«Бедствующих помощь и озлобленных покров…» Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» в наши дни имеет поистине всероссийское почитание и известен во всём православном мире. А ведь ещё 30 лет назад о нём мало кто помнил. К сожалению, широкое почитание этой иконы вызвано не столько глубоким благочестием нашего народа, сколько суровой необходимостью. Сегодня человек подвержен греховным страстям как никогда, а к этой святыне принято обращаться с молитвой об исцелении от разного рода зависимостей – алкоголизма, наркомании, игромании, пристрастия к курению и т.п.
История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», которая прославилась в 304 году во время осады арабами города Никеи в Малой Азии. По преданию, один из воинов по имени Константин, отчаявшись в победе над врагом, увидел недалеко от себя икону Богоматери и в гневе и ожесточении бросил в неё камень, разбил её, а затем начал топтать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это ты сделал себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. На другой день во время сражения, когда неприятель устремился на приступ, Константину, взбежавшему вместе с другими на стену, камнем разбило голову и лицо, и он пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), и они установили петь перед этой иконой Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое святая трапеза…»
Явление в России чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии отставной солдат Стефан, будучи одержим страстью пьянства, пропил всё своё имущество и совершенно обнищал; у него отнялись ноги, но он всё же не в силах был одолеть пагубный недуг. Однажды во сне ему явился дивный старец и приказал идти в Серпухов, в женский монастырь Владычицы Богородицы, к иконе «Неупиваемая Чаша». Но Стефан не решился отправиться в неблизкий путь – 100 километров – без денег, не владея ногами. Святой старец явился ему во второй, а потом и в третий раз, грозно приказывая исполнить повеление. И тогда солдат отправился в монастырь на четвереньках. Добравшись до Владычней обители, он рассказал о своих видениях и просил отслужить молебен перед указанной ему иконой. Но никто не знал такого образа. Наконец после долгих поисков в переходном коридоре, соединявшем Георгиевскую церковь с ризницей, обнаружили забытую икону. На доске в строгом византийском стиле была изображена Божия Матерь, а перед Ней – Отрок Иисус, стоящий в Чаше. На обратной стороне увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Икону тут же перенесли из коридора в соборный храм и отслужили молебен. Подойдя к раке прп. Варлаама, основателя монастыря, Стефан узнал в его лике являвшегося ему старца.
Домой крестьянин вернулся исцелённым не только от болезни ног, но и от пристрастия к вину. Весть о прославлении образа быстро разнеслась по России, и поклониться ему поспешили толпы одержимых недугом пьянства и их родных и близких.
В повести «Неупиваемая Чаша» замечательный русский бытописатель Иван Сергеевич Шмелёв так повествовал о чудотворной святыне: «…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких – беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга «Неупиваемая Чаша». Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки в белых платочках, следуя за «престольной», и поют радостными голосами, – падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: «Зарекаюсь!» …Приходят невесты и вешают розовые ленты – залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает «Неупиваемая». Что к Ней влечет – не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».
Чудотворная икона находилась в монастыре до 1919 года, а после закрытия была перенесена в кафедральный собор Николы Белого в Серпухове.
В 1928–1930 годах Серпуховскую кафедру возглавлял епископ Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нём написано, что он восстановил почитание святыни Владычней обители, иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения епископа Серпуховского Мануила было написано восемь копий с чудотворной иконы.
В 1929 году кафедральный Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» бесследно исчезли, служение молебнов прекратилось. Доподлинно неизвестно, погиб ли в огне и первообраз, но никаких сведений о нём до сих пор нет.
Возобновилось почитание иконы «Неупиваемая Чаша» в 1987 году.
До революции Серпуховское Александро-Невское братство трезвости каждый воскресный день по окончании литургии совершало перед чудотворной иконой молебен с акафистом, за которым поминались имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию и нуждается в благодатной помощи Пресвятой Владычицы. В конце 1980-х годов настоятель Ильинского храма и благочинный Серпуховского округа архимандрит Иосиф (Балабанов) возобновил Александро-Невское братство трезвости, и этот обычай был возрождён. В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. В апреле 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенёс молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь.
Через год в Покровском храме монастыря появился написанный иконописцем Александром Соколовым образ, который сейчас известен всему православному миру. Икону украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. В мае 1993 года этот образ был освящён в Высоцком монастыре, к нему началось паломничество, появились многочисленные свидетельства о чудесах.
Ныне поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут толпы паломников со всех уголков России и из других стран. Замечено, что эта святыня не только исцеляет от пагубных пристрастий, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к покаянию, обращает к благочестивой жизни. Временами икона мироточит. В храме ведутся специальные книги, в которые записываются чудеса, совершившиеся по молитвам перед «Неупиваемой Чашей».
В Серпухове почитается также икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая находится во Введенском Владычнем женском монастыре. Она была написана со старой фотографии в 1995 году, когда началось возрождение этой обители. Новый образ «Неупиваемой Чаши» ещё не начали писать, а уже совершилось чудо. Прихожанка монастыря, сын которой страдал пьянством, усердно молилась Богородице. К молитвам она приложила пожертвование: принесла в храм старинный оклад от неизвестной иконы, сохранившийся у неё с давних времён. Когда готовую «Неупиваемую Чашу» принесли в церковь, присутствующие были крайне удивлены: пожертвованный оклад идеально подошёл к новому образу. Сын прихожанки был избавлен от недуга пьянства. Во Владычний монастырь вновь потянулись паломники со всей России.
Сейчас по всей стране имеется около 60 храмов с чтимыми иконами «Неупиваемая Чаша». Этот образ покровительствует возрождающимся Обществам трезвости, присутствует в молельных комнатах наркологических клиник и православных реабилитационных центров. С иконой устраиваются крестные ходы, маршрут одного из них, в Архангельской епархии в 2016 году, составил 92 километра.
По иконографии образ «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери – «Оранта» (лат. «Молящаяся»): Богородица изображена с поднятыми руками (в русской иконописи этот тип получил название «Знамение»), только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Младенцем Христом – это чаша Причащения, источающая с верою приступающим к ней неупиваемую – неиспиваемую, бесконечную – благодать. Матерь Божия с воздетыми вверх руками, как первосвященник, возносит Богу эту Жертву – Сына Своего, призывая грешников отказаться от губительных пристрастий и приникнуть к неистощимому источнику духовной радости и утешения.
В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (по старому стилю) . В конце XX века, после восстановления почитания иконы, её празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая (ст. ст.), так как явление чудотворного образа произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в православный церковный календарь, установлено совершать празднование ей 18 (5) мая. В Высоцком мужском монастыре отмечается и прежняя дата – 10 декабря (27 ноября).
Татьяна Никитина