ОГНИВО ТАЛАНТА

Валерий АРШАНСКИЙ,
писатель, журналист,
ветеран «Мичуринской правды»

В теперь уже таком далёком 1969 году, после трёхлетней службы в армии, работая в производственном отделе строительного управления № 5 треста «Щёкингазстрой» (с перестройкой упразднённого) и заочно обучаясь на факультете журналистики Воронежского государственного университета, приобщался я на общественных началах к «Мичуринской правде», где неутомимо возился с новичками заместитель редактора Леопольд Артурович Израелович, а пером номер один по праву считался в газете его же ученик Виктор Кострикин. Как при знакомстве выяснилось, успевший к своим тридцати пяти годам пройти суровую флотскую школу, окончить историко-филологический факультет Мичуринского педагогического института и поработать по распределению школьным учителем в Алтайском крае, где есть такое крохотное селеньице Усть-Кан, стоящее на берегу живописной речушки Усть-Кокса. Как водится и у поэтов, и у прозаиков, с годами эти жизненные вехи найдут отражение в творчестве будущего писателя Кострикина. Но это – с годами. А пока, всё в те же 60-е годы прошлого века, было у него возвращение в родные края, трудоустройство вначале в районную газету «Знамя Октября», кстати вместе с женой, Ниной Алексеевной, с которой работал и в школе на Алтае, затем переход в «Мичуринку», ставшую ему близкой и родной на добрые полвека.
Причудливы зигзаги судьбы! Вначале была моя робость и безоговорочное преклонение начинающего общественного корреспондента перед профессиональными статьями, очерками, театральными рецензиями, блестящими фельетонами, которые рождались мэтром городской газеты Кострикиным. С приходом в редакцию на постоянной основе (1973 г.) началась моя работа с Виктором Константиновичем на параллельных курсах, только в разных отделах. Кто бы из нас мог тогда предвидеть, что в достославные «лихие времена», то есть с 1991 по 2005 год, доведётся мне стоять у штурвала городской газеты, а Виктору Константиновичу Кострикину – быть заместителем главного редактора… Сколько же всего и вся вместили в себя те бурные, полноводные годы и десятилетия совместного труда, о которых можно написать отдельную книгу!
Но тогда лидером на писательскую тропу выходил Виктор Константинович. Вняв советам замечательного рассказчика, повествователя, романиста, журналиста и редактора Бориса Константиновича Панова, создателя неустаревающей трилогии «Посреди степей», целиком построенной на тамбовском историческом жизненном материале, Кострикин дебютирует с художественными произведениями для детей и юношества. Одна за другой в Воронежском Центрально-Чернозёмном книжном издательстве отдельными книгами выходят его повести «Димка с улицы Мост», «Рабочий переулок, 1», «На дворе трава». А наряду с прозой рождаются у поэта Кострикина и прекрасные стихи, некоторые ставшие песнями. Мало этого! Виктор Константинович пробует себя – вновь с успехом! – и как драматург. Мичуринским драматическим театром были поставлены его пьесы «Корни», «Дурацкая история», сделаны многочисленные одноактные инсценировки. Для выступающей в КВН всесоюзного уровня команды «Мастерок» из треста «Мичуринсксельстрой», которой руководил прекрасный парень (инженер-строитель по образованию) Женя Вотановский, Кострикин увлечённо готовит юмористические программы: скетчи, буффонаду, репризы, – восторженно встречаемые в столичных концертных залах как искушённым в сатире и юморе профессиональным сообществом, так и обычными зрителями, в основном молодёжной, студенческой публикой.
Все редакционные кабинеты в «Мичуринской правде», как сейчас, так и тогда, расположены по соседству; даже если не захочешь – будешь знать, чем занят твой коллега за тонкой стеночкой. Я никогда не видел Виктора Константиновича пребывающим в праздности. Едва успев «насытить» всегда «прожорливый» секретариат материалами на злобу дня, он без остановки брался за сокровенное литературное творчество или радушно, доброжелательно встречался с героями будущих очерков. Кто только не побывал в знаменитом кострикинском «кубрике»! Перечислять все имена и фамилии рискованно, неминуемо кого-то упустишь, чем невольно вызовешь обиду… Скажу только, что видели старые стены нашей редакции многих, да практически всех институтских коллег Кострикина – как однокурсников, так и заслуженных преподавателей. С особым чувством относился он к испытанным солёными ветрами и волнами опытным морским волкам – балтийцам, черноморцам. С шутками-прибаутками встречал артистов и режиссёров театра, по-свойски принимал школьных учителей, университетских профессоров, сотрудников научных учреждений города, музейных работников, корреспондентов заводских многотиражек, простых рабочих и служащих.
Как заведующему отделом писем, Виктору Константиновичу приходилось постоянно откликаться на обращения читателей, вникать в сложные людские хитросплетения, выступать в защиту прав людей, незаслуженно ущемлённых по вине чинуш и бюрократов, а равно – воздавать должное славным труженикам, честно и достойно исполняющим свой долг, порученное дело.
Только не надо думать, что журналист и писатель Виктор Кострикин с утра до ночи был занят единственно написанием статей, стихов и прозы. Нет. Его на всё хватало. Да, выходили его новые книги в Санкт-Петербурге, Тамбове, Воронеже, у нас, в Мичуринске. А он по-прежнему очень много читал, прекрасно знал как отечественную, так и зарубежную классику, с удовольствием вступал в обсуждение романов Толстого и Достоевского, Ремарка и ­Хемингуэя, Фейхтвангера и Олдингтона… Даже споря, с пониманием говорили с ним о книжных и журнальных новинках, кино- и театральных премьерах, конечно же, о политических событиях. Гостеприимен был отчий дом Кострикиных, окнами смотрящий (увы, теперь, к сожалению, без хозяев) на нынешнюю прекрасную Набережную, официально именуемую Мичуринским подгорьем. Сколько здесь было добрых встреч, затягивающихся до глубокой ночи летом, и длительных лыжных забегов зимой, сколь много прогулок меж приветливых тополей, берёз и осокорей, весёлых заплывов на Лесном Воронеже в шумных компаниях, праздничных застолий…
Горько осознавать, что жизнь бывает порой так немилосердна и к славным, добрым, чистым людям… Скоропостижно, во цвете лет, скончался старший брат Виктора – весельчак, заводила, прекрасный семьянин, работавший в отделе снабжения на заводе «Прогресс», Валентин Константинович. Слепой удар нанесла судьба следом трагической потерей сына Кострикиных – Андрея. Ещё одна невыносимая, горькая утрата, тем более в пожилом возрасте, – сердечная болезнь и уход из жизни жены и самого близкого друга Виктора Константиновича Нины Алексеевны. Как было оставаться ему одному в пустых безгласных стенах? Но родная земля, родная Заворонежская слобода, откуда начинался род Колчановых – Кострикиных, любимый город, тысячи раз истоптанные улочки да переулочки Мичуринска удерживали до последнего… Всё же дочь Елена настояла: нужно переезжать к ней, в Подмосковье.
И наша дружеская связь продолжалась теперь уже телефонными звонками, со временем становившимися всё реже, всё короче, всё глуше…
19 июня 2018 года закончился земной путь достойного гражданина нашего города, журналиста, прозаика, драматурга, краеведа, поэта, общественного деятеля и просто удивительно талантливого человека Виктора Константиновича Кострикина. 23 января 2025 года ему бы исполнилось 90 лет. В редакции «Мичуринской правды», которой он верой и правдой служил более полувека, в библиотеках, где он всегда был свой, желанный гость, в музеях прошли творческие вечера памяти В. К. Кострикина. Но надо всерьёз подумать и о дальнейшем – об увековечении памяти славного нашего земляка, известного литератора, всем своим незаурядным творчеством способствовавшего присвоению Мичуринску высокого звания – литературного города России. Не сомневаюсь, это можно сделать.


А в памяти остаются василькового цвета глаза моего старшего товарища и друга, слышится его негромкий голос, видится добрая, открытая улыбка, за которой вот-вот готова сорваться с губ очередная искромётная шутка… И живут, как сегодняшние, провидческие стихи Виктора Кострикина из любовно подготовленного в 2012 году журналистом «Мичуринской правды» Мариной Шереметой сборника поэта «Слобода моя, заречная»:

В какой только Русь там не красили цвет
Мировых маляры красилен,
Какой она стала сегодня – Бог весть,
Осталась бы только Россией.
Есть слово Свобода, и есть Слобода,
Как смыслы их близки мне ныне.
Но душу тревожит мою иногда:
С понятьем, что дорого мне – Слобода, –
Была бы свободней Россия!

Венец стихов – достойный поэтический и жизненный венец. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.