Учителя истории в жизни великого князя Константина Николаевича

Екатерина ЮГОВА
г. Екатеринбург

В. А. Жуковский
Ф. П. Литке

Изучение истории России является важнейшей частью процесса образования и воспитания человека и гражданина. Знание истории помогает человеку правильно ориентироваться в мире, в котором он живёт, даёт ему возможность найти истоки проблем, стоящих перед ним в настоящем, и определить верные пути поиска решения проблем в будущем.
Изучение истории позволяет человеку идентифицировать себя как участника исторического процесса. Знание прошлого даёт ему прочную опору для его мировоззрения и убеждений, уверенность в правильности своего взгляда на мир; позволяет ему, опираясь на исторический опыт предшествующих эпох и поколений, точнее определить вызовы своего времени и избежать ошибок при принятии решений; даёт возможность сделать верный и достойный выбор своей позиции в существующих общественных и исторических реалиях.
Каким же сегодня должно быть историческое образование? Я думаю, что один из возможных ответов на этот вопрос может дать изучение и исследование процесса получения образования выдающимися государственными деятелями России, а также определение места и роли в этом процессе преподавания отечественной и всеобщей истории.
Я попыталась исследовать этот вопрос на примере воспитания и образования великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны.
Без сомнения, это был выдающийся государственный и общественный деятель России, достойный гражданин своей страны. Адмирал российского флота, глава Морского министерства – при его непосредственном участии был разработан Общий свод Морских уставов и проведён ряд важнейших реформ в подготовке и образовании морских офицеров. В 1859 году, после возвращения из паломничества в Иерусалим, он возглавил Палестинский комитет, призванный укрепить связи православной России со Святой землёй. При подготовке крестьянской реформы 1861 года он был избран председателем Комитета по освобождению крестьян от крепостной зависимости.
Великий князь Константин Николаевич родился в ночь с 8 на 9 сентября 1827 года, 2 октября был крещён в церкви Зимнего дворца. Высокое общественное положение досталось ему по праву рождения – он сразу же был зачислен в Измайловский полк, а также назначен шефом Грузинского гренадерского полка и 3‑го линейного полка Польской армии. На него от рождения были возложены знаки орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Белого орла и Св. Анны I степени. Его судьба с детства была предопределена отцом – 31 августа 1831 года, когда ему ещё не исполнилось и пяти лет, ему было присвоено высшее морское звание генерал-­адмирала, и он был назначен шефом морского Гвардейского экипажа. Он должен был стать в будущем морским офицером и главным начальником российского флота.
Константину Николаевичу было многое даровано от рождения, но при этом ему всю последующую жизнь предстояло доказывать, что он достоин этих даров, всей своей жизнью подтверждать связанные с ним надежды. Сделать это он мог, только получив должное образование и воспитание, о чём и позаботились его родители.
Ответственным в целом за образование великого князя Константина Николаевича император Николай I назначил поэта Василия Андреевича Жуковского. Это назначение не было случайным – В. А. Жуковский с 1824 года был воспитателем и наставником наследника престола цесаревича Александра Николаевича. О том, как он исполнял возложенные на него обязанности, мы узнаём из письма А. И. Тургенева  П. А. Вяземскому  от 15 марта 1825 года.
«Жуковский, право, сделался великим педагогом. Сколько прочёл детских учебных книг! Сколько написал планов и сам обдумал некоторые. Выучился географии, истории и даже арифметике. Шутки в сторону: он вложил свою душу даже в грамматику и своё небо перенёс в систему мира, которую объясняет своему малютке. Он сделал из себя какого‑то детского Аристотеля и знает теперь всё, чему прежде учился; но знает по-своему и передаёт эти знания также по особенным, им изобретённым или найденным у других методам».
Сам Жуковский писал А. П. Елагиной  19 декабря 1825 года: «Помолитесь за меня: на руках моих теперь важное и трудное дело, и ему посвящены все минуты и мысли» .
Жуковский воспитывал своих учеников, внушая им благородные мысли и вселяя в их сердца чувство уважения к личности человека и христианскую любовь к ближнему.
В целом обучение сыновей императора Николая I проходило в соответствии с его «Планом ученья», составленным в 1826 году для цесаревича Александра Николаевича. Жуковский разделил его на три периода: отрочество – от 8 до 12 лет, юность – от 13 до 18 лет и первые годы молодости – от 18 до 20 лет. Он сравнивал первое время учения, «подготовительный период», с приготовлением к путешествию, когда надо дать ученику в руки компас, под которым подразумевал первоначальное развитие ума и сердца посредством усвоения религиозных правил; познакомить с «картою» – сообщить ему вкратце и в последовательной связи те знания, которые будут впоследствии преподаваться в подробностях; снабдить его «орудиями» для приобретения сведений и для открытий в пути, то есть обучить его иностранным языкам и развить в нём природные дарования. Затем, с 13 до 18 лет, ученик, по выражению Жуковского, предпринимает уже само путешествие, компас в его в руках, он умеет с ним обращаться, карта перед ним раскрыта и изучена; дороги на этой карте обозначены – ему не грозит опасность заблудиться. Ум его приготовлен, любопытство возбуждено, и он смело пускается в дорогу. Наконец, с 18 до 20 лет настанет время окончания путешествия – сведения собраны, остаётся их привести в порядок и определить, какое из них должно быть сделано употребление. В это время занятия должны идти в следующем порядке: 1) обозрение уже приобретённых знаний; 2) взгляд на место, занимаемое человеком в обществе, и на обязанности, с ним соединённые; 3) отчёт в самом себе, перед самим собой и утверждение в правилах добродетели; 4) выяснение общего значения человека в жизни, и государя в особенности .
В своих письмах Жуковский, касаясь вопросов образования сыновей Николая I, не раз обращает внимание на важность изучения истории. Так, в 1827 году он пишет императрице Александре Фёдоровне: «Я занят приготовлением к преподаванию древней истории; тружусь над составлением синхронических таблиц, которые должны служить пособием памяти удержать общее понятие о всей истории; их должны сопровождать карты и исторические таблицы и карты географические; наконец, всё может служить к исполнению и объяснению простого рассказа» .
В 1834 году в число учебных предметов Константина Николаевича входили русский, английский и французский языки, чистописание, арифметика, рисование и танцы. С начала 1835 года к ним добавились занятия по истории, географии и немецкому языку, а также уроки Закона Божьего, который преподавал великому князю его духовник Василий Борисович Бажанов.
Следует отметить, что религиозному воспитанию сыновей в семье Николая I придавалось первостепенное значение. Особое внимание религиозному воспитанию уделяет в своём «Плане учения» и Жуковский, который специально указывает, чтобы при преподавании «с понятиями историческими и естественными в единое целое сливались понятия религиозные» .
В религиозной жизни Константин Николаевич с детства видел величайший смысл. Об этом свидетельствует множество записей на духовные темы в дневнике великого князя. Он ревностно готовится к таинствам исповеди и причастия, искренне, со слезами на глазах раскаивается в своём несовершенстве. Уже в ранней юности он пришёл к осознанию своей моральной ответственности перед Богом за свои поступки.
В план В. А. Жуковского не входили специальные морские дисциплины, которые были разработаны для Константина Николаевича как будущего морского офицера. Его учебные занятия по специальным дисциплинам начались 3 ноября 1832 года, когда его воспитателем был назначен морской офицер, мореплаватель и гео­граф Фёдор Петрович Литке.
Граф Фёдор Петрович Литке родился 17 сентября 1797 года в Санкт-­Петербурге. В 1817–1819 годах на шлюпе «Камчатка» совершил кругосветное плавание в качестве начальника гидрографической экспедиции. В 1821–1824 годах участвовал в четырёх научных экспедициях в Арктике, составил описание островов Новой Земли, которое принесло ему известность и признание в научном мире. В 1826–1829 годах совершил второе кругосветное плавание на шлюпе «Синявин», за которое был произведён в капитаны первого ранга и награждён орденом Св. Анны II степени, а за свои научные изыскания и труды был избран членом-­корреспондентом Академии наук.
Воспитанию и образованию великого князя Константина Николаевича он посвятил 16 лет своей жизни.
Если «План ученья» Жуковского предполагал разностороннее образование великих князей, то Литке, как морской офицер, должен был привить своему воспитаннику любовь к морю и знание морской службы.
Из их переписки мы узнаём о принципах воспитания и образования, которых придерживался Ф. П. Литке. Он первостепенное значение придавал специальному образованию Константина Николаевича. Вот что писал он в одном из писем Жуковскому: «Опасений Ваших, почтенный друг, чтобы специальное образование моряка не помешало общему образованию принца, я не разделяю. Во-первых, не понимаю я, каким бы образом можно было, стремясь к общему образованию, избежать специальностей. Если принц не должен быть специально моряком, то не должен быть специально и воином, столь же мало, как и камералистом, дипломатом, судьёю, учёным, художником. Чем же он будет? Неужто всем понемножку и в одинаковой степени? Но это значило бы не быть ничем. Вы, может быть, скажете: “он должен быть принцем”. Но что значит быть принцем? Неужто заниматься всем и ничем? – “Государственным человеком?” – Он им должен быть; но какой специальный рецепт для составления государственного человека? Всякий государственный человек был сначала чем‑нибудь специально… Специальное приготовление, конечно, может увлечь в мелочи и тем отвлечь от главного, общего; но на это можно сделать два замечания: первое, что этому подвергается только ум мелочный, который, не имея специального назначения, создаёт себе мир мелочей; и второе, что генерал-­адмиральство у нас менее всех других назначений влечёт за собой этого рода опасность… Наконец, что ж составляет наше специальное образование? Науки морские? Навигация, астрономия и т. п.; это никому не мешает. Наши морские вояжи, право, здоровы и для души, и для тела: молодой человек привыкает к порядку, и к лишениям, и к подчинению себя долгу. Немножко морского духу, морской прямоты и для принца не лишнее» .
Великий князь должен был изучить такие специальные дисциплины, как фортификация, артиллерия, стратегия и тактика, корабельная архитектура, пароходство, навигация.
4 июля 1836 года началось освоение на практике морской службы – Константин Николаевич вышел в море на фрегате «Беллона» под командованием контр-­адмирала Ф. П. Литке в сопровождении 26 кораблей Балтийского флота. Эскадра проследовала в Ревель и Свеаборг, а затем возвратилась в Кронштадт.
Таким образом, если Жуковский главное внимание уделял образованию великого князя, то Литке отдавал предпочтение его воспитанию как будущего морского офицера.
И даже курс лекций по истории, который Ф. П. Литке прочитал великому князю в 1842–1843 годах, тоже носил специальный характер – это был курс истории русского флота, а также истории морских путешествий и открытий.
Подробное представление об образовании и воспитании великого князя нам дают «Материалы для жизнеописания царевича и великого князя Константина Николаевича», собранные и обобщённые его близким другом и соратником А. В. Головниным .
Вот распорядок дня, составленный Ф. П. Литке для Константина Николаевича. Подъём в 6 часов утра. С 7 часов утра – выполнение домашних заданий, причём сначала выполнялись задания по сложным предметам, а потом по тем, которые давались легко, и по любимым. Первый урок – с 9 до 10 часов утра. С 10 до 11 – визит к родителям, гимнастика или фехтование, с 11 до 12 – второй урок, в 12 часов дня – зав­трак, затем до 2 часов дня прогулка или верховая езда. С 2 до 3 часов – третий урок. В 3 часа – обед, в 4 часа – посещение матери. С 5 до 6 вечера – четвёртый урок. После занятий – два часа на игры с братьями и сёстрами или урок музыки. В 8 часов – вечернее чаепитие. В 9 часов вечера – сон.
Таким образом, занятия были разумно распределены по времени, Константин Николаевич занимался 4 часа в день. Только в последний год обучения число учебных часов было увеличено до пяти.
Распорядок дня был изменён в 1843 году, когда великий князь вступил в пору юности – уроки стали проходить с 8 до 10 часов утра и с 11 часов до часа дня, а после обеда он выполнял задания .
Курс всеобщей истории и географии Константин Николаевич прошёл с инспектором уроков А. Ф. Гриммом . Первый урок истории состоялся 10 августа 1837 года. За 1838 год Константин Николаевич изучил историю древней Греции и древнего Рима до падения республики. В 1839 году он прошёл всю Античность, в 1840–1843 годах – историю Средних веков, в 1844–1845 годах – историю Нового времени и Французской революции.
А. Ф. Гримм привнёс в процесс его обучения новый метод. Он требовал, чтобы великий князь во время уроков делал подробные конспекты его лекций, а к следующему уроку должен был подготовить изложение прочитанной лекции на немецком языке. Кроме того, он должен был рассказать содержание этой лекции преподавателям русского, французского и английского языков на том языке, который они ему преподавали . Благодаря этому методу Константин Николаевич не только запоминал уроки истории, но и свободно стал говорить на иностранных языках.
Российскую историю великому князю Константину Николаевичу преподавал профессор Иван Петрович Шульгин . Он также прочёл ему специальный курс лекций по истории сопредельных с Россией государств – Венгрии, Польши, Турции, Скандинавских стран.
Великий князь во время занятий делал краткий конспект его лекций, эти записи он использовал при подготовке к следующему уроку, отвечая на заданные вопросы. В ходе ответа И. П. Шульгин давал дополнительные пояснения по пройденному материалу, а также исправлял неточности в ответе. Великий князь должен был самостоятельно учесть его замечания и внести их в окончательный вариант конспекта.
В 1840 году Константин Николаевич изучил период древнерусской истории до начала монголо-­татарского нашествия. Составил жизнеописания выдающихся деятелей того времени и родословные таблицы русских князей. В 1841 году был пройден период российской истории до начала царствования Михаила Фёдоровича. В 1842 и 1843 годах была подробно изучена история Петра Великого. В 1844 году изучалась эпоха дворцовых переворотов до воцарения Елизаветы Петровны, в 1845–1847 годах – история России вплоть до завершения царствования Екатерины Великой.
Из дневников Константина Николаевича мы узнаём, что история была его любимым предметом. Он часто пишет об уроках истории, указывает темы занятий. О том, насколько любимым предметом для него была история, свидетельствует тот факт, что, пытаясь добиться от него большего внимания к математической науке, перед ним поставили условие, что уроки истории не состоятся, если он не достигнет таких же успехов в математике, каких он достиг в истории.
Таким образом, Константин Николаевич в течение десяти лет под руководством А. Ф. Гримма и И. П. Шульгина прошёл подробный систематический курс всеобщей истории и истории России.
Без сомнения, эти занятия были направлены на формирование у него чувства гордости за свою страну и представления о службе Отечеству как о высшем предназначении человека. Эти занятия воспитали в нём чувство долга и чести, чувство ответственности за порученное ему дело, которыми он руководствовался в течение всей своей жизни: и во время Крымской вой­ны, когда он, вступив в управление Морским министерством, организовал защиту Кронштадта от нападений англо-­французского флота, полностью профинансировав из своих личных средств создание флотилии винтовых канонерских лодок; и в 1859 году, когда после возвращения из паломничества на Святую землю он возглавил Палестинский комитет, стремясь укрепить значение и влияние России в православном мире ; и когда в 1860 году он, возглавив Адмиралтейств-­совет, провёл ряд важных реформ, направленных на укрепление обороноспособности российского флота, – учредил академический курс, минные и артиллерийские классы в Морском кадетском корпусе, сократил срок службы с 25 до 10 лет, отменил телесные наказания, увеличил содержание морским офицерам и пенсии тем, кто вышел в отставку .
И можно уверенно сказать, что Константин Николаевич в полной мере оправдал ожидания и надежды своих учителей и наставников, надежды, которые выразил в своём напутствии ему В. А. Жуковский: «Наша дорога есть лестница; кто взошёл на одну ступень, если он не слеп и не безумен, узнает только то, что он ещё не дошёл, и что ему следует подниматься, а не считать себя в высоте. Добрый вам путь в высоту!» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.