Архиепископ Лука и Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – два имени, одна судьба…

27 апреля 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения В. Ф. Войно-Ясенецкого – видного учёного-хирурга, профессора медицины, основоположника одного из направлений хирургической теории и практики – гнойной хирургии, пионера внедрения в России местной (регионарной)  анестезии, одного из основателей Туркестанского университета, военного хирурга, лауреата Сталинской премии по медицине первой степени и святителя Луки — священнослужителя, архиепископа Красноярского, Тамбовского и Мичуринского, Симферопольского и Крымского, причисленного Русской православной церковью к лику святых, автора научных трудов «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и богословского сочинения «Дух, душа и тело», узника тюрем и ссылок.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора. Он являлся потомком старинного дворянского рода, который задолго до его рождения обеднел. Первым из рода, сумевшим опять встать на ноги и получить образование, был отец Феликс Станиславович.
В конце 80-х годов семья переехала в Киев. С детства у В. Войно-Ясенецкого проявилась страсть к рисованию, и одновременно с гимназией он окончил художественную школу, в которой проявил немалые способности. Влечение к живописи было настолько сильным, что он решил поступать в Петербургскую академию художеств. Во время вступительных экзаменов он задумался о том, правильный ли жизненный путь избирает. Колебания кончились решением, что он не вправе заниматься тем, что нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей.

В.Ф. Войно-Ясенецкий окончательно выбирает себе стезю врача, где могут наиболее полно раскрыться заложенные в его характере человеколюбие, стремление помогать простому народу. В 1898 году он стал студентом Киевского университета имени святого князя Владимира. Учился он хорошо и неожиданно для себя увлёкся анатомией. «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», – писал в своих мемуарах В.Ф. Войно-Ясенецкий. Уже на втором курсе его однокурсники единогласно решили, что он будет профессором анатомии, и через 20 лет он действительно стал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии.

Окончив в 1903 году университет с отличием, он заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским врачом. Сразу стать земским врачом ему не пришлось, так как началась Русско-японская война, и он по личной инициативе отправился в составе Киевского лазарета Красного Креста в Забайкалье. По прибытии на место начался приём раненых с поля боя, и молодой хирург Войно-Ясенецкий весь уходит в работу, непрерывно оперируя солдат и офицеров. Здесь впервые проявились его талант и призвание хирурга. Вскоре он был назначен заведующим хирургическим отделением госпиталя. Операции, проводимые Валентином Феликсовичем, были сложными и проходили безупречно, неудач не было. В это время он женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской.

После окончания войны молодые супруги отправились в уездный город Ардатов Симбирской губернии, где в земской больнице открылась вакансия хирурга. Он был одновременно хирургом и терапевтом, педиатром и акушером. С раннего утра и до позднего вечера врач принимал больных, оперировал, разъезжал по окрестным селениям. Где бы ни работал Валентин Феликсович, а это были земские больницы Саратовской, Курской, Ярославской губерний, всюду за ним шла молва как о замечательном, никому не отказывающем докторе. С самого начала своей практической деятельности земский врач Войно-Ясенецкий активно занимался и научной работой. Его пытливый ум искал первопричину многих заболеваний, но прежде всего гнойных инфекций в человеческом организме.

В первые годы своей врачебной практики молодой врач углубленно занимался вопросами местной анестезии и написал по итогам своих исследований несколько научных статей. Эти серьёзные разработки закончились написанием монографии «Регионарная анестезия», блестяще иллюстрированной самим автором. Этот труд был признан многими современниками лучшей работой года в России и удостоен премии Варшавского университета. В 1916 году Валентин Феликсович защитил по этой теме диссертацию, получив степень доктора медицины.

Архиепископ Лука с сыновьями
Архиепископ Лука с сыновьями

В начале 1917 года доктор Войно-Ясенецкий был избран по конкурсу главным врачом Ташкентской городской больницы. Шла Гражданская война. В больницу доставляли тяжелораненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда он не возмущался и никому не отказывал в помощи. Никто не видел его гневным, вспылившим или раздражённым. Он всегда говорил спокойно, негромко, никогда не повышая голоса и не выходя из себя. Своё негодование выражал тем же спокойным голосом. Тогда же случилась беда в доме у самого доктора – тяжело заболела жена, у неё был обнаружен туберкулёз лёгких.

В 1919 году Валентин Феликсович стал профессором Ташкентского университета. В те страшные революционные годы церковь подвергалась жестоким гонениям со стороны большевистской власти. Именно тогда Войно-Ясенецкий впервые был арестован по доносу одного из медбратьев больницы. Это испытание, хотя и закончившееся благополучно, окончательно подорвало здоровье Анны Васильевны, и вскоре она умерла. Валентин Феликсович остался один с четырьмя детьми.
Врач Войно-Ясенецкий был глубоко верующим человеком, и религиозные убеждения накладывали отпечаток на весь стиль его работы. Это не прошло не замеченным безбожной властью. В те годы, помимо открытых гонений, Русской православной церкви пришлось бороться с ересью так называемой живой церкви, которая была создана большевистской властью для раскола клира и верующих и отдаления их от истинной веры.

В этот трудный для церкви период Валентин Феликсович проявил себя как истинный христианин, он регулярно посещал богослужения, часто выступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды он выступил с речью на епархиальном собрании о положении дел в Ташкентской епархии. Архиепископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий был поражён глубиной веры молодого врача. Его слова «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты никогда не помышлявшим о священстве В.Ф. Войно-­Ясенецким как Божий призыв. В 1921 году он был рукоположен в сан диакона, а уже через неделю его назначили священником Ташкентского кафедрального собора. После трёхлетнего служения в сане иерея он принимает монашеский постриг с новым именем в честь апостола Луки – евангелиста, иконописца и врачевателя.

Архиепископ Лука получил благословение патриарха Тихона не оставлять своей научной деятельности. Отныне в одном человеке сочетаются две жизненные линии, две судьбы, и какая из них более значимая – сказать трудно. Ясно только, что его беззаветная вера в Бога служила надёжной опорой в неутомимой деятельности врача. Она поддерживала и в неисчислимых страданиях, которые ему предстояло перенести в последующие годы.

Вскоре новопоставленный епископ Лука был арестован. Огромный авторитет и влиятельность владыки Луки вызывали недовольство ответственных чинов из ГПУ, и они решили убрать его из Ташкента. Сначала его привезли в Москву и заключили в Бутырскую, затем в Таганскую тюрьму, где условия содержания были очень тяжёлыми. Именно тогда у епископа Луки проявились первые симптомы сердечной недостаточности – болезни, которая сопровождала его до конца жизни.

В декабре 1923 года был сформирован этап, и святитель Лука был отправлен в первую ссылку в Сибирь. Местом жительства ему временно был определён Енисейск. Но и в ссылках он не оставлял научной работы. В журнале «Вестник хирургии» за 1924 год вышла его статья о гнойных воспалениях. Между второй и третьей ссылками вышел в свет его фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии», ставший впоследствии настольной книгой для многих поколений отечественных врачей. Медики высоко оценили этот серьёзный научный труд. «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку», – писал один из его коллег. Материал книги изложен необыкновенно ясно, понятно и вместе с тем высокопрофессионально. Так мог писать только человек, который сам начинал работать без практической помощи и руководства.


Однако издание этой книги, столь необходимой для медицинской науки, задержалось на многие годы, поскольку автор настаивал на том, чтобы на обложке стояло его монашеское имя. За этот труд в 1946 году он получил Сталинскую премию первой степени.
Находясь в ссылках, Войно-Ясенецкий постоянно оперировал в больницах, принимал больных у себя на дому. После первых же удачных сложнейших операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сёл и деревень. В совершенно, казалось бы, неприемлемых для этой цели условиях он оказывал медицинскую помощь всем, кто в ней нуждался. Такая популярность среди жителей раздражала местное начальство, и оно отправило владыку Луку в Туруханск, который находился ещё на 2 тысячи километров севернее, а затем и вовсе за Полярный круг в посёлок Плахино, где царила вечная мерзлота. В лютые морозы, которые стояли зимой 1924/1925 года, такое путешествие было равносильно смертному приговору. Здесь епископ Лука страдал не столько от тяжелейших климатических условий, сколько от того, что жители посёлка были абсолютно далёкими от Церкви.
Туруханская ссылка закончилась в январе 1926 года, и архиепископ Лука возвратился в Ташкент к своим детям. Однако здесь он очутился в атмосфере клеветы в свой адрес со стороны бывших церковных сотрудников и был вынужден оставить епископскую кафедру, но продолжал выполнять свою миссию милосердия. Враги его только и ждали повода, чтобы вновь навредить архипастырю.

Фото заключенного Войно-Ясенецкого
Фото заключенного Войно-Ясенецкого

23 апреля 1930 года святителя Луку вновь арестовали, чтобы добиться отречения от священного сана. После мучительных допросов, объявленной голодовки, страшного года тюремного заключения несломленного епископа отправили в новую ссылку – на север России. Эту ссылку он считал лёгкой: в Архангельске ему было позволено заниматься хирургической деятельностью. Был освобождён в конце 1933 года.
В жизни владыки Луки наступила долгожданная передышка, и он на целых два года получил возможность спокойно жить рядом со своими детьми в Ташкенте. Он получил в распоряжение главную операционную в Институте неотложной помощи, руководил самым большим корпусом этого института. Дети тоже радовали отца: все они пошли по его стопам, связав свою жизнь с медициной.
Епископу Луке было уже за 60 лет, когда его в четвёртый раз арестовали в 1937 году. Длительное, в течение нескольких лет, тюремное заключение, издевательства и побои, карцер и «конвейер» – изуверский приём, когда заключённого допрашивали в течение многих дней – всё это испытал на себе Владыка. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днём, ни ночью. Известно, что епископ-врач никогда не брал денег у больных, напротив, отдавал свою зарплату на дела милосердия. Он помогал больным, бедным, всем обездоленным и ссыльным. Всё это раздражало власть имущих, и его вновь выслали в Сибирь, в Красноярский край. Это была уже третья ссылка святителя.

Когда началась Великая Отечественная война, владыка Лука тут же предложил свою медицинскую помощь раненым. Он отправил председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». В это время в Красноярске организовывался эвакогоспиталь. В октябре 1941 года епископ Лука был назначен главным хирургом этого госпиталя и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Он с головой погрузился в многотрудную и напряжённую работу. Ему приходилось делать самые сложные и тяжёлые операции, раненые очень любили своего доктора.

Напряжённая работа в госпиталях давала блестящие научные результаты. В конце 1943 года вышло второе издание «Очерков гнойной хирургии», переработанное и дополненное, а в 1944 году вышла в свет книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». В 1946 году за эти два труда святителю была присуждена Сталинская премия по медицине первой степени. Из двухсот тысяч рублей 130 тысяч владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне.

В 1944 году, вслед за победоносным наступлением советских войск, эвакогоспитали переехали в Тамбов. По окончании ссылки, в 1943 году, архиепископ Лука был назначен в Тамбов. В Тамбовской области до революции было 110 церквей, а владыка Лука застал всего две: в Тамбове и Мичуринске. Проблема перевода несколько месяцев согласовывалась между патриархией и Наркомздравом. Наконец нарком телеграфировал: «Намерены перевести Вас в Тамбов, широкое поле деятельности в госпиталях и крупной больнице». Святейший Патриарх Сергий специальным указом назначил владыку Луку архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В начале 1944 года владыка Лука переехал в Тамбов.

В управлении епархией архиепископ Лука столкнулся со множеством трудностей. Покровский храм, в котором долгие годы находилось рабочее общежитие, доведён был до последней стадии запустения. Обитатели его раскололи иконы, сломали и выбросили иконостас, исписали стены ругательствами. Владыка Лука без жалоб принял наследие атеистов, начал ремонтировать храм, собирать причт, вести службы, продолжая и врачебную работу. На попечении Тамбовского архиепископа теперь находилось 150 госпиталей, от пятисот до тысячи коек в каждом. Консультировал он также хирургическое отделение большой больницы. В Тамбовской епархии владыка Лука восстановил и освятил несколько храмов, сосредоточив свои усилия на восстановлении приходской жизни. Богослужения, совершаемые архиепископом Лукой, отличались высокой духовностью и молитвенностью. Много сил он отдавал просвещению паствы. Огромное впечатление на прихожан производили проповеди святителя. Их приходили послушать и верующие, и неверующие, в том числе и представители интеллигенции. Их записывали прямо в храме, а затем перепечатывали на машинке.

С первых же дней управления епархией владыка ходатайствовал об открытии в Тамбове большого двухэтажного Спасо-Преображенского собора, который вместил бы всех верующих, но местные власти всячески препятствовали этому. Председатель облисполкома относился к владыке Луке неплохо, считая, что он – медик, случайно попавший в «церковный омут». Однажды он пригласил владыку к себе и спросил, чем он может премировать его за хорошую работу в госпитале. Владыка сказал: «Откройте городской собор». На отказ это сделать он ответил: «А другого мне ничего от вас и не нужно».

В конце 1945 года владыку и его секретаря пригласили в облисполком, чтобы вручить им медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После вручения медалей председатель сказал, что хотя труд Войно-Ясенецкого как консультанта эвакогоспиталя завершён (госпитали осенью 1944 года покинули Тамбов и двинулись дальше на запад), он надеется, что профессор и впредь будет делиться своим большим опытом с медиками города. Архи­епископ Лука ответил ему следующее: «Я учил и готов учить врачей тому, что я знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы ещё многим, если бы вы (он подчеркнул это «вы», давая понять слушателям, что придает слову широкий смысл) не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле».

Архиепископ Лука со священством Тамбовской епархии
Архиепископ Лука со священством Тамбовской епархии

В мае 1946 года владыка Лука в возрасте семидесяти лет был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Приехав в Симферополь, он в полной мере ощутил тяжесть разрухи первых послевоенных лет. Здесь он все свои усилия сосредоточил на устроении епархиальной жизни. Позже он получил разрешение на медицинскую деятельность. Владыка Лука как хирург и профессор читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых. Он был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны, продолжал врачебную практику у себя на дому.

Напряженная работа сказывалась на здоровье архиепископа Луки, зрение его стало резко ухудшаться, и в 1956 году он окончательно потерял его. Жизнь архиепископа Луки клонилась к закату. Скончался он 11 июня 1961 года, в день памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Несмотря на строгий запрет партийных властей, похороны архиепископа вылились во всенародную демонстрацию.

Разносторонняя деятельность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки, этого великого человека, оставила глубокий след в истории Тамбовщины. Память о нём свято чтут в храмах. В Тамбовском музее истории медицины отражена деятельность этого врача, хирурга милостию Божьей, профессора. На доме, в котором жил архи­епископ Лука, была открыта мемориальная доска. В 1993 году патриарх Алексий II освятил вторую городскую больницу, которой было присвоено имя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в память о том, что он служил хирургом в госпиталях Тамбова. На территории больницы установлен памятник архиепископу Луке работы тамбовского скульптора, врача этой больницы Ю.Г. Юсупова. В 1995 году Тамбовским епархиальным управлением была учреждена премия имени архиепископа Луки, которой награждают лучших медицинских работников.

Определением Синода Украинской православной церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был прославлен как местночтимый святой. В 2000 году юбилейный архиерейский Собор Русской православной церкви причислил архиепископа Луку к лику святых.

И как при жизни архиепископ Лука всячески помогал болящим, никому не отказывая, так и после его смерти каждый, кто приходил на могилу святителя и с верой и любовью просил его о помощи, получал исцеление. Таких случаев было множество.

…Событий всяких было много
в железный отошедший век.
И был всегда угоден Богу
простой смиренный человек.
Божественна его основа,
высок его духовный сан…
И Войно-Ясенецкий снова
любовью лечит прихожан.
Валентина Дорожкина

О жизни и деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки, написано много книг, научных статей, стихо­творных произведений. Тамбовскому периоду его жизни посвящены следующие издания:
Лисичкин В.А. Тамбовский путь Святителя Луки. – М., 2010. – 664 с.
Быкова В.И., Щукин Ю.К. Архиепископ Лука. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в Тамбове. – Тамбов, 2002. – 35 с.
Долгушин И.С. Врачи, внесшие вклад в здравоохранение Тамбовщины и страны. – Тамбов, 2012. – С. 53–54.
Кученкова В. Житие архиереев тамбовских. – Тамбов, 2012. – С. 151–162.
Тамбовский паломник. Путеводитель по святым местам Тамбовской митрополии. – Тамбов, 2014. – С. 32, 194–195.
Фарбер Я.И. Очерки истории медицины Тамбовского края. – Тамбов, 2001. – С. 157–172.

Наталия Ватагина,
заведующая сектором краеведческой библиографии Центральной ­городской библиотеки Мичуринска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.