Последняя морская катастрофа Советского Союза

1991 год. В среду, 18 декабря, чудовищной силы волна-убийца у берегов Шотландии атаковала керченский рыболовный морозильный траулер «Картли», погибли четыре члена экипажа, были раненые. Погибло судно. А через восемь дней не стало и Советского Союза.
Гибель керченского «тропика» «Картли» с бортовым номером ФБ-7083 стала последней катастрофой морского флота СССР.
Книга Игоря Ракитина «Дневник капитана Гармашова. Повести, рассказы и страницы памяти» знакомит читателя с событиями того страшного рейса. И даже продолжает историю траулера до наших дней.


Судно осталось брошенным на месте гибели – у шотландского острова Гиа. В 2016 году его торчащие из воды корму и мачты увидели, огибая остров на байдарке воскресным днём, наши соотечественники Андрей и Аня Мячиковы – преподаватели университета в Глазго. Поинтересовавшись у местных жителей, что это за судно, они были поражены их ответом: это советский корабль.
Жители острова отвели Андрея и Анну в дом, где показали стенд, установленный их руками в память о пострадавших советских моряках. На нём фотографии лежащего на левом борту «Картли» и описание произошедшей трагедии, что ещё больше потрясло наших земляков: «Жители острова помнят об этой трагедии! А мы?.. Не пришло ли время установить памятную доску на месте, с которого ещё виднеются мачты «Картли»? И не пора ли сказать спасибо английским спасателям, рисковавшим своими жизнями ради спасения наших моряков и оказавшим материальную поддержку семьям погибших?»
А сказать спасибо есть за что. Уже через полтора часа после крушения пришла помощь: над «Картли» завис вертолёт, с него на корабль стал спускаться спасатель, но порывы шквального ветра бросали его и вертолёт из стороны в сторону. Улучив момент, спасатель отстегнулся от троса и совершил рискованный прыжок с большой высоты на бак судна. Наши моряки поверили в спасение. Началась эвакуация, сначала раненых и женщин. Тяжелораненый капитан Владимир Иванович Гайдук в числе первых покинуть судно отказался.
Погода бесновалась, пробоина набирала воду, продолжалась борьба за живучесть судна. Сбоку «Картли» прикрывал и рассеивал мрак ночи всеми своими источниками света нефтеналивной танкер «Друпа», он первым обнаружил наше судно локатором, поспешил на помощь и связался с берегом. У «Картли» рубка была разрушена волновым ударом страшной силы, звать на помощь нечем.
В считаные минуты поднялись по тревоге береговые службы и Королевские военно-морские силы Великобритании: вертолёты, спасательные суда и катера, самолёт «Нимро-51» координировал их действия, нужно было в бурлящем море найти плоты и людей. Взлетая до небес на 12-метровых волнах, спасательный катер с острова Айлей искал пропавшую в пучине Нину Трошину. С огромным риском для экипажей вертолётов и самих моряков продолжалась эвакуация с борта судна.
Все живые члены экипажа были доставлены в госпитали Шотландии и Ирландии. Уже 19 декабря к советским морякам началось настоящее паломничество: из разных городов и местечек Великобритании к пострадавшим ехали машинами и автобусами, причём полиция выделяла «зелёные» полосы на автобанах и дорогах городов. Ехали представители общественных и религиозных организаций, члены правительства, сотрудники посольства и дипломаты, военнослужащие, учителя, школьники и студенты. У дверей госпиталя дневали и ночевали репортёры, писатели, сотрудники радио и телевидения. Всех волновало состояние спасённых, они были для всех героями, как и спасатели. Но через два дня советские чиновники начали спешно организовывать отправку экипажа на родину, что на фоне пережитого стресса привело ещё к дополнительной потере члена экипажа уже на пороге своего дома.
А тем временем английские спасатели продолжали детальный осмотр помещений судна и с ужасом и возмущением обнаружили, что не все живые были сняты с борта той страшной ночью. Среди хлама прятались два судовых кота. Спасатели пытались их отловить, но коты не дались, спрятавшись в только им известных «шхерах» корабля.
Нашим советским чиновникам, наверное, очень странной показалась бы озабоченность англичан, которую они высказали в своём донесении: «При обследовании жилых помещений мы видели двух котов, но, к сожалению, поймать их не удалось ни нам, ни спасателям. Мы обсудили с джентльменами ситуацию с двумя котами, находящимися на судне, и решили, что шотландское общество защиты животных попытается изловить их и доставить на берег» (цитата).
2016 год. Андрей Мячиков и Игорь Ракитин взялись за работу, чтобы изготовить памятную доску и издать Книгу памяти керченских моряков-рыбаков, не вернувшихся из промысловых рейсов. Игорю для осуществления задуманного требовались средства, он стал обращаться в различные организации, но получал один ответ: бюджетом не предусмотрено. Пришлось просить помощи у обычных людей. Необходимую сумму собрали, табличку из нержавеющей стали сделали в Москве, книгу издали в 2020 году, до этого была осуществлена публикация в мемориальной книге «Рыбацкая слава Керчи».
Когда Игорь прибыл на остров Гиа, был поражён тем, что увидел: там полным ходом шла подготовка к установке полноценного памятника. Место было выбрано на высотке, с которой видно судно. Территория оказалась в частном владении. По закону охрану и уход за памятником должны осуществлять хозяева. И они дали на это согласие!
Местные умельцы привезли камень, облицевали памятник, вмонтировали в него компас, снятый с «Картли». На открытие памятника были разосланы приглашения спасателям, службам береговой охраны, консульству России, высоким чинам из палаты лордов. Гостей ожидалось множество, а мест для их размещения совсем мало. На острове в 14 кв. км жителей всего 160 человек, однако они дали согласие принять гостей в своих домах.
Все СМИ Шотландии постоянно освещали процесс подготовки к мероприятию: телевидение, пресса, информационный отдел Би-би-си.
На открытии мемориала было очень много народа, об уровне мероприятия можно судить по участникам: прибыл представитель королевы Великобритании лорд-лейтенант Патрик Стюарт, Генеральный консул России в Шотландии А. А. Прицепов, вице-консул А. Ильинская, спасатели Королевского флота, Королевских ВВС, представители общественности, местного совета, школьники, все жители острова. Из России был только Игорь Ракитин и телекомпания НТВ, Анна и Андрей Мячиковы – граждане Великобритании.
В 11:00 зазвонил колокол местной католической церкви, началась поминальная литургия. После в холле отеля Игорь Яковлевич обратился со словами благодарности к спасателям и жителям острова от имени жителей Керчи. И вручил всем присутствовавшим спасателям ордена, которые по своим эскизам заказал на геральдическом заводе в Санкт-Петербурге! Оставшиеся награды с именными орденскими удостоверениями переданы в комитет ветеранов для розыска остальных участников спасательной операции.
Во время открытия мемориала Андрей обратил внимание: «Смотри! Над памятником пролетели четыре птицы!»
В Керчи в это время во всех храмах служили организованные Павлом Борисовичем Муравленко поминальные молебны и панихиды по погибшим морякам…

И. Я. Ракитин (справа) с Дж. Кэмероном
в экспедиции к «Титанику»

Несколько слов об авторе книги
Игорь Яковлевич Ракитин – старший научный сотрудник Института океанологии им.  П. П. Ширшова РАН, кандидат технических наук. Участник множества научных рейсов. В составе инженерно-технической группы подводных аппаратов «Мир» участвовал в экспедиции канадского кинорежиссёра (фильмы «Терминатор», «Чужие», «Аватар») Джеймса Кэмерона к затонувшему «Титанику» перед созданием эпического фильма «Титаник».
До Москвы Игорь Яковлевич Ракитин долгое время работал в Керчи на судах управления «Югрыбпромразведка», участвовал в промысловых и совместных с ЮгНИРО научно-исследовательских рейсах в Атлантическом, Индийском и Южном океанах. Сейчас, кроме основной работы, ведёт активную просветительскую деятельность.
Чтобы написать эту книгу, Игорю Ракитину пришлось провести настоящее расследование, ведь дело хранилось в транспортной прокуратуре и было окутано ореолом секретности. РТМ «Картли» был судьбоносным для Игоря, он ещё юношей познакомился в Кривом Роге с матросом этого судна, заслушиваясь его рассказами о дальних странствиях, о заморских городах, экзотических островах, что и определило его жизненный путь. Ракитин не мог допустить, чтобы «Картли» ушёл в небытие. Так родилась эта мощная повесть.
Каждый керчанин обязан её прочесть! Каждый керчанин должен помнить о рыбацкой славе гордого морского города Керчи и верить, что придёт время и всё повторится сначала. Верой живёт человек, вера возрождает города.
Я – морячка, дочь моряка и жена моряка, я благодарна тем неизвестным англичанам – морякам, спасателям, островитянам и моему коллеге-океанологу Игорю Ракитину за их неравнодушие, за сохранение памяти, за то тёплое чувство и ощущение единения со всем миром, которое их поступки вызвали в моей душе. Благодарю вас!

История, рассказанная улицами Керчи

Есть в городе улица имени Казакова. Это название она носит с 1959 года по инициативе главного архитектора города того периода А. Н. Морозова. Переименование улицы было приурочено к 225-летию со дня рождения русского архитектора Матвея Фёдоровича Казакова, творившего в эпоху Екатерины II.
М. Ф. Казаков – один из крупнейших представителей русской псевдоготики, разработчик типовых проектов. Это ему было доверено перестроить центр Москвы в стиле, включающем античное наследие.
Античность была в моде. Ещё бы! Россия в 1774 году стала обладательницей территорий античной культуры на берегах Боспора Киммерийского, присоединив по мирному Кючук-Кайнарджийскому договору город Керчь, а также Ени-Кале, Азов и Кинбурн. С этим документом завершилась первая русско-турецкая война 1768–1774 годов, и Россия получила выход к Чёрному морю.

Рисунок керченского павильона,
выполненный М. Ф. Казаковым, 1775 г.

Но сначала были фейерверки. По случаю празднования в Москве такого грандиозного события в 1775 году на Ходынском поле архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков создали площадку для народных гуляний. Сценарий придумала сама императрица, описав его в письме к Гримму: «…за три версты от города есть луг; представьте себе, что этот луг — Черное море и что из города две дороги, ну вот, одна из сих дорог будет Танаис (Дон), а другая — Борисфен (Днепр); на устье первого вы построите столовую и назовете Азовом; на устье второго — театр и назовете Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами. Налево от Танаиса будет буфет с вином и угощением для народа; против Крыма устроится иллюминация, которая будет изображать радость обоих государств о заключении мира; по ту сторону Дуная пущен будет фейерверк, а на месте, имеющем изображать Черное море, будут разбросаны лодки и корабли, которые вы иллюминуете; по берегам рек, которые в то же время и дороги, будут расположены виды, мельницы, деревья, иллюминованные дома, и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше многих других.
…Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле, не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток».
Россия ещё не видела такого размаха «увеселения». На временные строения, которые были выполнены в натуральную величину, по всем правилам архитектуры, были отпущены огромные деньги.
Основные события празднования проходили в великолепном керченском павильоне сказочного города, перед которым архитектором М. Ф. Казаковым был выстроен обелиск в честь Кючук-Кайнарджийского мира.
После обеда давали французскую комедию, потом русскую оперу «Иван Царевич», затем был маскарад, где танцевали для этого случая кадриль кавалеры и дамы, одетые в богатые турецкие и рыцарские костюмы.

Архитектор М. Ф. Казаков

На другой день государыня в городке Таганроге закупала роскошные азиатские товары на большие суммы, а вечером отправилась на корабли, с которых и смотрела на блистательный фейерверк, изображавший Чесменскую битву.
В праздновании, по свидетельству самой императрицы, приняли участие 4 тысячи экипажей, побывало 60 тысяч человек, которые «веселились, как только можно».
Обошлось без происшествий, и все остались довольны, особенно архитекторы, получившие крупные заказы.
Основные работы М. Ф. Казакова в Москве:
— Петровский дворец, это здание оставалось царской гостиницей до 1918 года, а начиная с 1920-го и до 1990-х во дворце размещалась Военно-воздушная академия имени Жуковского;
— Сенат, который в 1990-е годы преобразовали в дом Администрации Президента России, разрушив при этом интерьеры Казакова;
— Московский университет, построенный в 1798 году;
— Бутырская тюрьма и много-много других объектов.
Однако большей частью «казаковская Москва» исчезла при пожаре 1812 года, когда М. Кутузов в Филях принял решение оставить Москву: «С потерею Москвы не потеряна Россия… Приказываю отступить».

Памятный знак в сквере
у Адмиралтейского проезда
в честь двух присоединений
Крыма: 1774 г. и 2014 г.

А вскоре в Москве в разных местах, но почти одновременно начался пожар.
Наполеон полагал, что его армию ожидает «полное благосостояние на зимних квартирах», но разгоравшийся пожар заставил французов спасаться. Да и сам Наполеон, не тратя времени зря, покидал Кремль пешком, направившись к Арбату, заблудился там и, еле уйдя от пожара, выбрался к селу Хорошему. Переправившись через Москву-реку по плавучему мосту, мимо Ваганьковского кладбища, он только к вечеру дошёл до Петровского дворца. Свита Наполеона проехала по горящему Арбату до Москвы-реки, двигаясь относительно безопасным путём вдоль её берега.
В Петровском дворце, расположенном за городом, французский император находился три дня.
Очевидец вспоминал: «На четвёртый день мы вернулись в город и увидели там только развалины и пепел».
Пожар длился неделю.
«…Сжечь собственные города! Демон вдохновляет этих людей. Варвары! Какая жестокая решимость, какая смелость!» – скажет император при виде города, охваченного огнём и пеплом.
Дела давно минувших дней, но керчан не покидает мечта: воссоздать в Керчи обелиск работы Матвея Фёдоровича Казакова, установив этот памятник на улице Казакова, у детской школы искусств имени керченского скульптора Р. В. Сердюка, так как эта площадь находится в равном удалении от исторических центров Керчи и Ени-Кале.
Вот такие зигзаги истории.

Людмила ШИШЛО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *