Зарождение нового театра
Андрей ОБЪЕДКОВ,
член Союза театральных деятелей
27 марта отметили Международный день театра. Накануне главным режиссёром Театра иллюзии был назначен заслуженный артист России Артём Бибилюров, а режиссёр Глеб Черепанов возглавил новый театральный проект. Своими планами они поделились с читателями журнала «Александръ».
Одним из популярных и активных режиссёров столицы является Артём Бибилюров, который до этого возглавлял Ивантеевский музыкально-драматический театр и, кроме этого, поставил в Москве пять спектаклей, в том числе в том же самом Театре иллюзии. После вступления в должность он отметил, что главная задача для него – поддержать репертуар в том качестве, в котором необходимо.
– Ведь репертуар сложный, если говорить о драматических спектаклях: пьесы серьёзные, их нужно поддерживать в качественном состоянии. Сейчас идут репетиции, чистки, уточнения, мы, не меняя режиссёрской структуры, подчищаем постановки по актёрским вопросам. Наша задача – чтобы актёр входил в правильную струю, – рассказывает А. Бибилюров.
– Артём, Театр иллюзии – многожанровый театр. Какие ощущения были, когда приступали к работе?
– Действительно, на основной сцене проходят многожанровые спектакли, там работают как иллюзионисты, так и драматические артисты, в том числе и артисты других жанров. Постановка спектаклей – живой процесс и живое распределение актёрских сил, для того чтобы достичь лучшего результата.
При этом мы становимся свидетелями зарождения нового театра под руководством режиссёра Глеба Черепанова. У него в прошедшем сезоне был интересный опыт в театре «Школа драматического искусства», где он возглавляет молодёжную программу. На одной из ведущих театральных сцен Москвы предоставляли молодым режиссёрам возможность поставить свой первый спектакль. Как признаётся Черепанов, на такой шаг решаются не все театры, но вот ШДИ пошла навстречу выпускникам режиссёрских отделений театральных вузов. Но при всём этом в конце 2024 года возникла новая творческая идея.
– Есть актёрское агентство TVARI, они занимаются артистами из крупнейших театров: МХТ имени А. П. Чехова, «Ленкома», театра «Мастерская Петра Фоменко», Театра имени А. С. Пушкина… список можно продолжать, – рассказывает Черепанов. – У нас были общие знакомые, и мы оказались в одной компании. Во время разговора возникла идея: раз есть эксклюзивная сборная лучших молодых артистов, почему бы не сделать новый проект? Ведь все эти артисты работают у себя в театрах и с коллегами из других театров, кроме кино, не соприкасаются, хотя все талантливые. И нам показалась интересной идея объединить их всех на одной театральной сцене. Так как я имею отношение к молодой режиссуре, подумали: почему бы не объединить молодых артистов с молодыми режиссёрами? Но нам показалось, что будет не совсем правильным, если будем выпускать спектакли, не связанные одной идеей. Все постановки мы должны объединить темой. И вспомнили о цикле фильмов «Декалог» режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского. Так и возникла идея создать свой «Диколог»: в течение года будет выпущено 10 спектаклей, посвящённых 10 заповедям. Каждый спектакль будет посвящён конкретной заповеди. Но не напрямую: зрителю предстоит самому понять, почему с этой заповедью ассоциирует то или иное произведение.
В первом цикле будет выпущено пять спектаклей. Уже идут репетиции «Войны и мира» Толстого. Естественно, будет поставлена не вся эпопея, а взята одна линия. Этот спектакль должен стать первым. А продолжит цикл «Божественная комедия» Данте. Также взят один сюжет. Дальше будет спектакль по прозе Евгения Замятина и моноспектакль по современной драме 1990-х годов.
Четыре спектакля поставят театральные режиссёры, постановщиком пятого будет художник-сценограф. То есть спектакль будет больше визуальным. Эксперимент будет поставлен на «Божественной комедии».
Про планы говорить всегда опасно, но у нас уже есть набор режиссёров на остальные пять спектаклей, – продолжает Черепанов. – Там тоже будет четыре режиссёра, а пятым постановщиком станет хореограф. Нам показалось, что будет интересным опытом, если идея спектакля будет показана языком пластики и без слов.
Скорее всего, спектакли будут идти на разных театральных и нетеатральных площадках. Но, по сути, получится новая труппа, новый театр. Ведь 10 спектаклей – это полноценный репертуар. И тогда точно можно говорить о появлении нового театра.