400 лет истокам «добра и света»,
или Заветы мецената

ЮБИЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СВЯТЫНИ И ЕЁ ЖЕРТВОВАТЕЛЯ КОНСТАНТИНА
ДОЛМАТА (?–1622) ГОТОВЯТСЯ ОТМЕТИТЬ В ЛУНИНЕЦКОМ РАЙОНЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

В прошлом году в Бресте участвовала в заседании международного круглого стола по исторической тематике. Один из докладчиков (кандидат наук) в превосходных степенях восхвалял униатство, после каждого приведённого факта укоряя аудиторию:
– Стыдно, что не знаете фактов национальной религии!
В завершение его выступления подняла руку:
– Всё это интересно, но зачем обобщать? Ведь не на всех белорусских землях господствовала уния. Например, Лунинец всегда был православным!
Учёный снисходительно усмехнулся:
– Речь же идёт об истории Средневековья. Кто знал о вашем Лунинце до строительства железной дороги?! А это всего лишь конец ХІХ века…
Прекратила дискуссию, потому что осознаю: о том, что город Лунинец, как и нынешние агрогородок Дятловичи и деревня Мелесница, почти 230 лет входил в состав средневекового православного монастыря, знают немногие. Учёные же до сих пор спорят об истории возникновения обители. Одни утверждают, что святыня в Дятловичах основана в 1570 году: князь Константин Острожский в своих владениях заложил монастырь и достойно наделил его владениями. После Брестской унии монастырь был закрыт на несколько лет. Его возобновлением и будущим расцветом обязаны королевскому дворянину Константину Богдановичу Долмату (?–1622).
Станет ли 400-летие памяти мецената главным духовным событием года в Лунинецком районе? Ведь 230 лет вхождения райцентра и окрестных деревень в состав монастыря – это серьёзный срок. Но после закрытия монастыря также прошло уже более 150 лет! Практически не осталось материальных свидетельств обители. Но сохранились документы. На некоторые из них и обратим внимание.
Неизвестна дата рождения Константина Долмата. А вот год рождения его в Вечности, как принято говорить в духовной среде, – ­1622-й. Это было время насаждения унии в православном государстве. Преданный вере предков магнат оставил завещание, где были такие слова: «…Движимый благочестивой ревностью о поддержании православия, преследуемого уже возникшей тогда унией, с согласия и жаления своей жены Анны из дома Юрковских…» Вот и первый завет от мецената: добиваться согласия в семье, супругам принимать совместные решения!
Главное же, что Константин Долмат записал на Дятловичскую Спасо-Преображенскую церковь свои имения – деревни Дятловичи, Лунинец и Мелесницу вместе с жителями. В дарственной записи было поставлено условие, чтобы киево-печерские монахи основали здесь православный мужской монастырь.
Столь актуальный в современных условиях завет! Инвестора (так в современности звучит слово «фундатор») монастыря не искусили колебания других магнатов, к которым он принадлежал по знатности и богатству. Как и большинство жителей наших территорий, Константин Долмат всегда помнил о принадлежности к первому государству на землях восточных славян, помнил о Крещении Киевской Руси. Не предав духовно, бывший владелец наших мест остался в истории и Беларуси, и нашего края.
Между 1622 и 1625 годами произошло возведение обители. Полное название монастыря – Дятловичский (по месту размещения) Ново-Печерский (потому что основан монахами Киево-Печерской лавры) Спасо-Преображенский монастырь.
Значимо в завещании мецената и такое условие: «чтобы из доходов оного монастыря всегда содержимо было по 12 монашествующих, по 12 вдов и по 12 сирот, коих последних и обучать…» Вот откуда пошли первые ученики в нашем крае, в обители – истоки духовности, милосердия, грамотности и культуры Лунинетчины!
Можно считать, что заветами милосердия проникнута социальная сфера, опекающая вдов и сирот, престарелых и немощных. Об исторической памяти нынешних работников Лунинецкого районного управления по труду, занятости и социальной защите населения свидетельствует фотоальбом «Служба добрых людей» (2019). Книга запечатлела имена и биографии участников Великой Отечественной войны, которые после освобождения района в июле 1944 года пришли из партизанских отрядов, а позднее – вернулись с фронтов и стали во главе Лунинецкого «райсобеса», как называли эту структуру органов власти в народе. 100-летний юбилей системы социальной защиты Республики Беларусь изданием исторического очерка отметили далеко не в каждом районе нашей страны!
Всё больше трудовых коллективов стараются сохранить память о первопроходцах в подобных иллюстрированных альбомах, отражающих историю предприятия или учреждения. И это тоже будто завет Константина Долмата «на печатание книг, церкви Божией потребных». Он материально поддерживал деятельность научно-литературного кружка Киево-Печерской лавры, жертвовал большие деньги не только на строительство православных храмов и монастырей, но и на издание книг. Точно известны две: «Беседы на Деяния св. Апостолов» Иоанна Златоуста (1624) и «Толкование на Апокалипсис» Андрея, архиепископа Кесарийского (1625), изданные полностью на средства православного мецената.

В Российской государственной библиотеке хранится Евангелие Петра Мстиславца, напечатанное в 1575 году в Виленской типографии братьев Мамоничей. Издание было подарено Константином Долматом основанному им же в Слуцком уезде Цепрскому монастырю.
Вероятно, в книжной сокровищнице Дятловичской обители было точно такое же Евангелие от того же «фундатора». Ведь при монастыре в Полесье было большое собрание богослужебной и религиозной литературы. Но в 1718 году при загадочных обстоятельствах сгорела богатая библиотека Киево-Печерской лавры. Начали собирать новые издания, присоединив «книжные собрания приписанных к Лавре монастырей, церквей и скитов». Очевидно, тогда практически вся библиотека из Дятловичей была перевезена в Киев. Но что-то и осталось! Одно из древних изданий оказалось в Лунинецком районном краеведческом музее. Обложка очередного сборника «Лунинецкая память. Дополнение 5. Книги и судьбы» (2013), посвящённого проведённому накануне Году книги в Республике Беларусь, проиллюстрирована раритетом начала XVIII века из Дятловичского монастыря.
Среди монахов были известны высокообразованные люди – их имена достойны отдельного очерка. Вообще обитель была очагом культуры в лесистом, болотистом и бездорожном уголке Полесья. И хозяйство имелось солидное! Как отмечено в документе, «…монастырь назван по селу Дятловичи, при котором и при реке Малой Цне положение свое имеет, будучи окружен лесами и болотами… Церковь там стоит во имя Преображения Господня, деревянная, новая, другие монастырские строения, а именно келий для настоятеля и братии – десять, поварня с пекарней, амбары для хлеба и содержания продуктовых припасов, сараи и конюшни – все деревянные». Выше упомянуто, что в обители имелась большая библиотека древних рукописных и печатных книг. Дополним, что были также переплётная мастерская, мастерские по ремонту и обновлению церковной утвари, небольшая иконописная мастерская, «шпиталь», в котором монахи лечили средствами народной медицины не только своих собратьев, но и жителей окрестных деревень (вот откуда «есть пошла» сфера здравоохранения района!). А ещё монастырь имел «пильню» (лесопилку), кузницу и пасеку. Всё это хозяйство приносило значительную прибыль. В конце XVIII – начале ХІХ века Дятловичский монастырь считался одним из первых в Минской епархии.
Объяснима значимость юбилея Константина Долмата для Дятловичей, Лунинца и Мелесницы – благодаря обители эти селения отмечены в средневековой истории. Но также обязаны меценату жители древнего Кожан-Городка. Вот уже более 200 лет в центре селения стоит живописный Свято-Никольский храм. Деревянная церковь построена в 1814–1818 годах без единого гвоздя. Сравнительно недавно стали известны имена создателей храма. В Дятловичском монастыре на то время были лучшие в окрестностях специалисты по дереву. Мастер-плотник Симон Конопацкий и построил церковь в Кожан-Городке, а мастер-резчик Иосиф Остапчик создал для этого храма скульптурный ансамбль.
Последствия Отечественной войны 1812 года – сожжённые французской наполеоновской армией города и сёла, разрушенное хозяйство, неурожаи – повлияли на жизнь и Дятловичской обители. Разорению способствовало непосильное бремя – обеспечение продуктами и средствами Слуцкой духовной семинарии, возведение новых деревянных зданий храмов, которые монастырь построил в Лунинце (1816) и в Дятловичах (1823). В 1848 году деревни стали «казёнными», а в 1855 году монастырь был закрыт.
Не сохранилось ни стен, ни фундаментов, но современники утешены тем, что «останется память в народе». Может быть, именно из Средневековья у нас особое отношение к сфере образования и самым преданным её представителям. Ведь в Лунинце установлены два памятника… учителям – Якубу Коласу и Павлу Сухому. Эти исторические личности достигли известности в других ипостасях, но в нашем городе оба давали уроки юным лунинчанам. Символично, что памятники возведены на улице, где расположены два школьных здания (и даже третье, ныне принадлежащее иному ведомству), каждое из которых отражает разные этапы развития системы образования Лунинетчины.
Современные представители многих учебных учреждений также приближаются к определению «единственной профессии от Бога» (все остальные – от учителя). И очень важно осознавать это обществу, потому что, как писал поэт:

Разными были учителя
В человеческом общежитии,
Но на них держится наша земля,
Наши открытия…

Когда в других городах рассказываем о лунинецких памятниках, всегда звучат благодарные аплодисменты – в честь самых достойных учителей, на которых каждому повезло в жизни и которым возведены памятники – в наших сердцах.
Почти 150 лет история обители была предана забвению. Но в ХХІ веке Дятловичскому монастырю и его «фундатору» повезло на исследователей. В их числе – белорусский книговед Юрий Лаврик, учёные из Пинска Александр Ильин и Елена Игнатюк. Но всё же Дятловичский монастырь и Константина Долмата для современников открыли лунинчане. Об обители первым упомянул Николай Калинкович в книге «Лунинец» (1990), очерк написал Лев Колосов для историко-документальной хроники «Память. Лунинецкий район» (1995).
Недавно украинский исследователь Алексей Кузьмук обработал ведомость имущества монастыря за 1770 год. Открылись бесценные сведения (включая план обители) по истории Дятловичей и Лунинца! Но одновременно очень важные – для храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших», который вступает в 10-летие освящения. Среди земельных владений монастыря в будущем городе указывается несколько участков в Боханово! На территории именно этого урочища, в честь которого названа одна из улиц микрорайона, и расположена «синяя церковь», как говорят в народе (в городе есть ещё и старая, «красная церковь», заложенная в начале ХХ века).
Знакомством с вышеуказанным документом мы обязаны преподавателю Минских духовных академии и семинарии протодиакону Павлу Бубнову. Возможно, эти сведения открылись лунинчанам благодаря частице мощей преподобного Нестора, Летописца Печерского. Как известно, мощи святого находятся в Киево-Печерской лавре, а рукописи монастыря – там же, в Киеве, в Центральном государственном историческом архиве Украины. Храму иконы Божией Матери «Взыскание погибших» святыню подарил Вениамин, митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси. В прошлом феврале владыка экзарх посетил свою малую родину и возглавил богослужение в новом храме Лунинца.
Герб Константина Долмата стал основой геральдического символа современных Дятловичей. И это также можно считать памятником дворянину, сохранившему честь и совесть, передавшему потомкам завет твёрдости веры. В этом году агрогородок (самый большой по населению в районе – более 2,5 тысячи жителей!) пополнится и другими памятными знаками. Так, планируется отметить юбилей события и личностей, благодаря которым «глубинка Полесья», как часто называют Лунинецкий край, сохранила чистоту православной веры и стремление к духовному совершенству.

Татьяна КОНОПАЦКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.