастерство во владении техникой рисунка пером. Слева внизу подпись: «В настоящем и будущем моему хранителю милому Ивану Михайловичу от А. Герасимова». Ниже: «Проф. Саркизову-Серазини».
А. М. Герасимова привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. С большим увлечением художник писал портреты актёров, музыкантов, певцов, художников. Среди этих работ особое место занимает портрет прославленной балерины О. В. Лепешинской.
Создание декораций к спектаклям в Козлове и Москве сподвигло художника на целый ряд портретов в полный рост: балерины О. В. Лепешинской, балерины С. Н. Головкиной, танцовщицы Тамары Ханум. Портрет О. В. Лепешинской – одно из выдающихся произведений художника. Он работал над портретом более 50 сеансов. Введя в композицию большое зеркало с золотой рамой, А. М. Герасимов показывает не только фас фигуры перед её выходом на сцену, но и её спину и плечи, отражающиеся в зеркале. Образ от этого становится цельнее и ярче, кажется, что балерина сделала перед вами круг танца. В зеркале чуть заметным силуэтом видно и отражение фигуры живописца.
По живописному мастерству портрет О. В. Лепешинской – один из лучших женских портретов художника.
На выставке в залах Третьяковской галереи в 1940 году видное место занимали портреты О. В. Лепешинской, И. В. Москвина, А. К. Тарасовой, И. Д. Папанина. Последние два портрета представлены на юбилейной выставке и являются собственностью ГТГ.
На выставке также замечательный портрет актрисы А. К. Тарасовой, собственность ГРМ. Сложная игра света придаёт особую изысканность жемчужно-серой гамме тонов одежды, где единственным цветовым акцентом является тёмно-лиловый цветок, украшающий платье.
Более строг по композиции и колориту портрет актёра МХАТа И. М. Москвина.
В 1936 году художник создаёт громадный многофигурный холст (5,48 х 3,83 м) «Первая конная армия». В настоящее время он находится в постоянной экспозиции ГТГ.
Мало встретишь в истории живописи художников, которые бы создавали в тот период многофигурные композиции. И не случайно в 1937 году на Всемирной выставке в Париже это полотно (а также «Мокрая терраса. После дождя») получило Гран-при. К этому произведению художник написал 98 этюдов. Многие из них находятся в фондах музея Российской армии. Один – в музее-усадьбе А. М. Герасимова – «Портрет командира корпуса С. А. Зотова».
«Песнь скворца» (1938) – собственность ГТГ – представлена на юбилейной выставке. Тему весеннего дня, пробуждения природы художник затрагивает в этом произведении. Пейзаж писался с большим творческим подъёмом, автор стремился как можно проникновеннее передать свежий день ранней весны, полный солнца.
В 1938 году художник работает над этапным произведением «Деревенская баня». Двадцать лет он пишет его. Создаёт три варианта. Первый вариант находится в Музее-усадьбе и представлен в основной экспозиции. К «Бане» имеется множество этюдов. Изобразить простую деревенскую баню с насыщенным паром, влажным воздухом, передать ритм движения моющихся казалось художнику заманчивой, увлекательной задачей. Композиция «В бане» состоит из двенадцати женских фигур, из которых ни одна не повторяет движение другой. Влага, пар, размётанный по половицам веник, вода льётся из шаек и леек – изобразить всё это очень трудно, и не каждый художник может выполнить эту сложную задачу.
«Деревенская баня», бесспорно, одно из лучших жанровых произведений художника. Находясь в постоянной экспозиции музея-­усадьбы А. М. Герасимова, произведение вызывает огромный интерес у экскурсантов.
Одно из центральных мест на выставке занимает пейзаж «Полдень. Тёплый дождь» – собственность ГРМ, произведение выполнено в 1939 году.
Ещё во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества Александра Герасимова привлекал мотив освежающей дождём природы.
В произведении «Полдень. Тёплый дождь» мы видим открытое окно, влажный воздух и прохлада проникают в комнату, ветерок шевелит короткие шторочки. Прекрасно написаны капельки дождя на стёклах окна, а на подоконнике великолепный натюрморт сирени. Глядя на этот пейзаж, зритель настолько проникается этим состоянием природы, что захватывает дух. Работа глубоко правдивая по состоянию и сильная в цветовом отношении.
1940-е годы характерны созданием нескольких портретов. Ведущее место на выставке занимает портрет И. В. Мичурина (1941). А. М. Герасимов написал два его варианта. Один – в 1926 году с натуры в рабочем кабинете И. В. Мичурина. Портрет находится в МГУ на Ленинских горах. И. В. Мичурин не любил позировать, не любил фотографироваться. Художник быстро разговорил его, задав учёному вопрос: «Иван Владимирович, как вы могли добиться таких высот в генетике, что о вас узнал весь мир?» – «Не хватит моей жизни, чтобы увидеть результаты моего труда», – ответил И. В. Мичурин. Учёный дал согласие позировать художнику. Второй портрет Герасимов написал по памяти в 1941 году. Принадлежит портрет музею-усадьбе и занимает центральное место в экспозиции юбилейной выставки. И. В. Мичурин изображён в цветущем саду. В  одной руке у него записная книжка, в которую он вносит результаты своего труда. Другой он держит цветущую ветку яблони. В 1947 году портрет находился в павильоне плодоводства, где г. Мичуринск демонстрировал яблоки селекции И. В. Мичурина на ВДНХ.
В 1942 году А. М. Герасимов пишет портрет И. Э. Грабаря – директора ГТГ, художника и искусствоведа. Лицо в этом портрете вылеплено художником с яркой пластической звучностью. В живописном подходе видна традиция И. Е. Репина. Портрет является собственностью Третьяковской галереи и экспонируется на юбилейной выставке.
В 1944 году А. М. Герасимов создаёт выдающееся произведение «Групповой портрет старейших художников», за которое он получил Государственную премию I степени. Созданию этого портрета предшествовал длительный, упорный и самоотверженный труд. Произведение находится в постоянной экспозиции ГТГ.
В этом же году художник пишет портрет своей матери Евдокии Яковлевны. Мать приехала к сыну в Москву. Он бережно повязал ей платочек на голову и написал портрет самого дорогого ему человека. Удивительно написаны натруженные руки матери. Черты лица изображены с тщательной наблюдательностью и правдивостью. Из-под больших очков светятся умные, много видевшие в жизни глаза. Художник запечатлел образ матери в той благородной осанке старости, которая свойственная русской женщине из народа, прошедшей трудный путь в жизни.
Написать такие портреты не каждый художник может. Как-то, будучи в Германии в 1934 году, А. М. Герасимов спросил студентов художественного вуза: «Вы могли бы в плане написать свою мать?» Они не задумываясь ответили: «Могли бы». «Вы не только не любите свою мать, вы даже не уважаете её», – сказал А. М. Герасимов.
В 1947 году Евдокия Яковлевна умерла в Москве после операции на глазах. Александр Михайлович поставил гроб с телом матери в вагон, который был закреплён за ним как за президентом АХ СССР, и перевёз гроб в Мичуринск, захоронив рядом с отцом, Михаилом Софроновичем, на кладбище возле Скорбященской церкви, построенной в честь иконы «Всех Скорбящих Радость».
В экспозиции портрет народного артиста РСФСР Н. С. Ханаева (1945) – собственность Русского музея. Этот портрет художник показал на Всенародной художественной выставке 1946 года, он принадлежит к большим достижениям А. М. Герасимова. Подтянутая фигура Ханаева во фраке очень выразительна. Портрет выполнен в чёрно-серебристой гамме.
В 1946 году А. М. Герасимов пишет давно задуманный цикл «Рожь», «Спелая рожь», «После грозы» и «Зелёная рожь». Все четыре произведения украшают юбилейную выставку. Они дают живое представление о плодородии русской земли. Перед зрителем благоухающее русское лето с плывущими в просторах неба кучевыми облаками. Здесь же поле спелого овса и, как правило, на переднем плане васильки, ромашки, зверобой. Иногда художника спрашивали: «Что же вы пишете сорняки в своих пейзажах? Сейчас с ними борются». На что он отвечал: «Эх, милый, и какая же рожь без васильков!»
В 1947 году он пишет большое полотно «Храм Василия Блаженного». Художник показал величие храма в центре Москвы, он приближает передний план к многочисленным машинам и идущим в храм людям. Произведение является собственностью ГРМ.
В первые послевоенные годы А. М. Герасимов создаёт целую серию портретов руководителей партии и правительства.
На выставке представлен портрет маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина. После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году А. М. Герасимову было предложено посетить Германию, Венгрию, Румынию. Художник, являвшийся одновременно профессиональным архитектором, должен был определить места, где, по его мнению, хорошо было бы поставить памятники советским воинам, погибшим в тяжёлые военные годы. А. М. Герасимов указал место в Трептов-парке в Германии, указал места в тех странах Европы, где он побывал в это время. В Румынии он написал портрет прославленного полководца маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина. Только что закончилась война. В портрете маршала чувствуется усталость. Толбухин сидит в кресле; тяжесть в руках, фигуре – всё это мастерски передано художником. В правом верхнем углу картины – автографы А. М. Герасимова и Ф. И. Толбухина. Портрет отличается большим портретным сходством. Писался он с натуры в Будапеште.
На юбилейной выставке представлены портреты И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова. Последний портрет из фондов ГРМ. Написан в 1948 году. Ворошилов изображён в маршальской форме, сидящим в кресле.
На картине «И. В. Сталин в рабочем кабинете» (акв., гуашь) вождь сидит за столом. Свет от настольной лампы падает на лицо и лист бумаги на столе. Тяжёлый бронзовый подбородок, брови вразлёт – всё это говорит о сложном характере И. В. Сталина.
На юбилейной выставке представлен великолепный портрет скульптора Б. И. Яковлева, созданный художником в 1950 году и являющийся собственностью Государственного Русского музея.
Выразительность портрета скульптора достигается динамичностью композиции. Фигура заполняет плоскость холста почти по диагонали. Порывистость движений, столь соответствующих характеру портретируемого, усиливается жестом рук.
Центральное место на выставке занимает портрет искусствоведа М. П. Кристи (1951) – собственность Третьяковской галереи. М. П. Кристи изображён в меховой шубе. Войдя с мороза в мастерскую художника, он сел в плетёное кресло, сняв с головы меховую шапку и сжав её в кулаке. Слегка прищуренные глаза потонули в морщинках, они не теряют своей живости и с подкупающей благодушностью смотрят на зрителя. Для этого портрета А. М. Герасимов нашёл простые реалистические живописные средства.
В 1938 году А. М. Герасимова избирают председателем Союза советских художников, а в 1939 году – председателем оргкомитета Союза советских художников, каковым он был до конца 1950-х годов.
В 1947 году А. М. Герасимова назначают президентом Академии художеств СССР. Началась большая и сложная работа по преобразованию Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР.
В академию вошли представители искусства разных республик, художники разных творческих почерков, старейшие и опытные мастера, носители большой художественной культуры, преемники высокого идейно-художественного наследия реалистического искусства.
В эти годы А. М. Герасимов находился в самой гуще общественной и творческой жизни. Для выполнения большой государственной программы были созданы Ленинградский институт им. И. Е. Репина со средней художественной школой, Московский институт им. В. И. Сурикова, научные музеи, библиотека, архив, созданы научные учреждения, творческие мастерские и исследовательские лаборатории. Особенное внимание было уделено задачам академии в деле художественного образования.
Под руководством А. М. Герасимова состоялись первые академические выставки. Показу новых работ членов академии её президент придавал первостепенное значение.
А. М. Герасимов возглавил Государственную комиссию по присуждению дипломов в институтах им. И. Е. Репина и им. В. И. Сурикова. Он вёл творческие мастерские в Москве и Ленинграде.
В 1947 году его избирают депутатом Верховного Совета РСФСР по Уваровскому избирательному округу своей родной Тамбовской области. Он несколько раз приезжал к своим избирателям, отчитывался об огромной работе, помогал, если обращались с какими-либо вопросами.
Созданная А. М. Герасимовым структура Академии художеств СССР существует до сих пор. Не случайно нынешний президент Российской академии художеств З. К. Церетели даёт высокую оценку деятельности А. М. Герасимова в создании академии художеств, основанной на восстановлении многих традиций Императорской Академии художеств и утверждении её роли как главного организующего центра художественной жизни страны.
15 сентября 2011 года в Мичуринском драматическом театре состоялось торжественное заседание с приглашением гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова.
Оно открылось выступлением начальника областного управления культуры А. Н. Кузнецова «Слово о Герасимове». Затем выступили А. В. Никитин – председатель областной Думы, В. Н. Макаров – глава города Мичуринска, Н. Д. Асмолова-Панина поделилась своими впечатлениями о том, как она маленькой девочкой часто бывала в доме художника на улице Левитана в Москве. Её отец Д. Р. Панин был большим другом и помощником А. М. Герасимова на протяжении 30 лет.
Единственный ученик А. М. Герасимова Захар Авакович Хачатрян рассказал в своих воспоминаниях об учителе. Будучи студентом мастерской А. М. Герасимова, он написал портрет своего наставника, который подарил музею. В настоящее время З. А. Хачатрян – заслуженный художник России, заслуженный художник Армении. «Без А. М. Герасимова из меня не получился бы художник», – сказал он.
Доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Русского музея, профессор С. Н. Левандовский выступил с оценкой экспозиции юбилейной выставки. Он отметил, что таких музеев, как Музей-усадьба А. М. Герасимова, в нашей стране нет. Особенно важно, что музей подлинный, мемориальный. Постоянная экспозиция содержит целый ряд мастерски выполненных произведений раннего периода творчества художника.
О продолжении художественных традиций реалистического искусства А. М. Герасимова говорил народный художник России, наш земляк В. Б. Попов. Много тёплых слов в адрес А. М. Герасимова и музея высказал действительный член Российской академии художеств В. Н. Сидоров, который лично был знаком с художником. Он не первый раз в музее, дал высокую оценку коллекции А. М. Герасимова и от имени Союза художников России вручил директору музея Т. И. Вороновой золотую медаль.
Член президиума Российской академии художеств О. Р. Хворов зачитал приветственное письмо в адрес музея от президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели.
Российская академия художеств
Дорогие коллеги, друзья!
Российская академия художеств приветствует инициативу вашего музея-усадьбы А. М. Герасимова торжественно отметить 130-летие со дня рождения народного художника, первого президента возрождённой в 1947 году в Советском Союзе Академии художеств. Мы поздравляем весь коллектив музея с этой замечательной датой и организацией масштабной выставки произведений А. М. Герасимова, включившей помимо принадлежащей музею превосходной коллекции работ 38 произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Именно А. М. Герасимову принадлежит заслуга в воссоздании Академии художеств, основанной на восстановлении многих традиций Императорской академии художеств и обретении ею дополнительных функций, учреждении её официального статуса и утверждении её роли как главного организующего центра художественной жизни страны.
Особенно приятно, что эта большая выставка даёт полноценное представление о творчестве талантливого художника, сложности и неоднозначности его роли в истории советского искусства, во многом вызванных политической ситуацией в стране, его даровании, о чём бесспорно свидетельствуют ранние полотна мастера, исполненные непосредственности и свежести восприятия натуры, сочности и блеска живописной манеры.
От всей души желаем экспозиции большого количества посетителей и заслуженного успеха.
З. Церетели,
президент академии;
члены президиума
М. М. Кулирко, В. Ванслов,
П. Салахов, Т. Назаренко,
Б. Мессерер, Л. Казакова

В год 130-летия со дня рождения А. М. Герасимова Музей-усадьба А. М. Герасимова стал ведущим учреждением культуры России. Он занял первое место в смотре музеев области и получил кубок «Победителю конкурса «Талант гостеприимства»», диплом I степени и первую премию.
Музей включён в список туристических объектов для посещения экскурсантами не только города, области, страны, но и зарубежными туристами. Все эти достижения стали возможны благодаря созданию полноценной экспозиции музея, его мемориальной части с подлинной обстановкой в доме, мастерской художника, а также постоянной экспозиции произведений А. М. Герасимова, включающей в себя наиболее ценные произведения раннего периода творчества художника.
Ежегодно музей-усадьба А. М. Герасимова организует не менее 18 передвижных выставок в своём городе, охватывая при этом и другие – в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях. Тематика весьма разнообразна – это юбилейные даты художников, природа родного края, люди и их судьбы.

Тамара ВОРОНОВА,
директор Музея-усадьбы А. М. Герасимова, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии
им. А. М. Герасимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.