«Господь нам дарует победу!»

«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа…»

22 июня 1941 года – одна из горестных дат отечественной истории, начало Великой Отечественной войны.
В первый же день войны глава Русской Православной Церкви местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что мы победим:

Митрополит Сергий (Старгородский)
Митрополит Сергий (Старгородский)

«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.

Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали (о них иные подумают, что они искали славы). Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: “Больше сея любви никто же имать, разве кто душу свою положит за други своя”. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно “ради Иисуса, а не ради хлеба куса”, как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу» [1].

Русская Православная Церковь, несмотря на притеснения и гонения со стороны советской власти, грозившей ей полным уничтожением, оставалась со своим народом, помогала России в сложное военное время.

Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом ковавших победу русского оружия.
Это и иеросхимонах Серафим (Муравьев), живший в поселке Вырица под Ленинградом, и игумен Серафим (Шинкарев), бывший насельником Троице-Сергиевой Лавры, в военные годы служивший в Свято-Ильинском кафедральном соборе Архангельска, протоиерей Павел Успенский, ни на час не покинувший Москву настоятель храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, и многие-многие другие [2].

Когда Отечество оказалось в опасности, верующие наряду со всеми отправлялись на фронт или трудились в тылу, своими ратными и трудовыми подвигами приближая долгожданный час победы. В боевых действиях участвовали не только миряне, но и духовенство. В стороне не осталась и Тамбовская епархия.

Правда, стоит заметить, что к началу вой­ны Тамбовская епархия перестала существовать. Последний Тамбовский архипастырь архиепископ Венедикт (Алентов) был арестован и расстрелян еще в 1937 году. К 1941 году в пределах епархии не осталось ни одного действующего храма. Бόльшая часть духовенства была расстреляна или находилась в местах лишения свободы. Сколько священнослужителей проживало в епархии к началу войны, установить практически невозможно.

К сожалению, сегодня в Тамбовской области не осталось ни одного священника – ветерана Великой Отечественной войны, но память о многих из них свято хранится.
Протоиерей Андрей Герусов был рукоположен в сан священника в 1935 году, но уже в 1937 году его арестовали по ст. 58 и отправили отбывать наказание на Дальнем Востоке. В 1942 году из заключения его отправили на фронт. Он остался живым и находился в армии до 1946 года, когда вернулся в Тамбовскую епархию и служил в разных приходах. Архимандрит Рафаил (Брыксин), будучи иеромонахом, всю войну трудился фельдшером в военных госпиталях. Его усердная работа отмечена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

Несколько тамбовских призывников, пройдя через горнило войны, вернулись на родину и решили связать свою судьбу с Церковью, а некоторые приняли монашество. Так поступил архимандрит Иоанникий (Перегудов), попавший в армию по призыву в 1940 году. Он прошел всю войну и служил в армии до 1947 года, когда, имея несколько боевых наград, уволился в запас в звании сержанта. После войны он поступил в Почаевскую Лавру, где был пострижен в монашество и посвящен сначала в иеродиаконы, а затем в иеромонахи. В 1962 году, когда власти стали изгонять из Лавры монахов, он уехал в Тамбов и служил в разных приходах, в том числе некоторое время в Покровском соборе г. Тамбова.

Церковнослужитель Василий Лагутин до 1934 года служил псаломщиком в с. Березовка Тамбовского района. После закрытия храма в 1935 году он переехал в Тамбов, где работал в разных учреждениях. В 1942 году его призвали в армию, он доблестно воевал, получил тяжелое ранение, вследствие чего был демобилизован, награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны, в 1945-м, Василий Лагутин был рукоположен в сан иерея и долгое время служил в Михаило-Архангельском храме поселка Мордово. Диакон Ефим Иакович Уланов, будучи псаломщиком Богоявленской церкви села Советское, в 1933 году арестован и сослан в Сибирь. По возвращении домой в 1934 году жил и работал в родном селе, откуда его в 1941 году призвали на фронт. В 1942-м он получил тяжелое ранение и стал инвалидом войны. За смелость на поле боя награжден медалью «За отвагу». После войны Ефим Уланов был рукоположен в сан диакона и до самой кончины служил диаконом в Богоявленском храме села Советское. В 1942 году был призван на фронт Иван Васильевич Засыпкин, уроженец д. Малая Хоперка Шульгинского района (ныне Мордовский район). Получив ранение, он лечился в госпитале, после выздоровления вновь отправился на передовую, где был командиром пулеметного расчета. Второе ранение было тяжелым, и из госпиталя Иван Засыпкин вернулся домой инвалидом. Будучи человеком глубоко верующим, он свое избавление от смерти считал исключительно действием промышления Божия и Матери Божией. После войны Иван поступил псаломщиком в Ильинский храм города Мичуринска и вскоре был рукоположен епископом Иоасафом во диакона, затем во священника и назначен в клир Михаило-Архангельского храма села Мордово Тамбовской области, где служил долгие годы и скончался в 1986 году митрофорным протоиереем в должности настоятеля храма.
Многие священники, не жалея здоровья и сил, трудились в тылу, приближая долгожданную победу. Советское правительство отмечало их заслуги перед Родиной высокими наградами. Среди множества тружеников тыла медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» награждены клирики епархии протоиерей Константин Горчаков и протодиакон Михаил Григорьевич Добров.

Из правящих архиереев свой вклад в приближение общей победы внесли архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), трудившийся в госпиталях как хирург, возрождавший в период войны Тамбовскую епархию, а также архиепископ Иоасаф (Журманов), впоследствии управлявший епархией с 1946 по 1961 год. В блокадном Ленинграде он ревностно исполнял свой пастырский долг. Архиепископ Михаил (Чуб) в годы войны был преподавателем иностранных языков в танковом училище в Рыбинске. Его труды отмечены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [3].

Роман Леонов,
председатель информационно-издательского отдела Мичуринской епархии, член Союза журналистов России

Литература
1. «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года // http://www.pravoslavie.ru/35145.html
2. Мурзин Е. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию контрнаступления под Москвой // Покров. – № 12 (552), 2016. – Сергиев Посад, 2016. – С. 34–37.
3. Священнослужители Тамбовской епархии – участники Великой Отечественной войны // Тамбовские Епархиальные ведомости. – № 4 (88), 2015. – Тамбов, 2015. – С. 24–25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.