И снова – «Россия, здравствуй!» –
в девятый раз

ПРИНОШЕНИЕ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ В ДЕНЬ ЕГО 350-ЛЕТИЯ

Начало традиции было положено в 2012 году, после очередного съезда академии, где речь шла и о необходимости активизировать работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, и взрослых тоже. Тревогу вызывало проникновение в нашу культуру иностранщины. Она и сейчас, когда от нас во всех сферах отгородился Запад, живёт и побеждает. Мы великая страна во всех смыслах, но с русской идентичностью, предполагающей, кроме всего прочего, «солидарность с судьбой русского народа», всё не так-то просто.
Несмотря на болезнь общества, до конца ещё не осознавшего губительное влияние на нас зависимости от Запада, а может быть, благодаря болезни, россияне предпринимают попытки остановить движение в никуда – лечение доктор прописал. С Западом у нас нет будущего, если он считает важным и нужным разрушение, к примеру, традиционных семейных ценностей и принимает решение отказаться от слов «мать» и «отец».
Наша академия ПАНИ не на словах, а на деле противостоит процессам, которые приводят к воспитанию недочеловеков, убеждённых в том, что чёрное – это белое, и вбивающих в головы молодёжи идеи, ведущие к саморазрушению.
Вот конкретное наше дело: выставка академиков «Россия, здравствуй!» – то, что доктор прописал.

Галина Семиглазова. Я знаю: город будет!

– Уже в зрелом возрасте я задумалась над глубинным смыслом обычного приветствия при встрече: «Здравствуй!» – это же пожелание здоровья, а «Россия, здравствуй!» – здоровья нашей великой России, – сказала художница Галина Семиглазова на открытии 9-й выставки Петровской академии наук и искусств 7 июня 2022 года в Библиотеке имени В. В. Вересаева. – И когда 23 июня 2012 года по предложению руководителя секции МО ПАНИ «Изобразительное искусство» Владимира Семёновича Кузнецова открылась в библиотеке имени С. П. Боголюбова 1-я тематическая выставка под названием «Россия, здравствуй!», я это начинание горячо поддержала.
Каждый год наши мастера готовили для экспозиции свои работы, в которых показывали матушку-Расею во всей красе, и значительная часть произведений отражала духовную жизнь русского человека, любящего Родину, её природу, знающего историю страны, великих людей. На живописных полотнах изображали православные храмы.
Но в этом году я предложил художникам раскрыть в своих работах взгляд на личность Петра и его деяния. Из двадцати произведений сложилось общее полотно, позволяющее зрителю понять, с одной стороны, масштаб этой исторической личности, а с другой – поразмышлять о Петре как о человеке.
Получилось достойное приношение первому императору России в честь его 350-летия.
Во всех девяти выставках «Россия, здравствуй!» в первых рядах – Галина Семиглазова, причём она всегда готовила своё новое «слово» о России. И в этот раз она удивила, создав эпическое, по сути, жанровое произведение углём на бумаге «Я знаю: город будет!» – оно о силе характера человека, которого недаром прозвали Великим, о главном детище его – Петропавловской крепости.
– Я просмотрела все фильмы о последнем русском царе, и мне запал в душу образ, созданный Дмитрием Золотухиным в дилогии Сергея Герасимова: «Юность Петра» и «В начале славных дел». Этого же актёра пригласил на роль Петра Алексеевича Илья Гурин в девятисерийный телефильм «Россия молодая». Как мне кажется, Дмитрий Золотухин и его режиссёры попали в яблочко, показав героя с разных сторон: и как взрывного, темпераментного человека с необузданным нравом, и как реформатора, свою жизнь положившего на плаху ради великой цели – укрепления государства.

Иван Никитин. Портрет Петра на фоне
морского сражения (фрагмент)

Портретный жанр – один из сложных, однако художник, задумывая создать образ исторической личности, вряд ли посчитает интересным передать лишь черты лица, а они, мягко говоря, разные на полотнах мастеров конца XVII – начала XVIII века. Известны около двадцати прижизненных изображений самодержца, и большая часть принадлежит кисти иностранцев: французов, голландцев, датчан, англичан… И лишь единственный портрет сделал русский живописец – Иван Никитин. Кстати, он считается вообще первым портретистом в истории отечественной живописи. Иван Никитич учился искусству во Флоренции и в 1715 году стал придворным художником русского царя. Есть точные архивные данные о том, что царь позировал мастеру дважды: в 1715 и 1721 годах – получился «Портрет Петра I на фоне морского сражения». Пожалуй, этот облик чаще всего использовали художники, захотевшие приобщиться к ряду избранных, изображающих Петра, уже после его смерти.
Ольга Иванова-Мерер, член-корреспондент ПАНИ из Санкт-Петербурга, привезла в Москву три полотна на тему выставки, и на одном из них она воплотила свои мысли об императоре, обратившись всё к тому же Сергею Аполлинариевичу. Разумеется, у неё наш герой иной, нежели у Семиглазовой.
– На историческом портрете важную роль играет и одеяние, – размышляет Ольга, – а в своих фильмах Герасимов добивался абсолютной точности в создании атмосферы петровской эпохи, и я заимствовала это у великого советского режиссёра. А при изображении черт лица я включила воображение и отошла от фотографической точности идентичности актёра. Но соблазн был, ведь я общалась с Дмитрием Золотухиным, и впечатления от минут встречи я хотела заложить в портрет, который назвала «В начале славных дел».
Получилось. И с этим не поспоришь.

Ольга Иванова-Мерер. В начале
славных дел. Портрет Петра I

Продолжить размышления о выставке, её многоплановости можно, обратившись к скульптурному образу Петра. Модель памятника «Юность Петра» сделал Ростислав Кобзев, окончивший Пушкинский лицей. Работу сына прокомментировал его отец Сергей Васильевич Кобзев, известный петербургский художник-монументалист, основавший музей в Ладоге «Путь русской славы», в котором значительное место отведено произведениям, отражающим значимость в русской истории Петровской эпохи.
– Ростислав в своей скульптуре воплотил идею возрождения русской государственности, – даёт пояснение Сергей Васильевич. – Жизнь Петра – это великий подвиг. В его руке – посох (трость), что подчёркивает мысль: царю есть на что опереться – на землю, на народ, который поверил ему и ценой огромных жертв вывел Россию на лидирующие позиции в Европе. Есть хорошее русское слово «поступь». Именно таким твёрдым, уверенным шагом он вёл страну к многочисленным победам, и военным, и экономическим, и научным.

Именно с Петра Великого началось восхождение России на новый, интеллектуальный уровень – он основал в 1724 году нашу академию – Российскую академию наук и всяческих искусств. Его стремление к просвещению народа – вот что читается в сложной многокомпонентной композиции академика Омара Годинеса, кубинского художника, окончившего Суриковский институт и внимающего истокам русской культуры, как это может сделать даже не всякий русский. Казалось бы, как можно это сделать через коллаж, собранный из фотографии старого телевизора, автопортрета Пушкина, даже нескольких рисунков поэта, пистолетов, напоминающих те, роковые, выстрелы из которых прозвучали в феврале на Чёрной речке, а ещё надписи, надписи, надписи – все на испанском языке – это переводы строчек Александра Сергеевича, правнука арапа Петра Великого Ганнибала. Переводы сделаны, конечно, в новые времена, и таким образом произведение Омара воспринимается как симбиоз времён: петровских, пушкинских и нынешних. Композиция Омара Годинеса – это ещё и дань памяти великого русского писателя, автора романа «Арап Петра Великого», неоконченного романа.

Евгений Окиншевич. «Паруса Петра»

Историческая сущность личности Петра интересна академику Игорю Лозинскому. «Встреча с зодчими» – сюжет имеет под собой реальную основу: известно, насколько строг был император к подчинённым, особенно к тем, кто имел отношение к формированию архитектурного облика Петербурга, да и других городов России.
Город Санкт-Петербург строился как северная Венеция, оттого, наверное, подобно всему итальянскому, воспринимается нами как нечто романтическое, эмоциональное, экспрессивное. Своей фирменной сочной сине-зелёно-жёлтой палитрой на большой изобразительной площади академик Евгений Окиншевич поёт оду Петру, покорителю морских пространств. «Паруса Петра» – в них ощущается та лёгкость, с которой рифмуется водная стихия, простор, воля, свобода. И это к тому же просто красиво написано.
Вот что сказал о мотиве композиции своей работы Евгений Анатольевич:
– Представлявшийся на верфях в Европе простым пушкарём Пётр I создавал корабельное дело у себя на Родине в роли и главного вдохновителя, и конструктора, и обычного плотника. Царь благословляет отходящий от причала корабль – лишь ему одному доступным благословением зачинателя российского флота и того, кто взял на себя ответственность кардинально поменять уклад жизни огромной страны. Белые паруса плавно переходят в облака, столь же невесомые, как идеи и устремления человека, которые, однако, повелевают народами и перекраивают географические карты – совсем как лёгкие полотнища уносят в неведомую даль сотни тонн дерева, металла и грузов.
Не мудрствуя лукаво, Пётр Овченков из Нижнего Тагила написал вполне реалистическую картину «Крепость Орешек», и она трогает русского человека до глубины души истоком Невы, видом на Ореховый остров, своей перспективой с башнями и небом, на котором светятся облака.
Это в часе езды от Питера, но и здесь солнечная погода – большая редкость. В будущем году крепости исполнится 700 лет. Древний форпост был заложен новгородцами. До Петра целых 90 лет крепость считалась шведской. Так что императору пришлось практически с нуля (небольшая крепость не в счёт) прорубать окно в Европу. И прорубил.

Этот мотив звучит и в работе Валерия Чурилова. Композиция решена по-театральному декоративно: здесь есть и занавес, символизирующий то самое окно, и Пётр Великий, стоящий как будто у рампы с топором на плече, а на заднике – восход ярко-красного солнца – и оно «работает» как цветовое пятно, необходимый элемент картины по законам живописи. Замысел понятен зрителю. Он, что называется, на поверхности. И это не угнетает нас излишней экспрессивной нагрузкой, а помогает погрузиться в далёкую эпоху, как в сказку.
Поэзией дышит изображённое Надеждой Лебедевой: она не уводит нас во временные дали – художнице импонирует Северная Пальмира (такое сравнение встречается у поэтов и писателей) нынешняя, сегодняшняя. И в «Дождливом вечере», и в ещё спящем городе видится тонкая, изящная, трогательная душа автора, Надежды (ах, какое имя!). Всё так красиво выписано, что непременно хочется сесть на поезд и умчаться на берега Невы. Автор и названия своим «деткам»-картинкам даёт стихотворные. И как тут не запоёшь, читая надпись под её третьим живописным «рассказом»: «Город над вольной Невой…»!

По центру экспозиции размещены значимые, знаковые произведения. «Петергоф» Августы Оранской относит нас к 1710 году, когда была возведена парадная загородная резиденция императора. Он после победы над Швецией совершил путешествие во Францию, где изучил планировки блистательных королевских резиденций: Шаузи, Трианона и Версаля, где особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям, деталям устройства парков и фонтанов. В 1716 году царь выписал из Франции архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. И об этом уникальном творении Августа Оранская рассказала своим языком, для которого характерна скрупулёзная выверенность в композиции. Всё на своих местах: и дворец, и фонтаны, и офицеры на прогулке в парадных мундирах петровского времени. Точна художница и в изображении нарядов семейной пары и их дочери – всё в духе того времени. Изящно и в то же время просто, естественно, достойно. Есть ощущение торжественности и праздника. Всё – с налётом вольготности.

Кира Гаврилова. Портрет невесты
Ибрагима, арапа царя Петра I

Символами этой же атмосферы наполнено полотно Дмитрия Небогатова «Петербургские грёзы». Тут и нечто круглое на небе, напоминающее солнце, но с человеческим ликом, и юноша, который обрёл в своих мечтах крылья архангела и спустился на берег Невы, дабы защитить свою возлюбленную от бед и напастей (у него в руках меч), а она оторвалась от земли – вот-вот превратится или в булгаковскую Маргариту, или в шагаловскую даму, летящую над городом (сюрреалистичность живёт и процветает!). Вот насколько сильно может разыграться воображение, когда смотришь на это полотно. Грёзы вызывают страстное волнение.

Всё по той же центральной оси экспозиционной площади внимание зрителей привлекает размещённый здесь «Портрет невесты Ибрагима, арапа царя Петра I» академика, профессора изобразительного искусства Киры Гавриловой. Женский образ светел, и он находится в ореоле света. Вот так светозарно представила в своём воображении автор русскую девушку, покорившую сердце африканского юноши Абрама Петровича Ганнибала. Он был девятнадцатым ребёнком абиссинского князька, вассала турецкого султана, привезённого мальчиком из Стамбула в Петербург. По неподтверждённым данным, царь женил его на некоей Наталье Ржевской, но это выдумка киношников. На самом деле документально подтверждено венчание Абрама с Евдокией Андреевной Диопер уже в 1731 году (Петра уже не было в живых), она ему изменяла, и арап женился на Христине фон Шаберг, которая родила от него четырёх дочерей и пятерых сыновей. На полотне Киры Гавриловой – девушка, которая сияет от счастья, и это наводит на мысль, что мы имеем дело с образом Христины. Впрочем, это не тема для размышления. Это искусство Киры Гавриловой, интересное, интригующее, завораживающее.

Валерия Музыкантова делится
секретами своего искусства

Жанр второй работы Кира Тимофеевна определила как плакат: на нём – легко узнаваемая фигура царя, указующего на карту, а на ней – схема Заячьего острова, в центре которого обнесённая стеной Петропавловская крепость и рисунок макета с собором святых первоверховных апостолов Петра и Павла в центре. Это знаковое место: оно является историческим центром Санкт-Петербурга. Дата закладки 16 (27) мая 1703 года считается датой основания города. В 2023 году мы будем праздновать его 300-летие. Плакат – потому что он информативен, хотя творение Киры Тимофеевны не теряет своей художественной ценности.

Наша академия всегда рада участию в проектах молодёжи. Уже в который раз на наше предложение создать что-то новое по определённой теме отозвалась академик Светлана Рудягина, которая руководит студией в ДДТ «Родник» (Химки), и её ученица Валерия Музыкантова вдохновилась на создание произведения о Петре Великом, его эпохе.
– Идею картины «Петровские подарки» подсказал рисунок девочки из нашего объединения на конкурс «Рождественская фантазия», где царь Пётр дарит людям ёлку, – раскрыла секрет своей работы пятнадцатилетняя девушка. – На своей картине я изобразила ботик Петра, с которого он начал изучать морское дело. Затем дворец Меншикова, который считается первым каменным зданием, а также Летний дворец Петра, он сохранился в изначальном виде. Затем идёт Петропавловский собор, в нём находится усыпальница русских императоров. Потом я изобразила петровские ассамблеи – это торжественные приёмы гостей в знатных домах. При появлении ассамблей у столичных женщин закончилась затворническая жизнь. На небе я написала фейерверки – огненные потехи, как называли их при Петре I. Они являются символом Петровской эпохи. Центральную часть картины на фоне неба занимает флаг, расцветку которого придумал сам Пётр, а также параллельность линий на нём. Яблоко, которое катится по тарелочке, указывает нам на то давнее время, оно как из сказки. В эскиз вошли наиболее интересные, на мой взгляд, подарки Петра Великого. В процессе работы над рисунком я много узнала о деятельности Петра, чему очень рада.
На открытии всегда даём слово не только художникам, но и академикам из других секций. Профессор театрального искусства Светлана Волошина-Андрийчук сделала развёрнутый анализ проекта, в частности, она сказала: «Многогранно раскрывается в картинах личность Петра: он царь-работник и волевой император, он созидатель, изучающий науки, и непреклонный реформатор». Картина Искана Ильязова «Окно в Европу. Все флаги в гости будут к нам» – единственная работа в жанре абстракции на морскую тему. Она рождает многочисленные ассоциации. Кажется, что это необычная цветовая формула, по которой художник выстраивает своё изображение. Здесь каждая краска подобрана по тону и в своей пропорции. Вертикально выстроившиеся флаги торговых судов похожи на нос показавшегося корабля, идущего по морю навстречу тёплому солнцу. Здесь подобрана яркая палитра: жёлтый, голубой, красный, синий, белый, оранжевый. Настроение у картины радостное и торжественное. Вместе с этим на ум приходит новая ассоциация, чему также способствует цвет большого внешнего фона (благородный серый цвет петроль) – кажется, что это китель адмирала, а цветные флаги – орденские планки на кителе. И вот в картине уже читается радость и торжество парада.
Противоположны этим ярким цветам и чётким контурам две другие картины. Они посвящены Петербургу и воспевают город на Неве.

Пётр Цветков. Утро в Петербурге

С этой картиной перекликается картина Петра Цветкова, изображающая ранний предрассветный Петербург. Силуэт города, ещё расплывчатый, проглядывает, подобно солнцу, сквозь воздушный слой атмосферы. Тёмное «тело» старинного града Петра, его отражение в воде, катер, скользящий по её поверхности, – всё начинает занимать пространство и проступать сквозь светлую оболочку утра. Сгустки плотной тёмной массы определяют границы светлой. Они, как два вида энергии, два вида строительных материалов, теснят друг друга и взаимодействуют друг с другом, стремясь к равновесию и гармонии.
Пространную саморецензию в виде философского осмысления темы о Петре сделал академик, профессор изобразительного искусства Искандер Ильязов (Искан):
– Выход к морю был нужен России как хлеб, как воздух. Мне захотелось показать на картине энергию прорыва в широкий мир и зарождение другой, новой, сильной и яркой энергии в стране – в надежде, что история повторится.

Я соблюдал историческое соотношение размеров по длине и ширине каждого флага и строил их снизу вверх, как лестницу, сверив цвета и формы флагов (по состоянию на начало XVIII века). Начал с рамки довольно редкого цвета петроль – с оранжевым сочетается, особенно через голубое небо, но писал я небо в последнюю очередь. Рамка символизирует стену, в которой Пётр прорубил окно – окно ближе к квадратной, чем к прямоугольной форме, как было принято в непарадных постройках в те времена.
Несправедливым будет не отметить горячее желание принять участие в проекте Юрия Лютера, члена ПАНИ, который около года специально для экспозиции делал диптих, два мощных произведения: «Северная война» (размер 116 х 100 см) и «Император Всероссийский» (133 х 117 см) – монументальные работы, через которые автор делится своим взглядом на личность Петра – полководца, самодержца, созидателя, реформатора. Художник видит в нём человека с сильным, волевым характером, который способствовал реализации всего, что Пётр задумывал.
Уникальна не только живописная часть произведений, но и авторские рамы – из дерева и бронзы, массивные, внушительные, гармонично сочетающиеся с изобразительным пространством.
Всегда интересно мнение искусствоведа, академика ПАНИ, профессора МГИК Ольги Петровой:
– Память о великом реформаторе не ослабевает, а продолжает бурлить. Представленные работы выдержаны в разных стилях, от классики до авангарда, выполнены в различных техниках – есть и масло, и акрил, и пастель, и акварель, и уголь, и монотипия. Из Петербурга даже прибыл макет скульптурного памятника молодому Петру. Картины различны по размерам и цветовой гамме, но все отражают огромный интерес к личности Петра и его прекрасному детищу – городу Санкт-Петербургу. Выставка производит сильное впечатление, передаёт разные аспекты деятельности Петра, отражает этапы формирования его личности, – заключила Ольга Геннадьевна.
На открытии выставки выступили академики Николай Горский-Чернышёв, заслуженный художник России, доцент кафедры живописи Московского художественного института имени В. И. Сурикова, и Александр Голышев, доцент того же вуза и ВГИКа. Они подчеркнули высокий художественный уровень проекта и профессионализм в исполнении задуманного.
Было уделено значительное время и для научных докладов. Основной сделала доктор исторических наук, кандидат филологических наук, академик, профессор Лола Звонарёва, которая осветила один из важных аспектов, оказавших существенное влияние на формирование Петра Великого как лидера нации, владеющего всеми качествами, позволившими императору поднять Россию на новый уровень. Лола Уткировна построила свой материал на исследованиях жизни и деятельности великого белорусского просветителя Симеона Полоцкого, который был наставником царевича Алексея, отца Петра Великого, а впоследствии также, как пишут историки, «присматривал за воспитанием царевича Петра».
Андрей Тернов поделился своими исследованиями происхождения рода Нарышкиных, из которого была мать Петра Великого – Наталья Кирилловна. Корни рода – в городе Кашире, где живёт и творит Андрей Тернов, руководитель литобъединения «Зодиак», член Союза писателей России.
Интересное сочинение написал учащийся школы журналистики ДДТ «Созвездие» г. Химки, восьмиклассник Алексей Мкртычян. Оно – о Петре Первом, продуманное, чувственное и почтительное. Юноша награждён дипломом Гран-при в нашем академическом конкурсе, посвящённом 350-летию Петра.
Учёный секретарь МО ПАНИ, академик, заведующий библиотекой № 6 имени В. В. Вересаева Светлана Жуликова, как всегда на наших академических встречах, обобщила всё, что происходило в течение трёх часов:
– И выставка, которую можно назвать уникальной, и выступления наших учёных с докладами – достойное приношение Петру Великому к его юбилею. Все отнеслись к проекту, посвящённому основателю нашей академии, очень ответственно, с душой. Будем и дальше жить в таком же духе.

Владимир Кузнецов
(Влад Красноярский), член Союза писателей России, вице-президент Петровской академии наук и искусств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.