Леушинская святыня Икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Таинственна и необычайна судьба Леушинской иконы. Образ существует уже более века, но ещё несколько лет назад о нём знали очень немногие, ныне же он всё более прославляется по всей Русской земле.
Священный Синод Украинской православной церкви Московского патриархата 3 апреля 2002 года принял решение о прославлении иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Она была внесена в официальный список чтимых чудотворных икон, ей был установлен день празднования на Похвалу Божией Матери, утверждён тропарь, составлены молитва и акафист. По церковным канонам прославление иконы или святого совершается единожды одной поместной церковью, а затем вносится в святцы других церквей.
Образ был написан в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре, одном из самых больших женских монастырей в России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун Октябрьской революции в нём проживало около 700 насельниц. Леушино стало в России местом особого почитания и прославления имени Пресвятой Богородицы. Царица Небесная четырежды являлась здесь игумении Таисии (Солоповой), духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского. В таинственных, чудных видениях Пречистая открыла Своей избраннице, что Она Сама выбрала место это Себе в удел и простёрла над ним Свой покров. По благословению игумении Таисии в Леушинской обители в особо устроенной часовне совершалось чтение Неусыпающего акафиста, по подобию чина Неусыпающей Псалтири, существующего во многих монастырях. В Леушино ежедневно двадцать четыре часа в сутки непрерывно читались акафисты Богоматери. Этот Неусыпающий акафист продолжался около сорока лет – даже после закрытия обители, пока живы были леушинские сёстры. Подобный чин не был известен более нигде в России. В этой же Акафистной часовне собирались списки многих чудотворных икон Богородицы.
Главной чтимой святыней Леушинской обители был благодатный образ Похвалы Божией Матери. Когда в 1860 году в селении Леушино было начато строительство храма святого пророка Иоанна Предтечи, гатчинский купец Гавриил Медведев, происходивший из этих мест, пожертвовал «бесценный дар, святую икону Богоматери во имя Похвалы Ее», как писала о том игумения Таисия в «Историческом описании Леушинского монастыря». Желая прославить Божию Матерь, леушинская игумения воздвигла в глуши северных лесов дивный величественный Похвальский собор – самый большой в России храм в честь Похвалы Богоматери. Назначенная в общину в 1881 году, она сразу после учреждения обители возымела желание воздвигнуть храм в честь чтимого образа, который стал бы Похвалой Божией Матери в камне. Совершенно невозможный дерзновенный замысел был осуществлён настоятельницей-подвижницей за четыре года, к 1889 году. Само строительство было чудом Матери Божией. Пятикупольный трёхпрестольный собор стал местом пребывания чудотворного образа Похвалы Богоматери.
Благодатный образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» был создан в иконописной мастерской Леушинского монастыря, он стал воплощением той любви и благоговейного почитания Божией Матери, которые царили в Леушино. Иконописное дело в монастыре было поставлено весьма серьёзно. Когда понадобилось расписывать иконостас Похвальского собора, игумения Таисия направила нескольких послушниц в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Так на основе академической школы в монастыре возникла своя мастерская. Ею заведовала иконописица Алипия. Как предполагают, именно кисти Алипии принадлежит образ Леушинской Царицы Небесной «Аз есмь с вами и никтоже на вы» – ей выпала честь написать список чтимой иконы Похвалы Богородицы для святого праведного Иоанна Кронштадтского (он сам освятил его). Образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» не являлся точной копией главной леушинской святыни, а был написан по её подобию.
С нового чтимого образа в иконописной мастерской делались списки. Один из них и сейчас находится в иконостасе храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге.
Вероятнее всего, столь благодатное и дерзновенное надписание на иконе Божией Матери – «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»  – принадлежит игумении Таисии. Оно стало ­выражением её почитания Пресвятой Богородицы, воплощением её личного опыта жизни под покровом Пречистой Девы.
Вымоленная родной матерью у Пречистой Богородицы, матушка Таисия при крещении была наречена Марией и посвящена родительницей Пресвятой Деве. Уход девицы Марии в монастырь был связан с чудесным явлением Небесной Владычицы, Которая открыла её матери: дочь избрана Ею для монашеского служения. Одновременно Пресвятая Дева явилась и самой Марии в Боровичах, видением Тихвинского образа призвав её к уходу из мира. В начале монашеского пути в Тихвинском Введенском монастыре Божия Матерь явлением Иверского образа утешила её в скорбях и укрепила в несении монашеского креста. При вступлении на должность начальницы Леушинской общины Таисия вновь сподобилась явления Царицы Небесной в образе Скоропослушницы, призвавшей настоятельницу никогда не оставлять Леушинскую обитель. При начале созидания Похвальского собора Пресвятая Дева явилась со свечой, как Она воспевается в Похвальском акафисте: «Светоприемную свещу узревше волсви…» Во время же тяжёлых и многоскорбных трудов по его постройке Всемилостивая утешила матушку видением чудотворной иконы Своего Успения в Великой церкви Киево-Печерской лавры, по образу которой и воздвигался собор в Леушинском монастыре, а затем, в другом видении, и ангельским славословием: «О, Всепетая Мати». Наконец, Матерь Божия явилась Своей избраннице в образе Великой Игумении вместе с праведным Симеоном Богоприимцем и открыла ей Небесную сладость Царствия Божия.
Таким образом, всего известно семь видений Божией Матери леушинской настоятельнице (по «Запискам» самой м. Таисии). Эти чудные видения игумения открывала в первую очередь своему духовному отцу – св. прав. Иоанну Кронштадтскому, который удостоверил их истинность и благодатность. Прочитав «Келейные записки» игумении Таисии, отец Иоанн начертал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание». В своих письмах батюшка называл леушинскую игумению «избранницей Царицы Небесной».
В своих «Записках» игумения Таисия рассказала о видении, бывшем ей накануне назначения в Леушинскую общину в 1881 году. Матушка Таисия поняла его как предсказание о своём настоятельстве в Леушино, но это видение, очевидно, имело более глубокий смысл. Оно оказалось откровением о грядущих судьбах Леушинской обители.
«…Видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит всё это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна». Глас с неба открыл подвижнице, что она должна «выжать все это поле». Цветущее поле изображало расцвет монастыря во время игуменства Таисии до его закрытия после революции. Леушинская обитель стала цветущим садом Божией Матери на севере Руси, принёсшим обильный духовный урожай. После ржаного поля матушка Таисия увидела «огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут луг, сенокос». Таисия как нечто важное в своём рассказе подчёркивает, что это огромное море было «наливное, а не самобытное». Могла ли игумения предполагать, что её монастырь действительно некогда окружат бескрайние пространства Рыбинского водохранилища, которое зальёт и погубит заливные луга и сенокосы?! Эта вода не остановила подвижницу. «…И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею». (Это видение исполнилось в точности в 1940 году, когда началось медленное затопление бассейна реки Шексны, длившееся до 1946 года, и монастырь ушёл под воду.)
Далее произошло чудесное событие. Когда, казалось, уже не было никакой надежды на спасение, пришла небесная помощь: «Вдруг сверху, как бы с неба, упал прямо мне в руку настоятельский посох, и тот же голос, который говорил мне о ржи, снова сказал при падении посоха: «Опирайся на него – не потонешь». Действительно, с помощью этого посоха я шла далее водой, и наконец вода стала мелеть, скоро показался луг зелёный и невдалеке белокаменная ограда, в которой виднелись храмы и корпуса, то есть монастырь. Из храма выходил крестный ход, направлявшийся в те ворота, к которым подходила и я, опираясь на посох». Закончился чудесный сон тем, что «в самых воротах» крестный ход встречает игумению, певчие поют входное «Достойно есть», «и крестный ход вместе со мной направился обратно к храму». Третью часть сна можно считать пророчеством о восстановлении славы монастыря, о прославлении Божией Матери на этом месте. Если исполнились две предыдущие части видения, видимо, предстоит исполниться и этой, последней. Игумения должна войти в монастырь. Каким образом, как и когда – так же неведомо, как было неведомо исполнение предыдущего…
Леушинский монастырь был закрыт в 1930 году, в обители расположился дом для беспризорных детей, а затем «Волголаг», в котором содержали заключённых, строивших Рыбинское водохранилище, воды которого в 40-х годах затопили обитель. С тех пор судьба Леушинской иконы Похвалы Божией Матери неизвестна.
Почитание леушинской святыни возобновилось в конце XX века, когда на Украине, в селе Даневка, прославился список Похвальской иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», подаренный монахинями отцу Иоанну Кронштадтскому. По сообщению Пресс-службы УПЦ МП, эту икону «получил в благословение от святого праведного Иоанна Кронштадтского преподобный Серафим Вырицкий. Сохраняемая после кончины вырицкого старца благочестивыми людьми, икона со временем оказалась на Украине, а в 1997 г. была подарена Свято-Георгиевскому женскому монастырю в селе Даневка Козелецкого благочиния Черниговской епархии». Отец Иоанн, благословляя этим образом прп. Серафима – тогда богатого петербургского купца Василия Муравьёва, – предсказал ему, что придёт время, когда он будет молиться перед этой иконой о спасении России и повторит подвиг тысячедневной молитвы на камне прп. Серафима Саровского. Леушинскую икону батюшка пророчески назвал «Спасительница России».
Насельницы монастыря не сразу осознали, какая святыня появилась в их обители, и в первые годы никто не собирал свидетельства о чудесной помощи Божией Матери, явленной через этот образ. Но постепенно в маленький сельский монастырь стало приезжать столько людей, приходить столько писем, что сёстры начали собирать эти документы. Вскоре свидетельств о чудотворениях, среди которых много показаний священнослужителей, набралось на две книги. Сейчас это одна из самых прославленных икон Божией Матери на Украине.
В конце XX века в связи с иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы» возникла необычная традиция – Леушинские молитвенные стояния. Каждый год в ночь с 6 на 7 июля, накануне престольного праздника Леушинского монастыря – рождества св. пророка Иоанна Предтечи, – на берегу Рыбинского водохранилища, у селения Мякса, ближайшего к затопленной обители, собирается множество богомольцев и паломников из разных городов России. Традиция возникла в 1999 году, когда на пустынный берег рукотворного «Рыбинского моря» при­ехало несколько прихожан храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, чтобы почтить память великой обители установкой поклонного креста.

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *