Джек Бауер против президента России
РУССКИЕ В ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
ЧАСТЬ 3
Стоит отметить вышедший в 2001 году почти лишённый «клюквы» фильм о Сталинградской битве «Враг у ворот». Образы советских солдат и тема их противостояния гитлеризму решена с использованием творчески переосмысленных образов и приёмов, заимствованных у советских фильмов про Великую Отечественную войну.
Любопытна эволюция образа российского президента Суворова в сериале «24 часа» (2001–2014, 9 сезонов). Сначала он проявляет себя как мудрый, расчётливый руководитель, стремящийся к сотрудничеству с США в борьбе с терроризмом. В сезоне, в котором он появился, он явно выигрывал симпатии зрителей у скользкого, ведущего двойную игру американского президента Логана. Жена Суворова трогательно делилась воспоминаниями своей тёти, которая побывала в Калифорнии полвека тому назад: «Она рассказывала, что в Калифорнии всюду апельсиновые деревья. Где же они теперь?»
В следующем своём появлении в сериале Суворов – мудрый расчётливый руководитель, проявляющий жёсткость, когда она нужна, в отношениях с США. В случае невыполнения его требований (кстати, справедливых) Россия грозит уничтожить американские базы в центральной Азии. Поэтому у героя сериала Джека Бауэра 24 часа для предотвращения войны и выполнения требований Суворова.
В восьмом сезоне образ президента Суворова резко изменился. Это гнусный политикан, ведущий непредсказуемую закулисную борьбу. Удивительно, но Суворов занимается грязными делами вместе с Логаном, отстранённым от власти при участии Бауэра за то, что готовил покушение на Суворова! В финале, когда все точки над i расставлены, а t перечёркнуты, неистребимый беспринципный Бауэр берёт на мушку Суворова. Только уговоры боевого товарища Хлои останавливают Джека: ведь убийство Суворова в Нью-Йорке, в здании ООН, может привести к войне.
Стоит отметить, что китайские товарищи в этом фильме показаны менее симпатичными. Они ведут подпольную силовую разведку на территории США, правда, вынудил их к этому Джек Бауэр. Он в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях проник на территорию китайского консульства, что привело к гибели консула. Но всё равно приятно, что русские уголовники, с которыми имеет дело Джек Бауэр, – это мужественные деловые люди, списанные с образов итальянских мафиози. Последний раз мы видим Джека Бауэра, когда он выменивает у агентов ФСБ Хлою, отдавая им самого себя. Больше в сериале он не появляется.
В сериале «Шпионка», рассказывающем о героине, которая борется с тайной шпионской организацией, русские спецслужбы выступают союзниками в этой борьбе, помогая накрыть сеть международных преступников. Впрочем, в самом сериале есть масса русских бандитов, которые были выходцами из развалившегося КГБ. Одной из главных тем являются отношения героини с матерью (Ириной Деревко), бывшим советским агентом, которая вышла замуж за большого начальника из ЦРУ. В современном мире мать девушки давно отошла от шпионских дел и теперь создала свою секретную криминальную организацию. Образ Ирины Деревко очень противоречив, но, несомненно, притягателен и интересен.
Несмотря на, казалось бы, улучшившиеся отношения между странами в последние годы, образ русского на экране приобретает негативную окраску. Русские – это преступные авторитеты, сутенёры и проститутки, которые не всегда оказываются главными злодеями, но часто создают много неприятностей, как в сериалах «Менталист», «Касл», «Криминал Майндс». Тоска по сильному и коварному врагу терзает душу американских кинематографистов, находя своё разрешение в фильме «Солт», где героиня оказывается «засланкой» КГБ, успешно внедрённой на американскую землю ещё в глубоком детстве. Недавно (2012) состоялся ремейк фильма 80-х годов, в котором русские и китайские войска оккупируют территорию США. Ради спасения демократии и своих жизней в бой вступают подростки. США вновь оккупируют корейские войска, так как Китай, несмотря на всю свою коммунистичность, был признан голливудскими боссами прибыльным рынком сбыта. Русские десантники работают у корейцев по найму консультантами по антипартизанской борьбе. Тоска по сильному противнику и привычный набор штампов редко позволяют современным американским кинематографистам создать по-настоящему серьёзный продукт. Впрочем, в таких сериалах, как «Клан Сопрано» и «Доктор Хаус», русские персонажи хоть и показаны с неприятной стороны (бандиты, модели и охотницы за богатыми женихами), но достаточно достоверно. Русские в этих фильмах не средоточие зла, а возможные бизнес-партнёры, хоть и с несколько своеобразными представлениями о порядочности.
В голливудских фильмах до введения экономических санкций в качестве места действия стала использоваться Москва. В фильме «Фантом», продюсером которого выступил Тимур Бекмамбетов, четыре американца, приехавшие в Москву, становятся свидетелями нападения на город инопланетян. Москва в фильме выглядит не менее привлекательно, чем западные города: сверкают витрины кафе и окна небоскрёбов «Москва-Сити». Но с метро у создателей фильма отношения особые: персонажи спускаются на станции «Библиотека им. Ленина», а оказываются на «Маяковской».
В фильме «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» герой Тома Круза бежит из Бутырской тюрьмы вместе с полюбившимся ему русским сокамерником, а злодей Курт Хендрикс взрывает Кремль. За беглецами охотится русская полиция, которую возглавляет персонаж Владимира Машкова.
Во втором фильме франшизы «Железный человек» появляется русский изобретатель бандитского вида, сыгранный Микки Рурком. Его персонажа зовут Иван Ванко – это мрачный татуированный бандит с длинными волосами, однако его поведение в лучшую сторону отличается от поведения второго злодея – американца Джастина Хаммера. Тот ненавидит Старка из-за его успеха и денег, а Иваном движет мотив священной мести за похищенный Старком секрет костюма Железного человека. Российский город в фильме полностью заснежен и наполнен старыми автомобилями.
Действие пятого фильма франшизы «Крепкий орешек» происходит в Москве, которую снимали в Болгарии. Московские пробки, «Москва-Сити», гостиница «Украина» – это всё присутствует. Сюжет отражает изменения, произошедшие во внешней политике двух стран. Сын главного героя пытается вытащить из тюрьмы опального олигарха, у которого есть компромат на возможного министра обороны. Вокруг развеваются полотнища, напоминающие транспарант партии «Единая Россия». У олигарха есть дочь, которая, как кажется на первый взгляд, работает на злодеев. В итоге, конечно, все русские оказываются злодеями.
В первоначальной версии фильма «Война миров Z» действие фильма заканчивалось в Москве, куда главный герой прибывал с экипажем самолёта «Антонов». Там главный герой становился настоящим головорезом, истребляя вместе с русскими зомби. Однако сцены показались фокус-группам слишком жестокими, и финал фильма пересняли. Самолёт прилетел в Шотландию вместо Москвы, где персонажи в ограниченном количестве интерьеров относительно дёшево завершили сюжет. Сцены борьбы с московскими зомби показаны фрагментарно. Кстати, оригинально решена в этом фильме борьба северокорейских товарищей с эпидемией зомби. Всем жителям КНДР удалили все зубы.
Ещё одним интересным событием становится появление русских на ТВ в сезоне 2012–2013 годов. Во-первых, сериал «Элементарно» рассказывает нам историю современного Шерлока Холмса в Нью-Йорке, где есть уборщик-украинец, оказавшийся врачом-убийцей, ангелом смерти, русский герой с Брайтон-Бич, болеющий за «Анжи». Вишенкой на торте становится пара русских шпионов, давно засланных в США, и их дочь-подросток.
Тема советского шпионажа в США разработана в сериале «Американцы» – история об оперативном браке двух агентов КГБ, которые под видом американцев живут в пригороде Вашингтона. Действие происходит сразу после того, как президентом становится Рональд Рейган. Напряжение нарастает, когда появляется новый сосед Стэн, агент ФБР, который работает в контрразведке. У Стэна есть агентесса в советском посольстве, постепенно он попадает в клубок любовных нитей, которые протянулись через московское посольство в далёкую заснеженную Россию и в Москву эпохи Андропова, где КГБ борется не только со шпионами и диссидентами, но и с экономическими преступлениями.
А как трансформировался образ американца (или шире – иностранца) в советском кинематографе? В первых немых советских фильмах иностранец воспринимался через набор штампов: «толстый капиталист», заедающий век простых людей. Зрители радовались, когда такого героя свергали с его пьедестала социальной успешности и он попадал в смешные для зрителя и неприятные для него самого ситуации. С приходом периода нэпа отношение к иностранцам несколько меняется. Фильм Владимира Кулешова «Приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) был новаторским в техническом плане – это был первый игровой советский фильм, где был крайне продуманный монтаж и смены ракурса. Сюжет и основная идея были таковы: фильм был рассчитан на то, чтобы через образ иностранца – мистера Веста – разрушить предрассудки, которые были в сознании не только иностранцев, но и многих советских граждан, переживших революцию и помнящих «прежнюю жизнь», то есть, по сути, являющихся в некотором смысле иностранцами для советской России.
Положительный образ иностранца есть в фильме Юрия Желябужского «Папиросница от Моссельпрома» (1924) – это американский предприниматель из мира лёгкой промышленности, внешне имеющий некое сходство с карикатурами того времени, который предлагает ставшей манекенщицей лоточнице Зине руку и сердце. Предприниматель достаточно приятен, особенно на фоне некоторых наших соотечественников – отрицательных персонажей. Один из этих персонажей коварно расстраивает матримониальные планы американца, а наивный, не понимающий по-русски американец, вместо того чтобы мстить, продолжает хорошо относиться к своему врагу-переводчику, которого играет Игорь Ильинский. Положительный образ капиталиста появился благодаря плотному взаимодействию российской промышленности с иностранными кадрами и попыткой СССР заявить о себе на мировом экономическом пространстве.
Отношение к иностранным рабочим в фильмах пытались создавать положительное. Советские зрители, особенно в свете возможной мировой революции, должны были сочувствовать угнетаемому пролетариату другой страны и гореть желанием его освободить. Даже иностранные военные – захватчики-немцы, как в фильме Бориса Барнета «Окраина», – могут быть показаны положительно. В иностранных героях, не являющихся власть предержащими, советское руководство предлагало видеть людей, а не ходячие штампы.
В 30-е годы советский кинематограф через образ иностранца в СССР не просто старается развенчать предрассудки о советской власти, а показать, что в Стране Советской жить гораздо лучше, чем на Западе, где героев не принимают и преследуют, как, например, героиню Любови Орловой в фильме «Цирк» из-за её чернокожего ребёнка.
Однако есть и другие нотки в изображении иностранца. Возрастающая внутренняя политическая паранойя и осознание необходимости создания «новой истории» требуют видеть в образе иностранца агента империалистических держав. В фильмах, рассказывающих о периоде революции и Гражданской войне, часто показывают иностранных шпионов, которые на своих сходках делят землю рабочих и крестьян между своими державами. Часто показываются их коварные помощники из местного населения – агенты, которые, как бы ни были хорошо встроены в коллектив, сами становятся в некотором роде иностранцами.
Плохо говорящие по-русски белые генералы, работающие в интересах восстановления монархии, в случае провала их дела готовы уехать в Париж или Нью-Йорк, где они легко сольются с толпой.
В советских фильмах военного периода американцы показываются с положительной стороны, хотя и не в массовом порядке. Так как кинематограф этого периода должен был вселять в людей уверенность в победе, то целью было показать не какие хорошие американцы, а какие плохие немцы. Но в одном из выпусков «Боевого киносборника» почтальон Стрелка (Любовь Орлова) предваряет показ британской военной хроники словами: «Мы не одни боремся с Германией. С нами вместе две самые передовые страны мира: Англия и Америка!»
Положительный образ западного героя есть в послевоенном фильме «Беспокойное хозяйство», однако это не американский, а французский лётчик Лярошель, трогательно и безответно ухаживающий за главной героиней. Вообще, мировая война в советском сознании воспринималась как Отечественная война, где русский воин-освободитель придушил фашистскую гадину. В американцах для этого нужды не было.
Возникновение Североатлантического альянса (НАТО) закономерно привело к обострению международной обстановки между СССР и США. В 1949 году в течение всего одного месяца (октябрь) в Европе появляются два немецких государства – ГДР и ФРГ, а в Китае, не без помощи СССР, побеждает революция.
В 1949 году формируется образ врага, который в дальнейшем будет оставаться практически неизменным долгое время.
Неоказание американцами помощи СССР по Плану Маршалла и бомбардировки Хиросимы создали ощущение возможности и опасности новой ядерной войны, развязать которую могут секретные агенты Запада. Шпионы, засланные в Советский Союз, рыщут по заводам и втираются в доверие к простым гражданам, например, как в фильмах из цикла «Ошибка резидента». «Засланцев» удаётся либо обезвредить, либо, что лучше, перевербовать на благо Советского Союза. Американские шпионы и политики в таких фильмах – люди разной степени коварности и аморальности. Часто герой «из бывших» становится агентом Запада, однако впоследствии может быть перевербован. Западные агенты показываются как крайне жестокие, умные и изобретательные люди, которых ни в коем случае нельзя недооценивать.
Проблемы в Германии создали новый виток напряжённости. В сознании людей всё явственней и явственней выкристаллизовывалась опасность появления и торжества неофашизма, отцами-основателями которого могут стать беглые нацистские преступники, работающие на благо американской экономики. Поимка таких людей, как в фильме «Мёртвый сезон», и разрушение подпольных ячеек – вот задача агентов невидимого фронта.
Образ американца в подобных фильмах представлен негативно. Жадный капиталист, задумываясь только о своей выгоде, принимает на работу беглого фашистского учёного, проводившего опыты над людьми. Политики же часто тайно финансируют неонацистов или даже скрыто вступают в их группы для гарантии власти в будущем мире. (Следует отметить, что опасность возрождения нацизма волновала и западных кинематографистов. В британском фильме «Меморандум Квиллера» (1966) борьба с ушедшими в подполье нацистами ведётся не на жизнь, а на смерть.)
Третьим вариантом образа врага, не менее страшным, мог служить свой родной советский человек, который, проникнувшись американскими ценностями, духовно отрекается от правильных советских ценностей в пользу ложных американских. Герой проникается вещизмом, отрекается от семьи и коллектива и часто попадает в лапы агентов империализма.
Если говорить о «периферийных войнах», американские военные показываются как крайне жестокие и беспринципные люди, часто у них на службе состоят фашистские преступники, для того чтобы лучше бороться с сопротивляющимся местным населением. Как в одном из фильмов цикла про резидента – «Возвращение резидента».
Однако простые американцы всегда были в советских фильмах симпатичными персонажами. В фильме «Нейтральные воды» (1969) американский матрос, поднявший в свою надувную лодку попавшего в воду советского моряка, искренне переживает, когда ему кажется, что он теряет только что спасённого человека. Американец спешит оказать помощь. На его лице подростка-переростка читается нескрываемое волнение. С советским моряком оказывается портфель с секретными документами, это служит поводом для подозрений, что помощь американца небескорыстна. Когда инцидент со спасением советского моряка наконец исчерпан, американцы с расстроенными лицами передают семафором свои сожаления.
В этом фильме противостоящие друг другу в Средиземном море флоты СССР и США показаны как две организации, способные к сотрудничеству (1969 год – это отдалённый канун разрядки). Советский и американский корабли совместно расстреливают всплывшую якорную мину времён Второй мировой войны. А когда гибнет пилот американского самолёта, неудачно взлетевшего с авианосца, на советском корабле по громкой связи зачитывают его краткую биографию и сообщают о его семейном положении. Советские моряки сочувственно молчат.
Фильм «Я – Куба», который, казалось бы, должен быть пропитан антиамериканизмом, представляет вереницу образов разгулявшихся американцев, которые при ближайшем рассмотрении оказываются неплохими ребятами. Всё зло в этом фильме исходит от кубинской диктатуры. Такое мягкое отношение к образу простого американца отвечало ожиданиям широкой советской киноаудитории 60-х годов. Среди простых людей старшего поколения того времени был популярен погибший от пуль убийцы американский президент Кеннеди. С ним и с образом Америки ассоциировались наметившееся в то время снижение уровня военного противостояния (договор о запрещении ядерных испытаний, мирное разрешение Карибского и Берлинского кризисов) и поставки хлеба из США и Канады. Последнее было особенно важно для взрослого населения, помнившего голодные времена.
Шли годы. Наступила перестройка. В её начале образ американца на экране имел комически-положительный оттенок, но к началу 2000-х годов злодеи западного происхождения вновь появляются на российском экране, как в фильме «Зеркальные войны». Правда, с ними совместно борются российские и американские спецслужбы. Но так и не появились работы, которые были бы симметричным ответом на обидные американские карикатуры, в которых русские всё так же представлялись недалёкими, но опасными противниками.
Елена БОЯРШИНОВА,
киновед-исследователь