«Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?»

Вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что тамбовская земля богата талантами. В многочисленных книгах, выходивших в Тамбове, Москве, в других городах, можно найти имена великих людей прошлого и наших современников, внёсших немалый вклад в развитие края, в подъём на высокий уровень его культуры, вписавших немало золотых строк в историю отечественной литературы. В каждом районе Тамбовской области есть свои имена, которыми гордятся земляки.
Богата ими и мичуринская земля: учёные, писатели, художники, музыканты прославили свою малую родину и заслужили благодарную память тех, кто продолжает жить и трудиться в этом благодатном крае…


Наверное, во все времена жанр драматургии в русской литературе развивался менее активно, чем другие прозаические и поэтические жанры: романы, повести, рассказы, стихи. Хотя мы имеем великие образцы драматического жанра: кто же не знает трагедию Пушкина «Борис Годунов», комедию Грибоедова «Горе от ума», близкую к драме; пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького… Зарубежная драматургия с древних времён, наверное, развивалась более интенсивно.
В прошлом веке и в нынешнем тоже были и есть заметные имена русских, советских писателей, по пьесам которых ставились спектакли, снимались кинофильмы: Михаил Булгаков, Виктор Розов, Александр Вампилов и многие другие.
Тамбовский край тоже не беден драматургами. В 1950-е годы на сцене областного театра имени А. В. Луначарского с большим успехом шли спектакли по пьесам Николая Архангельского, Александра Стрыгина, Дмитрия Девятова. Зрители старшего и среднего возраста не забыли и спектакль «Что есть истина?», поставленный по пьесе Ивана Захаровича Елегечева, который написал ещё несколько драматических произведений, в том числе трагедию «На дне» – о гибели подвод­ной лодки «Курск». Есть пьесы в писательском багаже Николая Наседкина, Виктора Кострикина, других авторов, живущих в нашем крае.
Свои драматурги были и есть в Мичуринске. Один из них – Иван Григорьевич Гладких. Он родился 9 сентября 1931 года в селе Казино-Подворки на Тамбовщине. Окончив Новотарбеевскую среднюю школу, будущий драматург работал учителем и заочно учился в Мичуринском государственном педагогическом институте, играл в местном драматическом театре, на сцене которого несколько лет спустя с успехом шёл спектакль по его пьесе «Белый пожар», посвящённой жизни И. В. Мичурина.
Стремление к более глубокому познанию литературы в целом и жанра драматургии в частности привело И. Г. Гладких в Литературный институт имени А. М. Горького. Он занимался на семинаре известного драматурга Виктора Розова, благодарность которому сохранил на всю жизнь. «Это была, – вспоминал он, – настоящая школа – и творческая, и жизненная…»
После окончания Литинститута Гладких учился в аспирантуре, потом ушёл на постоянную работу во Всероссийское театральное общество. Он объездил почти всю страну, не раз бывал за границей. Его пьесы шли во многих театрах, в том числе и во МХАТе. Спектакль по инсценированной им философской повести Вольтера «Кандид» ставился на сценах московских театров.
Произведения И. Гладких издавались Всероссийским театральным обществом. Он печатался в журналах «Театр», «Огонёк», «Молодая гвардия», его очерки о театральных деятелях не раз публиковались в «Правде», «Известиях», «Труде», в «Советской России». Он – лауреат Государственной премии имени К. С. Станиславского, премии имени издателя И. Г. Рахманинова. Рахманиновскую премию Ивану Григорьевичу Гладких вручали в селе Казинка Мичуринского района на очередном литературно-музыкальном празднике. Постоянно проживая в Москве, драматург часто посещал родной край, активно участвовал в культурной и общественной жизни своей малой родины.
В 1995 году в Мичуринске проходили Первые научные Рахманиновские чтения «Иван Герасимович Рахманинов и русская журналистика». Материалы чтений были опубликованы отдельным сборником, в котором наряду с исследованиями мичуринских учёных и краеведов В. И. Попкова, В. Е. Андреева, Н. М. Сухорукова и других напечатаны очерк Ивана Гладких о Рахманинове «Вольтерианец в гвардейском мундире» и драматические сцены «Рок головы ищет». Сделаны эти сцены просто блестяще: несколькими штрихами очерчена эпоха, действующие лица, пришедшие из XVIII века, – живые, каждый герой с особенностями своего поведения и общения с окружающими. Место действия – Петербург, Козлов, Тамбов…
Героев немного: императрица Екатерина Вторая, офицер конногвардейского полка, помещик Иван Рахманинов, козловский городничий Сердюков, правитель Тамбовского наместничества Зверев. Думается, драматург Гладких намеренно не обозначил в числе действующих лиц Вольтера: вроде бы его и нет на сцене, но тем не менее он присутствует – не на театральной сцене, а на жизненной.
Первая сцена начинается с диалога: Екатерина Вторая читает письмо Вольтера, а он – её письмо. И в этом диалоге всё – ум и настороженность императрицы, дифирамбы Вольтера в её адрес и всё-таки – какая-то доля недоверчивости, скрытой за мудрой иронией. Словно Вольтер провидел, как поступит с его книгами Екатерина Вторая: изъять всё вольтеровское, напечатанное в типографии Ивана Герасимовича Рахманинова в селе Старая Казинка…
В 2006 году Иван Григорьевич Гладких выпустил книгу «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» с подзаголовком «Записки бывальца». С любовью и признательностью он вспоминает о Розове, о Вампилове, с которым учился вместе в Литинституте, пишет о встречах и совместных поездках на гастроли с известными артистами Плотниковым, Дорониной, Зуевой и многими другими.
Во вступительной статье к книге (статьёй стала рецензия на рукопись Ивана Гладких) профессор Мичуринского педагогического института Василий Иванович Попков пишет: «Память корреспондирует такие детали быта, жизни военного и послевоенного времени, что кажется, кровью сердца написаны сцены и картины той страшной жизни… Книга И. Гладких  – полезное поучение, как распознать злых ангелов, волков в овечьей шкуре. Автор напоминает, что рядом с добром ходили людская зависть и глупость, равнодушие и приспособленчество…»
Действительно, в книге «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» драматург выступает не просто как мемуарист, он не констатирует факты, имевшие место в его жизни, он размышляет, восторгается, критикует, сожалеет… Это философские размышления зрелого человека, познавшего и испытавшего на себе все стороны бытия.
В том же, 2006 году у Ивана Григорьевича Гладких вышел в авторской редакции сборник стихотворений «Жизнь не переладить». Немногие знали, что он помимо драматургии, журналистики, критики занимался стихотворчеством…
Только внимательно прочитав стихи и прозу нашего земляка, можно представить, какой сложный путь прошёл он от деревенского мальчика, влюблённого в книгу, до профессионального писателя. С заметной долей горечи делится он с нами своими чувствами в стихотворении «Я – крестьянский парень»:

Я – крестьянский парень –
Вдруг попал в столицу.
Верил я в улыбки,
Что цветут на лицах.
И на ласку слова
Отвечал я лаской,
И не знал, что ласка
Может быть и маской.
Становлюсь учёней
По разгадке ласки.
Иногда и сам уж
Надеваю маски.

Стихотворение датировано февралём 1979 года. Эта же дата стоит и под стихотворением «Шумная столица», содержание которого словно бы перекликается с предыдущим стихотворением:

Зачем мне эта шумная столица
С её такси, трамваем и метро?
В глуши рождён я, в полевом просторе,
И на морозе было мне тепло.

Теперь в тепле столичном замерзаю,
И дух сжимает каменный мешок,
А в памяти – рябина у порога,
Как детства невозвратный огонёк.

Но, несмотря на сложные перипетии судьбы, Иван Григорьевич Гладких, как отметил Василий Иванович Попков, «остался самим собой с неприятием всяческого зла и несправедливости. Не пил круговых чаш с порочными людьми…»
В последние годы жизни наш земляк работал редактором театральной газеты «Доктор Чеховъ». «Поначалу всё было хорошо, – вспоминает Иван Григорьевич. – У нас была своя комната, свой телефон… Театры давали информацию, но денег никто не давал…»
Вскоре два сотрудника ушли, и Гладких остался один. До конца дней он выпускал газету, тратя на неё собственные деньги. Печатал в газете «Доктор Чеховъ» и свои пьесы, но с горечью констатировал, что «их никто не ставит». Так что последние годы жизни Ивана Григорьевича Гладких были очень нелёгкими. Умер он 10 октября 2008 года в Москве. Но память о себе оставил светлую – не только пьесами, всем своим творчеством, но и чисто человеческими качествами: он был добрым, порядочным и писал о таких же, как он сам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *