Святыни Мичуринского района

В этом году Мичуринский район отмечает своё 90-летие. Однако стоит сказать, что история района уходит корнями в историю Козловского уезда, который существовал с конца XVIII века.
В настоящее время Мичуринский район является экономически благополучной, динамично развивающейся и комфортной для проживания территорией Тамбовской области. С районом связаны имена выдающихся учёных и писателей, деятелей культуры: просветителя, издателя, переводчика и журналиста И. Г. Рахманинова, детской писательницы М. Белаховой, писателя В. Зарубина, академика М. Михеева, доктора наук, врача А. Крадинова, художника В. Хабарова, драматурга И. Гладких и многих-многих других.
И сегодня также хотелось бы вспомнить о тех святынях, которые находятся в сёлах Мичуринского района.


Иоанно-Богословский храм села Изосимово

В 1783 году в селе Изосимово на средства прихожан была построена однопрестольная деревянная церковь, которая была освящена в часть апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Храм был тёплый, службы совершались круглый год. Приход отстоял от Козлова, где было почтовое отделение, больница и базар, на 9 вёрст. Имелось церковно-приходское попечительство, опись церковного имущества и метрические книги велись с 1809 года. Штат храма состоял из священника, диакона и псаломщика.
Храм закрыт в 1939 году. Здание церкви переоборудовано под зернохранилище. Разрешением председателя Совнаркома СССР К. Е. Ворошилова церковь вновь открыта в 1944 году, однако необходимо было приложить усилия, чтобы привести храм в порядок и возобновить службы. Иоанно-Богословский храм непрерывно действует с 1946 года.
В 2009 году проведена замена главок и крестов на куполе и колокольне.
Сегодня настоятелем храма является протоиерей Игорь Орлов. При храме работает воскресная школа для детей.

Покровский храм
села Гавриловка

История храма в селе Гавриловка начинается в середине XIX века. В 1865 году в селе был построен небольшой деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но уже в 1899 году начинается строительство каменного храма. Работы ведутся на средства козловского мещанина Ивана Андреевича Павперова. Только спустя 10 лет удалось довести постройку до крыши. Строительство было окончательно завершено в 1912 году. Тогда же храм был освящён епископом Тамбовским и Шацким Кириллом (Смирновым). В штате при храме числись священник и псаломщик.
Советские гонения не обошли стороной храм. Приход был официально закрыт властями в 30-х годах XX века. Но в 1945 году церковь вновь открыта и более уже не прекращает своей деятельности.
Сегодня в Покровский храм съезжаются не только верующие из окрестных сёл, ­Мичуринска и Мичуринского района. Он известен далеко за пределами нашей страны. Среди прихожан – жители Украины, Германии, Белоруссии и Казахстана. В дни церковных праздников в Покровском храме неизменно многолюдно. При храме действует также воскресная школа.

 

 

 

 

 

Казанский храм села Старая Казинка

В момент первой ревизии 1719 года в Старой Казинке числилось 34 однодворца, дворовых людей – 41. В документах записано, что Казинка называется селом, а в селе построено 5 домов церковнослужителей. Значит, церковь в Казинке возникла в начале XVIII века.
В 1842 году по распоряжению духовного начальства в Старой Казинке была построена вместо прежней ветхой новая церковь. Организовал строительство в конце своей жизни помещик Иван Николаевич Рахманинов (сын Николая Фёдоровича – двоюродного брата И.  Г. Рахманинова). Он же стал в новой церкви старостой. Строили её – без единого гвоздя – местные плотники-умельцы Мацневы, Ершовы.
Иван Николаевич умер 18 февраля 1861 года. Его сын Иван Иванович Рахманинов (1826–1897), профессор математики и ректор Киевского университета, каждое лето приезжал в Казинку из Киева, оказывал помощь нуждающимся казинцам, выделял средства на содержание церкви и школы, которая им была построена при церкви. Умер Иван Иванович Рахманинов в Казинке и похоронен в фамильном склепе Рахманиновых у Казинской церкви.
В материалах местного краеведа – учителя истории В. Г. Ионова – находим следующую запись: «Казинский храм иконы Казанской Божией Матери был высокий, своды круглые. Внутри церковь была отделана голубоватой росписью, небесного цвета. Иконы отделаны золотой оборкой с драгоценными камнями. Было два алтаря, семидесятипудовый колокол. Когда в него звонили, то звон был слышен во всех ближайших сёлах. Церковь была очень богата, потому что ею управлял помещик из рода Рахманиновых (И. И. Рахманинов, 1926–1897 гг.)».
Казинская церковь, построенная в 1842 году И. Н. Рахманиновым, была закрыта советской властью в 1935 году. Алтарь храма был переоборудован в библиотеку, а из остального помещения сделали кинотеатр, где можно было смотреть фильмы и танцевать сельской молодёжи.
В начале 90-х годов прошлого века активная группа верующих жителей сёл Ярка, Казинка обратилась к районной администрации с просьбой о возвращении здания сельского клуба церкви.
В 1995 году клуб был отдан под храм. Вскоре после открытия, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы, случился пожар, и церковь сгорела. Спасти здание было невозможно.
В 1997 году Казинская церковь перенесена на новое место. Здание сегодняшнего храма раньше принадлежало середняку Артамону Ивановичу Ершову. В 1931 году он был раскулачен, в доме его устроили сельмаг. В 1997 году этот дом отдали под нужды церкви.
В Казинской церкви в настоящее время регулярно совершаются богослужения. Здание постепенно перестраивается – обустроена колокольня, установлен иконостас с писаными иконами.
Настоятелем храма с момента современного возрождения и до сегодняшнего дня является протоиерей Сергий Конов, уроженец села Старая Казинка.

Храм великомученика Димитрия Солунского села Старое Хмелевое

В 1897 году в Ново-Хмелевой слободе на средства прихожан была построена тёплая деревянная трёхпрестольная церковь. Главный престол в честь великомученика Димитрия Солунского, придельные – в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и Казанской иконы Божией Матери.
Вскоре при храме была организована одноклассная церковно-приходская школа. В штате прихода числились священник, диакон и псаломщик. В храме хранилась местночтимая икона Божией Матери «Владимирская».
После революционных событий, в 1919 году, храм был закрыт. В годы Великой Оте­чественной войны его основная часть была разрушена. Уцелевшие стены и фундамент разобрали в 1952 году.
В 2006 году по инициативе и на средства депутата Мичуринского горсовета, предпринимателя и мецената Виктора Васильевича Местюкова была заложена новая каменная однопрестольная церковь в честь великомученика Димитрия Солунского.
30 октября 2006 года епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил молебен на основание храма и заложил памятную капсулу. В 2007 году были освящены и подняты главки и кресты на купол и колокольню.
8 ноября 2010 года, в день престольного праздника, Преосвященнейший епископ Феодосий освятил храм великим чином и совершил в нём Божественную литургию. В этот же день в храм был назначен настоятель иерей Олег Ширшов.
Сегодня при храме действует воскресная школа для детей.

Казанский храм села Новоникольского

Каменная тёплая церковь в селе Новоникольском была построена на средства ­тайного советника Лаптева в 1810 году и имела три престола. Главный – Казанской иконы Матери Божией, придельные – святителя Николая Чудотворца и святой Стефаниды. В годы советской власти храм был закрыт и полностью разрушен в 1961 году.
По инициативе местных жителей приход воссоздан в 2001 году. Под нужды церкви выделили старинное здание сельского магазина, которое в настоящее время переоборудуется в храм.

Покровский храм села Красивого

Каменная церковь в селе Красивом Козловского уезда построена в 1880 году на средства прихожан. Имела три престола: главный – Покрова Божией Матери, придельные: святого пророка Илии и Сретения Господня.
В 1933 году церковь была закрыта, и зданием распоряжались колхозы, находившиеся на территории села, – «Даль урожая», «Юпитер» и «Марс» (колхоз был на каждой улице). Позже они объединились в один колхоз «Россия».
В 1960 году организован совхоз «Дружба», а в церковном здании разместили зерносклады. С начала 1980 года здание церкви пустовало, было бесхозным.
В 1990 году здание было возвращено Церкви, тогда же был зарегистрирован приход, и началось восстановление храма. Были сняты старые, обветшавшие купола, по этим образцам были изготовлены новые, покрыты железом и установлены над храмом.
В 1993 году восстановление храма прекратилось из-за недостатка средств, возобновилось оно только в 2002 году.
Богослужения проводили в заброшенном здании бывшей Красивской школы, так как в церкви ещё не было полов, окон, дверей.
В 2002 году на средства прихожан и пожертвования благотворителей началось восстановление церкви – покрыли крышу железом, вставили оконные рамы и дверные блоки, застелили полы.
В 2006 году в церкви было проведено отопление и обустроена котельная. В храме был сделан временный иконостас. 14 октября 2006 года малым чином был освящён главный престол – Покрова Божией Матери.
Сегодня восстановительные работы продолжаются под руководством настоятеля храма иерея Романа Утешева.

Покровский храм
села Мановицы

В 1908 году нефтепромышленник Шибаев отвёл крестьянам участок леса для строительства церкви. Церковь была построена деревянная, с двумя куполами. Правда, просуществовал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы недолго. Решением советской власти в 1927 году его здание было переоборудовано под сельскую школу, а в 1960 году церковь была полностью разрушена.
Воссоздан приход был только в 2009 году по инициативе местных жителей. Приход включает в себя село Мановицы (243 ­человека, 170 домов) и пос. им. Калинина (1054 человека, 397 домов).
Первое время приход располагался в здании бывшего церковного дома, который в настоящее время принадлежит частным лицам. Они сдавали приходу часть своего жилища под дом-часовню.
Планировалось построить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте разрушенного. Проект храма был приобретён приходским советом.
В 2011 году построен церковный дом, который на время строительства церкви должны были использовать как молитвенное помещение. Однако затем приходской совет решил обустроить храм в приходском доме. Установили главку с крестом, иконостас.
12 апреля 2014 года храм был освящён малым чином Преосвященнейшим епископом Гермогеном. Настоятелем назначен иерей Павел Семёнов.

Христорождественский храм села Глазок

Каменная тёплая Христорождественская церковь построена в 1823 году стараниями прихожан на благотворительные пожертвования купца Силантьева. Имела три престола: главный – Рождества Христова и придельные: Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра. При церкви были школы: церковно-приходская, две земские школы, двухклассное училище.
Советские власти полностью разрушили храм в 30-е годы XX столетия.
По инициативе жителей села 5 сентября 2007 года проведено учредительное собрание и принято решение о возрождении прихода. Изначально планировалось переоборудовать под церковь сохранившийся остов школьного здания, но зимой 2008 года принято решение о строительстве новой церкви. 30 мая 2008 года заказан эскизный проект церкви. 14 октября 2008 года, по согласовании эскиза с Преосвященнейшим епископом Феодосием, заказан строительный проект.
3 августа 2009 года по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия благочинным Мичуринского благочиннического округа протоиереем Алексием Гиричем совершён молебен и освящено место под строительство храма, а 31 августа начато строительство.
В настоящее время возведены стены храма, установлены купола на храм и колокольню, начались штукатурные работы.

Храм Тамбовской иконы Божией Матери села Стаево

Церковь, каменная холодная, была построена в 1825 году губернским секретарём Николаем Осиповым с помощью прихожан. Имела три престола, главный из которых – Казанской иконы Божией Матери. В храме была местночтимая икона Казанской Божией Матери.
Храм просуществовал до середины ХХ века и был разрушен в 1963 году.
В 2012 году вновь создана незарегистрированная община. В 2013 году областное управление по имуществу передало здания бывшей школы-интерната Мичуринской епархии. Началось обустройство храма. В августе 2015 года приход был официально зарегистрирован.
20 августа 2017 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген совершил чин малого освящения храма в честь Тамбовской иконы Божией Матери села Стаево Мичуринского района. В день освящения архипастырь отметил благодарственными письмами и архиерейскими грамотами особенно потрудившихся в деле воссоздания храма. Настоятелем нового храма стал иерей Анатолий Неверов.

Иоанно-Предтеченский храм села Еремеево

Храм в селе Еремеево планировался ещё в начале XX века, однако исторические обстоятельства помешали осуществить его постройку.
Спустя век, в начале XXI столетия, идея построить храм в селе возродилась. Приход официально зарегистрирован в марте 2014 года. Основные строительные работы выполняются на средства благотворителя – почётного гражданина города Мичуринска Виктора Никитича Макарова.
29 апреля 2015 года епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген совершил чин освящения крестов для воздвижения на купола нового строящегося храма в честь святого Иоанна, Крестителя и Предтечи Господня, в селе Еремеево Мичуринского района. Кресты с куполами были воздвигнуты на кровлю храма в начале мая того же года.
14 августа 2015 года, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген совершил чин освящения колоколов для звонницы храма Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Еремеево Мичуринского района.
Сегодня храм находится в финальной стадии строительных работ. Внутри ведутся росписи, монтируется иконостас. В ближайшее время храм будет готов к освящению.
Несмотря на то, что строительство ещё продолжается, в храм был назначен настоятель – иерей Сергий Сошкин. Каждые выходные в храме совершаются молебны. При нём уже организована воскресная школа для детей.
Отрадно, что жители Мичуринского района даже в непростое, бурное время находят силы и средства для созидания духовного. Храмы, которые сегодня возрождаются после советского забвения и которые вновь возводятся, – это не только культурное, архитектурное украшение района, но и показатель красоты души людей, живущих на мичуринской земле.

Роман Леонов,
председатель информационно-издательского отдела
Мичуринской епархии, член Союза журналистов России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *