Преодоление. Мальчик дождя

Энергичный мальчик с красивыми глазами, но несколько отрешённым взглядом и звучным именем в честь православного святого, расположившись на диванчике в фойе детского сада, рассматривает аппликации. Их он сделал сам, аккуратно наклеив бумажные элементы на фоновые основы. И получилось ничуть не хуже, чем у сверстников. А белый тетрадный листок упорядоченно исписан буквами английского алфавита. Их тоже написал Серафим, а это уже смогут единицы его ровесников.

Серафим растёт в обычной семье, у него есть папа Михаил, мама Елена и старший брат Илюша. Как и все мальчики, он любит играть в машинки и конструктор, строить и складывать пазлы, мозаики, решать головоломки и логические задания. Семья раньше жила с родителями Михаила в Мичуринске. Когда появились дети, начали подумывать о собственном жилье. Переехали на малую родину Елены в Первомайский район. Направили средства материнского капитала на строительство дома в одном из сёл района. Два года назад семья переселилась в собственное гнёздышко. Илюша пошёл в местный филиал школы, сейчас он учится в третьем классе.
Родители стали замечать, что с сыном что-то не так, когда ему был третий годик. Им не терпелось услышать первые слова «мама» и «папа». Ровесники сына уже вовсю лепетали, а Сима произносил только звуки и только когда хотел. Обычно, когда в семье двое детей, младшие стараются подражать старшим, копировать их. Однако Сима не спешил за Илюшей, который на 2,5 года старше.
Елена и Михаил стали искать корень проблемы. Обращались к платным специалистам, ездили в другие города. Тогда казалось, что платно – это хорошо и качественно. Но оказалось, что это не так. Врачи говорили, мол, все детки в таком возрасте активные, непоседливые, даже капризные, себя в детстве вспомните! И не видели или не хотели видеть тревожных звонков. А ведь Сима мог часами оставаться один, он раздражался, даже если родители находились рядом. Каково маме и папе, когда ребёнок не признаёт ласки, когда необъяснимо меняется его настроение и он практически не говорит, знают, наверное, только сами Елена и Михаил. Родственники долго не хотели верить в то, что Сима растёт необычным ребёнком. Старались как-то сгладить его нестандартное поведение, найти объяснение его поступкам.

Что на самом деле происходит с Симой, узнали уже после переезда.
– Тогда в наше село приехал автопоезд «Забота», – рассказывает Елена. – Симе уже исполнилось шесть, его обследовал педиатр и срочно выписал направление в областную больницу. Там нам и поставили диагноз «аутизм». После этого – постановка на учёт у психиатра, недели наблюдения в стационаре больнице.
Тогда в их жизни был, наверное, самый сложный период. Принять такую новость и осознать, что твой ребёнок не такой, как все – испытание для любых родителей. Сколько было пережито, сколько слёз пролито… Но отчаиваться было некогда, нужно было срочно действовать. Елена и Михаил сознавали, что то, как сложится судьба сына, зависит в первую очередь от них. Это обычные люди живут, как могут, аутисты же, как им помогут.
Дети-аутята – это люди, для которых вся информация нашего мира избыточна. Она причиняет им большую боль любыми своими проявлениями, а не только злобой или агрессией. И нужно найти такие пути открытия мира для этих детей, которые не будут их ранить. Детям-аутистам трудно различать лица и понимать, о чём говорят окружающие, резкие звуки невыносимы, всё вокруг страшно и опасно. Ни один учёный не скажет, почему вдруг радостный полуторагодовалый малыш замыкается, и словно живёт в своём мире, где вместо друзей могут быть игрушки, а вместо детских шалостей – истерики и капризы. Однако далеко не все специалисты согласны, что аутизм – это болезнь, скорее – особенность психики.
Это редкое, ещё довольно не изученное заболевание, когда человек живёт в своём мире, не отвлекаясь на внешние раздражители. Каких-то пару десятилетий назад диагноз аутизм считался приговором. Сейчас же «истории успеха» появляются. Это результат огромных усилий родителей, специалистов, и чем раньше заметили и приступили к коррекции, тем лучше результат.
Так началась борьба и у наших героев. Неизвестно, удастся ли полностью устранить отклонение, но осмысленная жизнь с таким диагнозом вполне возможна. Некоторые взрослые довольно успешно социализируются и занимаются интеллектуальными видами деятельности, например, фрилансом, программированием. Другие же всю жизнь нуждаются в посторонней помощи. Успех во многом зависит от интеллекта, особенностей личности человека и от того, насколько эффективно с ним занимались родители, педагоги, врачи и психологи, как он учился взаимодействовать с другими людьми и осваивался в нашем большом и суетливом мире. Диагноз – это всегда удар для родителей. Но когда появляются первые успехи, просыпается вера, что недуг получится преодолеть, возникает новая точка отсчёта подлинных побед и светлой, огромной гордости за ребёнка и всю семью.

До переезда Елена работала фармацевтом в одной из городских аптек. Сменный график позволял совмещать заботу о детях с работой, да и родители Михаила были на подхвате. После переезда ради сына работу Елена вынуждена была оставить.
– В Мичуринске с диагнозом Симы от нас отказывались все дошкольные учреждения, – рассказывает Елена. – Специализированных или коррекционных групп для таких деток мы в городе не нашли…
Но мир не без добрых людей. От знакомых семья узнала о группе лекотеки в филиале «Дружба» Первомайского детского сада.
– К счастью, педагоги нас поддержали, – благодарна специалистам Елена, – в лекотеке сразу разработали для Симы индивидуальную программу занятий.
На быстрые результаты надеяться не приходится, но педагоги лекотеки, а главное, Сима и его родители – люди упорные и терпеливые. Чтобы ребёнок-аутист вписался в общество, нужна непрерывная цепочка. И они сделают всё возможное, а, может, и невозможное, чтобы добиться цели. Занятия в лекотеке стали своего рода мостиком, который проложен в большой мир из маленького и замкнутого мира Симы.

Начиная с весны, несколько раз в неделю Елена и Михаил привозят Симу в «Дружбу».
– Мальчику нравятся занятия, проходят они в основном в игровой форме, – делится Елена. – Когда мы приезжаем в райцентр, он ищет глазами дорогу к садику, показывает её пальчиком, расстраивается, если проезжаем поворот и едем по другим делам. Уже после двух первых занятий произошло чудо. Сима, когда мы приехали домой, расположился в своей комнате на диване. И вдруг до того не говоривший ребёнок начинает отчётливо произносить слова. Причём не просто набор слов, а тематические блоки – как его учили. К примеру, перечисляет названия техники, животных, частей тела.
Вся семья тогда замерла и слушала… По словам Елены, это было невероятное счастье – просто слышать, как разговаривает твой ребёнок.
– Оказалось, что у нас есть надежда, что занятия не проходят впустую, – радуется Елена.
К слову, память у мальчика уникальная. Родители замечают, что он помнит многие даты, события, без труда выучил английский алфавит. Специалисты не исключают, что, обучаясь в школе и общаясь с обычными детьми, аутята впоследствии будут полноценно жить. Сима может говорить (но только когда захочет), обслуживать себя, разогреть в микроволновой печи обед, нарезать колбасу с батоном и сделать бутерброды, знает цифры и буквы, хорошо справляется с заданиями на память, логику и мышление.
Всё, чего достиг и достигает Сима, это преимущественно результат стремления и большой любви его мамы и папы, их ежедневной, кропотливой работы. Елена перечитала множество медицинской литературы, специальных сайтов и методик, находила нужные учебники и пособия, встречалась с педагогами и врачами, чтобы найти заветный ключик от волшебной дверцы в мир своего сына.

Любой малыш имеет право на счастливое, здоровое детство. Но, к сожалению, кому-то с малых лет приходится бороться с тяжёлым недугом. Иногда людей с диагнозом «аутизм» сравнивают с улиткой или ёжиком: дотронешься, он сразу закрывается, сворачивается, прячется в свою раковину, в свой маленький мир. Елена и Михаил надеются, что Сима преодолеет это препятствие и вырвется из замкнутого круга. Они верят и мечтают, что сын будет жить так же, как все: учиться в школе и общаться с друзьями. До восьми лет, когда Сима начнёт познавать школьную программу, педагоги и медики рекомендуют домашнее обучение. У Симы и его родителей ещё есть полтора года, каждый день из которых пройдёт по установленному режиму – занятия, общение, поездки в лекотеку, наблюдение у врачей. Каждый пункт в этом расписании – небольшой, но шаг к победе. Елена и Михаил самоотверженно борются за здоровье сына и не собираются отступать. Их мечта – чтобы Сима пошёл в школу, освоился в обществе, в будущем нашёл работу по душе. Вместе они ломают стереотипы несведущих людей. Они верят и надеются, что диагноз Симы – это не приговор, а испытание. Вместе они приложат все силы, чтобы преодолеть его. Елена и Михаил верят, что любовью, вниманием, терпением смогут разрушить ту стену, которой поневоле отгородился от внешнего мира шестилетний Серафим.

Ирина ПАРИНОВА,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *