Театр во мне, со мной…

Родилась 21 декабря 1938 года в Ленинграде по ул. Егоровой, дом 26б, рядом был дом 26а, это и были мои первые университеты – ДПШ (Дом пионеров и школьников). Это довольно известный дом, когда-то там учили детей всяким искусным ремёслам.
Когда началась война, мама вместе со мной (двухлетней малышкой) эвакуировалась в Удмуртию, в район Ижевска. Папа служил моряком на Северном флоте. Когда кончилась блокада, мамина сестра (пережившая блокаду в Ленинграде) приехала за нами, и мы вернулись домой.
Я из многодетной семьи, все дети хорошо пели, вставали на табуретки и читали стихи по праздникам гостям, даже если не просили. Все занимались в кружках: сольное пение, драмкружок, фортепиано… В исполнении одной из сестёр (младшей) звучит песня в фильме «Крепостная актриса» (когда героиня Сёминой возвращается из Франции, бежит по снегу, заглядывает в колодец, вспоминая своё детство, – там маленькая девочка в платке поёт чистым голосом, светлым, будто небесным, простую песенку – это моя сестра с абсолютным слухом Галя Николаева). Вторая – Ольга – и сейчас ведёт класс фортепиано в детской музыкальной школе. Брат – физик, блистательно учился, медалист, окончил физический факультет университета. Мы все учились хорошо, были старательными и прилежными. Боялись огорчить маму… А сейчас я очень боюсь огорчить моих зрителей, так что сверхзадача очень ясная.
Драмкружок вёл в Доме пионеров режиссёр театра им. Комиссаржевской Сергей Сергеевич Евлахов. Иногда меня брали в театр – просто девочкой пройтись по сцене в спектакле, и даже в водевиле «Димка-невидимка» играла роль друга героя, и даже пела, и даже с успехом… Стояла рядом с великой Бабановой, когда она приехала на гастроли в Ленинград, снялась на телевидении в роли Дагни Петерсон («Корзина с еловыми шишками» Паустовского), девочки, которой Григ посвятил свою симфонию.
В студии ТЮЗа великие люди, профессора Л. Ф. Макарьев и А. С. Шведерский, воспитывали в нас преданность любимому делу, актёрское братство, общность. По окончании студии я уехала в Барнаул не раздумывая, хотела нести культуру Ленинграда в самые отдалённые места России – я ведь дочь морского офицера. Тогда в Барнаул приехала молодёжь и из других городов – много из Саратова. Два года играла много, и хорошие роли, а потом уже вместе с Глебом Константиновичем Томилиным 33 года (как в сказке) ездили по разным театрам и городам. Это русский драматический театр в Таджикистане, военный театр на Дальнем Востоке (КДВО), Дзержинский театр Горьковской области и, наконец, Мичуринский театр, где я уже 36 лет.
Точные хронологические данные, работа в разных театрах, роли, что я исполняла, – всё это в моей трудовой книжке, а наиболее любимые постараюсь вспомнить.

Мои первые роли:

Барнаул
Т. Ян «Ситцевый бал» – Светлана Воронкова
В. Панова «Проводы белых ночей» – Нинка

Таджикский русский драматический театр
Ю. Принцев «Первый встречный» – Летова
И. Назаров «Огонь на себя» – Маша-Ромаша
Г. Мдивани «Украли консула» – Лола
Г. Кожумник «Сверчок» – Зуля
Я. Райнис «Вей, ветерок» – Байба
А. Кронин «Замок Броуди» – Сьюзи
А. Мовзон «Под диким небом» – Вера
К. Финн «Сестры-разбойницы» – Люся
В. Гусев «Иван Рыбаков» – Официантка
А. Галиев «Игла и штык» – Калерия
Блинов «Перед судом» – Юлия
В. Лавренев «Чти отца своего» – Евстолия
Андреев «Рассудите нас, люди» – Анка

Театр КДВО:
М. Карим «В ночь лунного затмения» – ­Зубаржат
В. Ежов «Соловьиная ночь» – Инга
Н. Вирта «Земля» – Наташа
А. Галич «Вас вызывает Таймыр» – Дуня

Дзержинский театр Горьковской области
Ю. Эдлис «Июнь – начало лета» – Вера
Н. Анкилов «Солдатская вдова» – Полинка
Т. Мушатеску «Титаник-вальс» – Джена и др.

Мичуринский драматический театр
М. Алексеев «Ивушка ты моя неплакучая» – Феня
В. Константинов, Б. Рацер «Пенелопа» – ­Пенелопа
Д. Фонвизин «Недоросль» – Простакова
М. Ворфоломеев «Святой и грешный» – ­Дарья
Л. Толстой «Первый винокур» – Баба
А. Галин «Ретро» – Роза Александровна
А. Арбузов «Годы странствий» – Тетя Тася
М. Булгаков «Роковые яйца» – Маня
С. Ласкин «Акселераты» – Анна Сергеевна
И. Жамиак «Месье Амилькар, или Человек, который платит» – Элеонора
У. Конгрив «Двойная игра» – Леди Вздорнс
Литературная композиция «За меня потоки и потомки» – М. Цветаева
А. Островский «Воспитанница» – Василиса Перегриновна
Литературная композиция по Боратынскому «…И соразмерностей прекрасных в душе носил я идеал» – ведущая
Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано» – Розалия
А. Островский «Правда хорошо, а счастье лучше» – Фелицата
Ф. Каринти «Безендорфер» – Продавец
Ф. Людвиг, Б. Хейман «Линия 1» – Лола
И. Муренко «Шутки в глухомани» – Лёлька
И. Гёте «Фауст» – Марта
Ф. Шиллер «Коварство и любовь»
Б. Брехт «Трёхгрошовая опера» – Селия Пичем
К. Чапек «Мать» – Долорес
Джон Патрик «Моя дорогая Памела» – ­Памела
А. Пушкин «Евгений Онегин» – Ларина (мать)
А. Касона «Дикарь» – Анхелина
А. Островский «Гроза» – Феклуша
Р. Куни «Клинический случай» – Мамаша
и многие-многие другие.

Кроме театра, люблю путешествовать, была в Северной Европе (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), в Болгарии, в 1970-м году – в Польше, Чехословакии. Очень люблю заниматься английским языком, поэзию, музыку, живопись, больше оперу, чем балет. Неожиданно снялась в кино, в фильме «Жила-была одна баба», у Андрея Сергеевича Смирнова – «старуха из бывших», себя увидела в массовке с седыми волосами в шляпке. Совершенно другое искусство кино – очень сложное, очень хорошая атмосфера на съёмке, отношение к актёрам – царское, но сниматься боюсь.
Три года вела студенческий театр, сделала немало, сначала одна, потом с актёром Юрием Сергеевичем Логиновским. Наиболее запоминающиеся работы: инсценировка о Есенине «Всю душу выплесну в слова», «Недоросль ХХ века» по мотивам пьесы Фонвизина (есть на диске), «Я никуда отсюда не уеду» со студентами тогда ещё сельхозакадемии (ныне государственный аграрный университет) и педагогического института по произведению Валерия Аршанского. Было интересно очень и мне, и студентам, и зрителям.
«Это было золотое времечко», – как говорит одна из героинь Островского. В Москве в ЦДРИ со студентами пединститута мы с Ю. С. Логиновским представляли инсценировку Г. Томилина о Боратынском «…Но соразмерностей прекрасных в душе носил я идеал». Но совмещать не могу. Сейчас только театр, с ним никак не расстаться:

В меня запала эта строчка,
Так безыскусна и строга:
«Всё просто, как похлёбка в чаше
Иль как подмётка сапога».
По-своему её услышав,
Она звучит мне, как набат, –
Прошло, актриса, время ваше.
Пора, актриса, – шах и мат.
Увы, давно вы не Джульетта,
Не Пенелопа, не Лючетта,
Уж и не Роза вы из «Ретро».
Всех унесла годов пурга,
Пардон, вы – старая карга.
Пусть так – не крах…
В других ролях
Найду себе я место –
Служанок, приживалок, свах –
В них тоже интересно,
И я карга не старая,
Я просто антикварная.
И буду жить я вечно,
В своих ролях, конечно,
Я буду вечно молодой,
Пока театр во мне, со мной.
Не уходи… не исчезай…
Твоё пространство – весь мой рай!

Занималась английским всерьёз в Лингвистическом центре, здесь, в Мичуринске.
Моя родина Ленинград (ныне Петербург) ждёт меня и, конечно, мои любимые родные – дочь, внучка, сестра, там могилы моих родителей, брата и многих-многих близких и родных мне людей, там мой зять, свояк… Ну а здесь уже 36 лет как я служу… верю… надеюсь…
Режиссёры в театре менялись, директор у нас давно постоянный – деловая и заботящаяся об актёрах Галина Николаевна Попова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.