Миру ходатаица. Икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ»

«Итак, Сам Господь даст вам знамение. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Исайя, гл. 7, ст. 14). Зримым воплощением этих слов пророка стала одна из древнейших икон православной Руси «Знамение». Прославившее её чудо случилось в Новгороде 27 ноября (10 декабря) 1170 года. Великий князь суздальский Андрей Боголюбский, задумавший образовать на севере русской земли единую державу, послал своего сына Мстислава вместе с объединившимися с ним 72 князьями осадить не покорившийся ему Новгород Великий, дабы сокрушить его силу и вольность. Опустошив область на триста вёрст вокруг, князья осадили город. Новгородцы, изнемогая в неравной борьбе, всё упование возлагали на Господа. Архиепископ новгородский святитель Иоанн, три дня и три ночи не выходивший из алтаря соборного храма, слёзно молился перед иконой Спасителя об избавлении города от неприятеля, и вот небесный голос возвестил ему: «Иди в церковь Спаса, что на Ильиной улице, возьми там икону Богородицы, неси её на городские стены – и увидишь чудное спасение». Наутро архиепископ послал духовенство вынести образ из храма, но посланные при всех усилиях никак не могли сдвинуть икону с места. Тогда сам святитель стал служить перед иконой молебен, и когда клир возгласил: «Предстательство христиан непостыдное», икона Богоматери у всех на глазах внезапно сама собою сдвинулась с места.
Поставив образ на древке на наружном укреплении прямо перед осаждавшими, владыка весь день совершал молебное пение. Под вечер осада усилилась, и одна из пущенных стрел ударила в икону Богоматери. Тогда, как повествует предание, Матерь Божия на святой иконе повернула Свой лик к городу и слёзы стали капать из Её глаз. И тут внезапно неизъяснимый ужас объял нападавших, тьма накрыла их, и они стали поражать друг друга. Увидев смятение врага, новгородцы открыли городские ворота и ударили по неприятелю с такой силой, что он бежал. В память об этом событии святитель Иоанн установил 27 ноября (10 декабря) праздник Знамения Божией Матери в Великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Вся Россия приняла этот праздник.
Чудотворная икона 186 лет после этого находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильиной улице. В 1357 году чудотворный образ перенесли в построенную для него церковь во имя Знамения на Ильинке. В 1566 году после крестного хода с иконой прекратился пожар, грозивший уничтожить весь город. В 1611 году Новгород захватили шведы, и начались грабежи и кровопролития. Враги расхищали даже церковное имущество, а иконы бросали на землю и топтали ногами. Несколько воинов хотели ограбить церковь Знамения во время Божественной службы и пытались войти в отворённые западные двери, но невидимая сила дважды отбросила их назад, и никто из врагов уже не осмелился осквернить храм.
В 1636 году Знаменский храм задумал обворовать Лука Плавильщиков, разорившийся мастер по работе с серебром. Он с вечера притаился в церкви, ночью похитил кружечный сбор, драгоценные священные сосуды и подошёл к чудотворной иконе, чтобы снять с неё украшения и ризу. Но невидимой рукой святотатец был отброшен на пол и впал в беспамятство. Утром его обнаружили церковнослужители. Когда через несколько дней к вору вернулись рассудок и речь, он раскаялся и рассказал о случившемся чуде.
После Октябрьской революции, в 1920 году, икона была передана в новгородский музей, а в 90-е годы возвращена Церкви. 15 августа 1991 года чудотворный образ был торжественно перенесён в новгородский Софийский собор. При этом Пресвятая Богородица вновь явила верующим знамение Своего благоволения – радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка небе.
30 сентября 2009 года в рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению патриарха Московского Кирилла стартовал крестный ход вокруг Земли со Знаменской иконой. Космический корабль «Союз ТМА-16» доставил на борт Международной космической станции образ Пресвятой Богородицы «Знамение». 11 октября крестный ход по околоземной орбите был благополучно завершён. Икона вернулась на Землю, облетев земной шар 176 раз.

Икона Божией Матери «Знамение» Курская (Коренная)

Явление иконы Божией Матери «Знамение» Курской (Коренной) произошло более 700 лет назад – в 1295 году. Во времена Батыева нашествия Курск с прилегающими землями был разорён и зарос лесом. Один житель города Рыльска, охотясь в тех местах, по берегу реки Тускары, в глухом лесу увидел лежащую при корне дерева икону «Знамение» (почему она и получила название «Коренная»). При явлении образа совершилось и первое чудо: на месте, где его подняли с земли, забил чистый и многоводный источник. Весть о чуде дошла до рыльского князя Василия Шемяки, и он повелел принести святыню в город. Толпы народа устремились ей навстречу, лишь сам князь Василий уклонился от участия в торжестве, за что тут же был наказан слепотой. Раскаявшись и припав с молитвой к иконе, он прозрел и в благодарность за исцеление соорудил церковь Рождества Пресвятой Богородицы – в этот день был обретён образ. Но поставленная в храме икона не раз возвращалась на место обретения. Тогда здесь построили часовню и назначили священника для отправления молебнов.
В 1383 году напавшие на курскую землю татары взяли в плен встреченного в лесу священника, а часовню решили сжечь. Однако они не могли этого сделать, пока там находилась икона. Тогда варвары разрубили образ, одну половину кинули в огонь, а другую забросили подальше в лес. Иерей Боголюб провёл некоторое время в тяжком плену в Крыму, пока не был выкуплен царскими послами. Вернувшись на место своего служения, он нашёл часть иконы несгоревшею, в лесу отыскал и другую. Сложенные половинки тут же срослись, только на месте разруба показалась «аки роса».
В 1597 году царь Феодор Иоаннович велел принести чудотворный образ в Москву, царица Ирина украсила его богатой ризой с драгоценными камнями и шитыми золотом пеленами. В том же году икона была возвращена, и усердием царя Феодора на месте часовни построили монастырь – Коренную пустынь.
При нашествии крымских татар святыню перенесли в Курск, а в пустыни оставили список с неё. Царь Борис Годунов из благоговения к святыне, защищавшей Курск от бывшего при нём голода, принёс ей множество пожертвований. Даже самозванец Лжедимитрий по вторжении в Путивль, желая мнимым благочестием привлечь к себе православных, велел принести в свой стан Курскую икону и молился перед ней. Тогда она вторично была взята в Москву и осталась в царских чертогах.
В 1612 году курским гражданам явлена была особенная помощь Божией Матери при осаде города многочисленным войском поляков. Некоторые видели над стенами Жену с двумя светлыми иноками, осеняющую город. Жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг Курска и дали обет, если Бог поможет им освободиться от осады, воздвигнуть среди города монастырь в честь Богоматери и поставить в нём чудотворную Её икону по возвращении её из Москвы. Неприятель скоро отступил от города с большими потерями. Во исполнение обета в Курске построили в благодарность Заступнице монастырь во имя иконы «Знамение». В 1615 году, по прошению курских граждан и по повелению царя Михаила Феодоровича, чудотворная икона Курская-Коренная была возвращена из Москвы и поставлена в курском соборном храме. В 1618 году икону перенесли в Знаменский монастырь и ежегодно в пятницу 9-й недели после Пасхи крестным ходом препровождали в Коренную пустынь, где она оставалась до конца сентября. «Нельзя не заметить, – писал один очевидец, – что при совершении крестного хода с чудотворною Курскою иконою в Коренную пустынь богомольцы сопровождают её в таком количестве, что подобного стечения народа не встретить не только в России, но и во всей Европе. На лицах всех сопровождающих шествие иконы выражается благоговейное умиление, а в сердцах чистая преданность к святыне».
Благодаря этому благочестивому обычаю Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца – преподобного Серафима Саровского. В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, крестный ход с чудо­творной иконой шёл из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Застигнутое сильным ливнем, шествие свернуло во двор Агафьи Мошниной, сын которой, 9-летний Прохор – будущий великий святой, – был болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго до того мальчик увидел во сне Божию Матерь, Которая обещала посетить и исцелить его. Приложившись к чудному образу, мальчик пошёл на поправку.
В 1898 году группа революционно настроенных студентов и учеников ремесленного училища попыталась уничтожить чудотворный образ, подложив под него бомбу, храм был сильно повреждён взрывом, но икона осталась невредимой. После революции, 12 апреля 1918 года, святыня была украдена чекистами из собора Знаменского монастыря, её нашли лишь через месяц у заброшенного колодца, уже без драгоценной ризы. В 1919 году, когда Курск был оставлен Добровольческой армией, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана (Гаврилова) и нескольких братьев Знаменского монастыря святая икона отправилась в Сербию и четверть века пребывала в Белграде. В 1944 году образ вместе с Архиерейским Синодом был отправлен в Мюнхен, где находился при митрополите Анастасии (Грибановском) до 1951 года, затем владыка переехал в Америку, где основал Новую Коренную пустынь. С 1957 года российская святыня пребывает в посвящённом ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке (один месяц в году проводит в Новой Коренной пустыни). В 1966 году на молитве перед Курской иконой скончался святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (недавно прославленный), который лично доставлял святыню в Сиэтл.
В Россию долгое время чудотворную икону не привозили. Только преодоление многолетнего разделения между Русской церковью Московского патриархата и Русской зарубежной церковью позволило образу посещать родину. С 2009 года икону ежегодно привозят в Курскую Богородичную Коренную пустынь, в которой с 1989 года стала возрождаться монашеская жизнь.

Икона «Знамение» Корчемная

Одной из почитаемых икон «Знамение», называемой Корчемной, молятся об избавлении от греха пьянства. Предание повествует о ней следующее. В XIX веке жила в Рязани некая вдова, одержимая недугом пьянства. Продав уже всё, что было у неё дома, женщина взяла икону Пресвятой Богородицы «Знамение» и принесла её в корчму, чтобы обменять на вино. Богобоязненный корчемник, укорив вдову, всё же взял святой образ и поставил в своей божнице. Спустя несколько дней, когда вдова протрезвела и осознала свой грех, она поспешила к корчемнику, отдала ему ­деньги и упросила вернуть икону. Придя домой, она поставила её в божницу, но на следующее утро иконы там не было. Корчемник же, к своему великому удивлению, наутро обнаружил этот образ на прежнем месте в своей божнице. Вскоре к нему пришла вдова и рассказала об исчезнувшей святыне. Корчемник показал на святой образ и со слезами благоговения сказал: «Вот Она, Царица Небесная! Сама спроси Её, как Она здесь оказалась». Поражённая произошедшим, женщина на коленях со слезами умоляла Пречистую о прощении своих грехов и с того дня исцелилась от пьянства.
Прослышав о чуде, рязанцы приходили в корчму, чтобы поклониться иконе, получившей в народе наименование «Явленная Корчемная». Сам корчемник постоянно поддерживал огонь в лампаде перед святыней. В 1850 году он закрыл своё питейное заведение, а икона была перенесена в церковь святого Симеона Столпника.
В настоящее время этот чудотворный образ пребывает в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии, а чтимый список с него находится в Николо-Ямском храме г. Рязани, являющемся подворьем обители.

Абалацкая икона «Знамение»

Прославилась удивительными чудотворениями и Абалацкая икона Божией Матери – самый почитаемый в Сибири образ – список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Название её происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об Абалацкой иконе «Знамение» сообщается о явлении в 1636 году вдове Марии «в лёгком сне» двух икон – Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской – и святителя Николая, «аки жива суща». От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая. Архиепископ Нектарий после строгого испытания о видении, сделанного Марии в присутствии духовных и гражданских лиц, благословил абалацких прихожан строить новый храм.
По промыслу Божию попал в эту церковь и храмовый образ. Некий крестьянин Евфимий, много лет лежавший парализованным, по совету знакомого ему нищего в надежде на исцеление дал обет написать для нового храма икону. В тот же день он начал владеть правой стороной тела. На следующий день, получив благословение архиерея, Евфимий заказал образ лучшему живописцу – протодиакону тобольского Софийского собора Матфею. Ко времени написания иконы Евфимий совершенно выздоровел, сам забрал образ у иконописца и отнёс в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивлённый совершившимся чудом, сам отслужил молебен в соборе и окропил икону святой водой, а потом с подобающей честью отпустил в село Абалак. Чудотворная Абалацкая икона служила предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в соседних губерниях, на поклонение ей прибывали издалека. В 1783 году в Абалаке был устроен монастырь.
Осенью 1919 года архиепископ Сильвестр благословил чудотворной Абалацкой иконой Божией Матери приют для детей-сирот и беженцев «Очаг», который создала София Дитерихс, жена генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса, бывшего в то время главнокомандующим Восточным фронтом русских армий. Вместе с отставшими русскими войсками икона была увезена на Дальний Восток. Известно, что, когда в январе 1920 года поезд, на котором ехали дети из приюта, потерпел крушение, вагон, где везли чудотворный образ, чудом остался цел. В 1923 году икона вместе с детским приютом оказалась в Шанхае. В 1949 году, после прихода в Китае к власти коммунистов, детский приют, настоятельницей которого была дочь Дитерихсов, переехал в Австралию. Так Абалацкая чудотворная икона Божией Матери оказалась в православном храме в городке Кабраммат, пригороде Сиднея, где находится и до сего дня.
В XVII–XIX веках с Абалацкой иконы было сделано много списков, которые почитались как чудотворные. Одним из самых известных был Семипалатинский образ, вероятно, выполненный тем же самым иконописцем, что и подлинник; его обычно отпускали на поклонение в сибирские города и уезды вместо подлинной иконы. В 1712 году он был принесён на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, отслуженного на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки и остановился, дойдя до г. Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 года собор захватили обновленцы, с образа были сняты драгоценные украшения. После взрыва собора в 1919 году сведений об этой иконе нет.

Татьяна НИКИТИНА

Watercolor winter decoration illustration on background, Consisting of plants and bird.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.