Резец ведёт
через века

Экспозиция «Шедевры французской гравюры XVII–XIX веков» в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств стала настоящим событием в жизни директора Ирбитского музея Валерия Андреевича Карпова.
Страстному собирателю художественных ценностей удалось создать единственный в России музей гравюры и рисунка, коллекцию которого он накапливал с 1975 года. Сейчас в ней около 11 тысяч единиц хранения.
Среди них работы мастеров французской графики, которая считается одной из лучших в европейском искусстве.
Жанровую палитру представленных листов составляют портреты, пейзажи, натурные сцены, сюжеты на библейские и мифологические мотивы, выполненные на дереве, металле, бумаге и ткани с применением различных графических техник.

Мы, например, имеем возможность познакомиться с одним из лучших художников XVII века, первым французским мастером Жаком Калло. Среди его офортов на библейские темы особенно привлекает внимание «Вознесение Марии» – гравюра тонкая, с виртуозной проработкой мельчайших деталей. В той же технике выполнен лист «Вид Нельской башни в Париже» (около 1630 г.). Тщательная прорисовка всех деталей не в ущерб целостности сюжета – характерная черта французской гравюры, ярко проявившаяся и у Франсуа Бушо – в «Виде Венсена» по оригинальному рисунку Антуана Ватто, в его же «Качелях», в гравюрах на куртуазные темы других мастеров.
Насыщенный колорит привлекает в листах «Заходящее солнце» Шарля Добиньи, «После дождя, дубы в Ланданах» Пьера Руссо, «Пейзаж с руинами» Шарля Декурти. Тонкая ­моделировка и певучесть линий делают выразительным облик персонажей, а особый способ штриховки создаёт мерцающий фон, который словно озвучивает всю картину. Эта черта есть и в листах, где скомбинированы разные техники. Например, в автопортрете Жана Жака де Буасье или оригинальных гравюрах на шёлке неизвестного художника конца XVIII – начала XIX века «Портрет императора Наполеона I Бонапарта на прогулке в Мальмезоне» и «Портрет императрицы Марии Луизы, второй жены Наполеона» по рисунку Эжена Габриеля Изабе. Оба – цветные оттиски на атласе с одной доски. Тем же способом выполнена гравюра неизвестного художника конца XVIII века «Парный портрет Людовика XVI и Марии Антуанетты в цветочной гирлянде». На выставке музея можно увидеть книжную иллюстрацию Шарля Жозефа Эйзена по «Генриаде» Вольтера с его прижизненным портретом на титульном листе. Портретная графика – вообще один из любимых жанров французской гравюры, представленный такими мастерами-виртуозами, как Клод Меллан и Робер Нантейль, неподражаемый гравёр Жерар Эделинк. На сделанных ими парадных портретах мы видим не только вельмож, но прежде всего личности с меткой характеристикой каждого персонажа. Выставка заканчивается графическими листами носителей двух знаменитых имён. Это офорт «Служанка, совершающая покупки» Камиля Писсарро и «Портрет мистера Икс» Анри Тулуз-Лотрека. В первой работе особый способ штриховки даёт новые формы построения композиции, а во второй реальный профиль чётко очерчивает характер модели. Невольно отмечаешь, что при лаконизме, сжатости французские графики достигли высокой художественной убедительности образов. А удивительная, чисто французская лёгкость и подача материала помогли точно запечатлеть мгновения жизни, оставившие вечный след в истории изобразительного искусства.

Валентина ЧЕРЕМИСИНА,
г. Екатеринбург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.