Александр Пушкин и Надя Рушева – «драгоценный слиток

Валентина КАРДАПОЛЬЦЕВА,
доктор культурологии,
зав. кафедрой художественного
проектирования УГГУ
Андрей МЕРЕЖНИКОВ,
кандидат искусствоведения
Рисовать – значит приглашать линию на прогулку.
Пауль Клее
За что мы любим Пушкина? За грусть и благородство. За умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда это трудно. За то, что он любил людей и умел дружить с ними. За веселье и мудрость… О Пушкине, его биографии и творчестве написано бесчисленное множество разного рода научных работ, воспоминаний, диссертаций, монографий… Но сколько ещё предстоит юным умам и убелённым сединой учёным создать трактатов, отражающих непростой, порой дерзкий, но необычайно талантливый и уникальный путь жизни и творчества поэта, прославившего российскую культуру. «У великих людей не две даты бытия в истории – рождение и смерть, – а только одна дата: их рождение». Это слова Алексея Николаевича Толстого о бессмертии великих. Но «становясь бессмертными, эти люди обречены и на нескончаемый, неустареваемый от поколения к поколению интерес к прожитой ими жизни, ибо она уже перестаёт быть их частным делом, а становится общественным достоянием». [1. 3] Именно такая посмертная судьба была уготована А. С. Пушкину, ставшему не только для русского человека, но и для каждого живущего далеко за пределами России «нашим всем», которого трудно забыть, так же как свою первую любовь.
Настоящая статья повествует об одной из чрезвычайно значимых сторон поистине энциклопедически одарённой личности великого российского поэта, связанной не с его уникальным даром слова, а с даром линии, способностью одним штрихом выразить образную составляющую своей мысли. Это ещё одно из оснований нашей любви к Пушкину. Лёгкость, стремительность, краткость – отличительные особенности изобразительного почерка А. С. Пушкина как в литературном, так и в изобразительно-художественном творчестве. «Рисовать – значит пригласить линию на прогулку», – отмечал немецкий и швейцарский художник-график, теоретик искусства Пауль Клее. Доказательством тому являются рисунки поэта, как правило, на полях рукописей в процессе работы над тем или иным произведением. Однако не своеобразие стилистических особенностей поэзии, не особенности изобразительно-художественного почерка великой личности основная задача данной статьи. Интерес представляет тот импульс, который отозвался спустя более 150 лет в творчестве юной художницы Нади Рушевой, талантливой школьницы, которая, как и Пушкин, прожила яркую, но более короткую жизнь, оставив после себя совершенно уникальные рисунки, выполненные графическими линиями, которые как бы приглашали своих современников на прогулку с Пушкиным. Большинство из них навеяно изобразительными зарисовками поэта. Талант этой уникальной личности сформировался с раннего возраста. Наде едва исполнилось 17 лет, когда от кровоизлияния в мозг оборвалась её жизнь. Надя Рушева рисовала пером, фломастером, пастелью, в технике монотипии, офорта – это огромный, неисчерпаемый и многообразный сплав и богатство образов, тем, чувств, идей, интересов. В них воплощены современные ей события, историческое прошлое страны и то, что происходило за её пределами, мифы, борьба народов за мир, радость материнства. Многочисленные альбомы её работ включают несколько циклов: «Эллада», «Мир животных», «Русские сказки», «Балет», «Мастер и Маргарита» и другие. Среди них последний и, пожалуй, самый значительный – рисунки по произведениям Пушкина и по страницам его биографии.
Повествуя о творчестве юной художницы, нельзя не вспомнить о её родителях. Отец, Николай Константинович Рушев, работал в Монголии художником-инструктором театра и педагогом в художественном училище, что, несомненно, с раннего возраста определило творческие предпочтения девочки как художницы. Мать, Наталья Дойдаловна, родом из Тувы, работала в Монголии педагогом-балетмейстером и солировала в концертах. Надя, как и мама, очень любила танцевать, а также замечательно пела. Видимо, не случайно во всех её работах ощущаются по-балетному парящая лёгкость, грациозность движений и некая вполне ощутимая музыкальность – всё то, что впитывалось почти с молоком матери. Циклы «Тува» и «Монголия» также входят в её художественное наследие. По-монгольски имя Надежда – Найдан, что означает «вечно живущая». Однако имя, говорящее само за себя, не уберегло девочку от ранней кончины. Многообразие интересов художницы поражает. Поистине по-пушкински энциклопедическая широта интересов и увлечений могла сравниться с классическими образцами представительниц высшего общества прошлого. До всего ей в мире было дело, всё её касалось. Однако широту интересов нельзя воспринимать как всеядность. Чувство отбора, столь важное для художника, было безошибочно и строго. Она искала в жизни и творчестве красоту, впитывая всё, что пленяло её в книгах, стихах, произведениях великих мастеров прошлого и современности. Искусство, литература прошлого давали ей большую нравственную и эстетическую школу. Всё это в определённой степени сближало её с детскими предпочтениями великого поэта, чьё творчество достаточно рано определило художественную судьбу девочки. Среди рисуночных текстов Н. Рушевой встречаются «Рисунки на свободную тему», «Рисунки семьи», «Рисунки методом свободных ассоциаций». Спонтанность рисунка (Надя никогда не делала предварительных зарисовок) позволяла наиболее полно выразить личность и свой взгляд на мир, а также снять скованность в проявлении себя. Из воспоминаний современников знаем, что Н. Рушева была замкнутой и очень сдержанной, в отличие от своего творческого кумира.
По мнению психолога Э. Торндайка, «самовыражение при помощи рисунка представляется более специфичным и менее символическим, чем слово. Во время рисования активизируются воспоминания и фантазии, связанные с неосознанными смыслами. Творческие образы в рисунке – это символы, нагруженные информацией, позволяющие лучше познать внутреннее “Я”, заглянуть внутрь себя». [4. 156] Отношения, которые творческая личность выстраивает с другими посредством рисунка, являются тем самым выражением самого себя. Эта способность понимать других и действовать или поступать мудро в отношении других была обозначена Э. Торндайком термином «социальный интеллект». Основная функция «социального интеллекта» заключается в прогнозировании поведения, что было свойственно юной художнице.
Иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина являются вершиной творческого и художественного лаконизма юной художницы. Рисунки охватывают всю жизнь поэта: от рождения и до последнего дня его жизни. В этих достаточно скупых линиях так много выражено. Захватывает и удивляет не только тематическое разнообразие, а сила её воображения, изящная компоновка сцен, наглядная убедительность мгновенно схваченных жестов, свободная и в то же время реалистическая грация каждой фигуры. [1. 7] Во всех работах Нади Рушевой выразилось глубинное понимание образной специфики замыслов поэта, возможность по-своему раскрыть суть нравственно-этических коллизий, эстетических предпочтений. При этом способность домысливания позволила уверенными штрихами пера оживить любимые образы персонажей пушкинских произведений, а также страницы биографии самого автора.
Арнольд Ильич Гессен, работая над книгой о Пушкине, решил иллюстрировать её собственными рисунками поэта. Зная, что до 12‑летнего возраста эпизоды жизни не были отражены в рисунках-эскизах самого поэта, а также об уникальном даре юной художницы, поручил Наде в рисунках отразить ранние страницы детства Пушкина, что ею было выполнено за достаточно короткий срок. Именно функция «социального интеллекта» позволила Наде воспроизвести недостающие страницы биографии А. С. Пушкина. Понадобился лишь месяц, чтобы подготовить 70 рисунков, которые переносят в знакомый с детства пушкинский мир, дав возможность благодаря графическим зарисовкам прочитать «Детство» и «Лицейский Парнас», заполнив невосполнимый пробел среди собственных рисунков поэта. «Рисунок семьи» позволяет юной художнице выявить эмоциональное отношение к членам семьи Пушкина, а также ощущение своего места в семье. В числе рисунков много связано с ранним детством Пушкина. В них годовалый Саша поднят вверх гибкими руками матери Надежды Осиповны Пушкиной; полуторагодовалый Саша с няней Ариной Родионовной на прогулке по Летнему саду, когда встретились с императором Павлом; Саша с сестрой Оленькой в четыре года, в шесть и девять лет; в гостях у дедушки – известного поэта Василия Львовича Пушкина, который отвезёт племянника в Лицей. Однажды, отвечая на бесчисленные вопросы журналистов, Надя сделала редкое для художника признание: «Я живу жизнью тех, кого рисую…» [2. 28]
Безграничное воображение – одна из главных составляющих таланта Нади Рушевой, которую, в отличие от изобразительных навыков, невозможно выработать никакими упражнениями. Она никогда не рисовала с натуры, все её рисунки по воображению или по памяти. Она рисовала не видимое, а «мыслимое». «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем‑нибудь обвести», – говорила Надя в своих беседах-интервью с журналистами [2. 34]. Интересны многофигурные композиции юной художницы, на которых Пушкин изображается в кругу своей семьи, рисунки, связанные с семейными буднями, милыми радостями в их доме: игра Александра Пушкина, молодого отца, с маленькой дочкой; Наталья Гончарова вместе с малышами в детской, праздник в доме Пушкиных. Композиция «Поэт в кругу семьи» умиляет трогательной нежностью, добротой и гармонией всех членов семьи, переданной с удивительной теплотой и сердечностью благодаря линии, уверенной и точной. В работах – образы беззаботного детства, выполненные с дружеством, любовью и волнением молодости, требующие эмоций, которые юная художница всегда переживала сама. В скупых рисунках чувствуется тонкое ощущение эпохи. В этих зарисовках Надя откликается на все события жизни поэта, как в окружении его друзей, так и врагов.
Мы любим Пушкина также за то, что каждая женщина, встреченная им в жизни, была для него значимой, и он спешил рассказать об этом в своих прекрасных стихах – «…дай вам Бог любимой быть другим». Написать эти хрестоматийные строки мог только великий, мудрый и благородный поэт. Это сумела понять и юная художница с её чутким и добрым сердцем. В рисунках Нади Рушевой видим Пушкина, ловко танцующего со своими избранницами, с дамами сердца, в числе которых Анна Керн, Амалия Ризнич и некоторые другие возлюбленные; видим поэта в обществе: «У Волконской», «Пушкин в семье Раевских». Горячий, впечатлительный, быстро воспламеняющийся, Пушкин увлекался многими. В одних влюблялся легко, бурно и на короткое время, других любил тяжело, страстно, с безнадёжной тоской. Работа Нади «Юный поэт и дама его мечты» благодаря лёгким и стремительным линиям отражает пылкую натуру поэта. С необыкновенно красивой женщиной, женой видного коммерсанта, поэт познакомился в Одессе, влюбившись бурно, страстно, мучительно, познав все сомнения и тревоги любви («Пушкин танцует с Амалией Ризнич»). Лёгкость и певучесть линий, гармония пропорций и жизнерадостность – это то, что усвоила юная художница в искусстве Древней Греции. Всю короткую жизнь художницу, как и её маму, увлекало искусство танца, «зримой музыки». Поэтому её линейный рисунок приобретает нежную поэтичность, экспрессию, пластическую точность. Невольно вспоминаются слова Сергея Эйзенштейна: «Линия – след движения, рисунок и танец растут из одного лона; они разновидности воплощения одного импульса». [2] Наталья Гончарова на рисунках Рушевой не только потрясающе красива, но и необычайно изысканна. Во всех рисунках Натали как облако – лёгкая, воздушная, великолепная. Отзывчивая и пылкая душа юной художницы проникла в сложности жизни пушкинской эпохи с её контрастами повседневного и социального мира. В её работах есть также печальные сцены, в частности композиции, посвящённые смерти поэта. Художница с глубокой проникновенностью изображает умирающего Пушкина, когда перед своей кончиной поэт благословляет своих четырёх плачущих детей, Наталью Николаевну в трауре. Эта трагедия очень волновала художницу.
Рисунки на пушкинские темы сознательно выполнены с ориентацией на графику самого поэта. В них чувствуются та же лёгкость, стремительность, краткость, которые характеризуют и самого Пушкина, и Надю как исключительные явления графического искусства. Но юная художница нигде не подражает поэту, не стилизует свои рисунки «под Пушкина», берёт лишь беглый и предельно чёткий лаконизм, чувство «соразмерности», что связано с образами, поэзией и графикой великого поэта. Кроме страниц, связанных с биографией, Надя иллюстрировала множество произведений поэта. Самая ранняя работа в семилетнем возрасте в скудных на детали забавных иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане», зрелые рисунки к «Маленьким трагедиям», «Медному всаднику», точно отражающие характеры героев, обстановку и всё происходящее, в которых узнаваемый и самобытный поэтический стиль автора. В них, несмотря на юный возраст графика, изящное и глубокое чутьё зрелого художника, проникновение в дух и настроение Пушкина и его эпохи.
Техника выполнения работ – это одна из особенностей художественного творчества Нади. Она не делала эскизов и не пользовалась ластиком, но её линии едины и окончательны, подобно тому, как режиссёр снимает сцену одним кадром. Любая импровизация сразу становилась органичной частью рисунка и не подлежала изменению. Первый вариант становился финальным: будь то фломастер, тушь, перо или акварель.
Через месяц после завершения пушкинского цикла Нади не стало.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в октябре – декабре 1970 года экспонировал в Москве крупную посмертную выставку Рушевой. В многочисленных отзывах подчёркивается, что в работах отражаются, раскрываются человеческие свойства художницы: отзывчивость, доброта, живость характера, что, несомненно, соответствовало истине.
Глядя на рисунки Нади Рушевой, «невозможно не почувствовать себя на празднике большого искусства». [2. 5] Её творчество, как и творчество А. С. Пушкина, – наглядное свидетельство осмысления истории культуры, доказательство преемственности традиций, сохранения исторической памяти. Таланты такого рода являются поистине достоянием всего народа. Удивительными являются не только продуктивность творчества Нади, её одержимая преданность рисуночной графике, линии, но в большей степени ранняя сформированность и зрелость её таланта. Каждый познакомившийся с жизнью этой неординарной личности и прикоснувшийся к её творчеству испытывает желание более глубокого проникновения в развитие отечественного искусства, в его, казалось бы, второстепенные, но чрезвычайно сущностные потоки. Не случайно в одном из отзывов после посещения выставки работ Нади Рушевой было отмечено, что «Пушкин и Надя – драгоценный слиток».
В творчестве гениального поэта, ушедшего из жизни не по своей воле, достаточно рано, и девочки, которая для всех в памяти так и осталась навсегда юной, много общего. Энциклопедическая широта взглядов и своих реализаций, неуёмное творческое воображение, отличающееся лёгкостью, стремительностью, краткостью образного рисунка, – то, что сближает эти две яркие творческие личности, разделённые лишь потоком времени. Кроме того, постоянное стремление к чему‑то новому и в то же время преданность избранному пути с раннего возраста: стезя Александра Пушкина – ёмкое слово, стезя Нади Рушевой – одержимая преданность графической плавности линии. Рисовать – главное свойство творчества этих неординарных художников. Линейная графика, линейный рисунок – доминирующая особенность художественного творчества Нади Рушевой, юной последовательницы и преемницы творчества великого российского поэта, создающего свои многочисленные незабываемые образы рисунком слова. Каждый из них своим творчеством, линией «приглашает на прогулку» по истории Отечества, по мировой культуре, по традициям разных стран и эпох, пробуждая «чувства добрые».
Список литературы
- Гинзбург Л. Г. Известные страницы неизвестных биографий. – Нижневартовск, 1995. – 192 с.
- Панфилов Г. В. Графика Нади Рушевой. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 120 с.
- Феномен творческой личности в культуре. – М., 2008. – 750 с.
- Гоулд П., Остер Д. Рисунки в психотерапии. – Москва, 2001. – 184 с.